Причины межнациональных конфликтов обществознание 8 класс боголюбова кратко

Обновлено: 08.07.2024

-выяснить основные причины межнациональных конфликтов и попытаться найти пути выхода из них.

-продолжить формирование умений работать в группах, с документацией.

-формулировать несложные выводы, сравнивать термины.

Правильно употреблять и объяснять обществоведческие термины.

-воспитание толерантного отношения к людям.

I. Организационный момент

Россия - страна огромная. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. Не удивительно, что в России проживают люди многих национальностей.

Сегодня на уроке мы с вами и поговорим о нациях и межнациональных отношениях.

- Открываем тетради и записываем тему нашего урока.

В соответствии с данной темой мы должны с вами:

- выяснить, что такое этнос, нация;

- определить основные признаки нации;

- поговорить о национальном самосознание;

- охарактеризовать основные причины межнациональных конфликтов и попытаемся найти пути выхода из них.

Эпиграфом к уроку будут слова известного общественного деятеля Н.А.Добролюбова:

- Какой смысл вложил автор в данные слова? (Ответы детей)

II. Изучение новой темы

План урока. (слайд)

1. Нации. Основные признаки нации.

2. Национальное самосознание.

3. Межнациональные отношения.

1 .Вступительное слово учителя.

- Из курса истории вы знаете, что кроме классов, сословий существуют исторически сложившиеся общности людей, которые называются этническими. Это род, племя, народность, нация. ( Слайд 4)

Ребята, чем эти термины отличаются друг от друга? Сначала давайте выясним, что такое этнос? (Народ, народность, нация)

-Этнос - это совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.( слайд)

Племя Народность Нация

- Что же такое нация?

Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания. (слайд)

- Назовите признаки, по которым можно отделить одну нацию от другой. (язык, религия, внешний вид)

Единая раса Язык Религия Привычки

Единые ценности Черты солидарности

С одной стороны между понятиями этнос и нация можно поставить знак равенства, т.к. греческое слово этнос, буквально обозначает народ, нация.

Но в русском языке слово народ многозначно: это и население государства, и основная масса людей, это и нация и национальность.

Наше государство с исторических времен является многоконфессиональным ( многорелигиозным) значит много наций. В таком государстве бывают случаи ущемления или нарушения прав представителей национальных меньшинств.

- В каком документе у нас прописаны основные права и свободы человека? ( Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993г.)

Работа с конституцией.

Ребята, у вас у каждого есть Конституция РФ, откройте ее. Найдите и прочитайте во 2 главе статьи 19,26,29.

- В чем значение приведенных выше статей Конституции? (Слайд)

- Какие проблемы национальных отношений подпадают под действие указанных статей? (слайд)

- Соблюдаются ли эти статьи Конституции в полной мере? Если нет, то чем вы объясните их не выполнение. (Слайд)

- Какие нации существуют в современном мире? (англичане, французы, итальянцы)

Конституция гарантирует свободу, защиту и развитие любой личности независимо от ее национальности. Между тем у каждого из нас есть свое мнение и представление о различных национальностях и народах и наша задача научиться уважать и прислушиваться к этим мнениям.

- Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество, а государств на земле около 200. Следовательно, почти все современные государства многонациональны.

В России насчитывается около тысячи национальностей.

2. Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.

Национальное самосознание является самым важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой нации.

Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном сознании её членов и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, национальные ценности, такие как письменность, национальный язык, разделяет успех нации и способствует её развитию.

Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов.

- Ребята, используя ваши знания по истории, приведите примеры формирования национального самосознания. ( Борьба с монголо - татарами, борьба со шведами, немцами, польскими интервентами в период Смутного времени)

- Но если представитель той или иной нации будет заботиться о национальных ценностях, отгораживаться от других наций, противопоставлять свой народ, свои обычаи, свою культуру другим народам, принижать их культуру, обычаи, то такую жизненную позицию определяют как национализм .

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, недоверие к другим нациям.

- Что вы знаете о национализме?

Ярким проявлением национализма был немецкий фашизм, приведший мир ко второй мировой войне в 1939 – 1945 г.

Фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933г. задумал уничтожить целые народы: русских, украинцев, белорусов, евреев. Человеконенавистническая идея вылилась в практику геноцида – истребление целых групп населения по национальному, расовому, религиозному признаку.

3 .Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношение между ними были напряженными и даже трагическими.

Так, русские земли испытали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков.

И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

Подтверждением этого служат события в ряде территорий бывшего СССР.

- Какие примеры межнациональных проблем, существующих сегодня, вы можете назвать? (война в Чечне, грузино-осетинский конфликт, арабо – израильский конфликт)

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности.

- Что же такое межнациональный конфликт?

Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, культурных, религиозных проблем. ( определение в тетрадь)

- Каковы же причины межнациональных конфликтов?

Причины межнациональных конфликтов:

-геноцид одного народа в отношении другого.

-непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей.

-создание собственного суверенного государства в составе федерации

-насаждение единой культуры, религии, языка.

-насильственные методы руководства.

-борьба этнических меньшинств за самоопределение.

-Ребята, можно ли создать условия, при которых могут мирно существовать люди, принадлежащие к разным национальностям.

- А чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Объединитесь в группы и каждая группа должна представить свой ответ на поставленный вопрос.

На основе ваших выводов мы нашли вместе пути преодоления межнациональных конфликтов.

1 . Отказ от насилия и принуждения

2. Признание прав и свобод человека важнейшей ценностью

3. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем

4. Наличие правового государства

5. Признание культурной автономии меньшинства

6. Соблюдение принципов сотрудничества и взаимопонимания

7. Запрет на проявление розни в любой его форме.

На нашей планете проживают более 6 миллиардов людей. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомым и чуждым им народом, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи, или манерой разговаривать, одеваться.

Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, воевать? Или, даже если вам не нравятся какие-то люди, постараться все же ужиться с ними. Вот это и есть толерантность.

1-я строка-понятие (имя существительное); Терпимость, отношение.

2-строка-2-3 прилагательных, характеризующих тему; необходимая, всеобщая, направленная

3-я строка-2-3 глагола, дающих характеристику термину; примиряет, уважает, понимать, ладить, объединять, уравнивать.

4-я строка-фраза, выражающая отношение автора к теме; путь к решению конфликта

5-я строка - одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию к теме. Согласие, порядок

Таким образом, на основание вышесказанного можно дать определение. Толерантность – это терпимость, направленная на объединение, с целью решения конфликта для достижения согласия.

Иными словами толерантность- это терпимое отношение к другим мнениям, взглядам, верованиям.

Признаки толерантности (Слайд)

  1. Уважение человеческого достоинства;
  2. Умение понять и принять другого человека;
  3. Умение ладить с другими людьми

Мордовия как субъект Российской Федерации, является многонациональной республикой.

- Какие национальности проживают в Мордовии? (татары, мордва, русские, украинцы, белорусы)

Русский, немец и башкир – пусть меж нами будет мир.

Ты – мордвин, татарин – я. Но мы – добрые друзья!

Все в России мы живем, а Мордовия – наш дом.

На память о нашем уроке, я хочу каждому из вас раздать правила как следует относиться к людям, принадлежащим к разным национальным группам.

III.Закрепление изученного материала.

Для того чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить следующие тестовые задания.

1). Общность людей, возникающая в процессе разложения племенных отношений, на базе языка и территории, общности экономической жизни и культуры:

2). Принадлежность человека к определённой нации или народности называется:

3). Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией – это:

4).В каком государстве можно решить национальные проблемы

5). Отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте:

а) Религиозное верование.

б) Национальное самосознание.

в) Национальный вопрос.

6) Как называется идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности:

7). Обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, культурных, религиозных проблем:

а) Национальное самосознание.

б) Национальные отношения.

в) Межнациональный конфликт.

8). Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим мотивам:

9). Терпение к другим мнениям, взглядам, верованиям, уважение человеческого достоинства, умение ладить с другими людьми:

10). В каком документе РФ, нашли своё отражение права и свободы человека независимо от его пола, расы, национальности, языка.

б) В Конституции.

в) В трудовом кодексе.

- подведение итогов теста, выставление оценок.

Итак, сегодня на уроке мы с вами

Выяснили, что такое этнос, нация;

- определили основные признаки нации;

- поговорили о национальном самосознание;

- охарактеризовали основные причины межнациональных конфликтов и попытались найти пути выхода из них. На память о нашем уроке, я хочу каждому из вас раздать правила как следует относиться к людям, принадлежащим к разным национальным группам. (раздать памятки)

IV. Подведение итогов урока

Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Кроме оценок за тестовые задания, за работу на уроке оценки получили……

Спасибо за работу, урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"


Конфликт. Пути выхода из конфликта.

Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта.


Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них

Доклад для родительского собрания. Психологический контакт в семье. Конфликты и пути выхода из них.Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрел.


В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства .

Межнациональные (этносоциальные) конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

Международный конфликт – открытое политическое столкновение двух и более государств на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основной причиной конфликтов между представителями разных национальностей выступает этноцентризм — совокупностъ предубеждений одной нации по отношению к другой, уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

↑ Причины межнациональных (международных) конфликтов

  • соперничество государств;
  • напряженность в отношениях между этническим большинством и этническим меньшинством;
  • несовпадение национальных интересов;
  • территориальные споры, несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов
  • неравенство в уровне жизни, различное представительство этносов в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
  • неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
  • недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни)
  • исторические (исторически сложившаяся традиция: войны в прошлом, былое соотношения господства-подчинения и др.)
  • принадлежность к различным религиям и конфессиям, различиями в уровне современной религиозности населения
  • дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо государства или группы населения и др.

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать также любые необдуманные или провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера.

↑ Виды международных конфликтов

  • Государственно-правовой конфлик т
  • Этнотерриториальный конфликт
  • Этнодемографический конфликт
  • Социально-психологический конфликт
  • глобальные конфликты (международные конфликты, которые не имеют пространственных границ, от исхода которых зависят судьбы практически всех государств, например, Первая и Вторая мировые войны);
  • региональные конфликты (конфликты, которые затрагивают международные отношения в пределах одного региона);
  • локальные конфликты (развиваются на местном уровне)

↑ Предотвращение/решение межнациональных конфликтов

  • отказ от насилия и принуждения;
  • поиск согласия (консенсуса);
  • признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
  • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики;
  • Обеспечение равенства всех народов и недопустимость дискриминации;
  • Расширение культурных связей с целью знакомства с культурами других народов (дни дружбы народов, фестиваль национальной кухни, гастроли национальных ансамблей и др.)
  • Материальная поддержка национальных культур (финансирование народных театров, краеведческих музеев, книгоиздания на национальных языках и др.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры (национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры);
  • Информационная работа по пропаганде взаимного уважения культур, воспитание в духе толерантности и т.п.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
  • Отказ от насилия, следование гуманистическим принципам, переговоры.
  1. прекращение вооруженного насилия;
  2. установление личных контактов между конфликтующими сторонами;
  3. переговоры;
  4. реализация достигнутых договоренностей.

При разрешении международных конфликтов в качестве третьей стороны могут выступать другие суверенные государства и международные межправительственные организации.

Средства, которые может использовать третья сторона, можно разделить на две группы.

мирные меры: посредничество, наблюдение за ходом переговоров, наблюдение за соблюдением достигнутых соглашений, осуществление арбитража.

меры принудительного характера: применение санкций, принуждение к миру, миротворческие операции.

Межнациональный конфликт – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

Межнациональный конфликт – это конфликт, в котором противодействующие группы различаются по национальному признаку и они отстаивают интересы своей нации, а не всего общества.

Причины межнациональных конфликтов:
  • социально-экономические – неравенство в уровне жизни, допуске к благам;
  • географические – несогласие с установлением границ, несовпадение границ с границами расселения народов;
  • культурно- языковые – недостаточные возможности использования и развития языка, национальной культуры;
  • исторические – прошлые взаимоотношения народов, в которых существовали противоречия в отношениях между народами;
  • конфессиональные – религиозные.
  • этнодемографические – численное превосходство одной нации над другой).

Дискриминация – принижение, ущемление, умаление прав наций.

Национализм – политика, взгляды, основанные на превосходстве одной нации над другой или над другими.

Шовинизм – крайняя степень проявления национализма.

Геноцид – уничтожение населения по расовым и национальным признакам.

Виды межнациональных конфликтов:
  • социально-экономические – борьба за перераспределение части ресурсов и общественного продукта в свою пользу;
  • культурно-языковые – защита родного языка и национальной культуры;
  • территориально-статусные – борьба за изменение границ, повышение статуса и увеличения объема реальных прав и полномочий этноса;
  • сепаратистские – борьба за образование собственного независимого государства.

Сепаратизм – это политическое движение, целью которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства или предоставление части страны широкой автономии.

Методы решения межнациональных конфликтов.

Избегание конфликта:

  • игнорирование противника,
  • отсутствие реакции на действия противоположной стороны;
  • эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.

Откладывание конфликта –уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.

Переговоры – стремление урегулировать конфликт мирным путем на каких-то условиях, добровольный поиск согласия и отказ от насилия.

Третейское разбирательство (арбитраж) – добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.

Примирение – сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию.


Осложнение отношений между нациями и народами до начала прямых военных действий называется межнациональным конфликтом. Он может происходить на двух межнациональных уровнях. Конфликт может быть связать с семейно-бытовыми отношениями или реализоваться через федеральные конституционные правовые органы и субъекты политических партий или движений. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения межнациональных конфликтов.

Причины возникновения межнациональных конфликтов

1. Последствия серьезной деформации национальной политики. Недовольство политикой может трансформироваться в межнациональный конфликт.

2. Ухудшение экономического положения в стране также является причиной вражды в разных слоях населения. Негативные настроения формируются в межнациональные конфликты.

3. Устаревшая структура государственного устройства.

4. Социально-экономические причины, а именно безработица или задержка заработной платы.

5. Культурно-языковые причины, а именно ущемление прав меньшинств.

6. Быстрые изменения численности населения, например, миграция или беженцы.

7. Несовпадение государственных границ с границами расселения народов.

8. Исторические причины, например, войны или конфликты.

9. Конфликты могут возникать на фоне религиозных убеждений между различными слоями населения.

10. Сепаратистские причины, например, попытки воссоединиться с соседями или получить независимость.

Читайте также: