Кодификация римского права кратко

Обновлено: 30.06.2024

Избыток и неоднородность процессуального материала сделали в императорский период более необходимой потребность в объединении и классифицирование скопившейся информации.

Одними из первых сделавших кодификационные попытки были частные лица, которые организовывали сборники императорских конституций. Всего известны две коллекции императорских конституций от Адриана, которые были составлены в конце III в. — в начале IV в. н.э.: Codex Gregorianus, пополнившие первый сборник дальнейших конституций, до Константина (начало IV в. и. э.).

Официальная кодификация была произведена впервые в первой половине V в.: император Феодосии II издал Codex Theodosianus (Феодосией кодекс), в котором были сосредоточены и сгруппированы императорские конституции, начиная с Константина.

Такой кодекс разделялся на 16 книг, а книги на титулы, среди которых определенные конституции расположены в систематическом порядке. Наименование Феодосиевых Новелл получили конституции, которые образовались после издания кодекса.

Разделение римской империи

Римскую империю в V в. разделили на две половины – западную и восточную. Западная подверглась власти германских захватчиков. В этом регионе создались королевства: Бургундское, Вестготское, Остготское. В таких королевствах оставалось неизменным действие римского права. К тому же короли выпускали сборники для помощи судам, в которые входили выдержки из вышеназванных кодексов – leges, а еще из сочинений более известных юристов – ius (Гая, Павла, Папиниана). Названия этих сборников такие: Lex Romana Wisigothorum (для Вестготского королевства), Edictum Theodorici (для Остготского королевства), Lex Romana Burgundionum (для Бургундского королевства).

Можно отметить также некоторые неофициальные сборники, включающие в себя компиляцию leges и ius. Ими являются – Fragmenta Vaticana: это сборник именуемый по месту открытия в начале XIX в. в Ватиканской библиотеке и касающийся конца IV или началу V в. Также он хранит в себе отрывки из Папиниана, Павла, Ульпиана – в сравнении с императорскими конституциями; Collatio legum Romanarum et Mosaicarum – тоже относится к началу V в., в сравнении текстов Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с Моисеевым законодательством и другие.

Кодификация Юстиниана

Гораздо большую ценность, сравнительно с кодификацией Феодосия II, носит кодификационная работа при Юстиниане, осуществленная в первой половине VI в. В то время возникали намерения в объединении восточной половины империи с западной, которые находились тогда в руках вандалов. Помимо этого, интересы господствующего класса нуждались в единстве права, конкретности и прозрачности его содержания. А также он был заинтересован в том, чтобы обветшавшие нормы были упразднены, а право реконструировано.

Соответственно интересам господствующего класса, Юстиниан установил себе цель – собрать скопившуюся информацию, помимо leges еще и ius, то есть императорские законы, как при прежних кодификационных работах до Феодосия II и сочинения классиков.

Объем собранной информации нужно было реконструировать соответственно с нуждой эпохи, то есть ликвидировать разногласия и устаревшую информацию.

Ведущими начинаниями должны были стать усиление императорской власти и гарантия использования рабов.

Порядок выполнения кодификации

Чтобы выполнялась кодификация, создавались особые комиссии. Инициативное содействие в кодификации римского права принимали лучшие юристы того времени – Трибониан: начальник императорской канцелярии и заведующий редактурой законов; Феофил – профессор Константинопольской школы права.

Создание началось с собрания императорских законов. В 528 году была создана комиссия для этой цели и в 529 году уже основали Кодекс первого издания, который не дошел до нас.

В 530 году основали комиссию для кодификации ius – сочинений классиков. А в 533 году был написан и опубликован сборник из источника сочинений классических юристов под названием Digesta, что означало – собранное, Pandectae, означающее – все вмещающее. Такой сборник имел силу и состоял из 50 книг, разбитый на фрагменты и титулы.

Точно также в 533 году был опубликован простой учебник римского права – Институция, который получил такую же силу закона. Институции Юстиниана были основаны из четырех книг, деленных на титулы; в их основное содержание были заложены содержания Институции Гая.

В итоге такого пересмотра в 534 году предстал Кодекс нового издания, который состоял из 12 книг, разбитых на титулы.

Кодекс нового издания

Во время создания Дигест и частично Кодекса, кодификационные комиссии разрешали вносить изменения в подлинный текст классических писаний и комментарии. Комиссия по составлению Дигест делала такие изменения опираясь на право, предоставленное ей, убирать лишнее и ненужное. Созданные комиссией комментарии и изменения имеют название – интерполяции.

К VI в. большинство обрядов, терминов и даже институтов, устарели, поэтому кодификаторы меняли их на современные.

Таким образом в древне-римском праве, для того чтобы вручить в собственность другому человеку земельный участок, рабочий скот или раба, выполнялся церемониальный обряд так называемой манципации (см. ниже, разд. V, гл. 3, § 1, п. 4). Ко времени Юстиниана, такой обряд уже не совершался. Для того чтобы передать какой-нибудь субъект в собственность другому лицу, нужно было просто отдать его в реальное обладание приобретателя. Следовательно, кодификаторы, замечая термин mancipatio, часто меняли его на traditio. Бывало что интерполяции были и более тяжелыми.

История Эпохи

Для того, чтобы восстановить настоящий текст классиков, историческая критика затратила много труда. Эта деятельность много значит для марксистской науки истории права. Толкование значения той или иной нормы историк-марксист сводит с социально-экономическими обстоятельствами эпохи на момент, когда появилась норма.

Поэтому нужно знать кому именно принадлежит конкретный источник: юристу, которому приписана надпись определенного фрагмента и жившему возможно в II или III вв. или кодификаторам VI в, чей текст так и не дошел до нас. Значительно различаются социально-экономические условия II и VI в., следовательно, для безошибочного понимания нормы нужно знать к какому именно времени она принадлежит. Вместе с тем обнаружение интерполяций обеспечивает содержание римского права классического периода.

Также использовались и другие не менее легкие приемы раскрытия интерполяции.

Касаемо интерполяции, в науке источниковедения попадаются беспочвенные указания на нее: бывает, что исследователь высматривает интерполяцию там, где для этого нет повода, но в общем работа по ее обнаружению приносит значимые достижения.

Материал собранный в Дигестах имел три крупные системы:

  • из сочинений классиков, касающихся цивильного права, а называются они Iibri ad Sabinum, получившие такое наименование вследствие того, что Сабин обладал комментарием к цивильному праву;
  • из сочинений классиков, предназначенных преторскому эдикту (libri ad edictum);
  • из сочинений Папиниана и иных, не оказавшихся в первых двух категориях.

Сборники Институций

Создание трех указанных сборников – Институций, Дигест, Кодекса, конечно же не могло задержать развитие жизни в будущем и избавить от надобности в издании новых законов. После окончания кодификационных работ, Юстинианом был издан список законов, которые назывались Новеллы, то есть новые законы. Новеллы были соединены в сборник уже не при Юстиниане, а позже, и до нас дошли только некоторые его отрывки.

В Средние века объединение Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы обрели наименование Corpus iuris civilis, то есть Свод гражданского права.

В течение около пяти веков в Восточной империи после кодификации Юстиниана, созданные им сборники были основой для научной и практической деятельности. Сообразно изменениям в социально-экономической жизни и появлении новых необходимостей предпринимались частные исправления и переработка некоторых частей Юстиниановой кодификации, например, Базилики императора Льва Мудрого, конец IX — начало X вв. и другие.

В раннее Средневековье на Западе Юстинианова кодификация не применялась, а использовались сборники определенных королевств, таких как lex Romana Wisigothorum. Институции, Кодекс, Новеллы использовались в Италии только после искоренения Остготского королевства. До середины XI в. Дигесты на Западе вообще были неизвестны. Примерно в середине XI в. обнаружили рукопись Дигест (VI или VII в.), которая позднее получила название – флорентийская. Римское право оживилось благодаря такой находке, особенно Болонье с ее известной юридической школой.

Сборники, созданные в Средние века Corpus iuris civilis, цитируются в наше время следующим образом. Наименование сборника изображается начальной заглавной буквой:

  • I. (Институции);
  • D. (Дигесты);
  • С. (Кодекс);
  • N. (Новеллы);

У Институций нет внутри титула фрагментов, тем не менее в современных изданиях они разделены на параграфы. Исходя из этого Институции цитируются следующим образом: 1.2.22.1 — Институции, 2-я книга, 22-й титул, § 1.

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица:

- После смерти Марка Аврелия были собраны его конституции.

- В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс грегорианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах.

- Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314 и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).

В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.

Кодекс Юстиниана представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

1. Институции (Institutionеs) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Это элементарные учебники права и в то же время они имели силу закона, на них судьи при вынесении решений.

Институции подразделялись на 4 книги, 98 титулов и параграфы.[7]

– общее учение о праве и учение о субъектах прав – лицах;

– общие институты вещного права;

– общие институты обязательственного права;

– учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Дигесты подразделялись на 7 частей, 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты, в начале которых было указано имя юриста и сочинение.[8]

Содержание частей Дигест:

– общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах (книги 1–4);




– об обеспечении обязательств, о своего рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав (книги 20–27);

– о завещаниях (книги 28–36);

– о самых разнообразных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению (книги 37–43);

– трактовались вопросы, связанные с уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т. п. (книги 44–50).

3. Кодекс(Codex) – систематизация 4600 императорских конституций начиная с 117 г., состоял из 12 книг и 765 титулов:

– 1 книга – постановления по церковному праву, в отношении источников права, государственной службы и обязанностей чиновников;

– книги 2–8 – обобщения актов императоров по гражданскому праву и судопроизводству;

– 9 книга – обобщения актов императоров по уголовному праву;

– книги 10–12 – обобщения актов императоров по государственному управлению, финансам и т. д.

4. Новеллы (Novellae) – вновь издаваемые конституции Юстиниана и систематизированные уже после его смерти.

Новеллы делились на соединения (collatio), титулы и конституции (новеллы); 9 соединений с разным количеством титулов и 167 конституций.[9]

Сохранились три сборника, первый из которых был составлен Юлианом в 556 г. и включил 122 конституции; два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй половине VI в. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций, и многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших в VI–XI вв.

Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица:

- После смерти Марка Аврелия были собраны его конституции.

- В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс грегорианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах.

- Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314 и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).

В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.

Кодекс Юстиниана представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

1. Институции (Institutionеs) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Это элементарные учебники права и в то же время они имели силу закона, на них судьи при вынесении решений.

Институции подразделялись на 4 книги, 98 титулов и параграфы.[7]

– общее учение о праве и учение о субъектах прав – лицах;

– общие институты вещного права;

– общие институты обязательственного права;

– учение об исках и принципах правоприменения в суде.

Дигесты подразделялись на 7 частей, 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты, в начале которых было указано имя юриста и сочинение.[8]

Содержание частей Дигест:

– общие вопросы права и учение о субъектах права – лицах (книги 1–4);

– об обеспечении обязательств, о своего рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав (книги 20–27);

– о завещаниях (книги 28–36);

– о самых разнообразных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению (книги 37–43);

– трактовались вопросы, связанные с уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т. п. (книги 44–50).

3. Кодекс(Codex) – систематизация 4600 императорских конституций начиная с 117 г., состоял из 12 книг и 765 титулов:

– 1 книга – постановления по церковному праву, в отношении источников права, государственной службы и обязанностей чиновников;

– книги 2–8 – обобщения актов императоров по гражданскому праву и судопроизводству;

– 9 книга – обобщения актов императоров по уголовному праву;

– книги 10–12 – обобщения актов императоров по государственному управлению, финансам и т. д.

4. Новеллы (Novellae) – вновь издаваемые конституции Юстиниана и систематизированные уже после его смерти.

Новеллы делились на соединения (collatio), титулы и конституции (новеллы); 9 соединений с разным количеством титулов и 167 конституций.[9]

Сохранились три сборника, первый из которых был составлен Юлианом в 556 г. и включил 122 конституции; два других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко второй половине VI в. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций, и многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших в VI–XI вв.

Кодификация римского права - это систематизация римского законодательства необходимость в котором возникла к императорскому периоду Римской империи. В IV–V веках действовали два источники права - старое право переданное предками и молодое право, созданное императорским законодательством. Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации. Первая официальная кодификация прошла в первой половине V века которая была проведена императором Феодосием II - издан Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана. Издав специальный указ 13 февраля 528 года, Юстиниан назначил комиссию из 10 членов, во главе которой стоял министр Трибониан. 7 апреля 529 года было опубликовано собрание конституций под названием Кодекс Юстиниана. 15 декабря 530 года была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

16 декабря 533 года была проведена новая кодификация, опубликованная под названием Digest или Pandects Комиссия не только занималась извлечением цитат, но и редактировала текст. Многие положения классического права были устаревшими, и кодификаторы от них избавлялись. Дигесты делились на Общие вопросы права и Правосудие, Двусторонние обязательства и Середина, Пандект и Завещания, Часть шестая и Часть седьмая. Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX века.

Трибониан, Теофил и Дороте в период составления Дигестов составляли новые институции вместо устаревших Институций Гая, которые были опубликованы 21 ноября 533 года - это был учебник римского права для изучения в юридических школах. В связи с тем, что были созданы новые Дигесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана - Кодификация Юстиниана. Кодификация Юстиниана состояла из (1) Институции – 4 книги, (2) Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента, (3) Кодекс – 12 книг и (4) Новеллы. Кодификация Юстиниана была названа Сводом гражданского права.

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

В IV-V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

Постепенно было накоплено большое количество императорских конституций, что послужило причиной кодификации.

Появляются кодексы Феодосия, Грегориана, Гермогениана.

Первую официальную кодификацю осуществили в первой половине V в. Она была проведена императором Феодосием II, который издал Феодосиев кодекс. В Феодосиевом кодексе были собраны императорские конституции со времен Константина.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.

Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции - 4 книги; Дигесты - 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс - 12 книг; Новеллы.

Вопрос № 7 Система римского частного права. Три исторические системы Древнего Рима

Римское частное право-- совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Частное право делилось накомплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировалоимущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т.е. нормы диспозитивные.

В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. За рабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов.

Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса -- это отличительные признаки римского частного права.

Система римского права-- порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

В составе римского права различают отдельные системы-- цивильное право, преторское право, право народов, справедливое право и естественное право.

Древнейшее римское право называлось виритским.Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства.

Право преторское-- система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения.

Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли.

В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право)Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы.

В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория -- требование морали.

Читайте также: