Творчество теодора жерико и эжена делакруа кратко

Обновлено: 25.06.2024

✨Бетховен — одно из величайших явлений мировой культуры. .

Музы Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокре.

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился.

, таинственный город из глубины веков. В наши дни существует немало люде.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Писатели и книги (871)
  • 19 век (100)
  • Бунин (63)
  • Чехов (33)
  • Достоевский (31)
  • Лев Толстой (24)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (13)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (5)
  • Поэты и поэзия (671)
  • Поэты XIX века (154)
  • Лермонтов (33)
  • Заболоцкий (29)
  • Рубцов (26)
  • Анненский (19)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (653)
  • Цветаева (152)
  • Блок (83)
  • Ахматова (61)
  • Гумилёв (51)
  • Мандельштам (42)
  • Есенин (26)
  • Бальмонт (22)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (3)
  • композиторы и дирижёры (463)
  • Бетховен (51)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (24)
  • Моцарт (18)
  • Шуберт (14)
  • Шуман (14)
  • Бах (11)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (3)
  • живопись (440)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (399)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (19)
  • Коровин (16)
  • Левитан (15)
  • Кустодиев (10)
  • Крамской (9)
  • Иван Шишкин (8)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (382)
  • Ростропович (14)
  • Художники и картины (345)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (310)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (284)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (12)
  • Видео и фильмы (276)
  • Тарковские (65)
  • Артисты (256)
  • Русские композиторы (228)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (19)
  • Чайковский (17)
  • Свиридов (16)
  • Мусоргский (15)
  • Глинка (12)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (226)
  • Вне разделов (223)
  • Иван Толстой (30)
  • Есть женщины . (219)
  • Ольга Берггольц (15)
  • опера (198)
  • История России (194)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (189)
  • Наши . (188)
  • Шукшин (24)
  • Шаламов (19)
  • Платонов (16)
  • космонавты (13)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (178)
  • Научно-популярное (177)
  • танцовщики (153)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (151)
  • Замечательные люди (132)
  • Cкульптура (131)
  • Микеланджело (22)
  • 1812, 1945 (130)
  • Герои 1812 (16)
  • Пушкин (130)
  • Города и памятники (130)
  • Великие балерины (128)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (123)
  • Природа. Животные (105)
  • Песни и мелодии (104)
  • Русские не в России (104)
  • Борис Зайцев (10)
  • Авангард (103)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Еда (94)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Наша родина (82)
  • Наука (82)
  • Кто мы (81)
  • Славянская культура (76)
  • Пастернак (76)
  • О Японии (71)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (61)
  • Балетмейстеры (54)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (46)
  • Архитектура (44)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (36)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (19)
  • Аксёнов (8)
  • Мудрые . (15)
  • справочники (13)
  • Возрождение (9)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
  • Рюриковичи (8)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Му­зы­ка, ли­те­ра­ту­ра и жи­во­пись – гор­дость ро­ман­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва Фран­ции. Ша­то­б­ри­ан, Ла­мар­тин, Гю­го, Стен­даль, Мюс­се, Фло­бер, Го­тье, Шо­пен, Гу­но, Лист, Сен-Санс, Бер­ли­оз, Же­ри­ко и Де­ла­к­руа – эти име­на на­ве­ч­но впи­са­ны в ис­то­рию фран­цуз­ско­го ро­ман­тиз­ма.

На Вос­то­ке рас­цвел в пол­ную си­лу ко­ло­ри­сти­че­с­кий дар Де­ла­к­руа, его та­лант вы­ра­жать на­стро­е­ние че­рез цвет. Экс­прес­сия охо­ты, за­ни­ма­тель­ность ли­те­ра­тур­ных сю­же­тов и об­ра­зов вы­ра­зи­лись в его твор­че­ст­ве 30-60-х .

Несмотря на очевидную популярность и яркий дар, Делакруа лишь после восьмого баллотирования стал членом Академии Художеств. О культурной жизни своей страны он оставил массу воспоминаний (дневник и эпистолярное наследие), высказав себя незаурядным литератором и тонким наблюдателем.

Группа Наби пыталась найти универсальный язык искусства, а эксперименты Моро с чистым цветом повлияли на фовизм. Узнаем больше о французском символизме.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.











Пьер Пюви де Шаванн

1. Портрет художника (неоконченный)
2. Надежда, 1871–1872
3. Надежда, 1872
4. Смерть и девушки, 1872
5. Бедный рыбак, 1881
6. Сон: во сне он видел, как любовь, слава и богатство явились ему, 1883
7. Сострадание, 1887
8. Девушки на берегу моря, 1894

Мы начинаем разговор о французском символизме. Он начался с литературы — первыми это направление открыли поэты.

Вот как это происходило 👇

Природа — строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат —

Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

⏳ Пюви пытался показать на полотнах мир ощущений. Сложно понять, что на них происходит — чаще не происходит ничего. Живопись Пюви передает не сюжет, а состояние, в которое должен погрузиться зритель.

🎨 Художник использует сдержанный колорит без ярких чистых красок. Он пишет очень лаконично, тяготеет к плоскости. Пюви позаимствовал у Гогена технику клуазонизма, но не взял его мощную палитру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. ЖЕРИ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. ЖЕРИ.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. ЖЕРИКО И Э. ДЕЛАКРУА. Урок подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

Романтизм во Французской живописи XIX века. Романтическое направление в разли.

Романтизм во Французской живописи XIX века. Романтическое направление в различных областях искусства возникает в Европе в виде отдельных явлений в конце VIII века. В начале второго десятилетия XIX века создаются уже группы художников, которые представляют это направление в искусстве различных стран. Наибольшего своего расцвета в изобразительном искусстве романтизм достигает в период 1820—1830 годов, а затем начинается длительный период спада и вырождения романтического направления. Крупнейшим направлением во французском искусстве 1-й трети XIX в. был романтизм (направление в искусстве конца VIII – 1-й трети XIX вв., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Оно проникнуто оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека). Опираясь на некоторые традиции живописи Давида, художники следующего поколения отходят от принципов суровой гражданственности и строгости художественной формы. Увлечение Востоком стало характерно для романтиков, недовольных окружавшей их буржуазной действительностью. Восток привлекал своеобразием народных традиций, характеров обычаев, сочностью красок, яркими диковинными пейзажами. Теодор Жерико и Эжен Делакруа – художники-романтики – в своих исторических и аллегорических произведениях стремились раскрыть конфликты современного им буржуазного общества.

Теодор Жерико (1791-1824) Жан Луи Андре Теодор Жерико первым во французской ж.

Теодор Жерико (1791-1824) Жан Луи Андре Теодор Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Жерико Теодор (1791–1824), французский живописец и график.

Уже ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн с её о.

После поездки в 1816–17 гг. в Италию под влиянием классического искусства, ос.

Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – «Плот.

При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Они сумели выс.

В 1820–21 в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта, изобража.

"Ладья Данте". 1822 г.х., м. 189х242 см. Лувр, Париж. Первая самостоятельная.

"Ладья Данте". 1822 г.х., м. 189х242 см. Лувр, Париж. Первая самостоятельная работа Э.Делакруа "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет "Божественной комедии", принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. В ней изображены Данте и Вергилий, переезжающие в ладье Харона через адскую реку Ахерон. Все здесь полно романтической напряженности. Тьма ночи озарена кровавыми отблесками адских огней. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание "Данте и Вергилия" усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды – красный плащ Вергилия и белый талар Данте, и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне ночного неба и создают драматические контрасты, содействующие силе общего впечатления.

В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал.

В 1831 Делакруа написал две картины на темы Великой французской революции («Б.

В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами.

Совершив в 1832 путешествие по Северной Африке, в Алжир и Марокко, Э.Делакруа.

Э.Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров.

Вопросы для повторения: Какое направление во французском искусстве 1-й трети.

Вопросы для повторения: Какое направление во французском искусстве 1-й трети 19 в. стало основным? Что характерно для романтиков? Какой картиной Делакруа откликнулся на современные события в Греции? Какое большое полотно Делакруа написал под впечатлением Июльской революции?

Источники Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие.–М.: Изобраз. искус.

Источники Михайлов А.М. Искусство акварели: Учеб. пособие.–М.: Изобраз. искусство, 1995, С. 34–38; Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе.–М.: Искусство, 1970, С. 42–46; Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века.–Л.: Искусство, 1986, С. 81–101; Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 113–120; Долгополов И.В. Рассказы о художниках: 1 т.–М.: Изобраз. искусство, 1982, С. 215–241.

То , как видели и изображали мир импрессионисты , уходит корнями в художественные традиции и открытия не только близких к ним , но и дальних времен и стран. Непосредственными же предшественниками импрессионизма оказались французы Эжен Делакруа, Теодор Руссо, основатель барбизонской школы Жан-Франсуа Милле, Камиль Коро, а также бельгийский живописец , основатель Тервюренской школы Ипполит Буланже. Артхив рассказывает и показывает , что импрессионисты взяли у каждого из них.

Художники, которые умели впечатляться: Предшественники импрессионизма. Часть I - Франция, Бельгия

Эжен Делакруа (1798 – 1863)

Делакруа обрел признание в конце жизни: в 1855 году , в честь вручения ему ордена Почетного легиона , публике представили его персональную экспозицию в рамках Всемирной парижской выставки.

Что рисовал? Многофигурные , детально проработанные батальные полотна, композиции по литературным мотивам. Из Марокко Делакруа привез семь альбомов с набросками восточных сюжетов , на основе которых писал пейзажи , жанровые сцены , диких животных , и сцены охоты. В конце жизни выполнял официальные заказы , работая над монументальными росписями дворцов и храмов ( Люксембургский дворец , Лувр , фрески в церкви Св. Сульпиция).

Эжен Делакруа. Гибель Карла Смелого в битве при Нанси 5 января 1477 года

Эжен Делакруа. Данте и Вергилий в Аду (Ладья Данте)

Эжен Делакруа. Смерть Офелии

Эжен Делакруа. Медея

Эжен Делакруа. Бухта Танжера в Марокко

Эжен Делакруа. Еврейская свадьба в Марокко

Эжен Делакруа. Тигр, напавший на лошадь

Эжен Делакруа. Охота на львов в Марокко

Эжен Делакруа. Алжирские женщины

Эдуар Мане. Олимпия

Пьер Огюст Ренуар. Парижанки в алжирских костюмах (Гарем)

Пьер Огюст Ренуар. Одалиска

Важная картина: Вид на море с холмов в Дьеппе ( 1852).

Сочетания жемчужно-серого и золотистых бликов на воде , лазури и разбеленной охры в небе передают переменчивость моря , быстрые мазки — беспокойные движения волн и облаков. Вертикальные легкие паруса их подчеркивают.

Переменчивости неба и моря импрессионисты будут посвящать целые циклы картин , а полотна с жемчужными оттенками прославились уже на Первой выставке импрессионистов в 1874-м.

Эжен Делакруа. Вид на море с холмов в Дьеппе

Теодор Руссо (1812 – 1867)

Сын парижского портного , впервые увидев дикую природу , захотел стать художником. На свой первый пленэр он вышел в 17 лет в лесу Фонтенбло возле деревни Барбизон , и уже не смог остановиться. В природе его поражало всё: бесконечное небо с закатами , бурями , тучами , грозами , ветрами или без всего этого; величие гор — с камнями , лесами , ледниками; широкий горизонт равнин с пологими пастбищами и лоскутами полей; все времена года ( зиму как она есть он написал первым из французов); деревья , жизнь каждого из которые больше и торжественнее человеческой; море , ручьи , даже лужи и болота. Усилиями Руссо пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

перешел из условного изображения в натурное , а из вспомогательного жанра — в перворазрядный ( каким раньше была только историческая живопись).

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Однако не таким уж и лесным затворником был Руссо. Он получал заказы , навещал любимые картины ( голландцев 16−17 века , особенно Яна ван Гойена и Рейсдала, голландца Хоббему, англичан — Констебла и Бонингтона), снова стал любимым автором Салона. Всемирная выставка 1855 года принесла 43-летнему Руссо золотую медаль и триумф. Вскоре он вдохновился японскими гравюрами и сделал серию монохромных рисунков , и наконец Салон , а за ним и Всемирная выставка 1867 года пригласили его в жюри.

Что рисовал? Укромные уголки дикой природы , сельские закоулки , дубы , каштаны , скалы , ручьи , группы деревьев с маленькими фигурками людей или животных для масштаба , дрожь и мерцание воздуха в разное время суток.

Что пригодилось импрессионистам? Пленэр , штрих в виде запятой , умение видеть воздух , общий тон картины благодаря монохромному слою светотеней под цветными верхними слоями.

Теодор Руссо. Хижина в лесу Фонтенбло

Теодор Руссо. Пейзаж с закатом

Теодор Руссо. Пейзаж с пахарем

Теодор Руссо. Гроза, надвигающаяся на Монмартр

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Теодор Руссо. Рынок в Нормандии

Теодор Руссо. Аллея каштанов

Теодор Руссо. Аллея каштанов. Набросок

3. Выход из леса Фонтенбло. Закат (1848 — 1850). В 1848 году Салон — а это была государственная институция — заказал Теодору Руссо пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

буквально заставляет благоговейно замереть перед ним. Конечно , солнце не может в одном и том же направлении и заходить , и всходить , но каким занудством веет от этого замечания , которое ни на йоту не уменьшает восхищения красотой картины.

Теодор Руссо. Выход из леса Фонтенбло. Закат

Теодор Руссо. Лес Фонтенбло. Утро

Жан Франсуа Милле (1814 – 1875)

Получив за картину деньги , Милле переселился в Барбизон и привез сюда вторую жену , Катрин , с которой за 20 оставшихся ему лет вырастил девятерых детей. Милле легко подружился с Теодором Руссо ( даже их могилы находятся рядом), хотя и предпочитал , в отличие от него , пленэрам в девственной безлюдье деревенские — и отнюдь не пасторальные — виды , в которых взгляд сразу падает на персонажей. Делал десятки эскизов и набросков , подчас в поисках композиционного решения переставляя на столе восковые и глиняные фигурки , которые сам же и лепил. Часть набросков превращалась в графику , другая — в фактуристые холсты: их он писал уже без предварительного рисунка , сразу , непременно в ателье , иногда приглашая натурщиков , которых , однако , не портретировал; некоторые работы существуют в двух-трех версиях.

Что рисовал? Пейзажи с крестьянами и крестьянками за работой: сеятелями и пряхами , доярками и косарями , жнецами и прачками , угольщицами и пастухами.

Когда библейские бездетные патриархи Сарра и Авраам наконец родили Исаака , то выгнали Агарь , суррогатную мать их первого сына Измаила , вместе с ним в пустыню , впрочем , зная , что этот 13-летний мальчик выживет и станет праотцом многочисленного народа. Агари и Измаилу долгое время пришлось питаться тем , что они подбирали на голой земле. Как эти три женщины на солнцепеке , выискивающие каждый колосок ( беднякам во Франции разрешалось собирать то , что просочилось между зубьями вил и грабель более состоятельных соседей). Их круглым спинам и плечам вторят огромные скирды и тенистые деревья на заднем плане — достаток и покой , которых героини картины лишены.

В 1857 году уже никого не удивляло , что Милле пишет преимущественно пейзажи , чаще всего с крестьянами , которые почти всегда работают: пекут тяжеленные хлебы в высокой печи , просеивают зерно, шьют в дневную и ночную смену , перетаскивают хворост, сажают картошку, согнувшись в три погибели. Физический труд ритмичен , и реалист Милле как никто другой умел передать суть и ритм пластики тела , занятого работой. Настолько , что этих его трех крестьянок в одни времена опасались , а в другие превозносили , как живых.

Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев

2. Ночная охота на птиц ( Разорители гнёзд , 1847). Порой людям страшно так же , как и диким птицам , которых ночью внезапно пугают трещотками и вспышками огня , чтобы , растерявшихся и беспомощных , поймать голыми руками. Охота — привилегия тех , у кого есть право охотиться и оружие , а крестьянам помогают хитрость и проворство. Пойманных певчих птиц постараются продать , если хватит зерна прокормить их до ближайшей ярмарки , или отпустят. А другая пернатая мелочь пойдет в похлебку бедноты — жидкую , с привкусом воровства и убийства.

Какая бешеная амплитуда движений в этом отчаянном квартете! Двое детей — а эта жестокая и трагичная работа доставалась именно детям, — почти распластавшись на траве , хватают упавших на землю птиц. Другие двое , спинами в центр невидимого круга , прыгают повыше и задрав головы бьют палицами наугад в кромешном переполохе писка и хлопанья крыльев. Тот мальчик , что поближе — темен , тот , что подальше , к нам спиной — освещен , это необычно , и неспроста: так Милле передает трехмерность пространства , критично важную в этом сюжете , ведь птицы в панике снуют во всех направлениях одновременно. Вспышка света одинаково очерчивает рефлексами и контуры суматошных птиц , и контуры людей. Контраст светлых зигзагов и темных пятен — вот чем художник передает вопль , скорость , возбуждение , опасность , молчаливое детское отчаяние. Ровно под самым светлым местом картины , на таком же расстоянии от края, — самое жуткое: хватание , бросок всем телом туда , где рука уже держит темную птицу , растопыренную в обреченной попытке вырваться , в той же позе , в которой бьются в своем кругу эти подростки.

Жан-Франсуа Милле. Ночная охота на птиц (Разорители гнёзд)

3. Бегство в Египет. Нет такой техники , в которой Милле не оказался бы выдающимся рисовальщиком. Он работал пастелью , углем , черным мелком , карандашом , был среди офортистов второй половины 19 века одним из лучших.

Мягкая , лёгкая , собранная карандашная штриховка без единого контура — едва ли можно представить что-то более соответствующее плотным , тихим , промозглым зимним сумеркам , в которых прокладывают под дождем путь в неведомое , не оставляя следов , эти двое. Бесхитростные темные силуэты: Иосиф в шляпе и Мария в платке , уносящие сквозь морок тревоги драгоценное и светлое своё Дитя — средоточие покоя.

Жан-Франсуа Милле. В Оверни

4. Чесальщица шерсти ( 1855). Для офорта нужен особый почерк: процарапывать стальной иглой цинковую пластину или нанесенный на неё лак — совсем не то , что штриховать карандашом. Царапки Милле точны , коротки , у них безукоризненно гибкий нажим. Вручную забитые густой краской , они оставляют до нескольких десятков оттисков на бумаге. Первые оттиски ( как этот) — контрастные , последние — тусклые , подчас со случайными соринками , с расплывающимися переходами от предметов к пустому пространству. Со свойственным ему упорством Милле искал способы передать не просто светотень , раскрывающую для зрителя пластику предметов и фигур , а световоздух — среду , которая их окружает и влияет на то , какими они видятся.

Чугунное колесо офортного станка — кузен деревянного колеса большой прялки , такой , перед которой сидит эта женщина в вязаной шерстяной кофте. Ее руки с тяжелыми досками , утыканными гвоздями , превращают рыхлое руно в аккуратные свитки кудели. Монотонная зимняя работа. Застылый силуэт , словно барельеф. Обильная штриховка в тенях , которые мягко клубятся , как та же кудель или руно , открытая бумага в освещенных местах — прямой путь к лучшим офортам Коро и импрессионистов.

Жан-Франсуа Милле. Чесальщица шерсти

Камиль Коро (1796 – 1875)

Похоже , этими пейзажами Коро что-то врачевал в себе и в мире. Коро был уже седым господином , признанным мэтром живописи и кавалером ордена Почетного легиона , а отец по-прежнему упрямо считал его занятия живописью баловством. Чрезвычайно скромный , нерасчетливый , рассеянный , он и в молодости , и в зрелые годы очень зависел от семьи и оставался все более одиноким ( младшая сестра умерла , когда ему было 20 , отец — под 50 , следом — мать и старшая сестра , по которой художник очень тосковал).

Читайте также: