Учение аристотеля о душе кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Издания греческого текста:

1. W.D.Ross, 1956, англ. пер. и комм. W.D.Ross, 1961;

2. Hamlyn D.W. Aristotleʼs De Anima II and III. Oxf., 1968.

1. Spicer E.E. Aristotleʼs conception of the Soul. L., 1934;

2. Nuyens F. Lʼévolution de la psychologie dʼAristote. Louvain, 1948;

3. Hamelin O. La théorie de lʼintellect dʼaprès Aristote et ses commentateurs. P., 1953;

4. Wedin M. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven, 1988;

5. Nussbaum M.G., Rorty A.O. (eds.). Essays on Aristotleʼs De Anima. Oxf., 1992;

6. Blumenthal H.J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity: Interpretations of the De anima. Ν. Υ., 1996;

7. Lloyd G.Ε., Owen G. (eds.). Aristotle on Mind and the Senses. Proceedings of the 7 th Symposium Aristotelicum. Cambr., 1978;

8. Barnes J., Schofield M., Sorabji R. (eds.). Articles on Aristotle. Vol. 4: Psychology and Aesthetics. L., 1979;

Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий.

Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело.

Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раскол в душе

Раскол в душе Альтернативные формы поведения, чувства и жизниРаскол человеческого общества, который мы исследовали в предыдущей главе как один из критериев общественного распада, является опытом коллективным, а значит, искусственным. Значение его определяется тем, что

Вклады по душе

Вклады по душе Вотчины жалованные, испрошенные у мирской власти, были основным фондом земельного богатства монастырей. Деревни и починки, пожалованные преп. Корнилию помимо его просьбы, имели уже характер вклада. Вклады были другим, еще более обильным источником

Письмо Аристотеля

Письмо Аристотеля Начиная с 328 года Каллисфен во весь голос говорил о том, о чем тихо шептались македонские солдаты и греки-наемники. Он выражал это логично, рационально, на манер Аристотеля, своего учителя, или на манер дельфийских мудрецов, велевших выбить свои максимы

Время Аристотеля

Время Аристотеля Теперь переходим к Аристотелю.Вот что рассказывают о нем начиная со Средних веков.Родился он в Стагире, городе северной Греции, у Стримонского залива. В детстве вместе с отцом (врачом Никомахом) переселился в Пеллу, ко двору македонского царя Аминта, и

Всерьез о душе

10. В душе

10. В душе ДЖУЛЬЕТТА под душем, вид сзади. Ее черные волосы ниспадают до пояса. Сцена залита безжалостным светом и совершенно неэротична. Слышны невнятные женские крики.Крупным планом: вода с темными потеками убегает в водосток.ДЖУЛЬЕТТА под душем не в фокусе за занавесом

Путь к душе

Произведения Аристотеля

Произведения Аристотеля Творческая жизнь Аристотеля распадается на три периода: 1) время тесного общения с Платоном; 2) годы, проведенные в Ассе и Митилене; 3) период, когда он возглавлял Ликей в Афинах. Произведения Аристотеля можно разделить на два вида: 1) экзотерические

От Аристотеля до Колумба

"С АРКАНОМ НА ДУШЕ"

"С АРКАНОМ НА ДУШЕ" Эпизоды "Банкира", связанные с отцом и сыном Шапиро, живо напомнили мне не только беседу в Остии с бывшим житомирянином, но и обширную серию горестных излияний бежавших из сионистского "рая" бывших моих соотечественников. С еще большей отчетливостью

Заноза… в душе

Заноза… в душе 1.Возвратившись из отпуска, позвонил начальнику штаба. Голос бодрый, о служебных делах ни слова. Поинтересовался, как отдохнули, спросил, надо ли включать меня в плановую таблицу полетов. Утром шофер спросил: — Куда поедем?— В штаб дивизии, — сказал я, но, к

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в

Физика Аристотеля

Физика Аристотеля По Аристотелю, Вселенная состоит из ряда концентрических хрустальных сфер, движущихся с разными скоростями. Они приводятся в движение крайней сферой неподвижных звезд; в центре Вселенной расположена шарообразная, также неподвижная Земля, вокруг

Следствие. Во-первых, душа не есть материя, а форма, завершенная форма (энтелехия), форма уже совершившаяся. Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т.е. форма еще не реализовалась. С другой стороны, не каждое тело обладает душой. Для этого оно должно в возможности иметь способность к жизни. Душа может быть у естественного тела, не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком.

Душа есть форма тела. Это определение позволило некоторым философам возражать против Аристотеля. Если душа есть форма тела, то если человек стал инвалидом в результате несчастного случая, так у него и душа изменилась? Значит, определение Аристотеля неверно, как и понимание души.

Но форма у Аристотеля понимается не как материальная форма, некое про-странство, ограничившее фигуру, а как сущность вещи — то, благодаря чему мы познаем вещь. В одном случае это может совпадать с материальной формой, а в другом — не иметь с ней ничего общего. Например, душа человека, животных и других существ. Наличие души — свойство завершенности тела, так как душа — энтелехия. Душа — завершенность возможности жизни.

Аристотель считает, что в своем развитии душа может проходить несколько этапов. Поэтому существует несколько видов души:

1 вид — растительная душа,

2 вид — животная душа,

3 вид — ум, т.е. разумная душа.

Во всех случаях общим является то, что душа имеет причину движения в себе самой. Отличие растения и животного от камня состоит в том, что камень не может двигаться сам по себе, а душа движется (из определения души).

Функции растительной души немногочисленны. Растительная душа позволяет питаться, расти, размножаться, умирать, т.е. быть растением. Растение не может ощущать, не имеет возможности воспринимать окружающий мир.

Способность ощущать появляется у животной души. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляется страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т.п.

Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Растительную душу имеют все — и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа — энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

Говоря о душе, Аристотель выделяет разумную душу. Он говорит, что такая душа — не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она сущест-вует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего.

Ум не имеет какого-либо органа в теле в отличие от животных и раститель-ных частей души, которые имеют орган — или орган познания, или орган питания, или орган размножения. Ум не имеет органа в теле. Наоборот, тело — орган разум-ной души. Душа повелевает телом, как рука орудием.

Аристотель различает два вида ума: ум пассивный и ум активный. Активный ум существует только в Боге. Он мыслит всегда и имеет знание в самом себе без какого-либо внешнего источника. Человек имеет пассивный ум. Поэтому он иногда мыслит, иногда нет. Для того чтобы познавать, человек должен получать источник знания из органов чувств и направлять пассивный ум в состояние деятельности, т.е. приближать свой ум к активному уму, познавать те формы, которые существуют в Боге.

Пассивный ум имеет знание чисто потенциально, а активный ум имеет знание актуальное. Со смертью тела, с исчезновением растительной и животной души ум живет вечно, так как он — форма форм. Он отделяется от тела и сливается с бесконечным умом в Боге. Ум — это не личность, а частица всеобщего закона мышления, разума, который есть Бог.




Следствие. Во-первых, душа не есть материя, а форма, завершенная форма (энтелехия), форма уже совершившаяся. Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т.е. форма еще не реализовалась. С другой стороны, не каждое тело обладает душой. Для этого оно должно в возможности иметь способность к жизни. Душа может быть у естественного тела, не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком.

Душа есть форма тела. Это определение позволило некоторым философам возражать против Аристотеля. Если душа есть форма тела, то если человек стал инвалидом в результате несчастного случая, так у него и душа изменилась? Значит, определение Аристотеля неверно, как и понимание души.

Но форма у Аристотеля понимается не как материальная форма, некое про-странство, ограничившее фигуру, а как сущность вещи — то, благодаря чему мы познаем вещь. В одном случае это может совпадать с материальной формой, а в другом — не иметь с ней ничего общего. Например, душа человека, животных и других существ. Наличие души — свойство завершенности тела, так как душа — энтелехия. Душа — завершенность возможности жизни.

Аристотель считает, что в своем развитии душа может проходить несколько этапов. Поэтому существует несколько видов души:

1 вид — растительная душа,

2 вид — животная душа,

3 вид — ум, т.е. разумная душа.

Во всех случаях общим является то, что душа имеет причину движения в себе самой. Отличие растения и животного от камня состоит в том, что камень не может двигаться сам по себе, а душа движется (из определения души).

Функции растительной души немногочисленны. Растительная душа позволяет питаться, расти, размножаться, умирать, т.е. быть растением. Растение не может ощущать, не имеет возможности воспринимать окружающий мир.

Способность ощущать появляется у животной души. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляется страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т.п.

Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Растительную душу имеют все — и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа — энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

Говоря о душе, Аристотель выделяет разумную душу. Он говорит, что такая душа — не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она сущест-вует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего.

Ум не имеет какого-либо органа в теле в отличие от животных и раститель-ных частей души, которые имеют орган — или орган познания, или орган питания, или орган размножения. Ум не имеет органа в теле. Наоборот, тело — орган разум-ной души. Душа повелевает телом, как рука орудием.

Аристотель различает два вида ума: ум пассивный и ум активный. Активный ум существует только в Боге. Он мыслит всегда и имеет знание в самом себе без какого-либо внешнего источника. Человек имеет пассивный ум. Поэтому он иногда мыслит, иногда нет. Для того чтобы познавать, человек должен получать источник знания из органов чувств и направлять пассивный ум в состояние деятельности, т.е. приближать свой ум к активному уму, познавать те формы, которые существуют в Боге.

Пассивный ум имеет знание чисто потенциально, а активный ум имеет знание актуальное. Со смертью тела, с исчезновением растительной и животной души ум живет вечно, так как он — форма форм. Он отделяется от тела и сливается с бесконечным умом в Боге. Ум — это не личность, а частица всеобщего закона мышления, разума, который есть Бог.

Произведение является сочинением, основной тематикой которого рассматривается человеческая душа, состояние которой, с точки зрения автора, находится в прямой зависимости от телесного состояния.

Душа, по мнению философа, представляет собой жизненный принцип для всех земных существ, включая растения и животных.

Произведение включает в себя три книги, первая из которых представляет читательской аудитории различные точки зрения предшественников автора (пифагорейцев, Анаксагора, Эмпедокла), рассматривающие душу, которую философ воспринимает в качестве принципа движения (перемещение, убывание, возрастание, превращение).

Вторая книга посвящается рассмотрению природы души с рассуждением на метафизическую тематику. Автор стремится дать определение таким понятиям, как сущность, материя, форма, энтелехия, рассматривая их с различных философских позиций.

Сущность, с точки зрения Аристотеля, представляет собой род сущего, имеющего отождествление и с материей, и формой. При этом они могут быть и едиными. Соответственно, душу философ определяет как форму и энтелехию тела, имеющую несколько способностей: рост, ощущение, размышление. Учитывая данную классификацию автор выделяет отдельно человеческую душу, душу растений и животных.

Третья книга посвящается рассмотрению Аристотелем существования в человеке пяти чувств в виде осязания, зрения, вкуса, слуха и обоняния. Данные ощущения противопоставляются автором мышлению, которое включает в себя воображение и суждение.

Исследование природы человеческой души является центральным в аристотельском мировоззрении, поскольку она имеет тесную взаимосвязь и с материей, и с божественными проявлениями. Соответственно, предметом психологии как науки является изучение душе в совокупности с материей.

Автор приравнивает одушевленность и жизнь, предлагая размышление об одушевлении только живого.

Своеобразием произведения является авторская точка зрения об эмоциях, которые представляются функциями не только души, но и тела. Поэтому душа характеризуется неотделимостью от тела. Кроме того, автор говорит о разумности души, являющейся сложной иерархией. Все душевные состояния зависят от тела, например, проявление негодования, страха, отваги, радости, отвращения. При этом, человеческий ум, по мнению автора, не отличается наличием собственного органа.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аристотель - О душе. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Габриэль Гарсия Маркес – талантливый, величайший писатель – прозаик мирового значения. Кроме литературной деятельности он так же занимался журналистикой и издательством, являлся политическим деятелем.

Одним королевством правил король, который очень любил новые модные наряды и не жалел денег на их приобретение. На каждое новое мероприятие он одевал новый наряд.

Главная героиня произведения – Полякова Искра, такая она ученица девятого класса – пылкая максималистка. Имя для неё выбрал погибший отец, который по мнению её жёсткой мамы был недостойным

Вопрос существования души, ее функции и цели остро стоит в философии не первое тысячелетие. Античные философы подарили миру основополагающие идеи и учения во многих направлениях. Не обошли они стороной и тему духовной составляющей человека. Душа в философии Аристотеля, одного из величайших мыслителей человечества, является одной из основных и наиболее раскрытых тем.

Аристотель о душе

Учение о материи и форме

Многие мысли, теории и учения, созданные Аристотелем, неразрывно связаны с идеями его учителя Платона. В течение 20 лет Аристотель обучался в школе под названием Академия величайшего философа Античности. Большая часть платоновских мыслей стала основой будущих работ его ученика.

Аристотель искренне уважал своего наставника, жадно вбирал знания, предложенные ему, и следовал философии Платона как истине. Но он отличался от большинства учеников мыслителя. В отличие от тех, кто слепо верил каждому произнесенному слову Платона, Аристотель предпочитал вникать, изучать и делать собственные выводы. Поэтому спустя много лет постижения мира в платоновском представлении, он решает сделать выбор в пользу собственного философского течения.

Несмотря на глубокое уважение к учителю и личную привязанность, Аристотель часто противопоставляет в своих трактатах собственные работы работам своего предшественника, сравнивает их и указывает на недочеты теорий Платона.

В одном из своих трактатов философ заявляет, что недостатком платоновской мысли о вещах и их идеях является то, что Платон противопоставляет эти два понятия друг другу. Аристотель считает, что идея и предмет существуют вместе и неразрывно между собой связаны. Он создает собственное учение о материи и форме, в котором материя — это суть предмета или живого существа, а форма — идея, движущая сила тела. Материя является физической оболочкой всего, в то время как форма вдыхает в эту оболочку жизнь.

Аристотель и Платон

Аристотель был учеником Платона, но разделял не все его теории

Согласно учению Аристотеля, душа является формой, а тело человека, животного или растения — материей. Материя, предмет — это лишь внешняя оболочка, которая, не имея своей сути или же идеи, является не более, чем мертвым телом.

Душа по Аристотелю — это движущая сила любого живого существа. Это ее истинная суть.

Способности душ и их виды

В зависимости от функций и цели существования, Аристотель разделяет формы на три большие категории:

  • растительная душа;
  • человеческая или же разумная душа.

Каждый из видов обладает своими функциями. Они определяют образ жизни материи, т.е. тела живого существа.

Согласно учениям античного философа, существует некая иерархия форм. В самом низу этой иерархии находятся души растительные, а вершину возглавляют разумные, человеческие. Души животного типа находятся посередине.

Души по Аристотелю

Растительная

В представлении античного философа находящаяся в самом низу иерархии душа растения наименее остальных интересовала древнегреческого философа. В своих трактатах он упоминал о ней реже и не считал достаточно интересной в силу малого количества функций и примитивности.

Главными способностями такого вида являются функции размножения и питания, которые свойственны всем видам живых существ. Питание осуществляется для поддержания жизненной энергии материи, т.е. внешней оболочки формы. Размножение необходимо для того, чтобы продолжать существование определенного рода.

Животная

Души животного рода также называют ощущающими. Это объясняется тем, что, помимо функций, свойственным растительным душам, они также обладают, обладают способностью к обонянию, слуху, вкусу и ощущениям. Животные души наделены функцией передвижения, которая свойственна душам высших иерархических типов.

Разумная или человеческая

Человеческие формы как представители высшего иерархического рода обладают растительными способностями к питанию и размножению, животными — к передвижению и ощущениям.

Главное отличие души разумной от тех, что находятся ниже, — это умение мыслить.

В своем трактате Аристотель также приводит аргументы, которые доказывают положение человека как наивысшего существа в его иерархии.

  1. Человек способен ходить прямо на двух ногах, в отличие от растений, не способных к передвижению, и животных, которые передвигаются на четырех лапах.
  2. Люди обладают речевым аппаратом, который делают их коммуникацию более сложной и разумной, нежели у представителей мира животных.
  3. Также Аристотель утверждает, что человека от прочих существ отличает труд. Наличие орудия труда говорит о более высоком уровне умственного развития существ и не только.
  4. Он даже отмечает, что объем головного мозга по отношению к объемам тела больше, чем у нижестоящих по иерархии существ.

Человек и душа

Посмертная судьба душ

Мысли древнегреческого философа на тему судьбы формы существа после его смерти противоречивы и вызывают дискуссии в кругу специалистов. В своем трактате он излагает несколько мыслей о том, что ждет форму, которая осталась без своей материи, но они взаимоисключаемы.

Аристотель утверждает, что растительные и животные виды смертны. Они возникают вместе с появлением материи, наполняя ее смыслом, и разлагаются вместе с умершим телом. Эта мысль противоречит закону о том, что высшая душа не может существовать без способностей и функций низшей.

Он говорит, что существование разумной души возможно и за пределами материи, потому что человеческий разум является божественным, т. е. бессмертным. Он также пишет, что способности к чувствам и функции, свойственные душам, не способны реализовать себя без наличии физической оболочки.

Противоречивые тезисы в работе философа вызывают сложности в понимании его точки зрения и всего учения.

Одним из главных трудов всей жизни древнегреческого философа, является трактат в трех томах, посвященной теме существования души, ее видам, способностям и т. д. В своих книгах он подробно описывает точку зрения, сравнивает ее с идеями прочих античных мыслителей, ставит перед собой вопросы и дает на них ответы.

Первая книга

Первый том масштабной работы Аристотеля посвящен подробному изучению трудов других философов и мыслителей, которые также поднимали тему существования души в своих учениях. Он раскрывает суть их идей, сравнивает и высказывает свое мнение. Среди них такие великие умы, как:

  • учитель Аристотеля Платон;
  • Демокрит Абдерский;
  • философ и математик Фалес;
  • Анаксагор из Клазомен;
  • последователи пифагореизма;
  • философ, врач и жрец Эмпедокл из Акраганта.

Также в этой книге Аристотель дает собственное понятие души и называет ее главным элементом в принципе движения. В представлении философа, существует четыре вида движения:

  • перемещение;
  • возрастание;
  • убывание;
  • превращение.

Конкретной душе в зависимости от ее иерархии должен быть присущ хотя бы один вид из перечисленных. Но также она может иметь два, три или все четыре вида.

Вторая книга

Второй том тракта дает ответы на важные метафизические вопросы, которые ставит перед собой Аристотель. Он дает определения наиболее важным понятиям в своей работе. Среди них:

  • материя;
  • форма;
  • сущность;
  • энтелехия.

Материя является физической, внешней составляющей всего сущего. Она обладает собственной массой и определенным расположением в пространстве. Формой любого живого существа является душа, дающее начало жизни материи. Сущностью является цель появления на свет определенного существа.

Энтелехия — это та сокрытая сила, которая помогает существу достигнуть цели его существования, т.е. сущности. Такая сила помогает зерну стать большим деревом.

В это же книге древнегреческий философ описывает способности и функции, которые свойственны душам. В зависимости от наличия определенных способностей, Аристотель разделяет души на три вида и выводит иерархию таких типов, рассмотренных выше.

Третья книга

Читайте также: