Предмет и структура методологии науки кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основные структурные компоненты лекции:Понятие методологии науки. Виды и функции методологии. Структура методологического знания. Предмет, объект и познавательная ситуация исследования.

Основное содержание лекции:

Понятие методологии науки. Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности (Зинченко 1983). Методология, как правило, понимается как наука о методе. Последний может трактоваться двояко: как путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных знаний; как способ научного познания или практической деятельности.

Виды методологии (Юдин 1978): дискриптивная (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов) и нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).

Функции методологии. Центральной функцией методологии является рефлексивная функция.

Выделяются следующие функции дескриптивной методологии:

· стимулирование процесса научного познания;

· формирование творческой личности ученого;

· интеграция и организация научного знания;

· выработка стратегии развития науки;

· мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).

Функции нормативной методологии:

· Построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;

· Способствование определению средств для решения уже поставленных задач;

· Улучшение организационной стороны исследования.

Структура методологического знания:

1. уровень философской методологии (включает в себя тот объем философских знаний, который позволяет опосредовать процесс научного познания, т.е. создает философско-мировоззренческие условия для его рефлексии);

2. уровень общенаучной методологии (включает концепции и концептуальные системы, опосредующие логическую организацию и формализацию научного познания. Исторически его возникновение принято относить к периодам 20-го столетия);

3. уровень конкретно-научной методологии (актуален только для тех ситуаций, которые находятся в фокусе внимания определенной науки. В идеале здесь предполагается преломление философских принципов на уровне общенаучных методологических принципов и концепций. Однако в реальности возможна и непосредственная проекция философского уровня на конкретно- научные основания исследования);

4. процедуры и техники исследования (определяются конкретными особенностями объекта, предмета исследования, а также спецификой исследовательских задач) (Зинченко, 1983, Садовский 1980, Юдин 1978, Степин).

Предмет, объект и познавательная ситуация исследования.Познавательная ситуация включает в себя пролапс между научной проблемой и существующими на момент фиксации этой трудности средствами ее разрешения, а также социальными требованиями по отношению к соответствующему знанию, предмет исследования, а также средства организации научного исследования.

Объект исследованияопределяется познавательной задачей. Объектом становится некоторая часть предметной действительности в том случае, если исследователю удалось зафиксировать ее устойчивые и закономерные, отраженные на языке науки и включенные в систему ее научных абстракций внешние и внутренние связи.

Предмет исследования отражает объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения (Зинченко, Смирнов, 1983). Такое понимание в большей степени характерно для неклассической науки. В классической науке предмет исследования чаще всего рассматривается лишь как сторона объекта, его аспект, непосредственно вычленяемый сквозь призму проблемы.




Литература:

1. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с.

2. Садовский, В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития/В.Н.Садовский//системные исследования: Методологические проблемы. – М., 1980.

3. Степин, В.С. Теоретическое знание/В.С.Степин. – М.,2000.

4. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности/Э.Г.Юдин.–М., 1978.

Основные структурные компоненты лекции:Понятие методологии науки. Виды и функции методологии. Структура методологического знания. Предмет, объект и познавательная ситуация исследования.

Основное содержание лекции:

Понятие методологии науки. Методология науки разрабатывает проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности (Зинченко 1983). Методология, как правило, понимается как наука о методе. Последний может трактоваться двояко: как путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных знаний; как способ научного познания или практической деятельности.

Виды методологии (Юдин 1978): дискриптивная (совокупность знаний о структуре научного знания, закономерностях научного познания, его основаниях и предпосылках появления, истории эволюции исследовательских подходов) и нормативная методология (совокупность организационных и этических правил, конституирующих осуществление научного познания).

Функции методологии. Центральной функцией методологии является рефлексивная функция.

Выделяются следующие функции дескриптивной методологии:

· стимулирование процесса научного познания;

· формирование творческой личности ученого;

· интеграция и организация научного знания;

· выработка стратегии развития науки;

· мировоззренческая интерпретация результатов (с позиций определенной картины мира).

Функции нормативной методологии:

· Построение предписаний и норм, соблюдение которых обеспечивает правильность постановки проблемы;

· Способствование определению средств для решения уже поставленных задач;

· Улучшение организационной стороны исследования.

Структура методологического знания:

1. уровень философской методологии (включает в себя тот объем философских знаний, который позволяет опосредовать процесс научного познания, т.е. создает философско-мировоззренческие условия для его рефлексии);

2. уровень общенаучной методологии (включает концепции и концептуальные системы, опосредующие логическую организацию и формализацию научного познания. Исторически его возникновение принято относить к периодам 20-го столетия);

3. уровень конкретно-научной методологии (актуален только для тех ситуаций, которые находятся в фокусе внимания определенной науки. В идеале здесь предполагается преломление философских принципов на уровне общенаучных методологических принципов и концепций. Однако в реальности возможна и непосредственная проекция философского уровня на конкретно- научные основания исследования);

4. процедуры и техники исследования (определяются конкретными особенностями объекта, предмета исследования, а также спецификой исследовательских задач) (Зинченко, 1983, Садовский 1980, Юдин 1978, Степин).

Предмет, объект и познавательная ситуация исследования.Познавательная ситуация включает в себя пролапс между научной проблемой и существующими на момент фиксации этой трудности средствами ее разрешения, а также социальными требованиями по отношению к соответствующему знанию, предмет исследования, а также средства организации научного исследования.

Объект исследованияопределяется познавательной задачей. Объектом становится некоторая часть предметной действительности в том случае, если исследователю удалось зафиксировать ее устойчивые и закономерные, отраженные на языке науки и включенные в систему ее научных абстракций внешние и внутренние связи.

Предмет исследования отражает объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения (Зинченко, Смирнов, 1983). Такое понимание в большей степени характерно для неклассической науки. В классической науке предмет исследования чаще всего рассматривается лишь как сторона объекта, его аспект, непосредственно вычленяемый сквозь призму проблемы.

Литература:

1. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с.

2. Садовский, В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития/В.Н.Садовский//системные исследования: Методологические проблемы. – М., 1980.

3. Степин, В.С. Теоретическое знание/В.С.Степин. – М.,2000.

4. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности/Э.Г.Юдин.–М., 1978.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Методология - наука, изучающая и обобщающая методы построения на­учного знания и способы его получения. Методология науки - часть теории познания - гносеологии, которая исследует по­знавательные процессы, происходящие в науке, исследует методы и формы научного познания. Имея тесную связь с различными науками, методология не растворяется в них. В этом отношении ее можно определить как метанауку, имеющую отношение к различным сторонам познавательной и преобразовательной деятельности.

В методологии науки для понимания взаимосвязи его мето­дов и способов исследования, организации полученного знания выделяют эмпирический и теоретиче­ский уровни. К эмпирическому уровню относятся приемы и методы научного позна­ния, непосредственно связанные с научной практикой, с теми видами предмет­но - орудийной деятельности, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения тео­ретического знания (наблюдение, экспери­мент, факты, их группировка, систематизация и способы их анализа и обобщения). К теоретическому уровню относятся все те виды и методы познаватель­ной деятельности и способы организации знания, которые характеризуются той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории как логически организованного знания об объек­тивных законах, об общих и необходимых связях реального мира (теория, абстракции, понятия, идеализа­ции, мысленные модели; научные законы и их формулировки; научные идеи и гипотезы; различные методы оперирования с научными абстракциями и по­строения теорий: дедукция, индукция, аналогия, экстраполяция, мысленный эксперимент). Хотя отличие между эмпирическим и теоретическим методами обу­словлено объективными качественными различиями в содержании и способах научной деятельности, а также в характере самого знания, но это различие относительно: ни один вид эмпирической деятельности или эмпириче­ского знания невозможен без теоретического его осмысления, без соответст­вующих понятий, гипотез и теорий, как и наоборот. Любая теория, в конечном счете, опирается на практику, опытные данные и ориентирована на объек­тивную действительность, опосредованную эмпирией.

Способом выражения эмпирического и теоретического знания является язык науки . Методология научного познания исследует язык лишь в той мере, в какой он является средством выражения, фиксации, переработки, передачи и хранения научных знаний, научной информации. С методологической точки зрения язык рассматривается как знаковая система, а его элементы - как знаки особого рода, под которыми понимаются материальные чувственно воспринимаемые предметы, выступающие в процес­се познания и общения как представители других предметов и исполь­зуемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации об объектах. Язык, используемый в научном познании, определяется как искусствен­ный, который базируется на естественном, житейском языке. Искусственный отличается от житейского специальных тер­минами, специальными правилами образования сложных языковых выражений. Потребность в точном и адекватном языке удовлетворялась в ходе разви­тия некоторых наук путем создания определенной терминологии, научной но­менклатуры (химия и др.). В ряде наук, в первую очередь в математике и логи­ке, создание точных и адекватных языков привело к возникновению специаль­ных формализованных языков. В таких языках не только заданы исходные сим­волы (алфавит языка), но четко и явно сформулированы правила построения осмысленных выражений, правила преобразования одних выражений (формул) в другие.

Логика науки – совокупность правил логической организации научного знания, применяемых в той или иной научной теориях, а также множество соответствующих правил вывода и определений. Важнейшими логическими методами построения научных теорий является дедукция.

Методология – это совокупность специально подобранных методов, средств и принципов организации и последующего построения теоретической и практической деятельности.

Понятие и сущность методологии науки

Методология науки (традиционное понимание) - это учение о процедурах и методах научной деятельности, включающее в себя раздел общей теории познания в специфику научного познания и философию науки.

Предмет методологии науки – саморефлексия науки, которая направлена на выявление и исследование:

  • категориального строя;
  • основных принципов;
  • актуальных и ключевых проблем;
  • самопознания, как особого рода деятельности.

Методология науки направлена на разработку приемов, методов, средств, форм и способов активной познавательной деятельности, необходимой для решения проблем.

Методологию науки так же принято понимать как учение о методе, который принято трактовать в двух основных пониманиях:

  • В широком смысле понимания, метод – это определенный путь познания, который в свою очередь опирается на совокупность ранее полученных знаний.
  • В узком значении, метод – это конкретный прием или способ практической деятельности или научного познания.

Основной функцией методологии науки является рефлексивная.

Рефлексивная функция методологии науки позволяет исследователю занять осознанную позицию, адекватно и продуктивно использовать собственные познавательные средства.

Таким образом, методология науки представляет собой учение о принципах и методах познания.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура методологии

В настоящее время методология науки, исходя из ее взаимосвязи со знаниями, делиться на две части:

  1. Учение об основах и исходных принципах познания – рассматривается, анализируется и оценивается философские взгляды и представление, на которые делался основной упор в ходе познания. Данная часть методологии науки находится во взаимосвязи с мировоззрением и философией.
  2. Учение о приемах и способах проведения исследования, которые опираются на данные основы. Эта часть методологии науки рассматривает общие стороны частных методов познания, представляющих собой общую методику исследования. На основании этого определения осуществляется понимание взаимосвязи между философией и методологией.

Выделяют следующие виды методологического знания: дескриптивная и нормативная методологии.

Дескриптивная методология включает в себя исследования, имеющие ретроспективный анализ уже осуществленных процессов научного познания. То есть, при осуществлении выбора и его последующем обосновании человек в первую очередь опирается на уже имеющийся у него практический опыт в данной области.

Основными функциями методологического анализа, осуществляемого в рамках дескриптивной методологии, являются:

  1. Стимулирование реализуемого процесса исследования и научного познания, осуществляемое за счет критического осмысления идей, культуры, научных концепций и теорий.
  2. Структуризация и организация процесса научного познания, его синтез и интегрирование, посредством использования разнообразных методов, средств и форм познания, с опорой на философско-мировоззренческие принципы.
  3. Выработка необходимой стратегии развития современной науки, в соответствии с имеющимися проблемами, а также с опорой на перспективу развития определенного научного направления.

Нормативная методология, представлена рефлексией, имеющей формально-организационную сторону реализуемой исследовательской деятельности.

Основными функциями нормативной методологии науки являются:

  1. Обеспечение правильного выделения и постановки проблемы, в соответствии с ее формой и содержанием.
  2. Предоставление средств для решения уже обозначенных научных проблем и задач.
  3. Улучшение организационной стороны проводимых исследований.

Область методологических знаний

Как и любая иная отрасль науки, методология имеет собственную область исследований:

  1. Труды и работы исследователей из различных областей науки, в которые рассматриваются и анализируются принципы, положения, концепции, фундаментальные основы, теории и т.д. науки.
  2. Определенный тип исследований, направленный на разработку актуальных проблем научного знания, их специфики, форм и способов разрешения. Например, в настоящее время существует значительное количество публикаций, рассматривающих специфику психологии как самостоятельной науки. В данных исследованиях специфика психологии исследуется в перспективе построения её на основании специально разработанной исследовательской программы.

Таким образом, методология представляет собой один их видов научного познания, однако в ней разрабатываются и исследуются только лишь те проблемы, которые связаны с методами и принципами получения и усвоения знаний.

Одними из областей научного познания методологии выступают философия, науковедение и мировоззрение:

  • Философия– это научное знание, занимающееся исследованием общих законов общества, природы и человеческого познания. Часть знаний из области философии входит в структуру методологии.
  • Науковедение – это отрасль исследований, которая занимается изучением закономерностей развития и последующего функционирования науки, ее структуры, динамики, а также взаимосвязи с иными областями деятельности человека.
  • Мировоззрение– это определенная система взглядов на окружающий мир и место человека в нем, а также на отношение человека к этому миру и самому себе. На основании мировоззрения формируются основные жизненные позиции человека.

Таким образом, методология науки представляет собой комплексное понятие, которое включает в себя не только разнообразные методы, средства и формы исследования научного познания, но знания из ряда смежных областей и наук.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2014; проверки требуют 2 правки.

У этого термина существуют и другие значения, см. Методология (значения).

Структура методологии

Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

В методологии можно выделить следующую структуру:

  • основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
  • характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
  • логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;
  • временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
  • технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.

Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Метод и методология

Деятельность людей в любой ее форме определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Главное предназначение любого метода — на основе соответствующих принципов обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому методология тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика. Теснейшая взаимосвязь и взаимодействие философии и методологии — важнейшее, существенное условие успешного плодотворного развития и одной, и другой, и их единства в целом.

Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких наук, как физика, биология, химия, все большее внимание оно привлекает и в гуманитарных науках. Эмпирической базой разработки методологии науки является история науки, взятая в системе культуры в ее целостности.

Теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны, и в своем единстве есть аналог, отражение реальной действительности. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов.

Основные различия теории и метода состоят в следующем:

а) теория — результат предыдущей деятельности, метод — исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

б) главные функции теории — объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метода — регуляция и ориентация деятельности;

в) теория — система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

г) теория нацелена на решение проблемы — что собой представляет данный предмет, метод — на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, и не только той теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен, прежде всего, своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется. Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, связей, отношений и т. п. Способ движения (метод) и состоит в том, что исследование должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

Однако любой метод — лишь один из многих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие факторы — силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.

В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т. п.

Читайте также: