Учение августина аврелия о государстве и праве кратко

Обновлено: 07.07.2024

Анализ биографии Августина Блаженного. Изучение правовой концепции Августина Аврелия и его понимания о происхождении и сущности государства. Соотношение государства и церкви в трактовке Августина. Рассмотрение политической концепции Августина Блаженного.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.03.2014
Размер файла 32,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Беларусь

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

Политические и правовые воззрения Августина Блаженного

студентка 3 курса

Пр. Яковук Жанна Александровна

Содержание

1. Жизненный путь и философские взгляды Августина Блаженного

1.1 Биография Августина Блаженного

1.2 Философские взгляды

2. Политико-правовые взгляды Августина Блаженного

2.1 Политические воззрения Августина Блаженного

2.2 Взгляды Августина Блаженного на право

Введение

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на базе философских направлений, которые были перенесены из Греции. Римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества, которое и процветало в то время в Римской империи. Можно выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской политико-правовой мысли:

1) возникновение крупной земельной собственности и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных конфликтов, поставили господствующие классы перед необходимостью закрепления своего господства.

Результатом практической деятельности юристов по толкованию законов явилось обособление юриспруденции в самостоятельную отрасль знаний. Со временем она приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты и нормы действующего права, в том числе правовой статус свободных и рабов, классификация имущественных сделок, содержание права собственности и порядок наследования.

2) изменения в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Возникновение идей космополитизма, мирового владычества римлян, а также концепции неограниченной императорской власти и государственный культ правящего императора.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном равенстве" всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя.

Многие идеи стоицизма были восприняты христианством - идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи. Одним из приверженцев христианства стал Августин Блаженный.

Цель работы: изучение политико-правовой концепции Августина Блаженного.

· Для полного понимания концепции Августина и того, что привело его к такому мнению, ознакомиться с биографией мыслителя.

· Изучить правовую концепцию Августина Аврелия и его понимание о происхождении и сущности государства.

· Изучить соотношение государства и церкви в трактовке Августина.

· Изучить политическую концепцию Августина Блаженного.

Объектом данной работы является взгляды Августина Блаженного на политику и право.

· анализ точек зрения различных авторов, изучавших политико-правовую концепцию Августина Блаженного.

· обобщение всех высказываний Августина по поводу государства и церкви, политики и права и т.д.

1. Жизненный путь и философские взгляды Августина Блаженного

политическое правовое августин блаженный

1.1 Биография Августина Блаженного

Августин Аврелий (354-430) - один из Отцов Церкви, оказавший большое влияние на теологию католицизма и западную философию. Родился в Тагасте, сейчас это город Сук-Арас в Алжире.

Своим первоначальным образованием Августин обязан своей матери. Христианка Моника была благородной, умной, благочестивой женщиной, но отец Августина, римский гражданин, язычник, нейтрализовывал влияние матери.

Он становится главой духовной общины, проводит время в уединенных размышлениях, начинает проповедовать и в 395 году становится епископом в Гипоне.

1.2 Философские воззрения Августина Блаженного

Молодой Августин был вполне светским человеком, изучал классических авторов, живя в Карфагене и Мадавре, предаваясь мирским удовольствиям. После прочтения сочинения Цицерона в нем пробудилась жажда высшего. Августин примыкает к манихеям, изучает философию. Окончив школу в Тагасте, он отправляется учиться в Мадавру, в то время бывшую культурным центром, затем три года изучает риторику в Карфагене.

Затем Августин увлекся учениями Платона, неоплатонической философией, и из Африки отправился в Рим, затем в Милан в роли учителя красноречия. Епископ Амвросий знакомит его с христианскими учениями, Августин читает послания апостола Павла, что радикальным образом меняет его мышление и жизнь.

Августин читает трактаты Плотина, переведенные на латынь ритором Мария Викторина, знакомится с неоплатонизмом, в котором Бог представлен как трансцендентное нематериальное бытие. Августин посещает проповеди Амвросия Медиоланского, понимая суть рациональной убежденности раннего христианства [1].

Августина относят к числу отцов католической церкви и почитают в ней как святого. Православная церковь, в отличие от католической, называет богослова только учителем и причисляет его клику блаженных, а не святых (в отечественной литературе за ним закрепилось это имя - Августин Блаженный) [2,с.46].

Таким образом, изучив философию мыслителя, можно заметить, с каким усердием и терпением его живой ум искал единственную и непреодолимую истину, которая заложила фундамент для его праведной, блаженной жизни и творческих трудов, которые по сей день изучают не только философы и богословы, но и все те, кто, как и Августин, не представляют свою жизнь без знаний.

2. Политико-правовые взгляды Августина Блаженного

2.1 Политические воззрения Августина Блаженного

В основе возникновения государства особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Аврелий выделяет два вида земных государств:

- одно государство как организации насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.

- другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных.

Цель государства состоит в:

· служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному;

· насильственном приобщении к христианской церкви, вооруженным путем искоренению ересей. Источником зла является свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. "Еретики хуже отравителей, они враги единства". Августин был одним из вдохновителей инквизиции, массовых судилищ и казней тех кто выступал против церкви;

· в поддержании социального порядка. Оправдывая социальное неравенство Августин вовсе не был сторонником рабства или бедности людей. Просто он полагал, что на земле есть явления происходящие не от Бога, а от греховной природы человека. Рабство не есть божие создание, оно - явление человеческое, рабство и бедность надо терпеть и не выступать против них.

Отношение церкви к государству, духовной власти к светской - вот главная проблема, занимавшая мыслителя. По его мнению, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство обязано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть ставится Августином выше светской, так как только церковь является истинным государством и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. Данная идея была сформулирована мыслителем в его самой главной и обширной работе, названной "О граде божьем".

В этом сочинении мировая история человечества рассматривалась как история борьбы двух враждебных и непримиримых царств: царства света (бога) и царства тьмы (дьявола). Царство дьявола Августин связывал с государством, а царство бога - с церковью (это и есть тот "град божий", который вынесен в заглавие книги).

Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Это область непрерывной борьбы, войны, конфликта, противостояния различных слоев общества, различных народов. Государство - царство греха. В отличие от государства, церковь основана на самоотверженной любви человека к богу. Живший в эпоху упадка Западной Римской империи Августин писал: не случайно, что империя слабеет, а церковь крепчает. Аларих со своими вестготами победил Рим, но еще раньше варвары были побеждены церковью, обратившей их в христианскую веру. [7,с.39]

В ходе своих рассуждений Августин пытается найти критерий, отличающий государство от банды разбойников. И находит его, говоря, что государство, в котором не соблюдается справедливость, представляет собой банду разбойников. [8, с.113]

Идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но в то же время все эти процессы трактуются им как обусловленные божественной волей. Так, мыслитель утверждал, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. При этом он полагал, что правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т. е. по наследству, ни по выбору - власть принадлежит им по воле бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, бог прямо назначает правителя, - так это было с народом Израиля, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми. [7,с. 38]

К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.

Обращаясь к народу, почему он должен выносить государство, Августин говорил: "Для христианина земная жизнь с ее социальной несправедливостью не должна иметь абсолютной ценности. Временные страдания служат упражнением в терпимости и оправданы жизнью человеческой души в вечности".

Отношения церкви к государству, духовной власти к светской - главная проблема, занимавшая Августина. Как бы высоко они не ценили значения "града божьего" и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви.

С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию - кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.[8, с.113]

2.2 Взгляды Августина Блаженного на право

Основополагающее значение в подходе к праву Августина Блаженного занимают рассуждения о восходящем к Богу нерушимом вечном законе, действующем и в области человеческих отношений.

Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к Богу и носит теономный характер. «Кто иной, как не Бог, - риторически вопрошал Августин, - вписал в сердца людей естественное право.

В языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, Бог не воздает каждому его принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности.

Происхождение государства. Августин считает, что государство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два доказательства:

2) из истории Рима известно, что основателем римского государства также был братоубийца Ромул, который убил 1'сма.

Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью -- такова, считал Августин новая функция государства.

Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как это делал римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека. Так, если бы не было первородного греха Адама, государства могло и не быть. Государство для Августина -- это институт условно-необходимый.

В отличие от Аристотеля, для которого человек -- существо политическое, которое должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле.

Следовательно, Августин обусловливал истинную справедливость признанием истинного Бога. Если сопоставить это положение с его представлением о том, что государства, не обладающие Божьей справедливостью, лишь разбойничьи шайки, то можно сделать заключение, что все нехристианские государства, кроме древнееврейского, не заслуживали в его глазах иной оценки.

Итак, земной мир -- необходимое условие для достижения высшего назначения человека, а мир как высшее благо обеспечивается государством и составляет назначение и высшую цель государства. [4, с. 54-57]

Заключение

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии.

Список литературы

3. История политических и правовых учений: Учебник / К.Е. Халин. - М.: ТК Велби, КиноРус, 2004

4. История политических и правовых учений: Учебник / М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин. - М.: Высшее образование, 2005. - 495 с.

5. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: юрид. лит.,1997. 576 с.

6. История политических и правовых учений. Учебник / В.С. Юрчук. - М.:МИЭМП, 2010. - 187 с.

8. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д.ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Норма,2004. - 944 с.

Подобные документы

Общая характеристика социально-политической концепции Августина. Сущность политико-правовых воззрений М.М. Сперанского, в том числе анализ его взглядов на государство, конституционную монархию, сословия, крепостное право и организацию местной власти.

курсовая работа [30,2 K], добавлен 12.10.2010

Основні напрямки правової думки в Стародавньому Римі. Досягнення римських юристів. Ідеї про право в ранньому християнстві. Діяльність глоссаторів і коментаторів. Ідеї про право і державу в християнсько-теологічній концепції Августина Блаженного.

контрольная работа [34,4 K], добавлен 15.01.2016

Становление и развитие теологической теории происхождения государства: ее суть и мифологическо-философское толкование. Христианская концепция, учения Аврелия Августина. Римско-католическая церковь и каноническое право. Религиозный смысл Корана и Сунны.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 25.09.2012

Основные положения философии римских стоиков, повлиявших на формирование политической и правовой мысли в Древнем Риме. Теократическая доктрина А. Августина. Деятельность римских юристов, их роль в жизни общества. Цицерон о праве и идеальном государстве.

контрольная работа [37,6 K], добавлен 14.01.2015

Изучение взаимосвязи сущности государства с политической (государственной) властью. Классовые и общесоциальные подходы к сущности государства. Классификация по типам государств и их правовых систем. Исторические типы государств: эволюция представлений.

Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354 — 430 гг. н.э.) — христианский богослов, епископ.

Эпоха. С IV в. н.э. христианство в Римской империи становится государственной религией. Распад и кризиса Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами.

Биография. Выходец из Африки: родился на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. До 33 лет тоже был язычником, в 33 года крестился. Вернулся в Африку, был рукоположен в епископы и с 396 г. — епископ города Гиппона (Северная Африка).

Логическое основание политического учения. Теоцентризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой посылки, Августин предлагает следующее понимание истории человечества и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель человечества — достижение града Божия. Установится вечный мир, будет состояние, в котором невозможно грешить, не будет зла, будет нескончаемый досуг, не будет труда, вызываемого нуждой.

Августин различает две природы человека:

1) до грехопадения человек был невинным существом;

Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех перед Богом: они отведали от древа познания, отравив тем самым все мироздание.

Происхождение государства. Августин считает, что государство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два доказательства:

2) из история Рима известно, что основателем римского государства был Ромул — братоубийца Рема.

Сущность государства. Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.

Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.

Что отличает государство от шайки разбойников?

Соотношение государства и церкви. Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью.

Августин обосновал и еще одну, новую функцию государства — борьбу с ересью.

Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека.

Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии в целом.

Государство для Августина — это институт условнонеобходимый. Государства могло и не быть, если бы не было первородного греха Адама.

В отличие от Аристотеля, для которого человек — это существо политическое и должно жить в государстве, Ав

густин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле.

Аврелий Августин Блаженный (354—430) — идеолог христианства, учение которого содержит несколько интересных тезисов о праве, государстве и этике. С 395 г. и до конца жизни занимает должность епископа Гиппона (Северная Африка).

Аврелий Августин Блаженный и его основные взгляды

В этом тезисе Аврелия Августина отражаются мысли Платона (о государстве богатых и государстве бедных в одной стране), стоиков (отдельное государство и космополис), манихейства (борьба двух начал).

Таким образом, есть идеальный божественный порядок, его продолжение – избранные христианские народы и их общины, и антагонист – греховный порядок остальных народов, который продлится до второго пришествия.

Но Августин делает оговорку – человеческие (светские) государство и право возможны, но они не должны препятствовать деятельности христианства (а иначе это власть преступна).

Августин говорит о том, что главное зло в свободе воли, ее слабости, порожденной от первородного греха. Зло это поступок человека и зло – наказание за поступок. Волю может оздоровить только благодать.

Таким образом, человечество сможет постичь бога только к своей старости. Так, по Августину, торжество христианства наступит в период от рождения Христа и до второго пришествия.

О необходимости государства и позитивного права

Большое внимание уделяется общностям (вслед за Цицероном) – семья, государство, языковая группа, человечество. Однако, отдается предпочтение малому государству. Так, сетуется, что вместо Римской Империи неплохо было бы, если бы существовало много небольших мирно соседствующих государств.

Указывается также, что отдельный человек (также как и народ, семья и другие общности) это не цель в себе, но инструмент божий для установления божественного же порядка.

Рассматривая государственный строй, Августин большое внимание уделяет не самой структуре полномочий и ее недостатков, но морально-нравственным ориентирам. Так, не только несправедливый правитель является тираном, но и несправедливый народ, несправедливая аристократия именуется кликой. Государство, где не господствует право (как справедливость), является мертвым. Таким образом, любая форма правления является приемлемой если царствует справедливость и уважение к религии.

Августин при этом не отождествляет государство и церковь. Он говорит о том, что в его время церковь в государстве пленница, а церковь должна главенствовать и направлять светскую власть. Таким образом, обязанности распределены следующим образом – церковь наставляет светские правительства, власть в государстве всячески слушает наставления церкви и способствует ее развитию, а народ полностью лоялен государству и правящей элите.

Аврелий Августин о праве

Говоря о праве, Августин апеллирует к нерушимому и вечному божественному закону. Но подчинятся нужно как божественному, так и человеческому закону. Идеи Аврелия Августина о праве во многом схожи с идеям стоиков и Цицерона о естественном праве, как норме человеческих отношений. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.

При этом, если для языческих мыслителей (Платона, Цицерона и пр.) естественно-правовой характер права характеризуется воздаянием за поступки, то Аврелий Августин рассматривает источником этого принципа христианского бога.

Августин не одобряет любые отношения господства-подчинения, но оставляет право властвования за избранными – гражданами небесного града.

Христианский подход используется и для трактовки о законе и его нарушении. Таким образом, человек должен стремиться к уподоблению богу, однако, подчиняться ему, тем временем же быть выше того, чему уготовано быть в подчинении (например, животных).

Интересно мыслитель разделяет проступок и преступление – любой поступок, который портит душу и тело – проступок. Такой же поступок, приносящий вред другому – преступление. Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был канонизирован и назван Блаженным.

Все социальные, государственные и правовые учреждения, по мнению Августина, являются следствием греховности человека.

По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью, а римляне, как язычники, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость. Формы правления Августин различает в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то всем формам правления следует подчиняться.

Римско-католическая церковь широко использовала учение Августина для обоснования своих теократических претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Читайте также: