Православие в бурятии кратко

Обновлено: 30.06.2024


Православие

Распространение православия в Забайкалье началось с 1681 года, когда была отправлена первая церковная (Даурская) миссия. Ее задача заключалась в распространении христианства, в том числе среди местного населения. Были основаны Спасо-Преображенский Посольский и Свято-Троицкий Селенгинский монастыри. В 1700 году в Верхнеудинске основан Одигитриевский кафедральный собор, а через девять лет — и Свято-Троицкая церковь. В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, чьи полномочия распространялись на всю Восточную Сибирь и частично на Амурскую область. С середины 90-х годов прошлого столетия стали возрождаться церкви. Отреставрированы православные приходы и монастыри. В 2004 году возобновились службы в Одигит-риевском соборе, восстанавливается Посольский монастырь. Не так давно праздновалось 300-летие православия в Забайкалье.

Основной задачей миссии было распространение христианства, в том числе среди местного населения. Деятельность миссии привела к тому, что часть бурятского населения Забайкалья была обращена в христианство. Этому способствовали смешанные браки между русскими и бурятами. В Верхнеудинске были построены Одигитриевский кафедральный собор и Свято-Троицкий храм. Большую помощь в строительстве православных церквей оказывали Верхнеудинские и Кяхтинские купцы, занимавшиеся чайной торговлей с Китаем. На их деньги были построены несколько церквей с выдающейся архитектурой и богатым внутренним убранством.


В настоящее время православные церкви восстанавливаются, растет количество прихожан. Ежегодно совершаются крестные ходы, молебны. История православия Бурятии – это часть истории православия России. Эта история изобилует событиями и вызывает интерес у многих людей. Как и все православные церкви, церкви Бурятии ныне открыты для посетителей. Здесь можно заказать молебен, причаститься, получить благославление, пройти обряд очищения.


Старообрядчество

В 18 веке в Забайкалье были переселены представители раскольничьей христианской церкви – древнеправославия (старообрядчества). Они строили молитвенные дома, в которых проводили богослужения.

Православная Церковь в Бурятии

Официальной датой присоединения Сибири к России русская историография ХVIII–ХIХ вв. считает 26 октября (по церковному календарю) 1581 г., хотя его процесс растянулся еще почти на столетие. Именно в этот период было присоединено к России Забайкалье. Для казаков-землепроходцев оно представляло интерес как место добычи мехов, поисков и разработки золотых и серебряных руд, а главное — как территория для прокладки торговых путей в Китай и другие восточные страны.

Ко времени прихода русских Западное, а также Восточное Забайкалье населяли бурятские племена, консолидирующиеся в единый этнический комплекс, и различные группы тунгусов (эвенков), среди которых в степях главенствующее место занимали так называемые конные эвенки, а на юге выделялась сильная племенная группировка монголоязычных табунутов, вошедшая в дальнейшем в состав бурятского народа. Хоринские буряты и табунуты проживали в основном в Западном Забайкалье, где занимались кочевым пастбищным скотоводством. Их численность в 1640-х гг. составляла около 60 000 человек1. По мнению большинства исследователей, буряты в рассматриваемое время находились на стадии патриархально-феодальных отношений2.

Архиепископ Киприан епархией управлял недолго: в 1624 г. он был назначен митрополитом Сарским и Подонским, а затем митрополитом Новгородским и Великолуцким — с 1626 г. по день своей смерти в 1634 г. После него архиепископами Сибирской и Тобольской епархии были Макарий (Кучин), Нектарий (Теляшин), Герасим (Кремлев), Симеон, Корнилий, архиепископ с 1664 г.

В 1668 г. была учреждена Сибирская и Тобольская митрополия и архиепископ Корнилий возведен в сан митрополита царствующего града Тобольска и всея Сибири. Новая митрополия была четвертой — после Новгородской, Казанской и Астраханской. Митрополиту даны были саккос, белый клобук и трикирии для осенения. В неделю ваий, или Вербное воскресенье, праздник, напоминающий о въезде Господа Иисуса Христа в Иерусалим (в Москве в этот день, по обычаю, на осле торжественно восседал патриарх, а под уздцы вел осла сам царь), он садился на осла, которого вели первые воеводы города Тобольска, но обряд этот был отменен в 1677 г. Митрополит Корнилий скончался в Тобольске 23 декабря 1677 г., приняв схиму8.

Троицко-Селенгинский и Посольский монастыри вначале пользовались привилегиями правительства и патриарха. Вскоре после основания им отвели большие вотчины, заимки и рыбные угодья. Кроме государственных пожалований монастыри расширяли свои владения за счет земель и имущества частных лиц — вкладчиков. Поступные и отводные письма дали им возможность получить дворы, земельные участки, мельницы, усадьбы некоторых жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, Верхнеудинска и других мест.

Миссионерство принесло существенную пользу государству, так как под его просветительским влиянием в ХVII–ХVIII вв. образовались целые селения и приходы из новых христиан в разных местах Забайкалья, преимущественно в монастырских владениях, к примеру, села Байкало-Кудара, Тресково, Тимлюй, Подлопатки, Елань, Карымск, Малый Куналей и много других. И эти процессы смешения населения, мало исследованные наукой, явственно видны на лицах многих русских и бурят за Байкалом, называемых здесь карымами или гуранами25. Постепенное заселение Забайкалья стрельцами, казаками и другими группами русских людей, с одной стороны, а с другой — обращение части бурят и эвенков в Православие умножали число приходов и храмов. К моменту создания Иркутского и Нерчинского викариатства при Сибирской и Тобольской митрополии (1707 г.) на территории Бурятии насчитывалось 14 церквей и 2 монастыря. Это церкви: Баргузинская Спасо-Преображенская, Верхнеудинская Богородице-Владимирская, Верхнеудинская Спасская, Старо-Селенгинская Покровская и Старо-Селенгинская Спасская, Ильинкинская Богоявленская, Кабанская Христорождественская, Итанцинская Спасская, Хилокская Богородице-Владимирская, Колесниковская Богородице-Казанская, Тресковская Михаило-Архангельская, Кударинская Благовещенская, Чикойская Петро-Павловская, Тункинская Покровская и два монастыря — Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский. Все церкви и монастыри были деревянные.

В 1707 г. по настоянию святителя Филофея при Сибирской и Тобольской митрополии было открыто Иркутское и Нерчинское викариатство. Викарным епископом был хиротонисан Варлаам (Коссовский)28. В 1708 г., 18 апреля, он освятил в Иркутске Тихвинскую деревянную церковь, заложенную за год до его прибытия, в 1710 г., перед отбытием в Москву, освятил за Байкалом в Селенгинском Троицком монастыре деревянную церковь во имя Всех святых над западными вратами. С его благословения, уже по отбытии, была освящена в Иркутске первая каменная церковь — Спасская. Несомненная заслуга его служения в Восточной Сибири в том, что он чрез рукоположение снабдил ее священниками.

После отъезда в 1710 г. преосвященного Варлаама из Иркутска в Москву христиане Восточной Сибири со своим духовенством, со своими церквами и монастырями снова вошли в состав Сибирской и Тобольской митрополии. После святителя Филофея на Тобольскую кафедру пришел Иоанн (Максимович). Ранее, с 1697 по 1711 г., он был архиепископом Черниговским и Новгород-Северским и в 1702 г. основал первое в России училище духовных высших наук. Управлял Сибирской и Тобольской митрополией с 14 августа 1711 г. по день своей смерти, 10 июня 1715 г. В его управление была отправлена из Тобольска первая духовная миссия в Китай под началом архимандрита Иллариона (Лежайского). Иркутской пастве он послал список с чудотворной Абалацкой иконы Божией Матери с приложением своих силлабических стихов:

Грядет от Абалака Пречистая Дева,
В чудотворной иконе ко всем милостива,
Приносит в град Иркутский благословение.
Всем гражданам здравие, благ умножение
Митрополит Тобольский Иоанн желает,
Молити Пречистую Деву не престает:
О! Всепетая Мати, сохрани град и люди,
Яко зеницу ока всех живущих блюди,
Даруй всему гражданству премногия лета,
Сохраняй и покрывай от злаго навета,
Произведи и во благо всяко желание,
Даруй благополучно всем пребывание,
Сподоби многогрешен град их посетити,
Донеле сия будет, изволь их хранити
В благополучном и добром здравии,
Подаждь им жить в Небесном Царствии29.

Икона эта находилась в Иркутском кафедральном (старом) соборе, в приделе Всех святых, по левую сторону от Царских врат.

Забайкалье в ХVIII – середине ХIХ столетия видело и гостеприимно встречало четырех святителей.

15 января 1727 г. императрица Екатерина I утвердила указ Святейшего Синода об образовании Иркутской епархии и назначении святителя Иннокентия (Кульчинского) епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. В Иркутск на служение он прибыл из Забайкалья 26 августа 1727 г. Тогда в епархии было: в Иркутске — 8 церквей и 2 монастыря; в Иркутском уезде — 13 церквей, 1 монастырь и 1 пустынь; в Селенгинском дистрикте — 13 церквей и 2 монастыря; в Нерчинском дистрикте — 7 церквей и 1 монастырь. В них несли службу священнического, монашеского и причетнического чина 286 человек, из них в Бурятии — 113. Святитель Иннокентий служил на кафедре недолго, он скончался 27 ноября 1731 г. В 1764 г. его мощи были обретены нетленными. Указом Святейшего Синода от 1 декабря 1804 г. было установлено празднование памяти святителя Иннокентия 26 ноября. 9 февраля 1805 г. состоялось перенесение мощей святителя из пещеры в соборную церковь. В январе 1921 г. их вскрыли воинствующие безбожники, выставили для всеобщего обозрения, а затем увезли из Иркутска. Долгое время мощи находились в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике и лишь 2 сентября 1991 г. были возвращены в Иркутск. В настоящее время они почивают в Знаменском кафедральном соборе города Иркутска.


Содержание

Исторически сложилось, что православие в Бурятию занесено тремя волнами русских переселенцев, и каждый этап принес что-то свое.

Первый поток пришелся на Забайкалье более 350-ти лет назад. Донские казаки осваивали Сибирь: брали ясак с местных племен, воевали, женились на местных и создавали семьи, сеяли хлеб и охраняли свою новую землю и при этом молились по-своему. В 1628 году в западной Бурятии возник первый острог, в 1638 году построен еще один, около Байкала.

Вторая волна распространения православия в Бурятии - купеческая. Торговля с Китаем, караваны и переселения - вот что характеризует этот период. Купцы приносят в местную жизнь новую черту - основательность. Купечество финансирует церковь, храмы, построенные в тот период, самые посещаемые современными паломниками-туристами.

Например, Спасо-Преображенский Посольский монастырь. В истории православия Забайкалья Посольский монастырь играл одну из важнейших ролей в деле миссионерского служения и дипломатии в XVII-XIX вв. Он был основан на месте гибели российского посольства в Монголию во главе с боярином Ерофеем Заболоцким от рук разбойников в 1650 году. В честь погибших дипломатов Даурская духовная миссия приняла решение основать Николаевскую пустынь на Посольском мысу, которая впоследствии была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь. В течение полутора столетия он являлся одновременно духовным и административным центром Забайкалья.

Список всех монастырей Республики Бурятии смотрите ЗДЕСЬ.

Посольский Спасо-Преображенский монастырь

Посо́льский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь — действующий мужской монастырь Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. Основан в 1682 году на восточном берегу озера Байкал. Один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Является объектом культурного наследия народов России — охраняется государством. При монастыре имеется гостиница для паломников.

Адрес: 671206, Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, село Посольское, улица Кольцевая

Женский Сретенский монастырь в Бурятии

Сретенский монастырь — первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии. Расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 64 километрах от Улан-Удэ. При обители действует монастырская гостиница.

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь8.jpg

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов. Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

Адрес: 671253, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74.

Проезд из Улан-Удэ: маршрутным такси до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка.

Список храмов Бурятии смотрите ЗДЕСЬ.

Богородско-Казанская церковь (Творогово).jpg

Богородско-Казанская церковь — православный храм, один из памятников русской архитектуры начала XIX века в Прибайкалье.

Алтарь в плане не граненый, а полукруглый. Кровлю главного купола но синему фону украшали звезды. Сооружение возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Перекрытия первого этажа деревянные, второго — сводчатые. Крыши железные. Богородско-Казанская церковь, построена в стиле русского классицизма.

Адрес: Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, с. Творогово, ул. Школьная, д. 71А

Собор Воскресения Христова (Кяхта).jpg

Воскресенская церковь — православный храм, один из памятников русской архитектуры XIX века в Забайкалье. Храм был возведен на пожертвования кяхтинского купечества в 1830—1838 годы на границе с Монголией в слободе города Кяхта (до 1934 года — Троицкосавск).

Адрес: Россия, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Сухэ-Батора, д. 36

Проезд: 230 км от Улан-Удэ. Город Кяхта находится в пограничной зоне, для проезда требуется оформление пропуска в управлении ФСБ по Республике Бурятии

Спасская церковь (Турунтаево)0.jpg

Храм в честь Нерукотво́рного О́браза Христа́ Спаси́теля (Спа́сская це́рковь) — православный храм, один из памятников русской архитектуры конца XVIII века в Прибайкалье.

Церковь была возведена в 1791 — 1818 годы в селе Турунтаево.

Адрес: Россия, Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Ленина, д. 71

К какой религии относятся буряты понять достаточно несложно. Дело в том, что именно в Бурятии располагается крупнейший в России и во всем мире центр буддизма — Иволгинский дацан. Он занимает площадь около 1 гектара, он находится в селе Верхняя Иволга в 36 километрах от Улан-Удэ.


Крупнейший в России и во всем мире центр буддизма — Иволгинский дацан

Буряты — это народ с монгольскими корнями

Буряты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — это народ с монгольскими корнями, говорящий на бурятском языке. Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, где в средние века проживали монгольские племена. Эта местность называлась Баргуджин-Токум.

В настоящее время расселены на землях своего исконного проживания: Республика Бурятия, в Иркутская область, Забайкальский край Российской Федерации, городской округ Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики и северные районы Монголии.

Примерная общая численность бурятского народа составляет по различным оценкам от 550 000 до 690 000 человек. Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли по обе стороны оз.

Байкал начиная с VI века. В основных странах проживания буряты считаются либо одной из этнических групп монголов, либо отдельной от них самостоятельной национальностью.

В Российской Федерации буряты считаются отдельной от монголов национальностью. В Монголии считаются одной из этнических групп монголов. В переписи населения КНР 2010 г. носители бурятского языка не выделяются из состава монголов Китая.

Какая вера у бурятов наиболее древняя — этот вопрос интересует многих туристов, во время их посещения республики Бурятия. На него можно ответить так: верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм или являются шаманистами.

Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна), которая распространена в регионах Восточной Азии: Китай, Тибет, Монголия, Корея и Япония. Шаманизм же в свою очередь распространен среди бурят Иркутской области, а также среди старых баргутов Китая. И шаманизм и буддизм — это древнейшие религии в мире.

Шаманизм — древняя религия Бурятии

Какая религия у бурятов главенствующая ответить достаточно сложно. Дело в том, что буряты часто сочетают элементы одной религии с другой. Так, например, они одновременно придерживаются и ламаизма (течение в буддизме, зародившееся в Тибете), и шаманизма. При этом в Бурятии шаманизм зародился еще в эпоху палеолита.

Примечательно, что сэргэ раньше устанавливали у каждой юрты, ведь изначально это был не культовый объект, а столб для привязывания лошадей. Сейчас сэргэ чаще встречаются вдоль дорог. Возле них принято оставлять монеты или капать на землю алкоголь в качестве подношения духам.


Сэргэ (священные столбы) в Бурятии устанавливают в священных местах или же вдоль дорог. Для того, чтоб сделать подношение духам, достаточно повязать на сэргэ цветную ленточку

Во времена СССР как в Бурятии, так на территории Иркутской области, а также других мест проживания бурят, шаманы преследовались. Возрождение шаманизма началось только со второй половины 1980-х годов.

Западные буряты, проживающие в Иркутской области, положительно воспринимали веяния буддизма, однако на протяжении столетий у бурят, проживающих в Прибайкалье, шаманизм остаётся традиционным религиозным течением. В наши дни шаманистами являются около 3% жителей республики Бурятия.

Православие — самая многочисленная религия в Республике Бурятия

Территория Бурятии составляет Бурятское благочиние Читинской и Забайкальской епархии, в которое входят 63 прихода и 2 монастыря.

При этом, отвечая на вопрос: какая вера у бурятского народа стоит помнить о том, что этнические буряты, в основном, исповедуют буддизм. Православных же в республике Бурятии 27%. Буряты, живущие вне границ России, обычно исповедуют также буддизм.

Свято-Троицкий храм в городе Улан-Удэ, Бурятия. Православие — самая многочисленная религия Бурятии, при этом этнические буряты исповедуют буддизм

Свято-Троицкий храм в городе Улан-Удэ, Бурятия. Православие — самая многочисленная религия Бурятии, при этом этнические буряты исповедуют буддизм. Фото: pravednik.info

Первые православные храмы на территории современной Бурятии появились в середине 2-й половины XVII века. Активизация православного миссионерства на этой территории связана с деятельностью Селенгинского еп., вик. Иркутской епархии, Вениамина (Благонравова), в 1862 г., назначенного начальником возрожденной Забайкальской миссии.

В 1863 г. на территории Западного Забайкалья насчитывалось 42 церкви и 3 монастыря, к 1920 г. — 194 храма и молитвенных дома, 2 монастыря, 2 мужских скита, 2 подворья Посольского монастыря. Большинство храмов в Бурятии были деревянными

В 1940 году власти закрыли последний действовавший в Бурятии храм — Троицкий в Улан-Удэ. В 1945 году возобновились богослужения в Вознесенском храме в Улан-Удэ и в Успенской церкви в Кяхте (вновь была закрыта в 1962). Восстановление православной Церкви в республике началось с открытия в 1990 г. Успенской церкви Кяхты и храма Рождества Христова в селе Читкан Баргузинского района.

Среди бурят получили распространение верования староверов. Старообрядчество здесь делится на два течения — поповцы и беспоповцы. Поповство возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века. Беспоповцы прибыли в Бурятию примерно же в это время.

В наше время в республике действуют 7 старообрядческих общин Русской древлеправославной церкви (в Улан-Удэ, в селах Хасурта, Куйтун, Нов.

Заган, Тарбагатай, Бичура) и община Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) в Улан-Удэ. Общее число староверов не превышает 0,4% населения республики

Буддизм распространен среди этнических бурят

Решая какую религию исповедуют буряты, необходимо помнить, что на территории современной Бурятии с конца XVI века начала распространяться одна из тибетских школ буддизма под названием гелугпа (бур. шара шажан — жёлтая вера).

Это распространение шло среди этнических бурят. Считается, что в 1741 году буддизм был признан одной из официальных религий в России. Примерно тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь — Тамчинский дацан.

При распространении буддизма на территории современной Бурятии активизировались процессы распространения письменности, развитие науки, литературы, искусства и зодчества.

Со второй половины XIX начинается период бурного расцвета бурятского буддизма. Широко практиковалась тибетская медицина. В 1914 году в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 000 ламами.

В 1918 году вышел декрет, отделивший церковь от государства. В Бурятии действие закона началось с 1925 года. В результате начались гонения на буддизм и иные религии. Из сорока семи действующих дацанов и дуганов в начале века практически ничего не сохранилось.

1864 высокообразованных учёных-лам были отправлены в тюрьмы, ссылки, на каторжные работы, сотни расстреляны. К концу 1930-х годов бурятская буддийская община перестала существовать.

В годы Великой Отечественной войны политика советских властей по отношению к буддизму в республике значительно смягчилась. С 1946 года были заново открыты 2 дацана — Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском Бурятском национальном округе Читинской области.

Окончательно возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 1980-х годов. В наше время буддисты составляют 20% населения Бурятии. Власти республики поддерживают деятельность буддистских общин, считая её одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят.

Ислам среди бурят распространили татары

Служилые татары занимались защитой рубежей Российского государства. В конце ХIХ века в Верхнеудинске татары образовали общину, в 1904 году получили разрешение на строительство мечети.

Кроме этой мечети, в 1923 году, ко времени образования Бурят-Монгольской АССР, в населенных пунктах с компактным проживанием татар на территории автономии насчитывалось еще пять мечетей.

В 1990-е и 2000-е годы численность мусульманского населения в Бурятии выросла за счет трудовой миграции из республик Средней Азии и Кавказа.

Сейчас в республике проживает около 20 тысяч приверженцев ислама.

Католицизм и протестантизм среди бурят развит слабо

Католицизм бурятам принесли военнослужащие армии Российской империи, а также ссыльные из Польши. Католицизм среди бурят был практически не распространён.

Так, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовал католический костел в Верхнеудинске, община которого состояла из 71 верующего и не имела священнослужителя. В наши дни католическая община Бурятии относительно малочисленна (140 тыс. чел.) и её членами не являются этнические буряты.

Протестантизм, также не имеет успеха на этой территории из-за противодействия буддийского духовенства. В 1818 году, во время упадка православного миссионерства в Забайкалье, в Бурятию приехали проповедники, посланные Лондонским миссионерским обществом.

Переведенная ими на монгольский язык и розданная в несколько тысяч экземпляров Библия мало послужила миссионерским целям: ее экземпляры ламы отбирали у бурят и уничтожали; в 1820-1841 гг. протестанты крестили несколько бурят. В наше время число протестантов в республике не превышает 300 тыс. чел.

В начале XX века на территории Б. появились баптисты, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовали 5 баптистских общин. В конце 2002 г. в республике действовали 3 общины баптистов (в Улан-Удэ, Закаменске и селе Шабур Заиграевского района).

На территории Бурятии действуют представители нетрадиционных религий

В Бурятии представлены практически все мировые религии и конфессии. Сегодня к нетрадиционным религиям для Бурятии можно отнести новые религии, многие из которых возникли в середине и конце ХХ столетия. В большинстве своем это так называемые неохристианские (Свидетели Иеговы, муниты, мормоны) и неориенталистские (кришнаиты, бахаи) течения.

Необходимо отметить, что руководство Республики Бурятия проводит достаточно жесткую религиозную политику. Она направлена на поддержку традиционных для бурят религий. В первую очередь это касается буддизма и православия. КНР и Монголия, где также проживают этнические буряты, принимают аналогические меры для борьбы с религиозным экстремизмом.

В настоящее время на территории Республики Бурятия запрещено 47 религиозных организаций. Среди них:

Исторически духовная сфера общества в Бурятии формировалась под взаимным влиянием буддизма, шаманизма коренных народов и старообрядчества. В республике живут православные, мусульмане, католики, иудеи, протестанты, баптисты, адвентисты и представители других религиозных организаций, мирно сосуществующие друг с другом. Такое взаимообогащение обусловило особый социально-психологический климат общества, где в равной степени уживаются различные религии и конфессии.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Светлана Бураева и доктор исторических наук, директор Научной библиотеки Бурятского государственного университета Светлана Васильева составили обзор религиозной жизни в Бурятии.

Васильева Светлана Владимировна

Православие

В 1940-1980-е гг. приходы Бурят-Монгольской АССР вошли в состав Иркутской епархии.

Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий

В марте 1994 г., по указу Преосвященного Вадима, епископа Иркутского и Читинского, было образовано Бурятское благочиние в административных границах республики.

Знаменательным событием для Бурятии стало решение Священного Синода РПЦ от 10 октября 2009 г. о выделении из состава Читинской епархии самостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии (Московский Патриархат).

Епископом новой епархии стал епископ Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарской епархии.

Древлеправославие

9 августа 2015 г. состоялось освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы Верхнеудинской старообрядческой общины г. Улан-Удэ.

Архипастырский визит в г. Улан-Удэ предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия, август 2015 г.

2. Русская Древлеправославная церковь — старообрядцы-поповцы, которые не приняли в 1846 г. белокриницкую иерархию и 4 ноября 1923 г. создали свою иерархию в России. С 2000 года в г. Улан-Удэ находится резиденция Сибирской епархии. Сибирская митрополия РДЦ, организованная в декабре 2015 года, включает в себя приходские общины, расположенные на территории Сибири, Восточного Казахстана, Забайкалья и Дальнего Востока. Стараниями митрополита Сергия (Попкова) в годы его служения в Бурятии открылось и ныне строится порядка 25 приходов Русской Древлеправославной Церкви, которые окормляют 10 священников.

Кафедральный храм Рождества Христова Русской Древлеправославной Церкви г. Улан-Удэ

Буддизм

Республика Бурятия является одним из центров буддизма в России. Новый период в истории буддизма России начинается с 1990 года. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Тыве и Калмыкии (на первоначальном этапе в Калмыкии и Тыве служили бурятские священнослужители). 28 апреля 1995 года XXIV Пандито Хамбо Ламой Центрального Духовного Управления буддистов РФ (ЦДУБ РФ прошел перерегистрацию в 1992 году) был избран Дамба Аюшеев, который возглавляет Сангху до настоящего времени.

Иволгинский дацан Бурятии

Одно из самых посещаемых мест в Бурятии — дворец на территории Иволгинского дацана, в котором находится одна из святынь буддийского мира — тело XII Пандито Хамбо Ламы Д. Д. Итэгилова.

Ислам

Мечеть г. Улан-Удэ

В августе 2007 года, по решению КУИ г. Улан-Удэ для строительства мечети мусульманской общине был выделен земельный участок в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. В том же году на собственные средства мусульман города было начато ее строительство. К настоящему моменту строительство мечети в г. Улан-Удэ практически завершено, и она функционирует в обычном режиме. Мечеть представляет ислам суннитского толка, тогда как у немногочисленной общины мусульман-шиитов (в основном выходцы из Азербайджана) своей мечети нет.

Иудаизм

Надстроенная и занятая ВГТУ синагога конца XIX века г. Улан-Удэ

Католицизм

Римско-католический костел Бурятии

Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около 100 человек, это представители разных национальностей: немцы, поляки, литовцы, армяне, русские, буряты разных возрастных и социальных групп. Настоятелем храма является Адам Романюк.

Религиозная принадлежность населения Бурятии

Распространенным явлением в последние годы в Бурятии стала вера формальная, основанная только на самоопределении вследствие личных взглядов или социальных представлений. Степень воцерковленности возможно определить по некоторым параметрам: соблюдению религиозных традиций и обрядов, позитивной и негативной самоидентификации, по частоте посещения храма, готовности предпринять активные действия для защиты религиозной общины.

Уровень воцерковленности

Большинство верующих не соблюдает пост: 73,1% православных; 89,7% буддистов; 91,8% шаманистов; 27,3% мусульман.

Чтение литературы религиозного содержания необходимо для глубокого понимания сущности вероучения, для размышлений, анализа, применения религиозного учения к своей жизни, укрепления духа. Ответы респондентов распределились следующим образом: 77,2% православных, как и 69,1% буддистов, а также 45,5% мусульман не читают религиозную литературу. Остальные читают иногда (несколько раз в год), лишь 1,2 % православных и 1% буддистов уделяют время этому занятию ежедневно.

Для православных очень важной частью церковной жизни является исповедь и причащение. При этом 72,5% православных горожан не исповедуются и не причащаются.

Для буддистов такими важными элементами религиозной практики являются медитация (в том числе, аналитическая), принятие обетов (например, махаянских), общение с духовным наставником, Учителем. Но 95,9% буддистов не медитируют, принятие обетов не присуще 93,8% буддистов Улан-Удэ, не общаются с Учителем (возможно, из-за его отсутствия) 81,4% буддистов-горожан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень воцерковленности православных и буддистов достаточно низкий, о чем свидетельствует их поведение в повседневной жизни и сложных ситуациях. Очевидно, мусульмане более вовлечены в религиозные практики, чем вышеназванные группы.

Несмотря на всё разнообразие и оппозиционность многих религиозных новаций, в Республике Бурятия сегодня сохраняется традиционная для региона веротерпимость.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Читайте также: