Убеждение и принуждение в административном праве кратко
Обновлено: 08.07.2024
Понятие, сущность и признаки административного принуждения.
Являясь разновидностью государственного принуждения, ад¬министративное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере го¬сударственного управления, то есть выполняет карательную фун¬кцию.
Для административного принуждения характерно следующее:
б) применение принудительных мер не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти. Эта особенность связана с тем, что меры административного принуждения применяются к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ве¬дении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц). В качестве третьих лиц выступают, как правило, граждане, а в не¬которых случаях и юридические лица (например, в области охра¬ны окружающей природной среды, борьбы с монополизмом и т. п.). Исключается применение таких мер руководителями в отношении подчиненных им работников;
в) меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные пра-вила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожно¬го движения, обеспечения санитарной безопасности, правила раз¬решительной системы, природоохранные правила и т. п.);
Принуждение осуществляется как реакция государственных органов на неправомерное, вредное для общества поведение людей. Его использование обусловлено конфликтом между волей, выраженной в правовом акте, и индивидуальной волей лиц, нарушающих его. Если же нет неправомерных действий, нет и принудительных акций.
Таким образом, правовое принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами и лицами только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями.
Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву — часть принуждения по административному праву.
Понятие, сущность и характерные особенности убеждения
В сфере государственного управления действуют два универсальных метода - убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении. Это два взаимосвязанных, взаимодополняющих "полюса" единого целого, т.е. механизма обеспечения должного поведения и правопорядка.
С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.
Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления.
Убеждение в государственном управлении – это метод воздействия государства на сознание и поведение людей, представляющих собой комплекс воспитательных, разъяснительных мероприятий в целях повышения сознательности, организованности, добросовестного соблюдения гражданами правовых норм.
Цель убеждения как особого средства воспитания состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение правовых требований всеми гражданами в силу внутреннего признания этих требований. Оно позволяет совместить требования закона, властные предписания компетентных органов с внутренней убежденностью работника, достичь единства его интересов и общества, воли народа, воплощенной в законе, с индивидуальной волей. Убежденность человека должна быть результатом его размышления и принятия решений.
В демократическом обществе убеждение– главный метод воздействия.
Оно используется систематически и в отношении всех граждан; обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а, в конечном счете, воспитывает убежденность, привычку к законопослушанию; выражает управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты; органично связано с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти; используется субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции; метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера; для методов управления характерна правовая форма непосредственного выражения.
Степень убежденности проверяется в процессе практической деятельности граждан, в линии их поведения.
Убеждениекак способ укрепления правопорядка и законности включает совокупность политических, воспитательных, идеологических, социально-психологических и других факторов, организационную систему средств и форм воздействия на сознание личности в целях обеспечения ее социально полезного поведения. Убеждение выражается в таких формах, как: идеологическое воздействие, идейно-политическая и пропагандистская деятельность, агитационно-массовая и культурно-массовая работа; повышение политической и правовой культуры; разъяснение политики государства, действующего законодательства; нравственное и правовое воспитание; индивидуальная массовая работа; распространение передового опыта; совершенствование профессионального мастерства; критика отрицательных поступков; совершенствование форм и методов управления; личный пример руководителя и др.
Целью применения разнообразных форм воздействия на сознание личности является воспитание потребности и стойких привычек правомерного поведения.
Одним из методов управляющего воздействия является стимулирование должного поведения участников управленческих отношений.
82. Специальные административно-правовые методы.
Административные методы – способы непосредственно юридического властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей подлежит обязательному исполнению и подкрепл возм юридич обеспеч исполнений
Выражается в установлении общеобязательных правил , запретов
83. Понятие и особенности поощрения как универсального метода административного регулирования и административного воздействия.
84. Содержание и особенности применения административного поощрения.
85. Правовое регулирование поощрения.
Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регулирующих поощрение государственными наградами, Государственными премиями, премиями и грамотами Правительства Российской Федерации.
В централизованном поощрительном производстве можно выделить стадии: административный поощрение стимулирование награждение
- возбуждения дела о поощрении;
- общественной и государственной оценки материалов о поощрении. Для этого созданы Комиссия при Президенте по государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства, Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и другие органы;
- принятия решения о поощрении;
Положением о государственных наградах РФ достаточно полно регулируется разновидность поощрительного производства - наградное производство.
Государственными наградами Российской Федерации являются: звания Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания Российской Федерации.
Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, городов их направляют соответствующим главам исполнительной власти субъектов Федерации или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъектов Федерации.
Порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел, работников прокуратуры, таможенной службы, налоговой полиции, судей определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту Российской Федерации руководителями федеральных органов государственной власти и руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации. Комиссия по государственным наградам при Президенте:
- готовит материалы, а также проекты указов. Награждение производится Указом Президента. По его поручению и от его имени награды могут вручать:
- руководители федеральных органов государственной власти;
- руководитель службы государственных наград Президента;
- руководители органов государственной власти субъектов Федерации;
- полномочные представители Президента;
- послы Российской Федерации;
- военоначальники - от командиров дивизий и им равных.
Президент может поручить вручение государственных наград и иным лицам. Государственная награда вручается награжденному в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу Указа о награждении. Одновременно награжденному лицу выдается удостоверение к государственной награде.
Таким образом, административное поощрение носит определенный порядок награждения, включающий в себя этапы: возбуждение ходатайства о награждении; рассмотрение на специальной комиссии о награждении; принятие решения о награждении и торжественное вручение награды. Как правило, данный порядок производства соблюдается на всех организациях, предприятиях, учреждениях любых форм собственности.
Читайте также: