Ранние произведения ницше кратко

Обновлено: 30.06.2024

Фридрих Ницше (полное имя – Фридрих Ви́льгельм Ницше) – германский мыслитель, философ, композитор, филолог и поэт. На его философские идеи достаточно сильно повлияла музыка композитора Вагнера, а также труды Канта, Шопенгауэра, древнегреческая философия.

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Отголоски

Секрет его популярности – в живом стиле изложения, пронизанном блестящими афоризмами. Его читают по велению души, а не по профессиональной обязанности, как это происходит с Кантом или Шеллингом. Трудно себе представить солдата вермахта, который бы в перерыве между боями перелистывал томик Гегеля. Любовь к нему Гитлера и Муссолини добавила Ницше мрачного величия. Его тайком почитывают многие бизнесмены и политики, ища вдохновения для смелых решений. В современном мире произведения Фридриха Ницше помогают преодолеть страх перед смертью, мешающий наслаждаться жизнью в полной мере.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Произведения

Основные произведения

Прочие произведения

Юношеские произведения

Формирование убеждений

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Тесная связь с музыкой

С детства Вильгельм мечтал стать музыкантом. Его первые сочинения посвящались этому виду искусства, а вдохновение философ черпал из бессмертных классических произведений. Особенный трепет он испытывал во время прослушивания композиций Вагнера. В 1868 г. ему выпала честь познакомиться с Рихардом, позднее они стали регулярно общаться.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и творческий труд стал более продуктивным.




Причины гибели


Рисунок 2. Фото, сделанное в психиатрической клинике

Творчество Ницше завершилось в 1889 г, в возрасте 45 лет, когда рассудок повредился окончательно. Относительно причины помутнения разума высказывается несколько различных версий:

  • Продолжительное лечение головных болей с употреблением хлорала и барбитала, негативное воздействие которых на организм в то время ещё было неизвестно.
  • Получение плохих наследственных генов (отец Фридриха в конце жизни тоже страдал психическими расстройствами).
  • Заболевание сифилисом, спровоцировавшее прогрессивный паралич.
  • Шизофрения.
  • Рак мозга.

В каждом случае учёные приводят убедительные доводы. Так что любая из версий могла бы использоваться как ключевая.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Апогей творчества

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения, поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Цитаты

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Философия

Ницше, рисунок Ганса Ольде


Ницше, рисунок Ганса Ольде

Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков.

Афористичность философии Ницше

Будучи классическим филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему

, волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются
афоризмы
, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в
вечном становлении
. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма следует отнести также (в духе философии самого Ницше с её пестуемым
amor fati
, иначе
любовью к судьбе
) к осознанному выбору философа, считая результатом развития его убеждений.

Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее воспроизводя опыт жизни

. Жизнь, так открытая в мысли, оказывается доказанной по самому факту прочтения афоризма, внешне бездоказательного.

Здоровое и упадочное

, а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда
истина
как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью. Выходящие на первый план рассмотрения
ценности
вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни:
здоровые
прославляют и укрепляют жизнь, тогда как
упадочные
представляют болезнь и разложение. Всякий
знак
уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся
событием
. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку
переоценки ценностей
, до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.

Дионис и Аполлон. Проблема Сократа

Источник здоровой культуры Ницше усматривал в сосуществовании двух начал: дионисийского и аполлонийского

Смерть Бога. Нигилизм

Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога

. Она знаменует утрату доверия к
сверхчувственным основаниям
ценностных ориентиров, то есть
нигилизм
, проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из нездоровья самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру.

Смерть Бога проявляется в охватывающем людей ощущении бездомности

Вечное возвращение

Способом, которым нечто обретает бытие, Ницше усматривает вечное возвращение

: постоянство в вечности обретается через повторяющееся возвращение того же самого, а не через непреходящую неизменность. В таком рассмотрении на передний план выходит вопрос не о причине сущего, а о том, почему оно всегда возвращается таким, а не другим. Своеобразной отмычкой к этому вопросу служит представление о
воле к власти
: возвращается такое сущее, которое, сообразуя действительность с собой, создало предпосылки для возвращения.

Этической стороной вечного возвращения является вопрошание о сопринадлежности ему: так ли ты сейчас есть, чтобы желать вечного возвращения того же самого. Благодаря такой постановке каждому мгновению возвращается мера вечного: ценно то, что выдерживает испытание вечным возвращением, а не то, что изначально в перспективу вечного может быть помещено. Воплощением сопринадлежности вечному возвращению является сверхчеловек

Сверхчеловек

Сверхчеловек — это человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, который вернул себе мир и поднял взор над его горизонтом. Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли

, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему,
последний человек
представляет вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях.

Воля к власти

Ницше на портрете Эдварда Мунка


Ницше на портрете Эдварда Мунка

Метафизика воли к власти предполагает присутствие на наиболее фундаментальном уровне двух важнейших этических оппозиций: утверждения и отрицания, активности и реактивности. Утверждение выражает экспансивную природу воли к власти, её исходное устремление к неограниченному росту, развитию, созиданию. В режиме же отрицания — по существу, служебном, — воля к власти реализует себя через разрушение, противление. Непосредственным выражением отрицания является установка на разрушение чего бы то ни было, на уничтожение, осмеяние, отвержение (в том числе мира сего во имя потустороннего мира в христианстве).

С другой стороны, всякая сила обладает способностью функционировать в активном и реактивном режиме. Активная сила разворачивает свои возможности во всей их полноте, до предела, она полностью реализует себя. Реактивный режим, напротив, предполагает подавление максимального самоосуществления наличной силы — процесс сам по себе необходимый, но приводящий к патологии в случае его доминирования в жизнедеятельности. «Реактивный, или пассивный, образ поведения, — пишет Цендровский, — отделяет жизнь от её высших возможностей, подавляет деятельность. Посему он выражается в приспособлении, подлаживании, инертности в отношении себя и других: бытие становится не творческой, экспансивной волей, а реакцией, голым поддержанием существования. Реактивность проповедует смирение, воздержание, недеяние, послушание, отказ от власти и имущества, от сильных чувств — все способы опреснения и обескровливания. В сочетании с отрицанием она порождает аффекты мелкой злобы, зависти, мстительности: подавленные реакции, не нашедшие выхода в полноценном действии против того, что вызвало раздражение, — рессентимент

Доминирование данных установок, позже названных Ницше нигилизмом в широком смысле этого слова, является патологией и порождает деструктивность во множестве её психологических, социальных и культурных проявлений.

Таким образом, различение между утверждением и отрицанием, активностью и реактивностью составляет центр притяжения его метафизики воли к власти, образуя прямой её переход в область этики. Все оппозиции, вокруг которых организованы сочинения Ницше, — великое и посредственное, благородное и низкое, свободный ум и связанный ум, мораль господ и мораль рабов, Рим и Иудея, прекрасное и безобразное, сверхчеловек и последний человек — уходят корнями в эту основополагающую бинарность его учения. Меняются лишь аспекты рассмотрения исходного противопоставления позитивного (здорового) и негативного (нездорового) способа существования.

Взгляды на женский пол

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Вечное возвращение

Эту идею Ницше позаимствовал в языческих философских системах, в основе которых лежал годичный круговорот сельскохозяйственных работ и природных явлений. Все, что когда-нибудь началось, обязательно закончится, чтобы возродиться вновь. Христианство придумало свое время, летящее, как стрела, из точки начала в точку конца. Этой точкой концы является для них крушение материального мира, после которого наступит царство Божие.

Благополучные и осторожные христиане второй половины XIX века мало напоминали своих братьев по вере, которые ютились в римских катакомбах в ожидании Страшного Суда. Католическое и лютеранское духовенство хорошо устроилось в этом мире, и все тише звучат призывы помнить о грядущей битве с Антихристом. Колесо времени провернулось снова, возвратившись к земным удовольствиям языческой цивилизации. Ницше просто констатирует факт, который лицемерно не замечают христиане.

Вообще, весь пафос его литературно-философских произведений подпитывается отвращением к лицемерию. Именно этим он нравится молодежи всех стран и национальностей. Вместо борьбы Бога с дьяволом Ницше вводит диалектическое противостояние дионисийского и аполлонийского начал. Дионис был низшим божеством греческого пантеона и воплощал собой все дикое и необузданное в человеческой природе. Религиозный экстаз и жажда размножения – все это проявления дионисийства. Повелитель Солнца Аполлон символизирует холодную созерцательность разума и возвышенного вдохновения. По мнению Ницше, их взаимное преодоление творит искусство, науку и историю. Вечное возвращение и противоборство двух начал делает философию Ницше созвучной с восточными учениями, а также свидетельствует о кризисе христианской культуры.

Объяснение концепции Сверхчеловека

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние и критика

Антиковед Вильгельм Нестле в 1890 году указывал на своевольную интерпретацию ранних греческих философов со стороны Ницше.

Значительное влияние Ницше оказал на раннее творчество М. Горького (на портрете писателя, написанном В. А. Серовым в 1905 году, видно, что он оформлял себя под Ницше).

Ницше является философом номер один среди остальных по узнаваемости и использованию цитат. Его философия сильно повлияла на течение мысли 20 века и породила множество последователей и продолжателей его мысли. Поэтому Ницше стоит читать как минимум, потому что его философия будет актуальна ещё долгое время.

В этой статье разберем его основные труды и составим небольшой список для прочтения.

1. Рождение трагедии из духа музыки

Это первый серьёзный труд Ницше, посвященный исследованию дуализма искусства. Книга посвящена отношению древних греков к искусству и жизни. Данная работа важна для прочтения, т.к. в ней раскрывается отношение Ницше к искусству и его взаимоотношения с древними греками.

2. Антихрист.

Один из важнейших трудов Ницше. В данной работе критикуется христианская вера и вытекающие из неё явления (мораль, сострадание, справедливость). Ницше яро критикует христианство и одной из причин является превращение сильного человека в негодного и опасного. Через справедливость теряется сила, а вера - является нежеланием искать истину.

3. Генеалогия морали.

Я бы назвал это продолжением Антихриста по той простой причине, что в данной книге исследуется мораль, как явление христианской веры. Ницше также разносит её в пух и прах, объясняя, что мораль - это порождение Бога, а как нам известно по Ницше 'Бог умер. Мы убили его.' А значит и мораль должна погибнуть вместе с ним .

4. По ту сторону добра и зла.

После разрушения старых порядков, веры, морали, Ницше добрался и до основных понятий, таких как добро и зло . В данном труде рассматривается 'философия будущего' . Если старых понятий больше нет, а есть только их тень, то пришло время строить новые порядки, разобрав при этом старые.

5. Человеческое, слишком человеческое.

В данном труде Ницше продолжил разрушать божественные идеалы и спустил их до человека. Все понятия духа и высших идеалов, по мнению Ницше, являются не более, чем человеческим проявлением мысли.

6. Веселая наука.

7. Так говорил Заратустра.

Книга для всех и ни для кого. Она трагична по своей судьбе, но это в отдельной статье. А так это самый трудный для понимания труд Ницше, ведь в нём он выразил свои мысли через множество образов, понять которые довольно трудно. Однако книга уже при первом прочтении запоминается по красивому языку изложения и ярким афоризмам. Данный труд нужно перечитывать много раз, ведь с каждым разом для вас это будет совершенно новая книга.

8. Ecce Homo.

Самый биографичный труд Ницше, ведь в нём он в прямом смысле пишет о себе и своём мировоззрении.

9. Воля к власти.

И напоследок самый неоднозначный труд Ницше, ведь составлен он был не им, а его сестрой. Его сестра была знаменита нацистскими взглядами, поэтому книга носит крайне спорный характер. К данной работе попрошу отнестись с скепсисом, по причине не полного авторства книги.

Подытожим.

У Ницше есть ещё несколько работ, однако эти самые основные. Если осилите их и вам понравится, то думаю вы без труда сможете найти остальные.

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Формирование убеждений

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и творческий труд стал более продуктивным.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Апогей творчества

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения, поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Объяснение концепции Сверхчеловека

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Последние годы жизни

Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.

В 1898 году, увиденная философом публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания. Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.

Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно присматривала престарелая мать.

Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого немецкого философа Ф. Ницше, факторы формирования его мировоззрения. Личность и культура в произведениях данного мыслителя, особенности и направления исследования данных категорий.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2015
Размер файла 26,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Грозная опасность, которую видел Фридрих Ницше, прозревал в повседневности и реалиях современного мира - это разрушение бытия. Он принадлежал к той небольшой части мыслителей, чья философия рождалась словно героическое преодоление смерти и судьбы.

1. Фридрих Ницше

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в бедной деревушке Реккен, расположенной на границе Пруссии и Саксонии. Его отец, Карл Людвиг Ницше, был выходцем из духовной семьи. И дед, и прадед Фридриха Ницше Преподавали богословие, мать его была внучкой и дочерью пастеров. Будущий страстный ниспровергатель христианства, как это нередко случалось в истории, своим появлением на свет обязан проповедникам и хранителям основ ненавистной ему религии.

Когда Фридриху было 4 года, умер его отец, последний год жизни которого был омрачен безумием. Ранняя встреча со смертью внесла трагический мотив в детские переживания Ницше, образ умершего отца не оставлял его.

После смерти отца мать Ницше с детьми переезжает в Наумбург, где Фридрих получает первое образование. С 14 до 20 лет он учится в Пфортской школе, в которой в свое время учились Новалис, братья Шлегель, Фихте. Здесь Ницше проходит курс обучения богословию, еврейскому, греческому и латинскому языкам. По окончанию школы поступает в Боннский университет, где год занимается на теологическом факультете. Затем продолжает учебу на философском факультете в Лейпцигском университете. С 1869 - по 1879 года Ницше - профессор Базельского университета в Швейцарии. В 1871 году ухудшение здоровья (желудочные боли, бессонница), связанное с непомерной преподавательской нагрузкой. И в 1879 году почти каждодневные приступы болезни, по состоянию здоровья вынужден оставить преподавание. С 1883 по 1888 годы возвращается в Наумбург, затем переезжает в Лейпциг. В начале января 1889 года Ницше настигает безумие, которого он всегда страшился, помня о трагической судьбе отца. Последние одиннадцать лет прожиты Ницше в состоянии помутнения рассудка. Именно в это время к нему приходит европейская слава. Увы, слишком поздно, в 1890 году наблюдалось улучшение состояния Ницше, надежда на выздоровление, но 25 августа 1900 года в Веймаре Фридрих Ницше умер.

Принятое деление, впрочем, достаточно условно, нет существенно разницы между вторым и третьим периодами в творчестве Ницше.

мыслитель философ ницше мировоззрение

2. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше

Для начала рассмотрим, что же такое личность? В психологии под этим понятием принято понимать следующее:

? Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.

? Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

В этот момент происходит столкновение двух главных идей Ницше о личности. Первая модель человека, лежащая в основе всех его размышлений, говорит, что именно отдельная личность, во всей ее полноте - это центр бытия. Только при принятии этой идеи, борьба с традиционным пониманием человека и общих норм, которую философ вел всю жизнь, приобретает смысл. Еще в ранних своих работах Ницше провозглашает первичность отдельной личности, огромную важность ее неповторимой уникальности.

И хотя Ницше понимает, что не все личности смогут достичь высшего идеала, он побуждает их стремиться к нему:

Читайте также: