Учет деловой репутации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Купив организацию (бизнес), ее новый владелец приобретает не только имущественный комплекс, но и совокупность других ресурсов: трудовой коллектив, торговую марку, круг постоянных клиентов и поставщиков, сформированный рынок сбыта и т. д. (ст. 559 ГК РФ). Оценить эти ресурсы по отдельности и признать их в качестве материальных активов невозможно. Поэтому приобретения такого рода признаются в совокупности и называются деловой репутацией (гудвиллом).

Деловая репутация как объект, подлежащий оценке, возникает, только если организация (бизнес) приобретается по договору купли-продажи. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной.

Положительная деловая репутация

Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку к цене, которую платит новый владелец организации за получение в будущем потенциального дохода от приобретенного бизнеса. Это означает, что средства, затраченные на приобретение деловой репутации, впоследствии принесут экономическую выгоду, прибыль, то есть окупятся.

Отрицательная деловая репутация

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, которую получает новый владелец организации в связи с отсутствием у приобретенного предприятия стабильного рынка сбыта, навыков маркетинга, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т. п.

Определение стоимости

Стоимость деловой репутации рассчитайте по формуле:

Сумма, уплачиваемая продавцу за организацию (бизнес) в соответствии с договором купли-продажи (без НДС)

Сумма всех активов (оборотных и внеоборотных) и обязательств (краткосрочных и долгосрочных) по бухгалтерскому балансу покупаемой организации на дату ее приобретения

Бухучет

По дебету этого счета показывают сумму, которая была уплачена продавцу при покупке бизнеса, а также стоимость обязательств (а именно долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности), которые перешли организации в результате данной сделки:

– отражена сумма, уплачиваемая продавцу за организацию (бизнес) в соответствии с договором купли-продажи;

– приняты к учету обязательства (кредиторская задолженность) приобретаемой организации.

По кредиту счета 76 показывают сумму входного НДС, предъявленного продавцом организации, а также стоимость всех активов (в т. ч. дебиторской задолженности) этой организации:

– отражена сумма входного НДС по приобретаемой организации;

– приняты к учету активы (внеоборотные и оборотные активы) приобретаемой организации.

Такой порядок следует из положений пункта 42 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов.

Унифицированной формы для расчета стоимости деловой репутации законодательством не установлено. Поэтому такой расчет можно оформить, например, бухгалтерской справкой (п. 1, 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

– отражено возникновение положительной деловой репутации;

Дебет 04 Кредит 08

– учтена положительная деловая репутация в составе нематериальных активов.

Такой порядок следует из пунктов 4 и 43 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счета 08, 04).

Одновременно с принятием на учет положительной деловой репутации в составе нематериальных активов (отражением на счете 04) заполните карточку по форме № НМА-1, утвержденной постановлением Росстата от 30 октября 1997 г. № 71а.

Пример расчета стоимости деловой репутации

– стоимость основных средств – 20 000 000 руб.;
– стоимость нематериальных активов – 7 000 000 руб.;
– стоимость материально-производственных запасов – 1 900 000 руб.;
– стоимость готовой продукции – 1 200 000 руб.;
– стоимость финансовых вложений – 6 000 000 руб.;
– сумма дебиторской задолженности – 13 900 000 руб.

Стоимость краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности приобретаемой организации составила 20 000 000 руб.

Дебет 08 Кредит 76
– 70 000 000 руб. – отражено возникновение положительной деловой репутации.

Отрицательную деловую репутацию отразите в составе прочих доходов отчетного периода проводкой:

– учтена отрицательная деловая репутация в составе прочих доходов.

Такой порядок следует из пункта 45 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счет 91).

Во всех случаях записи на счетах делайте на дату госрегистрации договора купли-продажи на основании:

Это следует из пункта 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и статей 561 и 563 Гражданского кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена и в письме УМНС России по г. Москве от 16 мая 2003 г. № 23-10/2/26257.

Амортизация положительной деловой репутации

Стоимость положительной деловой репутации, учтенной в составе нематериальных активов, списывайте в расходы через амортизацию . Амортизацию рассчитайте линейным способом исходя из:

– 20 лет или срока деятельности организации (если его продолжительность составляет менее 20 лет);

– стоимости положительной деловой репутации (т. е. стоимости, учтенной на счете 04).

Начислять амортизацию начинайте со следующего месяца после отражения положительной деловой репутации на счете 04. При этом делайте проводку:

Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 05

– учтена в составе расходов положительная деловая репутация.

Порядок учета деловой репутации (гудвилла) при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО: налог на прибыль

Порядок учета деловой репутации при расчете налога на прибыль зависит от того, является она положительной или отрицательной.

В состав нематериальных активов деловая репутация в налоговом учете не включается. Она не удовлетворяет требованиям пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

Превышение стоимости чистых активов над покупной ценой организации в налоговом учете считается скидкой с цены (абз. 3 п. 1 ст. 268.1 НК РФ). То есть часть имущества организация-покупатель получает бесплатно, и у нее образуется экономическая выгода. Поэтому величину отрицательной деловой репутации отразите в составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль (абз. 1 ст. 250 НК РФ). Такой доход признается в месяце регистрации права собственности на приобретенную организацию (подп. 2 п. 3 ст. 268.1 НК РФ). Так поступайте вне зависимости от того, какой метод определения налоговой базы применяет организация – начисления или кассовый. Это следует из пункта 1 статьи 271 и пункта 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении отрицательной деловой репутации

В соответствии с передаточным актом балансовая стоимость имущества приобретенной организации составила 60 000 000 руб., в том числе:

– стоимость основных средств – 30 000 000 руб.;
– стоимость нематериальных активов – 7 000 000 руб.;
– стоимость материально-производственных запасов – 1 900 000 руб.;
– стоимость готовой продукции – 1 200 000 руб.;
– стоимость финансовых вложений – 6 000 000 руб.;
– сумма дебиторской задолженности – 13 900 000 руб.

Стоимость краткосрочной и долгосрочной задолженности приобретаемой организации составила 7 100 000 руб.

Положительная деловая репутация, то есть превышение покупной цены над балансовой стоимостью организации, в налоговом учете считается надбавкой к цене, которую платит покупатель в ожидании будущих экономических выгод (абз. 2 п. 1 ст. 268.1 НК РФ). Такую надбавку покупатель признает внереализационным расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации права собственности на приобретенную организацию. Такие правила установлены в подпункте 1 пункта 3 статьи 268.1 и подпункте 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. При этом, если организация применяет кассовый метод, указанные расходы должны быть оплачены продавцу (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Поскольку порядок включения в расходы положительной деловой репутации в бухгалтерском и налоговом учете различается, в бухучете возникает налогооблагаемая временная разница (п. 12 ПБУ 18/02). Это приводит к формированию отложенного налогового обязательства (п. 15 ПБУ 18/02), которое отражается проводками:

– начислено отложенное налоговое обязательство с положительной деловой репутации в течение первых пяти лет после покупки предприятия;

– списано отложенное налоговое обязательство в период с шестого по двадцатый год после покупки организации.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении положительной деловой репутации

В соответствии с передаточным актом балансовая стоимость имущества приобретенной организации составила 40 000 000 руб. Стоимость краткосрочной и долгосрочной задолженности приобретаемой организации составила 10 000 000 руб.

110 970 698 руб. – 10 970 698 000 руб. – (40 000 000 руб. – 10 000 000 руб.) = 70 000 000 руб.

Дебет 04 Кредит 08
– 70 000 000 руб. – учтена положительная деловая репутация в составе нематериальных активов.

Ежемесячно, начиная с сентября, бухгалтер учитывает амортизационные отчисления равными долями в течение 20 лет или 240 месяцев (20 лет × 12 мес.):

Дебет 20 (25, 26. ) Кредит 05
– 291 667 руб. (70 000 000 руб. : 240 мес.) – учтена в составе расходов положительная деловая репутация.

В налоговом учете положительную деловую репутацию (70 000 000 руб.) бухгалтер учитывает в составе расходов равномерно в течение пяти лет или 60 месяцев (5 лет × 12 мес.). Амортизация начисляется начиная с сентября в сумме 1 166 667 руб. (70 000 000 руб. : 60 мес.). Одновременно бухгалтер отражает отложенное налоговое обязательство:

По истечении пяти лет (после того, как положительная деловая репутация будет полностью списана в налоговом учете) бухгалтер будет ежемесячно погашать отложенное налоговое обязательство проводкой:

ОСНО: НДС

Приобретение (формирование) деловой репутации не влияет на обложение НДС (входного налога не образуется). Это связано с тем, что деловая репутация приобретается не сама по себе, а только в рамках договора купли-продажи организации (ст. 559 ГК РФ).

Продажа организации в свою очередь является объектом обложения НДС. Следовательно, сумму входного налога, предъявленную продавцом, по этой операции можно принять к вычету. Сделайте это в общем порядке после принятия к учету всех видов имущества, входящих в имущественный комплекс. Это следует из совокупности положений статьи 158, подпункта 1 пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

УСН

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, положительную деловую репутацию в составе расходов не учитывайте. Это объясняется тем, что такой вид расхода в статье 346.16 Налогового кодекса РФ не поименован.

Ситуация: нужно ли учесть при расчете единого налога отрицательную деловую репутацию?

При расчете единого налога учитываются доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 Налогового кодекса РФ (ст. 346.15 НК РФ). То есть доходы, принимаемые при расчете налога на прибыль. При этом организации на упрощенке не учитывают при расчете единого налога доходы, поименованные в статье 251, а также доходы, облагаемые по ставкам, установленным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Отрицательная деловая репутация (гудвилл) учитывается при расчете налога на прибыль на основании абзаца 1 статьи 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 268.1 НК РФ). Значит, независимо от объекта налогообложения, который выбрала организация, доход в виде отрицательной деловой репутации будет увеличивать и базу по единому налогу (ст. 346.15 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 января 2013 г. № ЕД-4-3/1357.

При этом доход учтите в момент приобретения организации (т. е. на дату госрегистрации перехода права собственности на имущественный комплекс (ст. 564 ГК РФ, подп. 2 п. 3 ст. 268.1 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ)).

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет, в том числе основных средств и нематериальных активов (п. 1 ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Его цель – контроль за остаточной стоимостью имущества, которая в совокупности по всем объектам не должна превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы стоимость деловой репутации (как положительной, так и отрицательной) не влияет.

Организации – плательщики ЕНВД обязаны вести бухучет и сдавать отчетность в полном объеме. Такие правила установлены в статье 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Поэтому при отражении в бухучете деловой репутации применяйте такие же правила, как и при общей системе налогообложения.

Совмещение ОСНО и ЕНВД

Если организация одновременно занимается деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД, и деятельностью на общей системе налогообложения, отрицательную деловую репутацию учтите в составе внереализационных доходов (абз. 1 ст. 250 НК РФ). То есть распределять ее стоимость не нужно. Это связано с тем, что порядка распределения доходов, полученных при совмещении разных налоговых режимов, законодательством не предусмотрено (письмо Минфина России от 15 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/116).

Деловая репутация - это нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. При этом деловая репутация организации - это разница между текущей ценой организации и стоимостью ее по бухгалтерскому балансу. Рассмотрим особенности ее учета в банковской практике.

Понятие деловой репутации в российской деловой практике

Деловая репутация представляет собой своего рода "доброе имя" лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной.

Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к ее обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения ее обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.

Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учете нематериальных активов: стоимость деловой репутации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), так называемый гудвилл (понятие, используемое в зарубежной деловой практике).

Гудвилл

Гудвилл (англ. Goodwill) - экономический термин, используемый в международном бухучете, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учета стоимости активов и пассивов. Он относится к нематериальным активам. Отражает доверительное отношение к компании, к бренду, деловую репутацию. При оценке или продаже компании может создавать большую (сверхнормативную) прибыль, чем рыночная оценка всех активов за вычетом долговых обязательств.

Гудвилл - это такая совокупность факторов деловой репутации, репутации доброго имени фирмы (бренда), выгодности местоположения, узнаваемости торговой марки и прочих не идентифицируемых отдельно от фирмы, которая позволяет сделать заключение о будущем превышении прибыльности данной фирмы по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм.

Гудвилл (стоимость деловой репутации) равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов (стоимость всех ее активов и обязательств по бухгалтерскому балансу).

Передача гудвилла означает передачу прав на фирму и ее деловые связи при продаже торгового предприятия (например, передача инфраструктуры и информации о клиентах).

Согласно МСФО 3 "Объединение бизнеса" гудвилл - будущие экономические выгоды от использования активов, которые невозможно индивидуально идентифицировать и признать по отдельности. МСФО 36 "Обесценение активов" предписывает не амортизировать гудвилл, образующийся при слияниях и поглощениях, а периодически проводить проверку на предмет его обесценения путем переоценки приобретенной компании; там же приведен тест на обесценение.

Бухгалтерский учет деловой репутации

Согласно п. 4.20 Приложения 10 Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" деловая репутация, возникшая в связи с приобретением имущественного комплекса (в целом или его части), учитывается в составе нематериальных активов.

Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении имущественного комплекса кредитной организации (в целом или его части), и суммой всех активов (их соответствующей части) за вычетом суммы всех обязательств (их соответствующей части) по бухгалтерскому балансу на дату ее покупки (приобретения).

Активы и обязательства имущественного комплекса (в целом или его части) должны быть отражены в бухгалтерском балансе на дату его покупки (приобретения) по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости, определенной в соответствии с договором о покупке (приобретении) имущественного комплекса.

Отражение положительной деловой репутации

Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта на балансовом счете 60905 "Деловая репутация".

Учет положительной деловой репутации, возникшей в связи с приобретением организации как имущественного комплекса, производится проводкой:

Д-т 60905 "Деловая репутация"

К-т 60323 "Расчеты с прочими дебиторами".

Приобретенная положительная деловая репутация может проверяться на обесценение в соответствии с законодательством РФ и иными нормативно-правовыми актами. При наличии признаков обесценения кредитная организация определяет сумму убытков от обесценения, которая отражается бухгалтерской записью по дебету балансового счета 70606 "Расходы" (символ 27308) в корреспонденции с балансовым счетом 60905 "Деловая репутация".

Отражение отрицательной деловой репутации

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием у продаваемого имущественного комплекса факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.д.

Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на доходы кредитной организации.

Отражение доходов в полной сумме отрицательной деловой репутации:

Д-т 60322 "Расчеты с прочими кредиторами"

К-т 70601 "Доходы", символ 17306 - на сумму скидки.

Оценка риска потери деловой репутации

Оценка риска деловой репутации производится с использованием экспертных оценок вероятности возникновения, вида и суммы возможного убытка не только в текущем времени, но и с учетом долгосрочной перспективы.

Принципы оценки риска потери деловой репутации (РПДР):

  • комплексность (оценка проводится по всем основным параметрам деятельности банка с учетом индивидуальных рисков аффилированных с банком лиц и компаний, обеспечивая полноту охвата всех информационных источников);
  • регулярность (постоянство мониторинга является не только принципом оценки, но и обязательным условием минимизации риска при условии своевременного принятия необходимых управленческих решений по выявленным факторам риска);
  • объективность (обеспечивается в силу независимости службы риск-менеджмента (РМ)).

Методология оценки разрабатывается службой РМ при необходимости с привлечением сотрудников подразделений, генерирующих риск. К сожалению, специфика данного вида риска усложняет его количественный анализ: вероятность может оцениваться только экспертным путем, как и корреляция между возникновением рискового события и ущербом.

Наиболее гибким инструментом оценки РПДР является ситуационный анализ (в том числе прогнозирование ухудшения существующего имиджа в результате негативного изменения рыночной ситуации в банковском секторе, раскрытия отрицательной информации о деятельности банка и (или) ее результатах, намеренных и ошибочных искажений такой информации контрагентами и персоналом банка, принятия непродуманных управленческих решений в области рекламы и маркетинга и др.).

Отражение расходов при наличии признаков обесценения производится проводкой:

Д-т 70606 "Расходы", символ 27308

К-т 60905 "Деловая репутация" - на сумму обесценения.

Управление риском деловой репутации

Многообразие источников и причин РПДР, необходимость использования принципов "знай своего клиента" и "знай своего сотрудника" предполагают отражение ряда функций по управлению данным риском в многочисленных внутрибанковских документах, регламентирующих порядок взаимодействия с клиентами, предоставления банковских продуктов и услуг, функции, права и обязанности структурных подразделений и отдельных сотрудников, контроля за их деятельностью и др. Создание новых положений и инструкций и актуализация всей уже существующей нормативной базы кредитной организации должны осуществляться с учетом необходимости управления данным риском.

Однако основные цели, принципы, методы воздействия и мониторинга уровня РПДР, распределения полномочий и обязанностей различных сотрудников рекомендуется аккумулировать в отдельном документе - положении по управлению риском деловой репутации. Разработку данного положения и методик оценки целесообразно поручить службе РМ. Данный документ должен быть доведен (с разъяснениями и проведением необходимого внутреннего обучения) до сведения всех сотрудников, принимающих участие в управлении риском потери деловой репутации.

Непосредственное участие в управлении данным риском служба РМ принимает с целью:

  • формирования положительного имиджа кредитной организации путем контроля отделов, работа которых влияет на внешний имидж банка и ожидания от него;
  • выработки рекомендаций для руководства по минимизации названного риска.

Текущий мониторинг и оценка эффективности

Данные процессы управления РПДР на уровне банка, так же как и первичный анализ, рекомендуется сосредоточить в службе РМ. На этом этапе основной задачей подразделения становится формирование управленческой отчетности по оценке риска (с указанием факторов возникновения, уровня РПДР и прочих показателей) для органов управления банка и совета директоров.

Значительной проблемой при анализе эффективности управления риском является системный учет всех данных о затратах, связанных с мероприятиями по формированию положительного имиджа кредитной организации, как прямых (например, стоимость рекламы в СМИ, проведения презентаций и др.), так и косвенных (например, стоимость рабочего времени менеджеров, потраченного на проведение интервью, и др.).

Поскольку риски любого банка во многом являются отражением системных рисков деловой репутации банковского сектора и его негативного имиджа в целом, мероприятий, разработанных отдельно каждым банком с учетом индивидуальных особенностей его деятельности, недостаточно для улучшения ситуации. Поэтому на уровне отдельных российских банков и банковского сообщества в целом также необходима активная работа в данном направлении.

бухгалтерского учета банковских операций

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Деловая репутация (гудвилл) представляет собой разницу между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Покупатель ставит на учет имущество и иные активы покупаемого субъекта (на основании индивидуально составленных документов их первичного учета), а затем выявляет сумму превышения (экономии) общих расходов по покупке над балансовой стоимостью приобретенной организации. Указанная разница может быть либо положительной, либо отрицательной.

Положительная деловая репутация организации представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем продавцу в ожидании будущих экономических выгод от эксплуатации данного объекта.

Отрицательная деловая репутация организации представляет собой скидку с цены, предоставляемую покупателю продавцом.

В составе нематериальных активов учитывается только положительная деловая репутация.

Порядок учета деловой репутации представлен на рис.4.6.

Рис. 4.6. Порядок учета деловой репутации

Ранее отрицательная деловая репутация учитывалась как доходы будущих периодов и равномерно в течение двадцати лет относилась на финансовые результаты организации. Теперь при приобретении предприятия как имущественного комплекса отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

Спецификой деловой репутации является то, что, хотя она возникает в процессе хозяйственной деятельности организации, объектом учета она не является и не обособляется в балансе. Она становится объектом учета только при продаже организации, как имущественного комплекса в целом.

Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной стоимостью проданной организации.

Типовые операции у покупателя -предприятия (собственника)

Деловая репутация (гудвилл) представляет собой разницу между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.




Покупатель ставит на учет имущество и иные активы покупаемого субъекта (на основании индивидуально составленных документов их первичного учета), а затем выявляет сумму превышения (экономии) общих расходов по покупке над балансовой стоимостью приобретенной организации. Указанная разница может быть либо положительной, либо отрицательной.

Положительная деловая репутация организации представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем продавцу в ожидании будущих экономических выгод от эксплуатации данного объекта.

Отрицательная деловая репутация организации представляет собой скидку с цены, предоставляемую покупателю продавцом.

В составе нематериальных активов учитывается только положительная деловая репутация.

Порядок учета деловой репутации представлен на рис.4.6.

Рис. 4.6. Порядок учета деловой репутации

Ранее отрицательная деловая репутация учитывалась как доходы будущих периодов и равномерно в течение двадцати лет относилась на финансовые результаты организации. Теперь при приобретении предприятия как имущественного комплекса отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

Спецификой деловой репутации является то, что, хотя она возникает в процессе хозяйственной деятельности организации, объектом учета она не является и не обособляется в балансе. Она становится объектом учета только при продаже организации, как имущественного комплекса в целом.

Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной стоимостью проданной организации.







Mozilla/5.0 (Windows NT 5.1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/35.0.2309.372 Safari/537.36

При приобретении деловая репутация учитывается по расчетной стоимости, определяемой как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) (п.42 ПБУ 14/2007).

Положительная деловая репутация

Отрицательная деловая репутация

Что такое деловая репутация и как ее учитывать

Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Положительная деловая репутация учитывается на отдельном субсчете счета 04 "Нематериальные активы".

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием:
- факторов наличия стабильных покупателей,
- репутации качества,
- навыков маркетинга и сбыта,
- деловых связей,
- опыта управления,
- уровня квалификации персонала и т.п.

Отрицательную деловую репутацию в полной сумме относят на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов, то есть относят на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Последующий учет

Амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации) только линейным способом.

АО "Альфа" приобрело у ООО "Бета" обособленный имущественный комплекс, (завод по производству строительных материалов).

Читайте также: