Участие франции в международных конфликтах кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основу внешней политики Франции заложены следующие фундаментальные принципы: право народов на самоопределение, уважение прав человека, соблюдение демократических принципов и охрана правового государства, а также сотрудничество между народами. В области внешней политики Франция ставит перед собой две основные задачи: сохранение национальной независимости и самостоятельности, сочетаемых с европейской и атлантической солидарностью.

Сияющее Эльдорадо
Книга английской писательницы Э. Хаксли даёт яркую картину жизни Австралии как в .

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения
Издание второе. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1987 .

Физическая геология. Том 1
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Руководство Франции в последнее время заметно активизировало деятельность по укреплению позиций страны на международной арене и обеспечению национальных интересов в различных регионах мира с использованием военно-силовых методов.



Участие вооруженных сил Франции в операциях за пределами национальной территории (число военнослужащих)

В целом, согласно данным, представленным МО республики по состоянию на март 2014 года 2 , примерно 7 330 французских военнослужащих задействованы в 20 операциях за пределами национальной территории. При этом географически большинство операций с участием ВС страны приходятся на Африканский континент, который является традиционной зоной ее экономических, политических и военных интересов,

В настоящее время главным содержанием проводимой на Черном континенте политики Франции остается стремление сохранить позиции в регионе на фоне растущего давления со стороны США и Китая. В связи с этим, несмотря на некоторое снижение в настоящее время уровня ее вовлеченности в региональные дела, усилия Парижа в африканских странах направлены на создание условий, позволяющих оказывать воздействие на формирование внешнеполитического курса этих государств, а также обеспечивающих доступ французских компаний к разработке нефтегазовых месторождений, продвижение на их рынки продукции французского ВПК.

С началом в 1960 году антиколониального движения Франция де-юре предоставила независимость своим бывшим колониям на континенте, однако де-факто продолжила координировать различного рода действия в самих колониях, то есть прямое колониальное управление сменилось косвенным. При этом со многими бывшими колониями у нее существуют или договоры об обороне, или договоры о военно-техническом сотрудничестве (ВТС). Первые предусматривали ответственность Франции за защиту данной страны от внутренних и внешних угроз. Кроме того, в соответствии с ними африканцы предоставляли бывшей метрополии приоритетные права на разведку и эксплуатацию полезных ископаемых..

В каждом государстве, подписавшем договор об обороне или ВТС, были созданы бюро военной помощи, деятельность которых координировалась министерством сотрудничества, созданным в 1961 году. Такая система соглашений обеспечила Парижу возможность превентивно и оперативно реагировать на любое изменение военно-политической обстановки в регионе, используя свои вооруженные силы.

В настоящее время для защиты своих заморских территорий и обеспечения влияния в зонах своих жизненных интересов у Франции на Черном континенте в ее бывших колониях имеется значительное количество военных баз. Их размещение и применение определяются рядом факторов, к числу которых можно отнести следующие:
- экономическая важность данной страны для Франции;
- численность французских граждан в стране;
- доступ французских компаний к местным месторождениям полезных ископаемых;
- необходимость защиты важных транспортных магистралей;
- отношения с лидером страны 5 .

В конце февраля 2008 года ВПР республики было объявлено о пересмотре всех военных соглашений, заключенных с рядом стран континента. В основном это касается исключения из договоров с франкоязычными государствами вопросов, связанных с их внутренней безопасностью. Одновременно в соответствии с разработанным в 2010 году планом Франция осуществляет поэтапное сокращение своего военного присутствия в Африке.

По оценке военного руководства страны, реализация данного плана позволит отказаться от весьма дорогостоящего присутствия в регионе на долгосрочной основе достаточно крупных воинских контингентов, уменьшив общую их численность с 8 до 5 тыс. человек. С этой целью в 2011 году были сокращены воинские контингенты Франции в Джибути и Сенегале. В то же время для обеспечения своего присутствия под предлогом борьбы с терроризмом на севере Мали (район Тессалит вблизи границы Мали и Алжира) была создана новая военная база, о чем заявил министр обороны Жан-Ив ле Дриан 15 марта 2014 года в ходе визита в Алжир.

При оценке степени влияния Франции на Африканском континенте обращает на себя внимание тот факт, что бывшие колонии оказывают ей поддержку во всех важных вопросах международного сотрудничества - от борьбы с терроризмом до изменения климата, а 15 из 20 стран региона всегда поддерживают Париж в ООН по любым вопросам, что придает ему дополнительный дипломатический вес на международной арене.

При этом необходимо отметить, что любое военное вмешательство французов не встречает никаких протестов среди бывших колоний и почти никогда среди других стран Африки: интервенцию в Кот-д'Ивуар осудили лишь португальская Ангола и ЮАР, недавнюю операцию в Мали - только уже бывший президент Египта М. Мурей. Представители ООН также не препятствуют тому, чтобы французские патрули остались в Мали на неопределенный срок.

Таким образам, в настоящее время Франция проводит достаточно активную внешнюю политику, принимая участие в операциях за пределами своей территории, в том числе для отстаивания национальных интересов и защиты своих граждан. Данные действия подтверждают тенденции сохранения взглядов официального Парижа на ВС как на одну из главных составляющих достижения своих политических и экономических целей.

В этой связи в отношении стран Африканского континента военно-политический курс Франции характеризуется стремлением ее руководства сохранить традиционное влияние на государства региона и способствовать развитию обстановки по выгодному для себя сценарию, несмотря на заметное снижение своей роли на континенте. При этом Париж подчеркивает свое право на развитие привилегированных отношений с входящими в сферу жизненно важных интересов Франции странами, выражая готовность оказывать им всю необходимую финансовую и военную помощь.

2 Источник: EMA, Droits: Ministere de la Defense, 10/03/2014.

4 В марте 2014 года Генеральный секретарь ООН ввиду серьезного ухудшения обстановки в ЦАР рекомендовал Совету Безопасности санкционировать развертывание многоаспектной операции ООН по поддержанию мира в этой стране. Мандат предлагаемой операции должен предусматривать защиту гражданского населения, поддержку политического и переходного процессов, включая восстановление государственной власти и ее распространение на территорию страны. Общая численность военного персонала новой операции должна составить 10 тыс. человек. Большинство подразделений Международной миссии Африканского союза по поддержке в ЦАР (АФИСМЦАР) наряду с персоналом других участвующих стран будут переподчинены операции ООН по поддержанию мира,

6 Военно-политическое вмешательство в африканские дела координирует генеральный директорат внешней безопасности (Direction Generate de la Securite Exterieure - DGSE) - французская внешняя разведка.

и её участие в военных конфликтах на территории других стран.помогите плииииииииз.

франция изнутри и снаружи окружена "горячими точками"
1) снаружи: северная и центральная африка (бывшие колониальные владения), бавший индокитай (вьетнам, лаос), заокеанские департаменты. все эти регионы требуют от франции трепетного отношения к себе, угрожая периодически насилием. чаще всего это насилие переходит внутрь страны:
2) внутри: проблемы с эмигрантами, которые обострились в 2005-2006 гг. "ночи горящих авто". эта проблема породила проблему миграционного законодательства, а также правила поведения в государственных школах (запрет на ношение религиозных отличительных знаков, например, хиджабов).
проблемой сейчас является взаимоотношение франции со странами бывшего леванта: сирией, ираном, палестиной, иорданией. франция в какой-то мере считает себя ответсвенной за них, и поэтому сейчас разрывается: соглашаться на участие в операции сша в иране или нет

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

нво, фно, алжир, индокитай, война, шарль де голь, оас, мали, операция бархан

Французские солдаты в Мали в 2017 году. Фото Reuters

Алжир был французской колонией с 1830 года, но к 1945 году он юридически считался не колонией, а частью Франции. Здесь к этому времени проживало более 1 млн европейцев, коренных алжирцев было около 9 млн. И только первые обладали всеми правами. В конце 1940‑х в Алжире возник Фронт национального освобождения (ФНО), выступающий за независимость от Франции. Именно французская катастрофа под Дьенбьенфу стала для ФНО катализатором перехода к активным действиям.

Началось восстание 1 ноября 1954 года и поначалу имело микроскопические масштабы (в рядах ФНО на тот момент было не более 700 человек). Французы не осознали, что надо принимать превентивные меры, которых на самом деле было две: полная интеграция Алжира в политическую систему Франции, то есть предоставление коренным алжирцам всех прав, что имели французы, либо независимость Алжира. Однако в тот момент оба варианта казались совершенно неприемлемыми. На первые немногочисленные теракты французы ответили хаотичными, плохо продуманными репрессиями, которые, как часто бывает в таких случаях, лишь усугубили ситуацию и привели к росту популярности ФНО. Повстанцы наносили удары в первую очередь не по французам, а по их сторонникам среди коренных жителей. Число последних стало быстро сокращаться, во‑первых, из‑за страха перед ФНО, во‑вторых, из‑за жестоких и часто бессмысленных репрессий со стороны французов.

Весьма показательной стала резня в городе Филиппвилле 20 августа 1955 года. Напавшие на город партизаны убили 71 европейца, включая женщин и детей, и 15 сочувствовавших им алжирцев. Срочно прибывшие в город французские парашютисты убили как минимум 1273 алжирца, подавляющее большинство которых не имели никакого отношения к ФНО. Подобные события доводили взаимную ненависть до того предела, когда примирение становится принципиально невозможным.

Франция начала стремительно наращивать военную группировку в Алжире. С 50 тыс. в 1954 году она была доведена до 400 тыс. в 1956‑м и до 1 млн (! ) в 1958‑м. Чтобы не распылять силы, в 1956 году Франция предоставила независимость Тунису и Марокко, но это стало лишь дополнительным стимулом для партизан: они получили подтверждение того, что стараются не зря. При этом султан Марокко и премьер Туниса решили помочь бывшей метрополии и примирить стороны конфликта в Алжире. На предоставленном султаном самолете лидеры ФНО, включая руководителя фронта Ахмеда бен Беллу, вылетели в Тунис для переговоров. Однако французы заставили самолет сесть в Алжире и арестовали всю верхушку ФНО. Во Франции многие восприняли этот шаг с восторгом, не поняв, что подобное откровенное вероломство окончательно закрывает путь для переговоров.

Осенью 1956 года ФНО развернул террористическую войну в столице страны Алжире, что вызвало ответные массовые избиения арабов со стороны европейцев. К январю 1957 года в городе удалось установить относительный порядок с помощью парашютно‑десантной дивизии, укомплектованной в основном ветеранами Вьетнама. Кварталы столицы теперь были разделены заборами из колючей проволоки. В ходе массовых репрессий со стороны французов до 3 тыс. арабов пропали без вести. К осени 1957 года структуру ФНО в столице удалось разгромить. Взаимная ненависть в Алжире продолжала нарастать, а во Франции нарастало недовольство происходящим: во‑первых, жертвами среди французских солдат, во‑вторых, методами, ими применяемыми. Левые журналисты и политики начали проводить параллели между французскими парашютистами и гестаповцами. Раскол начался уже в метрополии.

Французы просто задавили противника массой, вытеснив боевиков ФНО в Марокко и Тунис. Видимо, за всю историю войн ни одна страна не бросала такого количества войск на борьбу с партизанами, как Франция в Алжире. Более того, на границах с Тунисом и Марокко были построены мощнейшие оборонительные сооружения, высокие стены из колючей проволоки под напряжением среди сплошных минных полей. При этом в каждый отдельный момент стены охраняли 80 тыс. военнослужащих. Попытки преодолеть стены закончились для ФНО большими потерями – не менее 6 тыс. погибших. Внутри страны оставалось не более 8 тыс. партизан.

В течение 1959 года французские войска провели несколько крупномасштабных операций с широким применением авиации (штурмовиков и вертолетов), в которых, по официальным данным, было уничтожено до половины остававшихся в Алжире партизан (4 тыс.). Впрочем, даже французы признавали, что многие убитые боевики ФНО, вполне вероятно, были мирными гражданами. До миллиона алжирцев за годы войны были насильственно переселены, значительная их часть оказалась в ужасных условиях. В военном плане ФНО был практически разгромлен, но его популярность среди арабского населения лишь росла. Де Голль достаточно хорошо представлял себе истинную ситуацию. В сентябре 1959 года он заявил, что вопрос о независимости Алжира будет решен на всеобщем референдуме.

42-7-1.jpg
Шарль де Голль считал Алжир мельничным
жерновом на шее Франции.
Фото Библиотеки Конгресса США
Это заявление деморализовало армию, которая посчитала, что у нее украли победу (в военном плане так оно и было). В феврале 1961 года в Мадриде была создана Секретная вооруженная организация (ОАС). Ее организовали ультраправые, в основном офицеры французской армии. Сначала они боролись против независимости Алжира, а затем за свержение де Голля. Уже в апреле она попыталась организовать мятеж в Алжире, который, впрочем, был быстро подавлен.

В марте 1962 года были подписаны Эвианские соглашения, в которых признавалась независимость Алжира. 1 июля состоялся референдум, на котором 99, 72% алжирцев проголосовали за независимость (при явке 91%). Между этими двумя событиями ОАС развернула в Алжире террор против собственной армии, а в августе 1962 года организовала покушение на де Голля в парижском пригороде Кламар. Таким образом, из‑за Алжира сама Франция оказалась на грани гражданской войны. Впрочем, в 1963 году ОАС была разгромлена, многие ее руководители расстреляны, остальные арестованы, но в 1968 году амнистированы.

Капитуляция Парижа обернулась паническим бегством европейцев из Алжира во Францию (бежало 750 тыс. человек), несколько тысяч было убито. Принимать алжирцев, воевавших на ее стороне, Франция отказалась, аналоги подобному позору в истории найти трудно (особенно очевиден этот позор в свете последующей бесконтрольной миграции во Францию арабов и африканцев, необратимо изменившей этноконфессиональную структуру французского общества, но продолжающейся ускоренными темпами). По разным данным, за несколько недель после прихода ФНО к власти было убито от 30 до 150 тыс. этих людей.

Официальные потери ВС Франции (включая небоевые) в ходе войны составили 17 456 человек убитыми, к ним надо прибавить еще до 3 тыс. воевавших за Францию алжирцев (не считая убитых после бегства французов) и 2788 гражданских лиц. Считается, что погибло примерно 140 тыс. повстанцев и до 80 тыс. мирных жителей, хотя есть сомнения, что в рядах ФНО вообще воевало столько людей. Можно предполагать, что французы убили не менее 100 тыс. мирных алжирцев. По некоторым оценкам, арабов погибло до полумиллиона.

В рядах французских войск в Алжире воевало много людей, недавно прошедших Вьетнам. Они единодушно отмечали, что в военном плане вьетнамских коммунистов и боевиков ФНО нет смысла даже сравнивать: вьетнамцы – прекрасные воины, арабы – хуже не бывает (поэтому и потери французов в Алжире были в разы ниже, чем во Вьетнаме, хотя война длилась дольше). Тем не менее арабов французская армия смогла подавить лишь массой и жестокостью, из‑за которой заслужила не только ненависть арабов, но и потеряла поддержку французов. В итоге выигранная война превратилась в катастрофическое поражение и чуть было не пришла в саму метрополию.

42-6-1.jpg
Провал во Вьетнаме не стал для Франции
последней колониальной войной.
Фото Национального управления архивов
и документации США
В начале ХХI века Франция глубоко втянулась в гражданскую войну в БСК (Берег Слоновой Кости, в последние годы в России эта страна проходит под названием Кот Д’Ивуар, что и означает Берег Слоновой Кости по‑французски) на стороне действующего президента Гбагбо. Точнее, французы позиционировали себя как миротворцев, поскольку войска ООН, размещенные в этой стране, были, как и во всех остальных аналогичных ситуациях, абсолютно недееспособны. Однако де‑факто Париж оказался на стороне властей. Это не помешало двум штурмовикам Су‑25 ВВС БСК (в их кабинах сидели то ли украинцы, то ли белорусы) 6 ноября 2004 года нанести удар по французским позициям, при этом погибло девять военнослужащих ВС Франции. В ответ французы уничтожили на земле все ВВС БСК (то есть эти самые два Су‑25 и несколько вертолетов). Развития инцидент не получил. В ноябре 2010 года внутренний конфликт в БСК возобновился, поскольку Гбагбо проиграл президентские выборы, но попытался подтасовать их результаты и остаться у власти. Париж впервые выступил в Африке против действующей власти и поддержал Алассана Уаттару, который фактически выиграл выборы. Благодаря прямой французской военной помощи он пришел к власти в стране, а Гбагбо был арестован и отправлен в Гаагу в Международный суд.

Читайте также: