Раскольников у сони мармеладовой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обстановка в ней была убогой, нищенской и мрачной. Этот образ жилища никак не соотносится с духовной чистотой Сони, но точно подходит другим его обитателям. Разговаривая об окружающих её людях, Соня говорит только хорошее, она с теплом отзывается о хозяевах и о родителях. В её словах слышны жалость и сострадание к близким, особенно к Катерине Ивановне. Она могла бы обвинить её во всех своих бедах, но она, наоборот, её жалеет и защищает от обвинений Раскольникова. Родион, терзая Соню своими жестокими вопросами, пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Он считает Соню юродивой, потому что она надеется на чудо.

Кульминационным моментом во всей главе является чтение воскрешения Лазаря. Раскольников, почти требуя, просит Соню прочитать этот отрывок. И он не случайно выбрал именно этот фрагмент. Воскресение Лазаря символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Чтение Евангелия меняет их местами. В начале разговора Раскольников был решительным и безжалостным, а Соня – растерявшейся и испуганной. Но во время чтения отрывка у девушки появляется суровость и торжественность, а Родиону становится плохо. Вера Сони оказывается сильнее его теории. Раскольников чувствует, что она права, но боится признаться в этом. Поэтому он зовёт её пойти с ним вместе, хотя уже не с такой уверенностью. После чтения Раскольников раскрывается перед Соней, он почти готов ей признаться во всем и обещает рассказать, кто убийца, в следующий раз. Он уходит и оставляет её в замешательстве, показавшись ей не в своём уме.

Эта сцена стала ключевой для обоих героев. Соня ещё больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории. Однако после этого они стали духовно намного ближе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Свидания

Жалость к преступнику

Любовь и преданность

Победа добра

  1. Первая встреча (часть 4, глава IV) — Раскольников приходит в комнату к Соне после смерти ее отца. В конце их беседы говорит, что, вероятно, навестит ее на следующий день и расскажет кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
    (часть 5, глава IV) — Раскольников признается Соне в содеянном.
    (часть 6, глава VIII) — последняя беседа Раскольникова и Мармеладовой перед его явкой с повинной.

Первая встреча

После поминального обеда, поздно вечером (уже после одиннадцати часов) Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату, чтобы поговорит один на один. Между героями происходит важный диалог о Боге, в котором сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова. Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени.

После того как Соня прочла отрывок из Евангелия от Иоанна про воскресение Лазаря, молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи. Раскольников видит в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она преступили нравственные законы общества.

Уходя, Раскольников говорит, что, вероятно, завтра придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Вторая встреча

На поминальном обеде, после похорон господина Мармеладова, Лужин обвиняет Соню в воровстве денег, которые сам ей дал. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который доказывает ее невиновность. После скандала Соня убегает к себе на квартиру, вскоре к ней приходит Раскольников.

Раскольников, как и обещал ранее, заводит разговор о том, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он не говорит прямо, а делает намеки, но Соня все понимает. Узнав страшную правду о своем друге, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему. Раскольников признается Соне в том, что сам осознает всю катастрофу. Он понимает, что погубил не только двух своих жертв, но убил в каком-то смысле и самого себя, и просит совета, что ему делать дальше.

Соня советует ему покаяться в содеянном. Однако Раскольников не спешит следовать совету Сони, он не готов покаяться. Кроме того, он говорит, что у следователя нет доказательств его вины.

Третья встреча

Их третья встреча происходит перед тем, как главный герой является с повинной в контору. Как и предыдущие, эта встреча также проходит в комнате Сони. К этому времени она уже является для Раскольникова близким другом и родственной душой и, как никто другой, способна его понять.

Сразу после разговора с Соней, Раскольников отправляется в контору и, со второй попытки, сознается в совершенном им преступлении.

На этом повествование в романе обрывается. Далее следует эпилог, в котором автор кратко описывает суд и прочие события. Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь, а Соня, подобно женам декабристов, следует за ним.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Читайте также: