Учебник по русскому языку кратко

Обновлено: 27.06.2024

Знакомясь в режиме онлайн со справочником по русскому языку 5-11 класс, вы видите не просто обычное учебное пособие, а издание с доступным изложением материала. Систематизированное содержание дает глубокие познания тем, кто впервые изучает предмет. Выпускники школ и будущие абитуриенты могут закрепить уже имеющиеся навыки. Которые пригодятся не только при сдаче экзамена, но и разовьют способности грамотно писать и изъясняться. Наглядные изображения в виде схем и таблиц облегчают понимание уроков.

Справочник также будет полезен для студентов и взрослых людей, стремящихся постоянно расширять горизонты своей эрудиции и оттачивать разговорную речь. Правильное произношение слов и безошибочное оформление резюме открывают большие возможности на собеседовании при устройстве на престижную работу.

Вначале приведу несколько ссылок, которые помогут вам разобраться с трудностями программ изучения русского языка и с амостоятельно сформировать мнение по каждому УМК.

Работая над этой статьёй, я ознакомилась с очень большим количеством отзывов родителей на различных форумах. Большинство отзывов были негативные. И знаете, что навело меня на мысли о том, что эти отзывы субъективны? То, что ругают абсолютно все программы, все учебники, поливают грязью всех составителей. Родители не хотят принимать участие в обучении собственных детей – вот главная мысль, вынесенная мной их этих негативных отзывов. А все или почти все положительные отзывы звучали одинаково: "У нас замечательный учитель. Все всё понимают. Мы любим русский язык". Получается, что дело не в учебниках, а в преподавателе. Родители и учителя (а порой это один и тот же человек) должны прикладывать обоюдные усилия для научения каждого ребёнка. И ни родитель, ни учитель не имеют морального права перекладывать всё на противоположную сторону.

Я также считаю крайне важным отметить тот факт, что каждый учебник имеет свою особенность подачи материала. И научить ребёнка можно практически по любому учебнику. Важно, чтобы учитель или родитель были заинтересованы в понимании ребёнком материала, а не просто в хороших оценках. При возникновении сложностей с изучением материала взрослый должен адекватно подойти к их преодолению ребёнком, варьируя изложение правил или заданий, адаптируя их под индивидуальные качества ученика.

Неплохой учебник. Но… Материал подан сухо. Не всегда понятно для ребёнка. Ребёнку многое нужно либо пояснять и детализировать, либо объяснять заново. На мой взгляд, неприятные иллюстрации. Задания достаточно разнообразные, при правильной подаче возможно формирование приемлемого уровня грамотности. Уровень – несколько выше среднего.

По этому учебнику училась наша дочь. Многое мне в нём нравится. Но, опять же, преподавателю нужно обращать ОЧЕНЬ много внимание на индивидуализацию правил и объяснение заданий. Учебник значительно сложнее многих других, но зато - при грамотной подаче - и уровень знаний будет выше. Негатив, который часто встречается в отзывах родителей, на мой взгляд, совершенно необоснован.

Основываясь на 12-летней практике, категорически заявляю – худший из учебников по русскому языку. Задания не понятны ни детям, ни взрослым, только методистам. Много ненужного материала. Кто-нибудь может внятно ответить, зачем ребёнку в 3 классе знать разряды прилагательных? Абсолютно незачем. Всем детям, у которых в школе была или есть эта программа, мне приходится объяснять всё заново, не так, как в учебнике, делать таблички с обобщёнными правилами. Книга крайне не интуитивна.

Очень неплохой учебник. Классическая форма и приемлемое содержание. Темы находятся в относительно логическом порядке. Несколько спорный вопрос с разбором глаголов по составу. Как всегда, детям иногда бывают непонятны правила и определения. При грамотном и заинтересованном подходе обучающего взрослого учебник обеспечит грамотность ребёнка. Уровень сложности – средний.

Хорошие классические учебники. У большинства детей совершенно не вызывают затруднений. Да и родителям, скорее всего, не придётся искать в Интернете другую формулировку правил. Наглядное изложение новых тем. Заданий много. Немного не хватает разнообразия, но этот пробел легко восполняется дополнительными пособиями. Оформление неяркое, спокойное.

Интересный, хотя и не очень удачный учебник. Не интуитивная подача материала. Но, если понять логику авторов, можно вынести интересный опыт. Учебник предпринимает похвальную попытку избавить изучение русского языка от шаблонности. При постоянной поддержке и объяснении взрослых, ребёнок сможет на нормальном уровне усвоить основные правила языка. Оформление, на мой взгляд, неприятное – слишком рябое.)

Очень понятный учебник. Удачно выбранные шрифты. Доступное изложение правил и заданий. Со стороны взрослого потребуется минимум усилий, чтобы пояснять новые темы. Но фонетический разбор имеет не классический вид. Хотя, если разобраться, довольно удобный и понятный. Учебник очень патриотизирован. Четко читается православная подоплёка.

Доступный, классический учебник. Пожалуй, один из лучших учебников среднего уровня сложности. Материал подан в соответствии с возрастной логической структурой. Задания, правила понятные, ясно изложенные. Сам по себе, учебник с содержанием несколько повышенного уровня. Есть темы, не входящие в Федеральный минимум. Но изучению языка ничто не препятствует. Немного не хватает иллюстраций.

Учебник, во многом похожий на советские издания. Много упражнений, вполне понятно изложенные правила. Темы в пределах основных требований. На мой взгляд, немного не хватает творческих заданий (сочинений, рассуждений). Средний уровень сложности.

Данный учебник относится к разряду усложненных, то есть рассчитанных на углубленное изучение русского языка. В учебнике более чем достаточно заданий на развитие речи, а также даётся довольно много новых тем, которые не затрагиваются в классических программах. Его можно рекомендовать тем детям, которые хотят заниматься филологией. Для остальных он будет сложноват.

Хороший, доступный, грамотно составленный учебник. Оформление, с одной стороны, не отвлекает от темы занятия, а, с другой стороны, снижает психологическую нагрузку. Учебник воспринимается легко. Темы подобраны в логическом порядке. Сложность содержания невысокая. Плюс это или минус – решать вам.

Данный учебник хорошо оформлен. В нем содержатся весьма разнообразные задания, что позволяет разносторонне изучить язык. Формулировки всех заданий доступны без дополнительных пояснений. В книге много нюансов, позволяющих лучше освоить новую тему. Изложение материала понятное, легкое для восприятия. По моему мнению, очень неплохой вариант учебного пособия.

Учебник среднего уровня, в котором содержится много заданий на развитие речи. Не всегда понятна формулировка правил и заданий. Шрифты подобраны не очень хорошо, поэтому тексты и задания могут сливаться. Хотя такая проблема очень часто встречается и в других учебниках. Несколько однообразные задания.

Учебники и пособия по русскому языку, не входящие в школьную программу, но, тем не менее, являющиеся одними из лучших пособий на данный момент:

Эти пособия очень удобно построены. Они позволяют при изучении нового материала не забывать старый, давно изученный. Вся система книги рассчитана на повторение и закрепление навыков грамотного письма. Ребёнок (при желании) может пользоваться ей с минимальным привлечением взрослых. Я часто применяю их в своей практике.

А к этим учебникам у меня особое отношение. При всей своей сложности и специфичности (любой работающий с ним должен понять методику автора), это лучшие пособия для изучения русского языка. Автор предлагает метод, который позволит ребёнку писать с минимумом ошибок на основании понимания структуры и логики правописания. Как не сделать ошибку – вот цель методики. В целом, уровень учебника – значительно выше среднего.

Елена Литневская - Русский язык: краткий теоретический курс

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Русский язык: краткий теоретический курс"

Описание и краткое содержание "Русский язык: краткий теоретический курс" читать бесплатно онлайн.

Пособие составлено в соответствии с теоретическими установками, принятыми в довузовской подготовке на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

Для школьников старших классов, абитуриентов и учителей.

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика — звучащую речь,

морфемика — состав слова,

словообразование — производность слова,

лексикология — словарный состав языка,

морфология — слова как части речи,

синтаксис — словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.

Литературный язык — язык культуры и язык общения культурных людей. Признаками литературного языка является его нормированность (наличие языковой нормы) и кодифицированность.

Литературная норма — совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит для единообразия в употреблении языковых средств (одинаковое и в силу этого понятное всем произношение, написание и словоупотребление), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка для обеспечения преемственности речевой культуры.

Кодификация — фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учебник и учебные пособия по русскому языку. Функции учебника. Средства обучения русскому языку, их роль в формировании умений и навыков.

1. Основные средства обучения.

2. Учебник как ведущее средство обучения.

3. Пособия, дополняющие учебник. .

4. Средства обучения русскому языку.

1. Лернер И.Я. Дидактическая система обучения- М.,1976

Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи; давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.п.

Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным средствам обучения относятся: 1) школьный учебник, 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сб. упражнений, справочники, словари;) 3) наглядные пособия различных типов. Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты и т.д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники, учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.д.

Средства обучения могут сыграть дополнительную роль, если применяются в системе, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.

Система средств обучения

Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процесс овладения языком и делают его более эффективным.

В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, аудиовизуальные (АВСО) и технические (ТСО) средства.

Средства обучения в своей совокупности составляют содержание учебно-методического комплекса – УМК, предназначенного для работы с конкретным контингентом учащихся в условиях определённого профиля обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются: учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, аудиокассет, компьютерных программ, видеофильмов.

Средства обучения языку

Средства обучения

для преподавателя

Средства обучения

для учителя

Аудиовизуальные

средства обучения

Технические средства обучения

Справочная и научная литература

Учебник (книга для

Книга для чтения

Пособие по развитию

Справочник по русскому языку

средства компьютерного обеспечения

Средства обучения для преподавателя

Такие средства призваны обеспечить организацию и успешное проведение занятий по языку, а также способствовать повышению профессионального уровня преподавателя.

Образовательный стандарт по обучению языку. Этот документ, являющийся лингвометодическим описанием целей изучения русского языка в рамках определённого профиля обучения (школьный, подготовительный, предвузовский, вузовский), содержания и структурной организации такого обучения с выделением языкового материала, сфер общения и коммуникативных задач, решение которых достигается средствами изучаемого языка. Образовательный стандарт предусматривает, с одной стороны, стандартизацию обучения в рамках профиля, а с другой стороны, его вариативность, т.е. возможность выбора учебных материалов и программ обучения. На основе образовательных стандартов разрабатываются программы обучения, учебники и учебные пособия.

Государственный образовательный стандарт по русскому языку содержит:

лингводидактическое описание конечных целей обучения;

характеристику содержания обучения в виде знаний, навыков, умений, составляющих основу формируемой коммуникативной, языковой, социокультурной, профессиональной компетенций;

перечень тем, сфер, ситуаций общения, в рамках которых учащийся должен уметь ориентироваться в ходе общения и реализовывать свои коммуникативные намерения;

образцы тестов для определения достигнутого уровня владения языком.

Программа по языку является инструктивно-методическим документом, составляемым на основе Государственного образовательного стандарта и конкретизирующим его содержание применительно к конкретным условиям обучения. В программе даётся перечень знаний, навыков, умений, которые должны быть усвоены за отведенное для занятий время, определяются цели и задачи обучения. Значительное место отводится изложению учебного материала (лексика, грамматика, фонетика, темы и ситуации общения), приводится список учебных пособий и литературы для чтения, формулируются конечные требования к уровню владения языком.

Справочная и научная литература содержит сведения о самом предмете обучения – русском языке и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя, позволяет ему быть в курсе научных достижений из разных областей знаний, использовать их на занятиях по языку.

Средства обучения для учащихся

Учебник является основным средством обучения для учащихся. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, тексты художественной литературы, упражнения (языковые и речевые), словарь. Современные учебники реализуют концепцию коммуникативного метода обучения и ориентируют учащихся на обучение общению в различных сферах речевой деятельности.

Вспомогательные учебные пособия . Учебник обычно является частью учебного комплекса, в состав которого входят следующие пособия: книга для чтения, пособие по развитию речи, сборник упражнений, словарь, справочник по русскому языку и др.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)

Система АВСО. Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие, заключенной в них информации. С учётом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые .

Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е.содержать методически обработанный материал (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером) и не учебными , привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющиеся. На занятиях используются также естественные средства массовой информации (теле- и радиопередачи).

АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов. При этом на занятиях успешно реализуется дидактический принцип наглядности, возможности индивидуализации обучения и одновременно массовость в охвате обучающихся. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий.

Аудиовизуальные средства обучения

видеограммы

видеофонограммы

Натуральные: предметы,

Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, географические карты

Читайте также: