Учение гераклита о логосе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. Его знаменитая фраза: “Многознание уму не научает”. Прожил окало 60ти лет.

Гераклит, видя окружающий его мир в единстве, целостности, пытается объяснить связь явлений ми­ра, его целостность единством вещественного первоначала. У Гераклита — первооснова — огонь. В учении Гераклита мир, природа вечно изменяются. Гераклит утверждает, что космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухаю­щим. Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем". Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Он пытался ответить на вопрос : что является вечным и неизменным в этом меняющемся мире? Выдвинул всеобщего изменения Логос: Закон не изменим, а всё остальное меняется.(1ое-В одну реку нельзя войти дважды , ибо на вступившего бегут всё новые и новые воды. ОгоньßàВода .

2ое-Всё течет, всё изменяется и ни что не остаётся неизменным.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен, логос – пропорция этого обмена". Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д.

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса. В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о познании. В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.

6) Пифагор задал себе вопрос все ли можно мыслить? Мыслимо то, что конечно. Завершенность, обозримость – число. Что поддается числу – мыслимо. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свой­ства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геомет­рии и астрономии. Широко известная теорема Пифагора о соот­ношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы также достаточно показательна. Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказа­тельств имело решающее значение для становления типа рацио­нальности, характерного для современного цивилизованного че­ловека. При оценке философской значимости воззрений Пифагора сле­дует отдать должное его проницательности. С точки зрения фи­лософии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотно­шений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Пифагорейцы усвоили то, что попроще, некоторые количественные соотношения. Пифагорейцы еще не владели категорией качества, исходя из которой только и мож­но, как будет показано позднее Гегелем, уразуметь в должной сте­пени количество, каковым, в частности, является число. Пифа­горейцы были одними из первых, кто понял роль и значение чисел. При всей значимости открытий пифагорейцев им все-таки не удалось найти ответа на вопрос "из чего все?" Подобно тому как не все является водой или воздухом, не все является и числом. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо ска­зать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души. Особо следует отметить поиски пифагорейцами гар­монии во всем, красивой количественной согласованности.

7) Элейская школа - одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского. Разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. против стихийно – диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы Элейцев против диалектики, не смотря на их метафизический характер, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они остро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения , тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов и явлений самого познания.




Апория – неразрушимые противоречия.
Апории Зенона.

2. Ахиллес и черепаха Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

3. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Гераклит По данной теме мы уже выполнили реферат Гераклит подробнее ($544-483$ гг. до н.э.), древнегреческий философ, выходец из Малой Азии, из города Эфеса.

Гераклита можно считать основателем первой формы философской диалектики.

Учение о логосе

Сущее, мысль, природа, слово – для Гераклита всё один и тот же логос. Логос объединяет в себе план фюсиса, природы, то, что есть план умопостигаемости. Логос связан с греческим словом лего – считать и собирать, то есть логос – единящее начало.

Гераклитов логос – это единство сущего (природы), единство мысли, единство логоса, выразимого в слове. Увидеть многое можно только умом.

Только ум, в созерцании усматривает мир как одно. Ум руководит Вселенной всем через всё. Мудрость в том, чтобы знать всё как одно.

  • Ум проявляет себя как логос.
  • Логос – соединяющий всё воедино, это единящее начало.
  • Логос, природа и мир синонимичны друг другу.

Для Гераклита важна полисемия логоса. Логос это Космос. Всё вокруг пропитано логосом. Логос присущ всем и всему.

Готовые работы на аналогичную тему

Всё есть "огонь"

Пожалуй, самый значительный вклад в античную философию Гераклит внёс в своём учение о новом первоначале. С первого взгляда может казаться, что Гераклит примыкает к другим древнегреческим философам, к школе ионитов, которые видели в первоначале материальные стихии: воду, воздух.

Идея движения и всеобщей изменчивости. Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.

Благодаря этому первоначалу Гераклит мог подходить к осознанному пониманию целостности Космоса. То есть, гераклитово первоначало могло объяснить и возникновение Вселенной и взаимосвязь стихий и элементов.

Так, этот образ был весьма перспективным и претендовал на уверенную космогоническую гипотезу. Кроме этого, он объяснял ещё и общеприродные явления, с отсылкой на материальные основания.

Это основной образ и ключевая парадигма космогонии, всегда существующий огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий, обеспечивающий тем самым непрерывность рождения и сокрытия природы.

Огонь Гераклита несет оттенок судьбы, когда о нём говорится, что Вселенная испепелиться и разложится в то, из чего была создана, то есть из огня.

Огонь, по его пониманию, подходит ещё и потому, что душу можно так же уподобить огню. Душа – первооснова человека. Человеческая душа – это динамичный огонь. Такое полагание души приводит Гераклита к одушевлению природы.

Диалектика Гераклита

Так, По Гераклиту, изменение сливается с единством противоположностей, объединение крайностей возникновения и уничтожения, из уничтожения одного рождается другое.

Одним из наиболее крупных философских учений ранне-греческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита ­ "О природе". Гераклит в качестве субстанциально-­генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально конкретная стихия. Мир, по Гераклиту, - ­упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим, На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. "Огня смерть ­ воздуха рождение и воздуха смерть ­ воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха ­ огонь" и т.д.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость ­ это всеобщий закон ­ Логос. "Логос" в дословном переводе с греческого языка означает "слово", но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все совершается по этому Логосу. Известный исследователь истории философии А.С. Богомолов отмечал, что понятие Логос у Гераклита носит широкое обобщающее значение. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она была бы наиболее близка категории "сущность" во многообразии ее связей и опосредовании. В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.

Гераклитовская космология строится на основе стихийной диалектики. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядоченную систему ­ Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. "Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного". Для выражения этой мысли Гераклит пользуется образным сравнением изменяющегося Космоса с текущей рекой, потоком. "На входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды".

Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается". "Солнце ­ не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое".


Учение Гераклита о потоке тесно связано с его учением о переходе одной противоположности в другую, о "мене", "обмене" противоположностей. "Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Обмениваясь друг с другом, противоположности становятся тождественными. "Одно и то же в нас ­ живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое".

Утверждение Гераклита, что все есть обмен противоположностей дополняется указанием, что все происходит через борьбу. "Следует тать, что война всеобща, и правда борьба, и что все, что происходит, через борьбу и по необходимости". На основе борьбы устанавливается гармония мира. "В рождающемся соединяется, из расходящегося ­ прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу".


Точно так же, говорит Гераклит, и все состоит из противоположностей: мокрое и сухое, теплое и холодное, темное и светлое, день и ночь, расцвет и упадок и так далее. Противоположности борются одна с другой: например, день – с ночью, весна – с зимой, радость – с печалью. Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения. Если бы противоположностей не было, то ничто не менялось бы. Но противоположности не только борются, но и образуют единство. Так, например, мокрое – противоположность сухого. Но почему оно мокрое? Только потому, что когда-то было сухим, намокло и превратилось в мокрое. Получается, что если бы оно не было сухим, то никак не могло бы стать мокрым и наоборот. Или, допустим, существовал бы только день, а ночи не было бы вовсе. Знали бы мы тогда, что такое день? Нет. Мы только потому и знаем о дне, что есть его противоположность – ночь. Следовательно, противоположности одна без другой не существуют, одна другую дополняют, одна из другой следуют и одна другую предполагают. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но еще и пребывают в нерушимом единстве. Эта важная закономерность мироздания, о которой говорит Гераклит, – единство и борьба противоположностей, – является главным принципом диалектики – учения о всеобщей связи и вечном изменении вещей. Диалектические идеи высказывали многие философы. Первым же греческим мыслителем, воззрения которого целиком посвящены диалектике, считается Гераклит.

1. Какова главная философская идея учения Гераклита?

2. Как понимать утверждение Гераклита о том, что в одну реку (или в одну комнату, или еще куда-нибудь) нельзя войти дважды?

3. Что такое хаос и Логос в учении Гераклита? Как они соотносятся?

4. Что такое единство и борьба противоположностей?

5. Как называется философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Гераклит. Логос. Душа как особое состояние огненного начала

2. Гераклит. Логос. Душа как особое состояние огненного начала Гераклит (530–470 гг. до н. э.). С представителями милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой

31. Гераклит

31. Гераклит Греческий философ 5 века до н. э. Самым известным его утверждением считается следующее: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Безумец, но при этом вполне

3. Логос

3. Логос Давно уже сказано, что культура классической Греции – мир гармонии и соразмерности, ритма и формы, меры и целесообразности, организованности и пластической свободы. В центре этой культуры стоят не скрытые силы, а явные формы. Мир классического грека – мир

Гераклит

Гераклит Спустя несколько поколений в ионийской космологии появились новые теории. Теорий было достаточно много, и они часто давали противоположные истолкования и решения тех проблем, которые поставили первые натурфилософы. Одной из таких теорий был вариабелизм

D. Гераклит

D. Гераклит Если мы оставим в стороне ионийцев, еще не понимавших абсолютного как мысль, если оставим в стороне также и пифагорейцев, то у нас остается чистое бытие элеатов и диалектика, уничтожающая всякие конечные отношения; мышление представляет собою для элеатов

Гераклит

Гераклит В этот-то мистический мрак, окутывавший проблему Анаксимандра о бытии, вступил Гераклит Эфесский и осветил его божественным блеском молнии: «Я взираю на бытие, — восклицает он, — никто внимательнее меня не наблюдал за этим вечным прибоем волн и ритмом всего

ЛОГОС

ЛОГОС ЛОГОС (греч. logos) - философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально. В значении данного термина имеется также не

Гераклит

Гераклит Спустя несколько поколений в ионийской космологии появились новые теории. Теорий было достаточно много, и они часто давали противоположные истолкования и решения тех проблем, которые поставили первые натурфилософы. Одной из таких теорий был вариабелизм

Гераклит. Хаос и Логос

2. Гераклит

2. Гераклит а) Но уже у Гераклита этот космический материал замечательным образом обогащается. Тут сразу возникает несколько идей, которые в дальнейшем войдут в понятие о материи, но у Гераклита даны описательно и непосредственно–ощутительно. Во–первых, здесь

2. Гераклит

2. Гераклит а) Для понимания гераклитовской гармонии необходимо исходить из его общей идеи совпадения противоположностей, в частности единства и множества. Приведем сначала основные относящиеся сюда тексты Гераклита."Путь вверх и путь вниз один и тот же"(B 60);"Аид и Дионис

4. То же. Логос

4. То же. Логос а) Из всей софийной терминологии греческое слово"logos"получило огромную и даже всемирно–историческую популярность, что и привело к бесконечному разнобою в понимании этого термина и к необозримому количеству разного рода семантических неточностей и ошибок.

Логос

Логос (греч. . —речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера)– понятие (1) античной философии и (2) христианского богословия, обозначающее (1) разумный принцип, управляющий миром, и (2) Бога-Сына как Посредника между Богом-Отцом и миром.Как философское понятие, логос

Хаос и Логос. Гераклит

Мужей апостольских сменило поколение христианских апологетов. Апологетами называют церковных писателей, которые выступали с сочинениями в защиту христианства перед лицом государственной власти. Первые апологеты появились уже во II веке, в эпоху правления императоров династии Антонинов. К числу ранних апологетов относят Иустина Философа, Афинагора Афинянина, Феофила Антиохийского, Татиана, Аристида.

Особенности доникейского богословия

Учение об Иисусе Христе как о Боге относилось к собственно богословской области, а учение о Нем как о Боге воплотившемся – к области домостроительства. Учение о Троице в первые века фактически рассматривалось сквозь призму учения об Иисусе Христе. Первоначально основное внимание уделялось Его Божеству. При этом возникала опасность умаления Его человечества. Так возник докетизм, учение о призрачности человеческого тела Иисуса Христа, отрицающее истинность Боговоплощения. Докетами были гностики. Чуть позднее некоторые еретики сместили акцент на человечество Иисуса Христа, отрицая Его Божественность.

Особенности проповеди о Христе для иудеев и для язычников

Во времена апостольские Церковь жила воспоминанием о реальной земной жизни Иисуса Христа. Земного, осязаемого Иисуса помнили многие. Первые христиане, большая часть из которых были иудейского происхождения, довольствовались своей верой в Христа как Бога и благодатными переживаниями, которые проистекали от этой веры. Однако отличавшаяся универсализмом христианская проповедь быстро перешагнула национальные границы. Церковь более тесно соприкоснулась с культурным языческим миром, античным миром, понадобились и особые слова, способные наиболее точно передать глубокий смысл христианского Откровения другим народам. Язычникам мало что говорило исповедание Иисуса Христом или Господом. Для того, чтобы объяснить им то, Кем является Иисус Христос, требовались иные термины.

Это еще раз показывает, что Божественное Откровение давалось человечеству на том языке, который это человечество могло понять и принять. Временные понятия и образы входили в Откровение, отражающее вневременные истины. А универсальность христианского учения, обращенного ко всем народам и социальным слоям, требовало и разнообразных средств его выражения.

Что же вспоминали язычники, когда слышали о Логосе? Понятие Логоса в античном мире связывалось с отображением божественного в мире, с выражением Абсолюта в действии в мире. О Логосе учили некоторые авторитетные античные философы. Но что понимали они под Логосом? Дело в том, что греческое слово λογος имеет много значений. Оно обозначает не просто слово (человеческое слово), но и мысль, разум, смысл, понимание, учение.

Учение о Логосе в античности. Гераклит Эфесский

Стоики

Представление о тесной связи Логоса с миром и человеком стоики связали с этикой. Логос стоиков – и онтологическое начало, и этический принцип. Человек должен в своей жизни соответствовать Логосу. Некоторые стоики подчеркивали, что человек должен уделять больше внимания не телу, а тому, что связывает человека с божеством – логосу, разуму.

Логос – это разумный закон. Все в мире совершается в соответствии с Логосом, законом. Все, что происходит в мире, совершается неотвратимо, необходимо, необратимо. Все происходящее неизбежно, все зависит от Логоса. Необратимы даже самые незначительные события жизни, потому что и они предначертаны. Добродетель для стоиков – это не выбор, а смирение, принятие неотвратимого. Поэтому стоики героическим поступком считали самоубийство.

Логос – это закон, судьба, которая стоит даже выше богов. В гимне Зевсу стоика Клеанфа (III век до P. X.) говорится:

«Ты, из бессмертных славнейший, всесильный и

Зевс, произведший природу и правящий всем по закону!

Зевсу привет мой! Тебя всем смертным хвалить подобает,

Мы – порожденье твое, и все твой образ мы носим,

Смертные все, что живем на земле и ее попираем .

Ты согласуешь в единстве дурное совместно с хорошим,

Так что рождается разум, всеобщий и вечноживущий,

Разум, чья сила страшна одним лишь дурным среди смертных.

Нет награжденья прекрасней для смертных и нет для

Однако философский монизм у стоиков мирно уживался с религиозным политеизмом: мир пропитан божеством, все стихии мира божественны. Народные мифы и верования стоики примиряли с философией посредством аллегорического метода. Ближе к христианскому учению о Логосе стоит учение Филона Александрийского, сопрягавшее посредством того же аллегоризма библейскую и античную философскую традиции.

Филон Александрийский

Александрийский иудей Филон (20 год до P. X. – 40 год по P. X.) попытался изъяснить библейское учение языком античной философии. По мнению исследователей, Филон находился под влиянием александрийского платонизма, стоицизма и неопифагорейства 121 .

Принципиальное философское различение Бога и мира в сочетании с представлением о Боге как Творце и Промыслителе привели Филона к необходимости признания существования посредника между миром и Богом. Этим посредником является Логос, через которого Бог творит мир и заботится о нем. Логос Филона – это активное, действующее, близкое к миру начало.

Логос как посредническая реальность имеет у Филона несколько аспектов 124 . М. Муретов выделил две группы употреблений термина Логос 125 . Во-первых, в самом Боге

Логос – это Божественный разум, составивший идеальный план реального мира, это источник Божественной Премудрости, Премудрость, это идеальный мир, вместилище идей, идеальных образцов реальных предметов. Во-вторых, в отношении к миру Логос – это Божественная сила, единство Божественных идей и сил, как проявлений идей, это – первообраз мира, его первоформа. Он производит все мировое многообразие, выполняя индивидуализирующую функцию. Он охраняет миропорядок, является мировой силой, неизменным, вечным законом природы, мировым семенем. В определенном смысле он сам является миром (космосом). Филон не далеко уходит от стоического восприятия Логоса как безличного разума или силы, имманентной миру (а потому и действенной). Логос Филона то сливается с Божеством, то совпадает с миром.

По-разному решают вопрос о том, является ли Логос личным посредником. Например, М. Муретов сомневался в личном характере Логоса, считая, что личные названия Логоса у Филона имеют метафорический характер 126 . Однако олицетворения Логоса так часты у Филона, что это само по себе может считаться шагом вперед к христианскому восприятию Логоса.

Христианскому учению о Логосе в учении Филона соответствовала мысль о Логосе как творце, устроителе мира, промыслителе о мире, а также попытка персонификации Логоса. Вместе с тем, учение Филона имело и неблагоприятные последствия. Оно приводило к субординатизму и космологизму в христианском представлении о Логосе. Логос мог восприниматься как подчиненное Богу, низшее чем Бог существо, бытие которого обусловлено творением мира. Эти последствия проявились уже во II веке в учении христианских апологетов.

Учение о Логосе и Ветхий Завет

Особый интерес при рассмотрении учений о Логосе представляет ветхозаветная Премудрость, которую христианская экзегетическая традиция прочно связала с Божественным Словом, отождествив Софию Ветхого Завета со Второй Ипостасью Святой Троицы.

В книге Притчей Соломоновых, которую можно датировать ѴІ–Ѵ веком до P. X., Премудрость (хохма, софия) употребляется в нескольких смыслах. Это и человеческое качество или действие, и качество или действие Бога, и некое надчеловеческое, но близкое к человеку явление, и, что для нас важнее всего, особое самостоятельное явление Рядом с Богом. В книге Притчей Премудрость персонифицируется, в ее уста вкладываются две речи: Пртч. 1:22–33 и Пртч. 8:4–3б. В первой речи она вполне может просто олицетворять заповеди, добродетели. Но вторая речь рисует очень необычный ее портрет. Она предстает не просто как обладающая правдой и силой, но и как источник власти, как нечто такое, что было с Богом прежде всякого творения, являлось участником создания мира, выступая в роли художника всего. Обретение ее, послушание ей дает жизнь. Если учительство Премудрости можно понять как дидактическую персонификацию, ее собственные слова о её космической, демиургической роли выходят за пределы такой персонификации, – отмечал С. Аверинцев. – . Премудрость в Книге Притчей – фигура, выходящая за пределы простой метафоры, речь идет может быть, не о лице, но о сущности 131 .

О Премудрости, которая сокрыта от очей всего живущего, которая была при творении мира и была явлена при этом творении, говорит и книга Иова ( Иов. 28:20–28 ).

Но наиболее выразительно говорится о Премудрости в книге Премудрости Соломона, которую датируют I веком до P. X. Премудрость в этой книге – дух разумный, святой, единородный, всевидящий, который через все проходит и проникает. Она – излияние славы Вседержителя, все обновляет ( Прем. 7:22–30 ). Она дает бессмертие, наслаждение, богатство, разум, добрую славу ( Прем. 8:17–18 ). Она знает дела Божии, была с Богом при творении ( Прем. 9:9 ). В Прем. 9:1–2 , где подчеркивается, что Бог сотворил все словом Своим и Премудростью устроил человека, Премудрость практически отождествляется с Логосом, поскольку 1 и 2 стих составляют конструкцию с параллелизмом. Именно она проявляла себя в истории прародителей, праотцев и народа Божия ( Прем. 10–19 ).

Таким образом, утверждению веры в христианского Логоса способствовала не только античная философская традиция, но и удобренное этой традицией представление о Премудрости-Слове.

Логос Нового Завета и христианского богословия

После философских учений о Логосе, ветхозаветного Откровения о Слове и Премудрости, основанного на философии и Библии учения Филона и пришло самое подходящее время для проповеди о Божественном Логосе, не просто пришедшем в мир, но ставшим человеком. Слова из пролога Евангелия Иоанна Богослова в целом должны были быть понятны и знакомы – как язычникам, так и евреям.

В целом, в евангельской проповеди Логос становился не просто отвлеченным философским принципом, или безличным проявлением в мире некоего божественного начала – но активно проявляющим себя в мире живым личным Богом.

В Новом Завете мы не встретим детальной разработки учения о Логосе, которой требует философствующий ум. Новозаветное откровение сообщает столько, сколько вполне достаточно для живого религиозного сознания, требующего живого личного Бога, к которому можно обратиться с искренней мольбой без опасения того, что не будешь услышан.

Учение о Логосе у христианских апологетов II века

Иустин Философ

Первыми христианскими богословами, попытавшимися развить учение о Логосе, были апологеты – церковные писатели II века, защищавшие Христианство перед лицом язычества 134 . Среди прочего, апологеты стремились показать Христианство как истинное философское учение. Поэтому для них были важны те точки соприкосновения, которые были между Христианством и античной философией. В учении о Боге, апологеты отстаивали монотеистическое представление. Об этом едином Боге они говорили языком апофатики. Он неизменяем, невидим, непостижим, необъемлем, неописуем, неизъясним, неименуем. В этом едином Боге-Отце существует Логос, который неотделим от Отца и есть Его ум или идея.

Учением о Логосе Иустин хотел примирить Христианство с языческой философией. Он особым образом переосмысливает учение стоиков о семенном Логосе. Говорит, что стоики были прекрасны в своей нравственной системе по причине семени Слова, насажденного во всем человеческом роде (Вторая апология, 8). Слову, которому покланяются христиане, причастен весь род человеческий. Согласно со Словом жили Сократ и Гераклит среди эллинов, Авраам, Илия и другие среди варваров (Первая апология, 46). Все лучшее в мире имеет один источник – Логос. Этот Логос в полноте явлен только в Иисусе Христе.

Феофил Антиохийский

Армстронг, A. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / A. X. Армстронг. СПб., 2003. С. 17.

Армстронг, A. X. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. С. 17.

Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. M., 1989. С. 189.

Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. С. 179.

Трубецкой, С. Учение о Логосе в его истории. / С. Трубецкой. М., 2000. С. 49.

Трубецкой, С. Учение о Логосе в его истории. С. 35.

Эллинские поэты VIII–III вв. до н.э. M.: Ладомир, 1999.

Трубецкой, С. Учение о Логосе в его истории. С. 69.

Сочинения святого Иустина, философа и мученика. С. 113.

Тертуллиан. Апология // Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 1. С. 344–345.

Трубецкой, С. Учение о Логосе в его истории. С. 64.

Шенк, К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество / К. Шенк. М„ 2007. С. 89–97.

Матусова, Е. Д. Филон Александрийский – комментатор Нового Завета / Е. Д. Матусова // Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. M., 2000. С. 7–50.

Муретов, М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи Логоса в греческой философии и иудейской теософии / М. Муретов. M., 1881. С. 223.

Муретов, М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. С. 264.

Шенк, К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество. С. 101–109.

Муретов, М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. С. 172, 173, 177.

Муретов, М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. С. 238.

Болотов, В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. Учение Оригена о Святой Троице. M., 1999.

Матусова, Е.Д. Филон Александрийский – комментатор Ветхого Завета. С. 19.

Подробнее см.: Муретов, М. Учение о Лoroce у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. С. 35–47.

Книга Еноха. Апокрифы. СПб.: Азбука, 2000. С. 23.

Аверинцев, С. Премудрость в Ветхом Завете // Альфа и Омега. № 1. 1994. С. 25–38.

Трубецкой, С. Учение о Jloroce в его истории. – M., 2000. С. 102.

Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. M., 1999. С. 32–36.

Об учении апологетов см.: Спасский, А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос / А. Спасский. Сергиев Посад, 1914. С. 2–13.

Сочинения святого Иустина, философа и мученика. С. 17.

Ранние отцы Церкви. Антология. Мужи апостольские и апологеты. С. 481.

Ранние отцы Церкви. Антология. Мужи апостольские и апологеты. С. 419–420.

Ранние отцы Церкви. Антология. Мужи апостольские и апологеты. С. 486.

Источник: История Христианской Церкви в доникейский период / В.В. Акимов. - Минск : Ковчег, 2012. - 266 с.

Читайте также: