Творчество лескова в 1870 е годы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Все это говорит о назревшей необходимости рассмотрения творчества Лескова в контексте всей русской литературы XIX века.

В этой связи следует отметить чрезвычайно интересный феномен творчества Лескова: хотя его литературный путь целиком приходится на пореформенный период русской жизни, в его произведениях, несмотря на их несомненную актуальность, а порой даже злободневность, преобладают картины жизни дореформенной России. При этом читатель воспринимал их не как прошлое, а как самое животрепещущее настоящее. Дело в том, что Лесков, довольно медленно осмыслявший изменения, происходившие в действительности, выбирал обычно такие тенденции и явления, которые сохраняли свое значение на протяжении многих десятилетий. Он обличал всесилие бюрократии, взяточничество, преступную бесхозяйственность, моральное разложение верхов общества, безграничный произвол властей, подавление личности.

Разумеется, просветительство не исчерпывает ни мировоззрения Салтыкова-Щедрина, ни мировоззрения Лескова. На последнего влияли, и очень значительно, и другие идеологические системы, всего сильнее, пожалуй, христианский утопизм, но это относится к более позднему периоду творчества писателя.

60-е годы во многом определили и проблематику творчества Лескова. На протяжении всего своего творческого пути он обращался к решению вопросов, поставленных эпохой 60-х годов: по какому пути должна идти освободившаяся от крепостнического рабства Россия, в какой степени должен быть использован опыт Западной Европы, какая роль в жизни страны принадлежит разным сословиям, куда вообще движется русская жизнь и каковы ее положительные начала. Одним из самых острых, как известно, был вопрос о революции и социализме, волновавший Лескова не менее мучительно, чем Достоевского, и многое определивший в его творческой судьбе.

На протяжении многих лет Лесков неустанно ищет аргументацию, направленную на опровержение идей социализма и революции. Не видя в современной ему русской действительности реальных путей воплощения идей Герцена и Чернышевского, он не мог осознать огромного исторического значения революционной пропаганды, отражавшей недовольство широких народных масс, будившей русское общество и влиявшей на углубление реформ.

Происхождение и большой жизненный опыт Лескова, накопленный им до вступления на литературное поприще, также способствовали формированию из него человека 60-х годов, эпохи массового выдвижения разночинцев. Лесков и в литературу вошел одновременно с целой плеядой писателей-разночинцев, образовавших разночинно-демократическое течение в русской литературе 60-х годов: 1861 год, год вступления в литературу Слепцова, Левитова, Решетникова, Воронова, можно считать и годом литературного дебюта Лескова. Н. Успенский и Помяловский начали свою литературную деятельность в 1857 и 1859 годах, а Г. Успенский — в 1862.

Лесков смог подняться на новую ступень демократизма благодаря своему социальному опыту разночинца. Детство его прошло в маленьком имении отца среди крестьянских ребятишек и дворовых, что дало ему подлинное, а не книжное знание повседневной жизни народа и основ его мировосприятия. Лесков на личном опыте познал процесс ломки сословных перегородок, переход человека из одного сословия в другое, освобождение от узких рамок сословного быта, сословной морали, сословных ограничений. Ломка сословных перегородок стала одной из основных тем его творчества.

Осознание этой коллизии, по всей видимости, относится к дописательскому периоду жизни Лескова, который пришел в литературу зрелым тридцатилетним человеком. В тех кругах либерально настроенных деловых людей, в которых протекала деятельность будущего писателя и под несомненным влиянием которых формировалось его мировоззрение, главным, а может быть, и единственным условием разрешения этой коллизии представлялось падение крепостного права. Поэтому в первые годы после реформы Лесков возлагал большие надежды на мощный импульс социального и экономического развития, полученный Россией в результате реформ. В статьях начала 60-х годов Лесков приветствует освобождение труда от феодальной зависимости, призывает к развитию хозяйственной и административной инициативы, выражает веру в мирный прогресс страны и постепенное изживание остатков крепостничества.

В художественном мире Достоевского фантастическое тесно связано с романтической стихией, с преломлением в сознании обостренно чувствующего героя враждебности окружающего мира. Фантастическое у Достоевского окрашено в мрачные, трагические тона. Для Щедрина и Лескова источником фантастического в русской жизни была ее вопиющая неустроенность, проявляющаяся на всех уровнях — от бытового до политического. У Щедрина явственнее собственно фантастический элемент, находящий выражение в сатирическом гротеске, который был средством художественного эксперимента, проводимого сатириком над русской действительностью и русскими людьми различных социальных положений с целью ярче выявить таящиеся в них возможности, в основном отрицательного свойства. У Лескова фантастическое снижено, переведено в бытовой план, пронизано юмором и иронией. Для него фантастическое — это крайняя степень проявления нелепостей русской жизни, ее невероятных несообразностей и нарушений здравого смысла.

Причины прочности и живучести этой системы, поколебать которую не смогло даже крушение крепостного права, были предметом постоянных раздумий Лескова. Обращаясь к прошлому страны, он воссоздавал ту атмосферу рабства и раболепства, пренебрежения правами личности и интересами государства, в которой эта система возникла и упрочению которой служила. Долгие годы господства самодержавно-крепостнической системы наложили отпечаток на весь жизненный уклад нации. Сложившиеся под ее влиянием национальные основы жизни стали тормозом на пути развития страны. Преодоление этого препятствия, прорыв к настоящей жизни, полной добра и разумного смысла, составляют — у одних осознанно, у других неосознанно, — главное дело жизни любимых героев Лескова. Характеры и деятельность этих героев, принадлежащих к самым различным социальным слоям русского общества, показывают, что как ни тягостна, как ни страшна была эта система, она не смогла целиком исказить русский национальный характер. Его лучшие черты сохранились в этих людях, оказавшихся способными противостоять разлагающему действию общей атмосферы страха и раболепства.

Хотя Лесков признавал, что народ — это могучая самостоятельная сила, живущая и развивающаяся по своим собственным законам, у него не было такого доверия к стихийному течению народной жизни, как у Толстого. Народ, в представлении Лескова, — дитя, требующее внимательного и бережного воспитания, раскрытия таящихся в нем огромных природных и творческих сил.

Лесков смотрит на жизнь, как на захватывающе интересную сказку. Отсюда та значительная роль, которую он отводит занимательности своих произведений. Они полны острых сюжетных ходов, неожиданных поворотов событий, интригующих намеков, предваряющих развитие действия, и загадок, затормаживающих события и подхлестывающих интерес.

Богатая одаренность русского человека, глубина и цельность его натуры были для Лескова залогом лучшего будущего России. В поисках положительных начал русской жизни он обращался, прежде всего, к этому источнику — к положительным типам русских людей.

Идейная близость к Толстому, преклонение перед его высоким моральным авторитетом и кипучей деятельностью не сделали, однако, Лескова толстовцем. Он не только сохранил самостоятельность в подходе к нравственно-философской проблематике своего времени, но и выступил против некоторых положений толстовского учения. Это касается главным образом отношения к достижениям цивилизации, к вопросу о религиозности русского народа, к непротивлению злу насилием.

Русский писатель Николай Лесков

Русский писатель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (4 февраля по старому стилю) 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески Карачевского уезда Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил заседателем орловской палаты уголовного суда и по выслуге лет получил потомственное дворянство. Мать - Марья Петровна Алферьева (1813-1886) принадлежала к дворянскому роду.

Детские годы Николая Лескова прошли в Орле, а в 1839 г., когда его отец вышел в отставку и купил хутор Панино в Кромском уезде Орловской губернии, вся семья уехала из Орла в свое крошечное имение. Первоначальное образование Лесков получил в Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда он был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.

В 1941 г. Николая Лескова отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию, но учился он неровно и в 1846 г., не выдержав переводных экзаменов, был исключен. Отец устроил его на службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца в 1848 г. и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Николая Лескова. В конце 1949 г. он переехал в Киев, где жил у своего дяди, профессора университета.

С 1949 по 1956 гг. он служил в Киевской казенной палате на различных должностях: сначала помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения, с 1853 г. - коллежским регистратором, затем столоначальником, с 1856 г. - губернским секретарем. В эти годы Лесков много занимался самообразованием. В качестве вольнослушателя он посещал в Киевском университете лекции по агрономии, анатомии, криминалистике, государственному праву, изучал польский язык, участвовал в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, сектантами, старообрядцами.

В 1857 г. Николай Лесков оставил казенную службу и переехал в село Райское Пензенской губернии, поступив на работу в коммерческое предприятие "Шкотт и Вилькенс", основанное его дальним родственником англичанином Александром Шкоттом. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов. С 1857 по 1860 год Лесков "изъездил Россию в самых разнообразных направлениях", собрал "большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений".

В 1860 г. предприятие развалилось, и Николай Лесков вернулся в Киев, устроившись следователем в киевской полиции. В это же время он начал писать статьи о злоупотреблениях и общественных пороках в современной России, которые публиковались в киевских и петербургских журналах. Статьи Лескова в еженедельнике "Современная медицина", обличающие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В 1861 г. Николай Лесков переехал в Петербург с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начинает писать для многих столичных газет и журналов: "Отечественных записок", "Русской речи", "Северной пчелы" и др. В апреле 1861 г. в "Отечественных записках" была опубликована его первая крупная статья "Очерки винокуренной промышленности". Он сближается с кругами социалистов и революционеров.

В 1862 г. Лесков напечатал первые художественные произведения - рассказы "Погасшее дело" (позднее переработанный и названный "Засуха"), "Разбойник" и "В тарантасе". В начале своей литературной деятельности (1860-е гг.) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы.

Статья Лескова о петербургских пожарах 1862 г., где он потребовал от полиции пресечь или подтвердить слухи о том, что пожары - дело рук некоей революционной организации, была воспринята как провокационное выступление, направленное против революционных демократов, и рассорила его с демократическим лагерем.

В сентябре 1862 г. он покинул Петербург и отправился в качестве корреспондента "Северной пчелы" в продолжительную командировку в Европу. Он посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 г. Лесков вернулся в Россию. Парижские впечатления он запечатлел в очерках "Русское общество в Париже".

Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. С начала 1860-х гг. он выступал как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни.

В 1863-1864 гг. Лесков напечатал свои первые повести ("Житие одной бабы", "Овцебык") и "антинигилистический" роман "Некуда", написанный под псевдонимом М.Стебницкий. В романе Лесков отразил революционное движение 1860-х гг. в негативном свете, за что был заклеймен как "реакционер".

В 1860-1870 гг. сложился главный жанр лесковского творчества – рассказ-очерк, написанный, как правило, в сказовой манере и живописующий колоритные, противоречивые, безудержные в добре и зле характеры провинциальной России.

В 1860-е гг. Лесков создал реалистические произведения "Леди Макбет Мценского уезда", "Погасшее дело", "Язвительный", "Воительница", пьесу "Расточитель" и др., в которых широко показана русская жизнь.

В 1870-1871 гг. писателем был написан "антинигилистический" роман "На ножах", повествующий о новой фазе революционного движения, когда прежние "нигилисты" перерождаются в обычных мошенников. Это произведение усугубило неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции.

Обратившись к теме церковно-религиозных и моральных вопросов, Лесков создал целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе - 1873), "Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др.

В 1874 г. Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета министерства народного просвещения, а в 1877 г. - чиновником особых поручений при министре государственных имуществ. В 1880 г. Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 г. он был уволен без прошения из министерства народного просвещения и полностью посвятил себя писательству.

В творчестве Лескова становятся чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы, что особенно ярко проявляется в сатирической повести "Железная воля" (1876), "Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и др. Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта Лесковым в повести "Тупейный художник" (1883).

В середине 1880-х гг. Лесков сблизился с Львом Толстым, что оказало большое влияние на его творчество. В духе протестантизма (отчасти именно в духе толстовства) Лесков обрабатывает сказания из древнерусского Пролога и патериков: "Сказание о Феодоре-христианине и его друге Абраме-жидовине" (1886), "Скоморох Памфалон" (1887), "Лев старца Герасима" (1888), "Гора" (1890), "Невинный Пруденций" (1891) и др.

Последние произведения Лескова (роман-памфлет "Чертовы куклы", 1890; повести "Полунощники", 1891; "Юдоль", 1892; рассказы "Час воли Божьей", 1890; "Импровизаторы", 1892; "Продукт природы", 1893; и др.) отмечены резкой критикой всей политической системы Российской империи.

Николай Лесков скончался 5 марта (21 февраля по старому стилю) 1895 г. от приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Он был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища, рядом со многими выдающимися писателями. Через год на могиле Лескова установили памятник - чугунный крест на гранитном постаменте.

Писатель был дважды женат. В 1853 г. он женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой, спустя девять лет они расстались). Ольга Васильевна была помещена в больницу для душевнобольных и провела там последние тридцать лет жизни. Лесков навещал ее до конца своих дней. В этом браке родились сын Дмитрий (умер ребенком) и дочь Вера.

В 1865 г. гражданской женой Лескова становится Екатерина Степановна Бубнова; в 1866 г. родился их сын Андрей.

В 1930-1940 гг. Андреем Лесковым (1866-1953), сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Лескова, изданное в 1954 г. в двух томах.


Николай Лесков – известный писатель, литературный критик, публицист. Достаточно долго выпускал свои произведения под псевдонимом М.Стебницкий. В отличие от прославленных писателей того времени не имел ничего общего со столбовым дворянством. В своих произведениях описывал традиции духовенства и мещанства, работал в технике сказа.

Его карьера начиналась просто и буднично, обычный казенный служащий с небольшим жалованием. Писать Николай Лесков начал только в 28 лет, его первые работы – публицистические статьи для популярных изданий тех лет. Но вскоре его творческая карьера пошла вверх, он стал автором многочисленных пьес и повестей, романов и сказов. Отличительная черта произведений Лескова – это особый художественный стиль, так называемый сказ, основоположником которого считают именно Лескова и его коллегу-писателя Николая Гоголя.

Детство

Родина известного русского писателя Николая Лескова – небольшое село Горохово в Карачевском уезде Орловской губернии. Его дед служил священником села Лески, откуда и произошла фамилия Лесков. Николай родился 4 (16 февраля) 1831 года в семье Семена Лескова и Марии Алферьевой. Отцовский род происходил из духовенства, сам Семен тоже получил семинарское образование, но отказался идти в духовное звание. За что был изгнан из дома дедом Николая, человеком умным и своевольным. Семен сбежал в Орел, имея в кармане всего 40 копеек меди, которые вынесла ему мать к задним воротам, чтобы не разгневать отца. Семинарское образование позволило ему сделать карьеру заседателя орловской уголовной палаты, он стал отличным следователем, распутавшим не одно тяжкое преступление. Он первым в роду стал потомственным дворянином. Помимо этого, он учительствовал в семьях дворян, где и встретил свою будущую жену — дворянку Марию Алферьеву. Разница в их возрасте была просто огромной. На тот момент Семену исполнилось 40, его любимой всего 16. Они поженились, и в этом браке родилось пятеро детей – три сына и две дочки. Николай был старшим.

Николай Семёнович Лесков

Как говорил потом Николай Лесков, его отец был замечательным умником и дремучим семинаристом, был умен, честен и придерживался своих убеждений, из-за чего имел множество врагов.

Это умение наживать себе недоброжелателей привело к тому, что Семену Лескову пришлось оставить службу в Орле, и вместе с семьей переехать в село Панино, где у него было небольшое имение в 40 десятин земли. Отец писателя научился пахать, сеять, работать в саду.

У родителей не было достаточно средств, чтобы организовать Николаю домашнее обучение, поэтому мальчика отдали Страховым, богатым родственникам по материнской линии, где он и получил первоначальное образование. В десятилетнем возрасте Коля поступил в Орловскую гимназию, проучился там пять лет, но сумел окончить только два класса. Учиться он категорически не хотел. По мнению биографов писателя, виновата в этом система образования того времени, детей не заинтересовывали а просто заставляли зубрить материал, отбивая таким образом охоту к наукам. Особенно страдали от такой системы творческие неординарные личности, как будущий писатель Лесков.

С учебой не задалось, и у Николая началась трудовая биография. В 1847 году Лескова (не без помощи отца, конечно) приняли в качестве писца в Орловскую палату уголовного суда. Там же служил и его отец . Спустя год умер отец, его жизнь оборвала холера. Мало того, дом Лесковых сгорел полностью, со всем скарбом, и это внесло свои коррективы в судьбу будущего писателя.

Николай Семёнович Лесков

Николай Семёнович Лесков

Николай Семёнович Лесков

У Николая Лескова нашлось немало поклонников и последователей из среды русских писателей более позднего поколения. В частности Лев Толстой писал, что Лесков – самый русский писатель, а Чехов и Тургенев считали Николая Семеновича своим наставником.

article479470.jpg

Николай Семенович Лесков родился в 1831 году в небольшой деревне Горохово Орловской губернии, был первым ребенком в семье потомственных дворян. До 8 лет мальчик жил у родственников в Горохово, но вскоре родители забрали Николая к себе. Обучение в Орловской гимназии, в которую Лесков поступил в 10-летнем возрасте, давалось мальчику достаточно трудно, и после 5-летнего обучения он получил справку о завершении всего лишь двух классов.

Семен Лесков, отец будущего писателя, увидев, что продолжать образование нет смысла, пристраивает сына работать канцелярским служащим. Сначала молодой человек попробовал свои силы в Орловской уголовной палате. Через некоторое время он успешно нанимается на работу к мелкому чиновнику в качестве помощника.

В 1950 году Николай переезжает в Киев к своему дяде С. Алферьеву, профессору медицины Киевского университета. Тут Лесков занимается иконописной живописью, учит языки, посещает лекции в университете. Устраивается работать чиновником в Киевскую Казенную палату.

На закате творчества Николай Семенович часто обращался к жесткой сатире, поднимая наиболее острые социальные вопросы, которые волновали тогдашнее общество.

Смерть писателя

Ушел из жизни писатель в 1895 г., причиной смерти стала астма. Похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

Читайте также: