Учение о морали гегеля кратко

Обновлено: 04.07.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года, в Штутгарте, в семье финансового чиновника. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт, в котором подружился с Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и поэтом Фридрихом Гельдерлином.

Содержание работы

Введение
3
1. Личность Г. Гегеля и его философские взгляды
5
2. Учение о морали и нравственности
6
3. Теория этики Гегеля
8
Заключение
10
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Этические учения Гегеля.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

1. Личность Г. Гегеля и его философские взгляды

2. Учение о морали и нравственности

3. Теория этики Гегеля

Список использованной литературы

После смерти Гегеля от холеры в 1831 году ученики издали его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.

1. Личность Г. Гегеля и его философские взгляды

2. Учение о морали и нравственности

Во времена Гегеля существовало два подхода к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера социально определенного поведения. Подчеркивая оригинальность личностного и социального смысла морали, Гегель постарался объединить обе эти этические традиции. Учение о морали Гегеля явилось результатом сложного творческого развития, в процессе которого философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоятельности личности.

В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстрактном праве, нравственности морали.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика.

Так, по существу, определяется сам механизм осуществления морали, ставится задача моральной необходимости. Очень много ценных идей содержится также в гегелевской диалектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравственностью? В своем учении по этому вопросу философ делает следующие выводы. Нравственность – это вторая (общественная) природа человека, которая возвышается над первой (личностной).

3. Теория этики Гегеля

Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, проанализировал связь морали с другими сторонами общественной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социальный контекст.

Принцип историзма, проводимый Г. Гегелем, позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений.

Необходимым условием и основой нравственности Гегель считает свободу воли. В своём диалектическом развитии она проходит три стадии: природную волю; произвол; разумную волю. Нравственная свобода есть познанная историческая необходимость. Индивидуальная воля должна подчиняться всеобщей, в конечном счёте – государству.

Много ценных мыслей высказал Гегель о нравственной сущности семьи и брака, однако утверждал главенство мужа и неравное положение женщины в быту. Гегель неправомерно пытался свести мораль к политическим требованиям государства, которое он призывал почитать и поддерживать.

Место немецкого философа Георга Гегеля в истории этики не столь значительно, как в истории философии вцелом. Однако тот решительный шаг вперед, который он сделал по сравнению сКантом, - переход от этики доброй воли к этике социально- содержательнойдеятельности, исторически значимых поступков - был абсолютно необходим длявозникновения историко-материалистической теории морали.

В философском наследии Гегеля нет работы, полностью посвященной проблемам этики, однако вся его философская система в некотором смысле была этикой, поскольку раскрывала становления абсолютного духа (конечного звена развития духа), который реализует самопознания абсолютной идеи.

Каитова Зарета Хаджи-Даутовна – студентка Лечебного факультета Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.

Ключевые слова: немецкая классическая философия, философия Гегеля, мораль, нравственность.

В качестве морали философ рассматривает субъективную чувственность, субъективно-переживаемые межличностные и межгрупповые отношения, субъективно представляемое долженствование, а также субъективные оценки своего и чужого поведения, возникающие у личности в конкретно-исторических условиях. Как он сам отмечал в своих произведениях, человеческая ценность определяется его внутренним побуждением, а значит, каждый свободен в своей точке зрения на моральность.

Гегель отмечал, что мораль не статична в своём существовании. Она динамично проявляется в пространстве мыслимого.

По мнению Гегеля, мораль под воздействием своего внутреннего импульса выражается в действиях, поступках, а также в принимаемых в обществе решениях. Мораль при этом требует для собственного обнаружения конкретики. Тем самым Гегель значительно придвинулся в своих рассуждениях о морали.

Мораль позволяет оценивать как собственные поступки, так и действия сторонних лиц с точки зрения нравственности.

Нравственность, в понимании Г. Гегеля, выводит право и мораль в особую плоскость – плоскость действенного. Это означает, что право не обладает никакой основой без нравственности, не может существовать в реальности, а мораль ограничивается сама на себе в мыслимом и, соответственно, не имеет возможности получить своего продолжения в реальном мире, что противоречит ее сущности. Соответственно, мораль обладает динамичностью в своем применении на практике. Она характеризует не только морально-доброе, а включает определенность внутреннего содержания воли независимо от его моральной оценки в качестве доброго или злого. Движимая внутренним импульсом мораль находит свое выражение в поступках и действиях, а также решениях, принимаемых внутри общества.

Гегель считал, что для своего обнаружения морали необходима конкретика, человек в силе оценить как свои, так и чужие поступки, основываясь на анализе важнейших этических категорий. Именно в этом мнении он опередил своих современников и задал первооснову для современных философов. Мораль – это сфера личностных убеждений, считал философ, и при ее рассмотрении он анализировал также такие категории, как вина и умысел, благо и намерение, добро и совесть.

Таким образом, мораль – это область духа, которая представлена исключительно личностными смыслами, это сфера социально определенного поведения, сфера реальной свободы. А нравственность – это сфера практической свободы, это существующие в действительности законы и учреждения.

Категория нравственности синтезируется во взаимодействии права и морали, что свидетельствует об очевидной необходимости разграничения категорий морали и нравственности при рассмотрении соотношения морали и права на основе синергетического подхода, поскольку именно нравственность в трудах Гегеля переносит в плоскость действенного как право, так и мораль. Следовательно, право без нравственности не будет иметь своей же собственной основы, то есть не сможет объективироваться в действительности, а мораль в свою очередь замкнется в мыслимом сама на себе и утратит потенциалы воздействия на право в действительности, что стало бы противоречить ее сущности.

Только при нравственной оценке обстоятельств конкретного дела представляется возможность грамотного применения антикоррупционных правовых норм.

При совершении лицом поступка, который противоречит нормам общепринятой морали, общество призвано определять меру осуждающего воздействия.

Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений.

Необходимым условием и основой нравственности Гегель считает свободу воли. В своём диалектическом развитии она проходит три стадии: природную волю; произвол; разумную волю. Нравственная свобода есть познанная историческая необходимость. Индивидуальная воля должна подчиняться всеобщей, в конечном счёте – государству.

Много ценных мыслей высказал Гегель о нравственной сущности семьи и брака, однако утверждал главенство мужа и неравное положение женщины в быту. Гегель неправомерно пытался свести мораль к политическим требованиям государства, которое он призывал почитать и поддерживать.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например; подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели". Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, по сути дела, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству.

Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества, показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. наполнить мораль социально значимым содержанием. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия духа Гегеля, для которой оказалось возможным "разглядеть" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагает "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т.е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разума.

Следует отметить, что в это время существовало два подхо–да к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера со–циально определенного поведения. Подчеркивая оригиналь–ность личностного и социального смысла морали, Гегель по–старался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось ре–зультатом сложного творческого развития, в процессе которо–го философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоя–тельности личности.

В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстракт–ном праве, нравственности морали.

Так, по существу, определяется сам механизм осуществле–ния морали, ставится задача моральной необходимости Очень много ценных идей содержится также в гегелевской ди–алектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравствен–ностью? В своем учении по этому вопросу философ делает следующие выводы. Нравственность – это вторая (обществен–ная) природа человека, которая возвышается над первой (лич–ностной).

Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, про–анализировал связь морали с другими сторонами обществен–ной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социаль–ный контекст.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Гегель

Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – немецкий философ. • Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. • Человек есть не что иное, как ряд его

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) философ, сформулировал законы диалектики . Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности. . Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не

2.2.4. Г.В.Ф. Гегель о мировой культуре как формах самоопределения духа

2. Методологические основания социологии культуры

2. Методологические основания социологии культуры Методологические основания социологии культуры составляют: 1) парадигма – определенная классическая научная разработка, которая воспринимается представителями данной дисциплины в качестве образца и становится

2. Онтологические основания психологии

2. Онтологические основания психологии Во второй главе был дан набросок условий возникновения естественно-научной онтологии. Если бы мы пытались поступить таким же образом по отношению к психологии и другим рассматриваемым здесь наукам, это увело бы нас слишком далеко.

18.10.06 А.В.Ахутин — С.С.Хоружий. Диалоги об опыте. иалог 2. Гегель: опыт как развивающийся процесс

18.10.06 А.В.Ахутин — С.С.Хоружий. Диалоги об опыте. иалог 2. Гегель: опыт как развивающийся процесс Ахутин А. В.ОПЫТ-ИСПЫТАНИЕ И ОПЫТ-ПЕРЕЖИВАНИЕ(Интермедия в философско-богословском диалоге об опыте бытия).Еккл. 1, 13 «…И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать

1. Понятие этики

21. Гегель и метафизические основания этики

21. Гегель и метафизические основания этики Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению

1.2.Теоретические основания изучения моды

1.2.Теоретические основания изучения моды Исторически изучение моды начиналось в рамках истории ремесел, когда мастера хранили и передавали своим ученикам (сначала устно, а потом и письменно) профессиональные секреты. До наших дней дошли тайны античных ремесленников, в

Гегель и герменевтика

Шеллинг и Гегель

Шеллинг и Гегель «В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Коломб в XV: он открыл человеку неизвестную часть его мира, о которой существовали только какие-то баснословные предания – его душу! Как Христофор Коломб, он нашел не то, что искал; как Христофор Коломб, он

4. Основания власти современных медиа

4. Основания власти современных медиа Традиционно – на протяжении последних двухсот-трехсот лет (со времени существования старейшего из СМИ – газет) право на коммуникацию, как отмечает известный английский социолог Энтони Гидденс, было организовано репрезентативно,

Читайте также: