Мусульманско арабские государства в европе и их культура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда арабы мощным потоком перемещались по древним странам Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, ничто не предвещало, что здесь произойдёт чудо рождения блестящей культуры. Арабам не было известно практически ничего, что давно знали завоёванные ими народы. Арабы принесли ислам, который приняли местные жители. Ислам стал основой развития культуры мусульманского Востока. Учение Мухаммада (мир ему и благословение) было терпимо к иноверцам. Во время зарождения ислама арабы без труда усвоили великие культурные традиции, завоёванных ими народов. Арабы проявили редкую готовность слушать и впитывать мудрость народа, на земли которых они пришли. Так и получилось, что в мусульманской культуре средневекового Востока в прекрасный узор вплетены нити греческих и персидских, армянских и индийских, римских и среднеазиатских, еврейских, сирийских и египетских культурных традиций.(1)

Так кто же были эти арабы, которые, подобно вихрю, пронеслись по огромной территории, увлекая за собой миллионы людей и завоёвывая огромные территории?

После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в 632 г. государством стали управлять его преемники – халифы. При первых четырёх халифах арабы завоевали огромные территории в Азии, Африке и Юго-Западной Европе. Ещё при Абу-Бакре началась война арабов с Византией, а к 640 г. они завоевали Сирию и Палестину, в 640 г. – Египет, в 651 г. – Иран, в 689г. – часть северной Африки. К 711 г. арабы вышли к проливу, отделявшему Африку от Европы. Поход осуществлял арабский военачальник Тарик. В Европе вечным памятником ему стал названный его именем Гибралтар (Джабаль (Габаль) Тарик – Гора Тарика). Им была покорена Испания. В начале VIII в. арабы доходят до берегов Инда. 661-750 гг. – годы правления халифов Омейядской династии, которые в 750 г. были сменены династией Аббасидов, на правление которых (750 – 1258 г.) приходится расцвет арабо-мусульманской культуры.

Начало самостоятельному княжеству – Кордовскому эмирату, впоследствии халифату, было положено в 755 г. принцем Абдуррахманом из династии Омейядов, который бежал в Испанию из Дамаска от преследований Аббасидов. Легенда гласит, что он посадил первую пальму в Испании и у её подножия изливал свою тоску по родине, сравнивая себя с этим одиноким деревом.

Из Испании в первой половине VIII в. ещё при Омейядах было совершено нападение на Галлию, в которой уже сложилось государство франков, но здесь в 732 г. арабы проиграли майордому Карлу Мартеллу битву при Пуатье. Их дальнейшее продвижение в Европу было остановлено. После распада монархии Карла Великого, они напали на Южную Италию, а в Сицилии и Сардинии им удалось укрепиться на долгое время.

Менее трёх веков просуществовала Омейядская династия в Кордове. Опустошённая войнами, она пала в 1031 г. В Испании возникли много мелких самостоятельных княжеств почти во всех крупных городах : Кордове, Толедо, Саргоссе, Севилье, Валенсии и др.

Ещё в годы существования халифата в городах и, особенно, в его столице – Багдаде в результате взаимовлияния и взаимного культурного обогащения различных этнических и религиозных групп постепенно создавался органический сплав культурных традиций, составивший в дальнейшем основу синкретической культуры халифата.

Арабо-мусульманская синкретическая культура оказала воздействие на становление средневековой европейской культуры. Основным направлением проникновения этой культуры в Европу был крайний запад мусульманского мира – Андалусия (Арабская Испания), а также с началом крестовых походов - Италия, Палестина и Сирия на Востоке. Крестоносцев привлекали сказочные богатства Востока : дорогие ткани, золотые украшения, искусно сделанные стеклянные кубки, пряности, – всё то, что попадало в Европу через купцов.

Важным было влияние и Сицилии, где большое развитие получила переводческая деятельность и архитектура.

Однако наибольшую роль в ознакомлении Европы с мусульманской культурой сыграла Андалусия, как называли арабы завоёванную ими часть Испании, куда арабо-мусульманская культура проникла в начале VIII в., в период, когда латинская культура Испании была ослаблена нашествием готов. Семь веков власти арабов в Испании. Арабо-мусульманская материальная и духовная культура постепенно проникает и на север, и за пределы Пиренейского полуострова.

Благодаря переводам в европейскую схоластику проникли элементы арабской мусульманской философии (в первую очередь авероизма и мистики).

Арабский язык стал для жителей всего халифата языком общения, основой общей культуры. Знание арабского языка было необходимо купцу, путешественнику, который с его помощью мог объясниться с мусульманами Испании и стран до границ Индии. Даже после распада халифата арабский язык не утратил своего значения в качестве орудия распространение культуры искусства. На нём продолжали писать свои труды богословы, учёные и философы, вне зависимости от того, к какой этнической группе они принадлежали.

Распространение арабского литературного языка по всей территории халифата благотворно сказалось на развитии средневековой арабо-мусульманской науки, помогло общению учёных и установлению связей между научными центрами империи. Арабский литературный язык способствовал сближению далёких, в этническом и языковом отношении, групп, что привело, в конечном счёте, созданию единого арабо-мусульманского культурного региона.

В развитии арабского языка особую роль сыграла переводческая деятельность. Переводились труды античные, иранские, индийские.

Работа по переводу научных и философских трудов в Халифате велась гораздо масштабнее, чем в средневековой Европе и предназначалась для более широкой аудитории. Они переводили с греческого и индийского сочинения, содержащие практически полезные знания. Их интересовали сочинения по астрологии и астрономии, алхимии и медицине.(8)

Искусство перевода рассматривалось как специальность, требующая особых навыков и хорошего знания языков. Тонкости этого искусства передавались из поколения в поколение. Особенно прославились в качестве переводчиков с греческого сириец Хунайн ибн Исхак (810-873) и его сын Исхак ибн Хунайн, сабий из Харрана Сабит ибн кура (836-901), а с персидского Хасан ибн Сахль ( умер 850 и Абдаллах ибн аль-Мукаффа (721-757).(9)

Деятельность переводческой коллегии аль-Мамуна способствовала развитию арабского языка, особенно, его научной терминологии, которая к концу IX в. была почти окончательно разработана по всем отраслям науки: философии, астрономии, математике, медицине и др. Арабский язык становится одним из наиболее разработанных языков средневековья и служит на протяжении многих веков языком художественного и научного творчества ряда мусульманских стран.

После этого арабы заменили лён на хлопок, во множестве произраставшем в Алжире и Египте. В результате, процесс производства бумаги начал развиваться чрезвычайно быстро. Поэтому бумага стала дешёвым источником для отображения научных знаний. Бумага выступала материальным посредником, способствовавшим развитию культуры. Естественно, всё это способствовало созданию большого количества книг, как в халифате, так и в Европе. У хана аль-Хакана насчитывалось 400 тыс. томов по 50 листов в каждом. Книги были написаны на арабском языке. Широкое распространение арабского языка не могло не сказаться на языках коренных жителей завоёванных земель. Так, из всех европейских языков наибольшему влиянию арабского языка подвергся испанский. Всего в испанском языке в наши дни насчитывается около 6000 слов, пришедших из арабского.

В н.VIII в. начинается вторжение арабов в Испа­нию, а затем и во Франкское королевство. Однако здесь они потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла. Продвижение ислама в З. Европы было остановлено. На востоке арабы смогли продвинуться в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии. Трижды они пытались захватить Константинополь, но неудачно. В результате арабских завоеваний границы халифата Омейядов превысили такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В середине VIII в. на территории Пиренейского полуострова образуется Кордовский халифат, заняв­ший большую часть Пиренейского полуострова. Почти восемь веков будет длиться Реконкиста — отвоёвывание коренным населением Испании захваченных арабами земель. Она завершится только в 1492 г. падениемГранадского эмирата.

Тем не менее, в течение всех этих столетий мусульманская Испа­ния (аль Андалус) была посредником в культурном общении Восто­ка, Западной и Южной Европы.

Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо во­брало священную символику ислама. Людям, искусным в каллигра­фии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защит­никам ислама.

Мусульманские государства в Африке. На рубеже IX-X вв. в Северной Африке был создан халифат Фатимидов, во главе которо­го встал имам, объявивший себя потомком дочери пророка Фатимы. Во владения Фатимидов входили также Сирия и Палестина. Хали­фат Фатимидов просуществовал более двух с половиной веков, пока в 1171 г. военачальник Салах-ад-дин не сверг последнего фатимидского султана. Салах-ад-дин провозгласил себя султаном и стал ос­нователем новой династии Айюбидов.

В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда, просу­ществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричар­дом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые мес­та Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём ви­дели не врага, а благородного восточного рыцаря.

В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюка­ми — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлю­ки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватив­шими Египет и прилегающие территории Северной Африки.




В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Ни­гер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, ко­торая имела огромные залежи золота и соли. Город Томбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пу­ти.

В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они про­водили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африкан­ские государства исчезли с лица континента.

В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельд­жуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии пере­рос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой зем­ли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-бос­нийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские зем­ли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Вто­рой Рим стал Стамбулом — столицей Османской империи.

В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитни­ком правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в ми­ре, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — буду­щей России.

В глазах европейцев Османская империя была воплощением дес­потического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страх, а богатства турецкого султана потрясали воображение. В Ев­ропе Османскую империю называли Блистательной Портой.

В результате арабских завоеваний возникла цивилиза­ция, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской куль­турных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгеб­ра, философия, бесспорно, были на порядок выше европей­ской науки того времени. Система орошения полей, некото­рые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Многие го­рода халифата стали крупнейшими научными и культур­ными центрами Средневековья. Города Багдад, Басра, Да­маск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитекту­рой и на весь мир славились как крупнейшие центры ре­месленного производства и торговли.

В н.VIII в. начинается вторжение арабов в Испа­нию, а затем и во Франкское королевство. Однако здесь они потерпели поражение от франкского майордома Карла Мартелла. Продвижение ислама в З. Европы было остановлено. На востоке арабы смогли продвинуться в глубь Средней Азии, овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии. Трижды они пытались захватить Константинополь, но неудачно. В результате арабских завоеваний границы халифата Омейядов превысили такие государства древности, как Римская империя во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В середине VIII в. на территории Пиренейского полуострова образуется Кордовский халифат, заняв­ший большую часть Пиренейского полуострова. Почти восемь веков будет длиться Реконкиста — отвоёвывание коренным населением Испании захваченных арабами земель. Она завершится только в 1492 г. падениемГранадского эмирата.

Тем не менее, в течение всех этих столетий мусульманская Испа­ния (аль Андалус) была посредником в культурном общении Восто­ка, Западной и Южной Европы.

Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо во­брало священную символику ислама. Людям, искусным в каллигра­фии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защит­никам ислама.

Мусульманские государства в Африке. На рубеже IX-X вв. в Северной Африке был создан халифат Фатимидов, во главе которо­го встал имам, объявивший себя потомком дочери пророка Фатимы. Во владения Фатимидов входили также Сирия и Палестина. Хали­фат Фатимидов просуществовал более двух с половиной веков, пока в 1171 г. военачальник Салах-ад-дин не сверг последнего фатимидского султана. Салах-ад-дин провозгласил себя султаном и стал ос­нователем новой династии Айюбидов.

В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда, просу­ществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричар­дом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые мес­та Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём ви­дели не врага, а благородного восточного рыцаря.

В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюка­ми — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлю­ки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватив­шими Египет и прилегающие территории Северной Африки.

В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Ни­гер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, ко­торая имела огромные залежи золота и соли. Город Томбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пу­ти.

В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они про­водили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африкан­ские государства исчезли с лица континента.

В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельд­жуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии пере­рос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой зем­ли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-бос­нийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские зем­ли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Вто­рой Рим стал Стамбулом — столицей Османской империи.

В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитни­ком правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в ми­ре, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — буду­щей России.

В глазах европейцев Османская империя была воплощением дес­потического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страх, а богатства турецкого султана потрясали воображение. В Ев­ропе Османскую империю называли Блистательной Портой.

В результате арабских завоеваний возникла цивилиза­ция, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской куль­турных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгеб­ра, философия, бесспорно, были на порядок выше европей­ской науки того времени. Система орошения полей, некото­рые сельскохозяйственные культуры были заимствованы европейцами у арабов. Многие го­рода халифата стали крупнейшими научными и культур­ными центрами Средневековья. Города Багдад, Басра, Да­маск, Иерусалим, Мекка, Медина, Бухара, Самарканд, Александрия, Кордова и др. восхищали своей архитекту­рой и на весь мир славились как крупнейшие центры ре­месленного производства и торговли.


Урок рассказывает о периоде пребывания арабов в Европе, их влиянии на европейские научно-технические достижения, философские доктрины, культурные традиции. Говорится об арабской экспансии в Африке, которая привела к образованию ряда исламских государств. Описывается процесс становления Османской империи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Исламский мир в Средние века. Государства и культура"

При Омейядах продолжилось расширение владений Арабского халифата. Во втором десятилетии 8 века арабы завоевали Пиренейский полуостров. Для этого им понадобилось 7 лет.


После, арабы стали продвигаться в Южную Францию. Их экспансия была остановлена только в 732 году в ходе битвы при Пуатье. По мнению ряда историков, это событие стало поворотным в мировой истории. Победа франкского майордома Карла Мартелла остановила распространение ислама в Европе.


Потерпев поражение, арабы стали осваиваться на ранее захваченных землях. В середине 8 столетия в мусульманской части Испании был образован Кордовский эмират.


Почти сразу после мусульманского завоевания Пиренеев началась Реконкиста – длительный процесс отвоевания христианами земель, занятых арабами. Она продлилась почти 8 веков и завершилась только в 1492 году вместе с падением Гранадского эмирата.

В то же время, мусульманская Испания (также её называли Аль-Андалус или Андалусия) на долгие столетия превратилась в связующее звено между Востоком, Западной и Южной Европой. При её культурном посредничестве происходило развитие европейского средневекового мышления и искусства.


В Андалусии находилось множество крупных и богатых городов. Среди них:

столица эмирата – Кордова; Гранада; Севилья; Валенсия. На фоне городов Западной Европы, они выделялись великолепием и красотой своей архитектуры.


Кроме того, города арабской Испании являюсь центрами культуры и образования. Например, библиотека кордовского правителя состояла более чем из 400 тысяч томов.

В учебных заведениях Андалусии изучалась передовая наука того времени. Зачастую они были открыты и для студентов из Европы. В Кордове даже существовала своеобразная консерватория. В ней обучали игре на восточных музыкальных инструментах и пению.

В арабской Испании получило развитие характерное для всей исламской культуры искусство каллиграфии.


По своему значению оно сопоставимо с местом иконописи в культуре восточного христианства. Арабская каллиграфия стала отражением священной символики ислама. Интересно, что мастерам каллиграфии Пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам – защитникам ислама.

Такое положение привело к тому, что в мусульманском мире самые разные науки достигли очень высокого уровня, а мусульманские учёные пользовались непререкаемым авторитетом во всём просвещённом мире.


Через мусульманскую Испанию в Европу попали: десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации; магнитная игла, на основе которой был изобретён компас; механические часы, хлопчатая и льняная бумага, порох.

Не все эти изобретения принадлежат арабам, но именно через них достижения науки из различных регионов мира получили распространение

и нашли применение.

Значительное влияние на средневековый мир оказала и арабская философия.

Она строилась на критических и рациональных началах. В 11–12 веках арабские мыслители обратились к учению Аристотеля. На его основе ими был создан ряд доктрин, в основе этих учений лежало утверждение о необходимости разделения истин теологии и рациональных толкований.


То есть, если в божественном откровении содержаться противоречия свидетельствам разума – это не является доказательством того, что человеческий разум ошибается.

Арабские философы пришли к ряду радикальных выводов. Среди них: признание вечности мира (религия полагала вечным только Творца);

отрицание бессмертия индивидуальной души.

В Европу проникла и арабская поэзия. Её отражение можно увидеть в творчестве средневековых трубадуров.


Арабы перевели на свой язык труды многих античных учёных. В Испании они, а также труды арабских учёных, были переведены на латинский, тем самым сделав эти сочинения доступными для средневековой Западной Европы, чей уровень культуры, во многом уступал культуре мусульманского мира.

Испания была не единственной территорией, потерянной Арабским халифатом. На рубеже 9–10 веков в Северной Африке образовался Фатимидский халифат. В эпоху наибольшего могущества в его состав входили Египет, Магриб, Палестина, Сирия, часть Аравии. Столицей халифата являлся Каир.


Государство фатимидов просуществовало более двух с половиной веков.

В 1171 году последний Фатимидский халиф был свергнут мусульманским полководцем Салах ад-Дином. Он провозгласил себя султаном Египта и стал основателем новой ближневосточной династии и государства Айюбидов.


Ещё в конце 11 века на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) вторглись крестоносцы. Целью Первого крестового похода было названо освобождение Иерусалима и Святой земли от мусульман. На отвоёванных землях европейские рыцари основали свои государства. Самым значительным среди них являлось Иерусалимское королевство.


Правда история государств крестоносцев оказалась короткой. К концу 13 века они прекратили существование.

Особая роль в борьбе против крестоносцев принадлежит Салах-ад-Дину.

В 1187 году он захватил Иерусалим. В Европе не могли смириться с потерей святыни и в ответ на это был организован Третий крестовый поход. Однако войска, отправленные на очередное освобождение Гроба Господня, были разгромлены.


Тем не менее, Саладин (так называли Салах-ад-Дина в Европе) оставил за христианами право посещения Иерусалима и иных святых мест Палестины.

Интересно, что в христианской Европе Саладин пользовался большим уважением. В нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря.

Несмотря на все достижения Салах-ад-Дина, в середине 13 века династия Айюбидов была свергнута мамлюками – воинами, из числа бывших рабов, составлявших гвардию Айюбидов. Мамлюки создали собственное исламское государство. Оно оставалось независимым вплоть до начала 16 века. Именно тогда Мамлюкский султанат попал в зависимость от Османской империи.


Также среди средневековых исламских государств Африки можно выделить:

Канем, Бенинское царство.


В конце 15 века началось активное проникновение европейцев на Африканский континент. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов.


Ещё одним важным регионом исламского мира стала Малая Азия.

В 9–10 веках ряд тюркских племён, проживавших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделялись турки-сельджуки. К 11 веку им удалось создать обширное, но непрочное государство.

К концу 12 века держава сельджуков распалась на несколько государств. Одним из которых являлся Конийский султанат, расположенный в Анатолии.

В середине 13 века это государство подверглось монгольскому нашествию.

К началу 14 столетия Конийский султанат окончательно пришёл в упадок и распался на ряд мелких владений.


Одним из них был Османский эмират. Его правитель – Осман 1 смог завоевать всю западную часть Малой Азии, тем самым положив начало Османской империи. При преемниках Османа началась экспансия турок на Балканах. В 1389 году произошла битва на Косовом поле. В её ходе сербо-боснийские войска потерпели поражение от турок.


К 15 веку Балканский полуостров был завоёван. Земли южных славян на долгие столетия попали в зависимость от Османской империи.

В 1453 году османский султан Мехмед 2 взял Константинополь. Второй Рим был переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи.

В 16 веке в состав Османской империи входили практически все земли прежнего Арабского халифата, Балканы, Крым, часть Ирана.


Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман. Являлся преемником великих халифов и защитником всех правоверных.

Турецкая армия являлась одной из сильнейших в мире. Османский флот господствовал на Средиземном море. Османская империя представляла прямую угрозу европейским государствам. Угрожала Московскому государству – будущей России.


В глазах европейцев Османская империя являлась воплощением деспотического государства, в котором жизнь каждого подданного зависела от произвола султана. В то же время европейские монархи опасались военной мощи Османского государства. Богатства турецкого султана потрясали их воображение и были предметом зависти.


Таким образом, арабское присутствие в Европе продлилось с 8 по 15 век.

Через арабов в средневековую Европу попали многие научно-технические достижения, философские доктрины, культурные традиции. Арабская экспансия в Африке привела к образованию ряда исламских государств преимущественно в Северной части континента. К 16 веку лидерство в исламском мире перешло к могущественной Османской империи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: охарактеризовать социально-политическое и культурное развитие мусульмано-арабских государств в Европе.

- познакомиться с основными достижениями культуры арабских государств в Европе в области архитектуры, художественного творчества, науки и образования; - повторить содержание понятий: культура, арабский Восток, ислам, шариат, мечеть;

- формировать умение систематизировать основные сведения, анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи;

- уважать другие народы мира, принимать их, относиться к ним толерантно;

- понимать вклад арабской мусульманской цивилизации в становление мировой цивилизации, уважать культурные и исторические памятники, созданные в исламском мире в Средние века.

Тип урока: комбинированный

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Хронологические рамки регионов Востока совпадают с европейской периодизацией?

Когда и где возник ислам?

Какое значение имело возникновение ислама для мировой истории?

Вспомните, то такое теократическое государство? Докажите, что арабский халифат был таковым.

Проследите по карте рост территорий Арабского халифата. К какому времени он достиг наивысшего расцвета?

Изучение новой темы

Учитель: Второе десятилетие VIII в. начинается с завоевания арабами Испании. Арабы и североафриканские племена – берберы, получившие впоследствии общее название – мавры, овладели почти всей территорией Пиренейского полуострова, за исключением горных районов на севере (Астурии). В руки мусульман попали области наиболее богатые естественными ресурсами, и экономически развитые еще с римских времен.

На этой территории был основан Кордовский халифат.

Запись в тетрадях: Ко́рдовский халифат — средневековое мусульманское государство на территории современных Испании и Португалии (929—1031) со столицей в г. Кордова. Основан потомком династии Омейядов Абд ар-Рахманом I.

Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже к X веку их насчитывалось до 400. Столица Арабского государства – Кордова – стала в X веке одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы. Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом.

Арабы обогатили жизнь испанцев. В арабской Испании начали выращивать рис, сахарный тростник, гранатовые деревья, хлопок и т. п. Была расширена система оросительных каналов, что улучшало земледелие. Особенно развилось виноградарство. Развивалось и скотоводство, прежде всего овцеводство. Крестьяне брали в аренду у крупных землевладельцев участки земли и вносили за пользование ими денежную плату. В городах процветали ремёсла: изготовление тканей, производство оружия, стекла, предметов роскоши, обработка кожи.

Экономические успехи арабской Испанией сопровождались ее культурным подъемом. Взаимодействие в аль-Андалусе различных культур приводит к образованию яркой многообразной цивилизации, влияние которой испытывает весь запад и частично восток Средиземноморья.

Учитель: На севере Пиренейского полуострова мавры так и не смогли покорить горные районы Астурии, где существовали небольшие христианские государства. Отсюда и началось освобождение захваченных арабами земель, названное Реконкиста (с исп. — отвоевание). Началом Реконкисты, которая длилась почти восемь веков, считается битва 718 г. возле городка Ковадонга, в которой победили испанцы-христиане.

Запись в тетрадях: Реконкиста - освободительная борьба христианских народов Пиренейского полуострова против мусульманских завоевателей в 8–15 вв.

В начале XI в. в арабской Испании разгорелись междоусобицы. Они привели к распаду аль-Андалус на несколько десятков самостоятельных княжеств. Упадок мусульманской государственности существенно облегчил процесс Реконкисты. На отвоёванных землях образовывались новые независимые государства; особенно выделялись Кастилия, Арагон и Португалия. Правители этих государств начали активно наступать на арабов и вытеснять их всё дальше на юг Пиренейского полуострова. Последним бастионом ислама на Пиренейском полуострове стала Гранада.

Падение Гранады произошло 2 января 1492 года после нескольких месяцев осады города, став кульминацией так называемой Гранадской войны 1482 — 1492 гг. Город был захвачен Королевством Кастилия и Леон. Прекратил существование Гранадский эмират , и его территория вошла в состав Кастильской короны как Королевство Гранада .

Запись в тетрадях: 2 января 1492 года прекратил существование Гранадский эмират , и его территория вошла в состав Кастильской короны как Королевство Гранада .

Закрепление материала

Заполните пропуски в тексте:

В VIII веке начинается завоевание арабами ________ полуострова. На завоеванных территориях было создано новое государство ______ халифат. Основателем халифата стал ____________. Столицей халифата был город _______. С севера полуострова началась освободительная война испанцев ____________. Последним бастионом ислама на Пиренейском полуострове стала ____________.

Вопрос к классу : какова роль Кордовского халифата в развитии средневековой Европы?

V .Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.

Распространение ислама

Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Карта Арабского халифата

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

которые читают вместе с этой





В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Средневековый мусульманин во время молитвы

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Школа при мечети

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

Читайте также: