Учебные заведения русского государства 17 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

появились в 17 в. в русской литературе, живописи, музыке? Как зародился русский театр 3) Какие перемены в быту происходили в 17 в.? Какие слои обще общества они затрагивали?

Ответ или решение 1

1) Долгое время в России учебных заведений, как таковых, не существовало. Дети из богатых семей получали домашнее образование, занимаясь с частными учителями и репетиторами. Только с середины 17 века в стране стали появляться первые школы и гимназии. В основном они существовали при монастырях, и обучением детей занимались духовные лица. Поэтому, большую часть учебного процесса выделяли на изучение христианской религии. Но были и другие предметы: чтение, письмо, основы арифметики, некоторые естественные науки, иногда философия, риторика, греческий и латинский язык

Благодаря развитию книгопечатания стали появляться первые общедоступные учебники: азбука, дьяка В. Бурцева, азбука с цветными картинками К. Истомина.

Из наиболее известных учебных заведений:

Например, в 1633г. в Чудовом монастыре патриархом Филаретом была учреждена греко-латинская патриаршая школа,где учил Епифаний Славинецкий.

Школа при Московском Спасском монастыре;

Школа Ф.М.Ртищева при Андреевском монастыре;

Школа при Введенской церкви;

Гимнасион при церкви Иоанна Богослова;

Школа при Печатном дворе;

Слвяно-греко-латинское училище в Москве.

2) В литературе: поэзия, стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре, пьесы.

В живописи: светский портрет;

В Россию привозят новые музыкальные инструменты с Запада: орган, клавикорды, флейты, виолончели.

В 1648 Алексей Михайлович приказал изгнать скоморохов и уничтожить их музыкальные инструменты. В замен этой народной забаве вскоре в Москве открывается первый придворный театр.

3) Царский двор стал чаще принимать у себя иностранные делегации, поэтому придворная жизнь стала богатой и праздной. Так как налаживались торговые связи с западными странами в быт людей попадали иностранные вещи. Однако, ничего этого не затронуло низшие слои населения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Образование в Русском государстве

Воспитание и обучение в 14 – 16 веках ….………………………….5 стр.

Педагогическая мысль в России к концу 17в.……………………. 8 стр.

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства в 998 г.

Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники – церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и др.

Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами.

Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В 14-16вв.

В 14-16 вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до 17в. государственных школ грамоты в России не было. Как отмечал историк В.О.Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь не требовала больших усилий. Повышенный уровень образования требовался тем, кто занимал место на государственной службе или в церковной иерархии.

В истории обучения и воспитания в Руссом государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: 14-16вв. и 17столетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.

Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственную и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть столетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести в 13- первой половине 15 вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений, все это отрицательно сказалось на судьбах просвещения. Страдали города- очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура, надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу 16в.

Центр просвещения в монгольских период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Именно здесь в 14-15вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики-стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток и мироощущения и воспитание на Руси. В них прибавилось жесткость, взгляд на человека как на песчинку. Противостояние идеологии индивидуальности, инициативности, открытости, способности к разным видам деятельности.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ 17в.

Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания.

Общий уровень образованности в Московском государстве 15-16вв. оставался весьма низким. В Новгородской иепархии – одном из главных центров просвещения на Руси –почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества.

Между тем в 16в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу 16в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце 16в., при лютеранской церкви немецкой слободы.

Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце 16в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.

В целом на рубеже 17-18вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.

Развитие просвещения и школьного дела в России XVII в веке проходило в изменившихся исторических и социально-культурных условиях. Российское государство испытывало все возраставшее давление Европы, успешно входившей в новую фазу своей истории – Новое время. Постепенно расширяются дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами, совершенствуется и усложняется система внутреннего государственного управления, изменяется отношение дворянства к образованию и просвещению. В XVII веке незнание грамматики среди дворян расценивалось как признак невежества. Учебный курс школьного обучения становился значительно шире, в него стали включаться математика, риторика и другие предметы средневекового образования. В высших кругах общества стали изучать латинский и греческий языки. Эти процессы порождали потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, военное искусство и технику.

Если начальное образование в XVII веке за исключением количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наметились новые тенденции. При некоторых московских монастырях создаются школы, где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и богословие.

Так, в 1639 году боярином Федором Михайловичем Ртищевым при Андреевском монастыре открывается греческая школа, в 1649 году по инициативе Симеона Полоцкого, воспитателя царских детей – Федора и Софьи открывается при Спасском монастыре школа повышенного типа, а при Чудовом монастыре в 1653 году была открыта греческая школа под руководством греческого монаха Епифания Славинецкого..

Вследствие острой необходимости людей, знающих иностранные языки, в 1679 году греком Тимофеем в Москве была создана Типографская школа, которая была одновременно и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа – учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.

Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа – Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 – 1647). Он провел крупную реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.

В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и др.)

Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце XVI в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649 г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.

В целом на рубеже XVII–XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.

Усиленно развивалось мануфактурное производство и особенно металлургическая промышленность. Международное значение страны значительно возросло и укрепилось. Но несмотря на значительные сдвиги, страна продолжала отставать от западноевропейских государств.В интересах роста производительных сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники. Эти реформы прежде всего способствовали возвышению дворянства. В армии, флоте и государственном аппарате все командные посты были закреплены за дворянами. Много было сделано и для усиления нарождающегося сословия купцов.

Зачинателем монастырских центров книжного обучения явился великий русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В монастырских школах можно было получить энциклопедическое по тем временам образование.

Однако акцент в них делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание, духовное самосовершенствование.

Известно, что в 40-е годы XVII в. в московском Андреевском монастыре боярином Ф. М. Ртищевым была основана школа, учителями которой являлись выпускники Киевского коллегиума Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, ориентированные на греческую школьную традицию.

В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким, поборником латинской ориентации, была открыта школа повышенного типа. Он ставил перед этой школой задачу подготовки особо доверенных чиновников личной канцелярии царя Алексея Михайловича, подьячих Приказа тайных дел. Особое внимание в ней уделялось изучению латинского языка, который в то время являлся языком международной дипломатии. В 1681 г. иеромонахом Тимофеем была открыта Типографская школа при московском Печатном дворе.

В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. была открыта школа докторами Падуанского университета, греческими иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Они ставили перед собой задачу создать не среднюю школу, поскольку она в России уже существовала, а высшую.

В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение в России — Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпохи развития школьного дела в нашем отечестве — поэты А. Кантемир, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и др. Инициатором создания этой Академии был С. Полоцкий.

Необходимо отметить, что границы между средними и высшими школами в России XVII в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. Например, Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого приближалась по своему характеру к высшему учебному заведению европейского типа. Должность старосты этой школы занимал москвич, русский поэт Сильвестр Медведев. Латинский язык преподавался по известному в Европе методическому пособию иезуита Альвара, а курс обучения включал пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие.

Совокупность многих фактов позволяет сделать вывод: Россия XVII в. вместо западного университета получила как бы духовную семинарию. Несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались здесь лишь те дисциплины, которые не противоречили православию, способствовали подготовке верных слуг царя и патриарха.

Читайте также: