Учение аристотеля об обществе и государстве кратко

Обновлено: 06.07.2024

Анализ структуры общества по Аристотелю, его понятие "досуга" человека, различия между свободными людьми и рабами, а также необходимые для состава государства классы. Смысл учения Аристотеля о "среднем элементе" общества и о лучшем государственном строе.

Рубрика Философия
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.01.2011
Размер файла 34,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вопрос 1. Сущность государства

Вопрос 2. Структура общества

Вопрос 3. Формы государства

Список использованной литературы

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Объектом исследования в данной курсовой работе является учение Аристотеля о государстве.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются политические взгляды философа, его понимание государства и общества.

Вопрос 1. Сущность государства

Человек по природе -- существо государственное [5, c.378], и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь - совершенность его государства. Взгляд этот в высокой мере типичен для наблюдателя и исследователя жизни греческих полисов, каким был Аристотель.

Действительность, однако, не такова. Приобретение собственности, необходимой для существования ойкосного (домашнего) хозяйства, требует для себя массу орудий, а раб -- некая одушевленная часть собственности. К тому же в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие -- к властвованию.

По Аристотелю, природа устроена так, что сама физическая организация людей свободных отличается от физической организации рабской части общества: у рабов тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических работ; напротив, люди свободные не способны для выполнения подобного рода работ, зато пригодны для политической жизни. Впрочем, высказав это утверждение, Аристотель делает оговорку: часто бывает и так, что свободные люди свободны не по физической, а только по интеллектуальной своей организации [5, c.384]. И хотя красоту души не так легко охватить взором как красоту тела, во всяком случае, остается очевидным, что одни люди по своей природе свободны, другие же -- рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо [5, c.384].

Так как раб -- своего рода часть господина, одушевленная и отделенная часть его тела, и так как полезное для части полезно и для целого, а полезное для тела полезно и для души, то между рабом и господином, согласно Аристотелю, существует известная общность интересов и взаимное дружелюбие, если только отношения между ними покоятся на естественных началах.

Рабство для Аристотеля -- институт, необходимый для правильной деятельности семьи, предпосылка правильного государственного строя, который возникает из семьи и из соединения семейств в селения.

Как и Платон, Аристотель набрасывает проект наилучшего государства, в пределах которого развиваются соответствующие природе вещей хозяйственные отношения.

Проект свой Аристотель построил, изучая реальные, существовавшие в его время экономические структуры и типы государственной власти. Его политическая мысль самостоятельна и сложилась, во-первых, в ходе критики государств, существовавших в его время, во-вторых, -- критики теорий государственного права. В школе Аристотеля велось систематическое исследование конституций множества греческих полисов (есть указание, что их было собрано 158).

Из политических устройств современных ему государств критика Аристотеля особо выделяет государственный строй афинской демократии, государства Спарты и македонской монархии. Из политических теорий Аристотель подвергает критике, прежде всего теорию своего учителя Платона, но уделяет внимание, гораздо менее пристальное, и другим теориям, например уравнительной утопии Фалея Халкедонского.

Вопрос 2. Структура общества

По Аристотелю, для построения государства идеального не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека. Задача политика и законодателя -- не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа [5, c.394]. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким: улучшить государственный строй -- задача менее сложная, чем изначала установить его [5, c.487]; и хороший законодатель, и истинный политический деятель не должны упускать из виду не только абсолютной наилучшей формы, но и формы, относительно наилучшей при соответствующих обстоятельствах [5, c.486].

Но помочь усовершенствовать существующие формы государственного строя возможно только при условии, если политический деятель знает, сколько вообще имеется возможных видов государственного устроения.

Возвышая досуг, Аристотель принижает значение деятельности и пользы. Желательны сами по себе только те виды деятельности, в которых, как в философском созерцании, человек ни к чему иному не стремится, помимо, самой своей деятельности. Только такие действия сообразны с добродетелью. Таков прекрасный и нравственный образ действий: он принадлежит к тому, что ценно само по себе [11].

Даже учить детей грамоте необходимо не только ради получаемой оттого пользы, а потому, что благодаря этому обучению возможно сообщить им ряд других сведений. Так и рисование изучают не для того, чтобы избежать обмана при покупке и продаже домашней утвари, а потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты. Ни хороший человек, ни политический деятель, ни добрый гражданин не должны обучаться таким работам, которые умеют исполнять люди, предназначенные к подчинению, за исключением разве случаев, когда этим лицам приходится исполнять эти работы для себя лично; только в таком случае отпадает различие между господином и рабом [5, с.452].

Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство -- понятие сложное; оно, как и всякое другое понятие, представляя собой нечто целое, состоит из многих составных частей [5, с.444]. Одна из них -- народная масса, работающая над продуктами питания - это земледельцы. Вторая составная часть государства -- класс так называемых ремесленников, занимающийся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны, существовать в силу необходимости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья частъ -- торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей. Четвертая часть -- наемные рабочие, пятая -- военное сословие.

Вопрос 3. Формы государства

Утвердив свой город-государство на рабском труде, Аристотель рассматривает возможные формы государственного устройства рабовладельческого общества. Свой проект наилучшего государственного строя он намечает, исследуя реальные, исторически известные или современные формы государства. При обсуждении достоинств и недостатков этих форм и при составлении их классификации уже заранее как незыблемая предпосылка принимается, что все эти формы возможны, существовали и существуют только как формы именно рабовладельческого, а не иного государства.

Тирания -- наихудшая из форм государственного строя и дальше всего отстоит от его сущности. Тирания -- безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такого рода власти. Тираны -- враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их господства: люди нравственно-благородные, поскольку они не претендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются доверием, как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недоверие и лишить их политической энергии [5, с.561].

Олигархия -- вырожденная форма аристократии. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия -- такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.

учение аристотель государство общество

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Излагая свое учение об идеальном строе, философ, прежде всего, исходит из того, что в этом учении не содержится ничего неосуществимого. Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Рассуждения о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в "Политике" много места. Этому рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является высшей формой объединения, способствующей достижению счастливой жизни, т.е. жизни добродетельной; понятие полиса подвергается расчленению на его простейшие элементы.
В идеальном государстве философ признает только два сословия. Это военные, они же и установители законов, и жрецы, а также судьи. Они не могут заниматься ремеслами или земледелием, но только пребывают в состоянии досуга, заполненного науками или искусствами для умножения своей добродетели.
Другое сословие - это ремесленники, земледельцы и рабы. Им, как и всем гражданам, должна быть свойственна добродетель, но эта добродетель заключается в повиновении и подчинении высшему сословию. Учить их не для чего, ибо у них нет ума. Кроме государственной земли, на которой они работают, они могут иметь и собственную землю - в пределах своей рабской добродетели. Их цель - кормить и содержать все государство.
Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину.
На основании сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Наиболее совершенной формой правления он считает политию.
1. Античная философия В.Ф. Асмус. - Изд. 3-е. - М.: Высш. шк., 2001. - 400 с.
2. Античная философия истории. - 1-е полн. изд., испр. / А. Ф. Лосев. - СПб. : Алетейя, 2000. - 258 с.
3. Аристотель / А.Н. Чанышев. - 2-е изд., доп. - М. : Мысль, 1987. - 220 с.
4. Аристотель: Жизнь и смысл / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - М.: Дет. лит., 1982. - 285 с.
5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - с. 376-644.
6. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1999. - с. 370.
7. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Под рук. И. Фролова. - 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: Республика, 2002. - 623 с.
8. Великие философы: словарь-справочник для вузов / Л.В. Блинников.- М.: Логос, 1998.- 430 с.
9. Политика / Аристотель; [пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова]. - М.: АСТ, 2002. - 393 с.
10. Политика и Политии Аристотеля А.И. Доватур; АН СССР, Ленингр. Отд ние Ин-та истории. - М.; Л.: Наука, 1965. - 388 с.
11. Этика Аристотель; пер.: Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. - М.: АСТ, 2002. - 492 с.

Подобные документы

Философские споры двух выдающихся философов античности - Платона и Аристотеля: учения Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании; учения Аристотеля о причинах, о материи и форме, отношения между идеями и вещами. Различия учений.

реферат [25,9 K], добавлен 20.03.2008

Воззрения Аристотеля о "целях" человека и его души. Рассуждения философа о способах познания. Связь счастья индивида с благополучием общества. Иерархия целей человеческого существования по Аристотелю. Актуальность идей философа в современном мире.

контрольная работа [27,2 K], добавлен 25.09.2012

Сущность государства и понятие собственности в философии Аристотеля. Формы государственного правления и проект идеальной державы. Реалистичность и системность учения Аристотеля, социально-политические взгляды, их значение для современного общества.

реферат [22,8 K], добавлен 24.04.2009

Различие между сущностью и явлением по Платону. Материя как первичный материал, потенция вещей по Аристотелю. Космология и теория познания в учении Платона. Основное содержание философского учения Аристотеля. Учения Аристотеля о душе и о человеке.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 20.02.2010

Онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля. Понятие и роль научного метода, его характерные черты. Классификация научного знания. Особенности учения Аристотеля о человеке и государстве, его сходство и различие с учением Платона.

контрольная работа [41,2 K], добавлен 29.04.2015

Творчество Аристотеля в области философии и науки. "Рождение" метафизического учения Аристотеля. Философское и метафизическое учение Аристотеля. Основные постулаты физики Аристотеля. Цитаты из "Физики" Аристотеля. Основной принцип греческой философии.

реферат [34,0 K], добавлен 25.07.2010

Жизнь и творчество Аристотеля. Этика. Значение этики для Аристотеля. Учение о душе. Добродетель. Об обществе и государстве. Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, "отец логики", ученик и решительный противник Платон


Краткая биография

Социально-политические взгляды Аристотеля

Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов:

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Здесь речь идет, собственно, об идеализации афинского государства времен Перикла.

Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая — дианоэтические (разумные) добродетели. Они относятся прежде всего к интеллектуальной и умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся к характеру человека. Добродетели первой группы возникают преимущественно путем обучения, второй — результат прежде всего привычки. Если речь идет о собственно поведении человека, то Аристотель видит гарантию добродетельной жизни, в частности, в уклонении от крайностей. Он отвергает чрезмерное обогащение, чрезмерную власть, чрезмерную роскошь и т. д. В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности, и отречение от материальных благ (как это было у киников). Основу, уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.

После разбора различных проектов государственного строя Аристотель переходит к рассмотрению реально существовавших в его время и слывших хорошими государственных устройств — лакедемонского, критского, карфагенского.

Совершенно явственно видна практическая направленность социально-политического учения Аристотеля в тех частях его произведения, где представлена классификация видов государственного устройства.

Аристотель, конечно, видел те огромные политические изменения в мире, которые происходили в современную ему эпоху, но они интересовали его лишь в той мере, в какой они могли оказывать влияние на дальнейшую судьбу самой высокой, с его точки зрения, политической организации — греческого полиса.

Космология Аристотеля

Государство в виденье Аристотеля

Взгляды Аристотеля не разделяли государство и общество и считали их не различными. Именно этот момент заключает большие трудности в понимании его учений. Мыслитель считал, что самый лучший и необходимый способ существования людей – это общение, с подобными друг другу. Но на данное осуществление влияют множество факторов, такие как: мужество, здоровье и справедливость. В государство, в качестве равноправия, должны входить только свободные граждане. Аристотель возвышал и ставил в пример простых крестьян, ведь по его суждениям именно у них была блаженная жизнь.

Философское учение Аристотеля

Аристотель выделяет ряд теоретических наук, которые призваны давать знания ради знаний. Еще существовали творческие (поэтические) и практические науки. Теоретические науки – это математика, физика, метафизика или теологическая философия. Практические науки – это политика, этика, наука о государстве.

Взгляды Аристотеля на человека в государстве

Аристотель в своих сказаниях определял понятие человека как существо политическое. В первую очередь выделялась способность к нравственной и интеллектуальной жизни. Ведь только человек способен осознавать, что такое добро и зло. Самым главным результатом и достижением в жизни каждого, Аристотель определял образование полноценной семьи. Таким образом, в мире появились селения, города, а в дальнейшем и государства.
Всех людей Аристотель разбил на три группы: очень зажиточные, бедные и средние, которые находились между ними. Богатство во взглядах Аристотеля было желанием наживы, а не жизни в обществе. Стремление к власти с помощью богатства так же не поддерживалось. Определялось, что государства создаются не для того чтоб просто жить, а жить счастливо.

Иерархия уровней всего сущего по Аристотелю:

Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.

Этические взгляды

Формы правления государством по Аристотелю

Логика и теория познания Аристотеля

Поныне сохраняет свое значение труд Аристотеля по логике. Он разработал теорию человеческого мышления, его понятия и формы, умозаключения и суждения.

Им были сформулированы основные логические законы:
закон противоречия: не противоречьте сами себе;
закон тождества: в ходе рассуждений понятие должно не менять значения;
закон исключенного третьего: А – это истина или нет, третьего не дано.

Учение о государстве

Учение Платона об идеальном государстве подверглось критике Аристотелем. Он говорил о таком политическом устройстве, которому придерживаются существующие государства. Общность имущества, детей, жен, предлагаемая Платоном, по мнению Аристотеля, приведет к разрушению государства. Он убежденно защищал права индивида, моногамной семьи и частной собственности. Его социально-политическое учение имело свои особенности. Лучший способ исследования чего-либо – это рассмотрение первопричины образования предметов. Аристотель считал, что стремление к политическому общению и совместной жизни естественны для людей. Государство должно создаваться не просто для жизни, а для счастливого существования вместе. Аристотель говорил, что ни один член общества не должен чрезмерно проявлять свою политическую силу.

Человек

Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.

Сочинения Аристотеля

Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.

По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.

Читайте здесь еще о Греции!

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 19827
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Довольно часто в курсе истории политологии, философии, а также юридических наук в качестве примера античной мысли рассматривают учение Аристотеля о государстве и праве. Реферат на эту тему пишет практически каждый студент высшего учебного заведения. Разумеется, если он правовед, политолог или историк философии. В этой статье мы попробуем вкратце охарактеризовать учение знаменитейшего мыслителя античной эпохи, а также показать, чем оно отличается от теорий его не менее известного оппонента Платона.

Основание государства

Учение аристотеля о государстве

Учение Аристотеля об идеальном государстве

Учение аристотеля об идеальном государстве

Полис у Аристотеля

Конечно, города-государства под таким названием существовали и до великого философа. Но они представляли собой небольшие объединения, раздираемые внутренними противоречиями и вступающие друг с другом в бесконечные войны. Поэтому учение Аристотеля о государстве предполагает наличие в полисе одного правителя и признанной всеми конституции, гарантирующей целостность территории. Его граждане свободны и по возможности равны между собой. Они разумны, рациональны и управляют своими действиями. Им принадлежит право голоса. Они являются основой социума. При этом для Аристотеля такое государство стоит выше индивидуумов и их семей. Оно является целым, а все остальное по отношению к нему – только частями. Оно не должно быть слишком большим, чтобы им было удобно управлять. Да и благо общности граждан является добром для государства. Поэтому и политика становится высшей наукой по сравнению с остальными.

Критика Платона

Вопросы, связанные с государством и правом, описаны у Аристотеля не в одном труде. Много раз он высказывался на эти темы. Но что же разделяет учение Платона и Аристотеля о государстве? Кратко эти отличия можно охарактеризовать так: разные представления о единстве. Государство, с точки зрения Аристотеля, конечно, является целостностью, но оно при этом состоит из многих членов. Все они имеют неодинаковые интересы. Государство, спаянное единством, которое описывает Платон, невозможно. Если же таковое воплотить в жизнь, то оно станет невиданной тиранией. Проповедуемый Платоном государственный коммунизм должен ликвидировать семью и другие институции, к которым человек привязан. Тем самым он демотивирует гражданина, забирая источник радости, а также лишает общество нравственных факторов и необходимых личных отношений.

Учение платона и арестотеля о государстве кратко

О собственности

Но не только за стремление к тоталитарному единству критикует Аристотель Платона. Коммуна, которую пропагандирует последний, основана на общественной собственности. Но ведь при этом вовсе не ликвидируется источник всяческих войн и конфликтов, как полагает Платон. Наоборот, он только переходит на другой уровень, а его последствия становятся более разрушительными. Учение Платона и Аристотеля о государстве наиболее различается именно в этом пункте. Эгоизм является движущей силой человека, и, удовлетворяя его в определенных пределах, люди приносят пользу и социуму. Так считал Аристотель. Общее же имущество противоестественно. Оно все равно что ничье. При наличии такого рода институции люди не будут работать, а только пытаться пользоваться плодами трудов других. Экономика, основанная на такой форме собственности, поощряет лень, управлять ею чрезвычайно трудно.

Учение аристотеля об обществе и государстве

О формах правления

Аристотель проанализировал также разные виды государственного устройства и конституции многих народов. В качестве критерия оценки философ берет количество (или группы) людей, участвующих в управлении. Учение Аристотеля о государстве различает три вида разумных типов правления и столько же дурных. К первым относятся монархия, аристократия и полития. К дурным видам принадлежат тирания, демократия и олигархия. Каждый из этих типов может перерасти в свою противоположность, в зависимости от политических обстоятельств. Кроме того, многие факторы влияют на качество власти, а самый важный – это личность ее носителя.

Дурные и хорошие виды власти: характеристика

Учение аристотеля о государстве и праве

О законах

В своих трудах знаменитый греческий философ также рассматривает вопрос о юриспруденции и ее происхождении. Учение Аристотеля о государстве и праве дает нам понять, в чем состоит основа и необходимость законов. Прежде всего, они свободны от человеческих страстей, симпатий и предвзятостей. Они созданы разумом, находящимся в состоянии уравновешенности. Поэтому если в полисе будет верховенство права, а не человеческих отношений, он и станет идеальным государством. Без господства законов общество потеряет форму и утратит стабильность. Они нужны также для того, чтобы заставлять людей поступать добродетельно. Ведь человек по натуре своей – эгоист и всегда склонен делать то, что ему выгодно. Право же корректирует его поведение, обладая принудительной силой. Философ был сторонником запретительной теории законов, говоря о том, что все, что не изложено в конституции, не является легитимным.

Учение аристотеля о государстве кратко

О справедливости

Это одно из самых главных понятий в учении Аристотеля. Законы должны быть воплощением справедливости на практике. Они являются регуляторами отношений между гражданами полиса, а также формируют вертикаль власти и подчинения. Ведь общее благо жителей государства – это и есть синоним справедливости. Для того чтобы оно было достигнуто, следует сочетать естественное право (общепризнанное, часто неписаное, известное и понятное всем) и нормативное (человеческие установления, оформленные законодательно или с помощью договоров). Всякое справедливое право должно уважать обычаи, сложившиеся у данного народа. Поэтому законодатель должен всегда создавать такие установления, которые бы соответствовали традициям. Право и законы не всегда совпадают между собой. Так же разнятся практика и идеал. Бывают несправедливые законы, но их тоже обязаны исполнять, пока они не изменятся. Это дает возможность совершенствовать право.

Этика и учение о государстве аристотеля

"Этика" и учение о государстве Аристотеля

Рабство и зависимость

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1.Биография Аристотеля……………………………………………5
Глава 2. Государство по Аристотелю …………………………………….8
Сущность государства……………………………………..…………8
Формы правления и идеальное государство……………..………. 10
Глава 3. Общество по Аристотелю…………………….………………. 13
Сущность общества и общественные отношения………………. 13
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемой литературы……………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Нижегородский государственный инженерно- экономический институт

2 курса, группа 11-ЭО-2

Проверила: к.и.н. доцент

_________ Павлова О.А

Глава 1.Биография Аристотеля……………………………………………5

Глава 2. Государство по Аристотелю …………………………………….8

  1. Сущность государства……………………………………..……… …8
  2. Формы правления и идеальное государство……………..………. 10

Глава 3. Общество по Аристотелю…………………….………………. 13

  1. Сущность общества и общественные отношения………………. 13

Список используемой литературы……………………………………….17

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля.

Целью данной работы является исследование учения Аристотеля об обществе и государстве. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Объектом исследования в данной работе является учение Аристотеля о государстве.

Предметом исследования в данной работе являются политические взгляды философа, его понимание государства и общества.

Глава 1.Биография Аристотеля

Почти сорокалетняя преподавательская деятельность Платона собрала вокруг него много выдающихся людей и придала всей деятельности его школы ту всеобъемлющую многосторонность, которая выразилась в этико-исторических и медико-натуралистических научных занятиях и следы которой мы находим в его позднейших диалогах. Хотя этой значительной группе людей, стоявших в более или менее близком отношении к школе, эмпирическое исследование и обязано своими позднейшими значительными обогащениями, но они едва ли содействовали процветанию философии. Только один из них, величайший ученик Платона, который, конечно, не удовольствовался деятельностью академии и основал свою собственную школу, был призван к тому, чтобы с величайшей систематичностью заключить собой все умственное движение греческой философии. Это был Аристотель.

С началом регулярной деятельности Ликея Аристотель совершенно прекращает писать произведения в литературной форме и все свое учение излагает в лекциях. Настолько все воздействие Аристотеля выражалось лишь в прямом влиянии на учеников, что сами его произведения были забыты сразу после его смерти и их обнаружили лишь два столетия спустя.

Глава 2. Государство по Аристотелю

Там, где существует свобода совести, каждый отдельный человек может требовать, чтобы ему дали возможность следовать своим собственным интересам и убеждениям, конечно, в рамках, действующих в данном обществе правовых норм.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

2.Формы правления и идеальное государство

Читайте также: