Творчество и п мартоса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мартос, Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. В Риме занимался в мастерской Торвальдсена и рисовал с натуры, в мастерской П. Баттони, и с антиков, под руководством Р. Менгса. Был профессором, потом ректором Академии Художеств. Павел I , Александр I и Николай I поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу, но менее холодно-отвлеченного, чем произведения Торвальдсена и Кановы, искусства Мартоса. Особенно хороши его нежно-грустные надгробные скульптуры. В ряду его работ главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора; большой барельеф: "Моисей источает воду из камня", в аттике одного из проездов колоннады этого храма; памятники императору Павлу I, великим княгиням Александре и Елене Павловнам, в дворцовом парке Павловска; монумент Минину и Пожарскому , в Москве (1804 - 18); колоссальная бронзовая статуя Екатерины II , в зале московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала; памятники императору Александру I в Таганроге, герцогу Ришелье в Одессе, князю Потемкину в Херсоне, Ломоносову в Архангельске; надгробные памятники Турчанинову, княгине Гагариной и княгине Куракиной в Александро-Невской лавре, княгине Волконской и Собакиной - в Московском Донском монастыре, декоративная статуя "Актеон" (несколько реплик). Скульптуры Мартоса гравированы Афанасьевым . - Ср. Н. Врангель "История скульптуры" (V том "Истории русского искусства" И. Грабаря ; там же литература и список работ Мартоса).

В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.


После окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в Риме, что сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора.

Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты семьи Паниных, исполненные им вскоре после возвращения в Россию.

Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1804-18. Бронза, латунь, гранит

В 1782 году Мартос создает два замечательных надгробия - С.С. Волконской и М.П. Собакиной. Оба они исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Эти произведения Мартоса - подлинные жемчужины русской мемориальной пластики XVIII столетия.

Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.

Как истинный творец, Мартос в этих работах не повторяет себя, он находит новые решения, в которых можно заметить определенную эволюцию его стиля, тенденцию к монументальной значительности и героизации образов.


Надгробие С. С. Волконской. 1782. Мрамор

Все чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции.

Однако работа в надгробной скульптуре уже не занимала столь значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий. Этот период его деятельности связан всецело с созданием произведений общественного характера, и прежде всего городских памятников.


Надгробие княгини Е. С. Куракиной. 1792. Гипс

История жизни Ивана Петровича Мартоса

Превосходное понимание Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника.


Портрет графа Н. И. Панина. 1780. Отлив 1912 г. Гипс

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества.

Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина.


И.П. Мартос. Надгробие княгини Е.С. Куракиной. Русский музей, Санкт-Петербург

Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.

Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.


И.П. Мартос. Хронос. 1792. Гипсовый отлив 1912 года с бронзовой фигуры надгробия А.Ф. Турчанинова. Русский музей, Санкт-Петербург

В эти годы своей жизни скульптор переживал большой творческий подъем. Одна крупная работа следовала за другой памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге, Потемкину в Херсоне, Ришелье в Одессе и другие.


И.П. Мартос. Плакальщица. 1792. Гипсовый отлив 1912 года с бронзовой фигуры надгробия А.Ф. Турчанинова. Русский музей, Санкт-Петербург

Российский скульптор-монументалист. Один из крупнейших представителей русского классицизма. Действительный статский советник. Автор памятников Минину и Пожарскому, Ломоносову в Архангельске, мраморной статуи Екатерины II в зале Московского дворянского собрания.

Иван Мартос родился в 1754 году в городе Ичня, Украина. Рос в семье сотенного атамана Петра Михайловича Мартоса. В возрасте десяти лет мальчика отправили в Петербургскую академию художеств, в которой провел девять лет. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.

В 1773 году, после окончания курса с малой золотой медалью, Мартос отправился в Италию в качестве выпускника Академии. В Риме занимался не только скульптурой. Упражнялся в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.

Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям, которые являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.

В 1782 году Иван Петрович создал два замечательных надгробия - княгини Волконской и Марфы Собакиной. Оба исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Мартос начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.

В 1785 году Иван Мартос стал адъюнкт-профессором, а затем старшим профессором Академии искусств. С 1788 года являлся членом Совета Академии художеств.

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике скульптор утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества. Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина.

Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Иван Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.

Открытие памятника Минину и Пожарскому 4 марта 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник стал первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

В 1820-х годах Иван Петрович создавал памятники, которые стали визитной карточкой: князю Потемкину-Таврическому в Херсоне, императору Александру I - в Таганроге, и один из лучших памятник Ломоносову в Архангельске.

В 1831 году Иван Мартос оставил работу в академии по состоянию здоровья.

Иван Петрович Мартос умер 17 апреля 1735 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.

В 1930-х годах захоронение перенесено на Лазаревское кладбище.

Произведения Ивана Мартоса

памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818);
памятник Александру I в Таганроге (1830, уничтожен в 1932, воссоздан в 1998);
памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
памятник Ломоносову в Архангельске (перед зданием АГТУ, 1828);
памятник князю Потемкину в Херсоне (1831, уничтожен; современная имитация 2003).

в Александро-Невской лавре: графа Н. И. Панина (1788), княгини Е. С. Куракиной (1792), А. Ф. Турчанинова (1792), княгини Е. И. Гагариной (1803), предположительно также: А. А. Нарышкина (1798), графа А. И. Васильева (ок. 1809), Е. К. Чичаговой (1813), тайной советницы Е. С. Карнеевой (Лашкаревой, 1830-е);
в Донском монастыре: княгини С. С. Волконской (1782), М. П. Собакиной (1782), И. А. Алексеева (ок. 1816);
графа К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина (1803-05);
графини Прасковьи Брюс в усадьбе Глинки.

Семья Ивана Мартоса

Отец - Петр Михайлович Мартос, ичнянский сотенный атаман (1749-1755)
Первая жена - Матрена Львовна (ум. 06.01.1807), дворянка
Дети:
Никита (1782-1813), скульптор, убит наполеоновскими солдатами в Италии
Алексей (1790-1842), писатель
Анастасия (1783-1830), жена баснописца Г. И. Лузанова
Софья, жена художника В. И. Григоровича
Вера (род. 1799), жена художника А. Е. Егорова
Любовь,жена архитектора А. И. Мельникова
Прасковья (род. 1785), Петр (1794-1856), Иван (1799), Надежда, Александра
Вторая жена - Авдотья Афанасьевна Спиридонова, племянница покойной жены
Дети - Александр (1817-1819) и Екатерина (род. 1815), жена архитектора Василия Глинки

Мартос Иван Петрович (1754-1835) – русский скульптор-монументалист.
Иван Мартос родился в 1754 году в городе Ичня Полтавской губернии Российской империи в семье местного мелкопоместного дворянина.
В 1764 году И.П.Мартос был принят в Императорскую академию художеств, в 1773 году закончил обучение с малой золотой медалью. Как пенсионер академии художеств поехал в Италию, жил и учился в Риме: занимался скульптурой, а также упражнялся в технике рисования.
В 1779 году скульптор вернулся в Санкт-Петербург и сразу же был назначен преподавателем ваяния Императорской академии художеств. В 1794 году стал Старшим профессором, в 1814 – Ректором, а в 1831 – Заслуженным ректором скульптуры.
Российские императоры Павел I, Александр I и Николай I регулярно поручали Ивану Мартосу выполнение крупных монументальных скульптур, что позволило скульптору стать известным деятелем искусства как в России, так и за рубежом.
Монументальные произведения Мартоса украшают многие города России и бывшего СССР. Кроме создания городских памятников, скульптор активно занимался созданием надгробий для своих усопших именитых современников.
Мартос Иван Петрович умер 5 апреля (17 по старому стилю) 1835 года в Санкт-Петербурге, тело скульптора было захоронено на Смоленском православном кладбище, а в 1930 году перенесено на Лазаревское кладбище.

Читайте также: