Творчество чехова в мировой литературе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Литературный авторитет А. П. Чехова неоспорим. Его читают и в России, и за рубежом. Вместе с Достоевским и Толстым (Львом Николаевичем) он входит в круг чтения любого уважающего себя культурного человека. Антон Павлович вошел в мировую культуру и не просто обогатил ее, но и изменил. Так как же он это сделал?

Проблема коммуникации.

Представьте себе, что Татьяна после отповеди Онегина разражается пространным монологом, обращенным к дереву. Странно, не правда ли? Или Сонечка Мармеладова после признания Раскольникова непонимающе посмотрит на него и спросила: "Кого?". Странно, не правда ли? Все дело в провале коммуникации, приеме, который стал знаменитой чеховской (прости, Господи) фишкой. Суть его в том, что герои настолько погружены в себя, что не в состоянии услышать другого и тем более ответить на реплику.

Данную проблему после великого русского писателя прорабатывали многие авторы. В "Роковых яйцах" М. Булгакова профессор Персиков не способен вести диалог с заведующим колхоза Рокком, поскольку это люди разных формаций: профессор является представителем дореволюционной интеллигенции, а его собеседник - представитель "новых деловых кругов". Тут и профессор Преображенский невольно вспоминается. Герои пьесы "На дне" в потоке высокопарных речей, стычек и разборок не слышат стоны и просьбы умирающей Аннушки. У Джойса и Фолкнера проблема коммуникации возникает уже между читателем и повествователем, поскольку поток сознания героя необходимо расшифровать для полного понимания текста.

Говоря о влиянии на культуру, нельзя забыть и о кино. Герои Йоргоса Лантимоса, например, вместе с холодностью получают и проблему контакта. Они постоянно говорят обо всем, кроме самого важного. И только в критической ситуации начинают пытаться выразить все, что так нужно сказать или признаться в самом потаенном, но выходит не исповедь, а констатация факта. Эмоции - это не про них. Провал в коммуникации возникает и у героев Андрея Звягинцева. Они, как и чеховские герои, "пьют, едят, спят", а мимо проходит жизнь бессмысленная и беспощадная. И в этом потоке нет места откровениям, истинным чувствам и нормальным взаимоотношениям.

Подводное течение.

Чтобы не углубляться в теорию, просто приведу пример. Когда в "Вишневом саде" после диалога героев, где каждый, естественно не слушая другого, говорит о смысле жизни (ни больше ни меньше), воцаряется тишина и где-то вдалеке слышится звук лопнувшей струны, герои раскрывают карты: их последующие ассоциации говорят сами за себя. Лопахин, как истинный мужик, не ищет в этом ничего сверхъестественного, говоря, что это бадья оборвалась в шахте, мечтательные Гаев и Трофимов думают, что это птица издала такой звук и так далее. Никакие пространные диалоги так четко не проясняют, что как бы не менялось положение этих персонажей в обществе, достаток, благополучие, они остались теми же людьми, что и прежде. А сам звук, прозвучавший в завершение разговора о высоком, возвращает их к неприятной реальности. Вот так вкратце я могу объяснить это явление.

В кино оно тоже ощутимо проявляется. Что бы не говорил Лектор в "Молчании ягнят", что бы не делал по отношению к Кларисе, сцена, где он касается ее руки пальцем красноречиво говорит нам об истинном положении дел. Насыщенный красный, бьющий в глаза, в бергмановских "Шепотах и криках" - это и боль умирающей Агнес, и страсти ее сестер, и душа (по мнению Бергмана такого цвета она должна быть).

Чеховские недотепы.

Герои Чехова - люди умные, талантливые, трудолюбивые, с широкой душой, готовой обнять весь мир, вместе с тем, сдержанные недотепы, неудачники, строители воздушных замков, которые только после смерти получают признание окружающих. Это очень скупое и сильно обобщенное описание.

Что-то чеховское есть у купринских интеллигентов (пожалуй, душевность, прежде всего), булгаковские аполитичные творцы произрастают оттуда, да и герой фильмов Аллена, по сути, - утрированный вариант недотепы, сошедшего со страниц русского драматурга.

Если говорить о более прямолинейных заимствованиях, то тут бесконечный поток ремейков, реминисценций и аллюзий. Тут стоит упомянуть "Шепоты и крики" Бергмана, где образы трех сестер доведены до предельных величин.

Можно бесконечно и детально говорить о влиянии А. П. Чехова на культуру, но я решила просто несколькими штрихами передать всю глобальность вопроса и напомнить, что русская литература имеет мировое значение.

Если вы со мной согласны и вам понравилась эта статья, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

ЧЕХОВ И МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чеховские рассказы вызвали подражание в европейской и американской литературах. Можно назвать таких новеллистов, как в Англии Менсфильд, в Америке Андерсон, в произведениях которых заметно воздействие Чехова. Но их характеризует поверхностное усвоение чеховской тематики, им недостаёт той широты охвата общественных явлений, глубины проникновения в сущность социальных явлений, той критики паразитической культуры помещиков и капиталистов, которые являются характерной особенностью Чехова, представителя русского художественного реализма. Чехов, как и другие великие писатели России, остаётся для буржуазных литераторов Европы недосягаемым образцом социальной сатиры, для прогрессивных писателей - примером превосходства демократической тенденции в критическом реализме, основном художественном методе русских писателей досоциалистической эпохи, до утверждения в творчестве Горького социалистического реализма.

В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,- и что нередко близко подходит к трагедии”. Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и “Горе от ума”) получил название трагикомедии”.

Трагическое и комическое у Чехова невозможно разложить на “составные” части: они, взаимодействуя, усиливают друг друга, образуя в конечном счете нерасторжимое единство. По этому же принципу строятся

сюжет (например, неуместный бал в день продажи имения с торгов в пьесе “Вишневый сад”) и характеры действующих лиц, в которых соединяются противоположные черты: высокие и низкие, смешные и печальные. Интересны в этом отношении авторские ремарки, в которых содержатся указания на несоединимые, казалось бы, переживания действующих лиц.

Так, Раневская задает мучающие ее вопросы, “напевая лезгинку”, а Варя, “танцуя, утирает слезы”.

Психологическая сложность чувств и поведения чеховских героев проявляется и в манере их общения друг с другом, в своеобразии их речи. Они часто говорят сами

с собой, заведомо не рассчитывая на слушателей; нередко не слышат вопросов, к ним обращенных, отвечают невпопад, потому что в это время думают о чем-то своем. Так возникают неожиданные паузы, отсутствие логической связи в разговоре. “Разорванность” диалога у Чехова восходит к творческому опыту Толстого.

Но если у Толстого отрывочность, недосказанность проявляются во внутренней речи персонажей, то у Чехова герои и вслух могут говорить крайне непоследовательно и внешне алогично.- Подлинный смысл волнующих их мыслей проявляется не всегда в прямых высказываниях, но и в том, что скрыто от посторонних, что они держат “про себя”.

Характерный для чеховской драматургии “подтекст” (“подводное течение”) придает речи персонажей богатство смысла, эмоциональную насыщенность, художественную и психологическую убедительность. Например, биллиардные термины, которыми злоупотребляет Гаев, нередко помогают ему скрыть свою внутреннюю растерянность, раздумья, те чувства и переживания, о которых он и не хочет, и не может говорить вслух. Такова же функция пауз, которые зачастую возникают там, где герои “уходят в себя”.

Художественные открытия Чехова становились источником для дальнейшего развития драматического искусства во всем мире.

Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о ^нем: “… Чехов – это Пушкин в прозе”. Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов.

Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.

Чехов проверяет своих героев суровой правдой жизни. “Правда безусловная и честная” потому-то и необходима была писателю, что только с ее помощью можно показать человеку его самого. Отсюда принципиальный отказ от всякого приукрашивания, идеализации, которые могут только дискредитировать стремление писателя пробудить человека, показать суровую прозу жизни, обывательское болото, в которое герои могут погрузиться, даже не замечая этого. Его произведения замечательны широтой охвата современной писателю жизни и глубиной мысли, мастерским изображением человека и природы, точностью, краткостью и яркостью слова.

Русский литературный язык Чехов довел до высокой степени совершенства. Горький писал, что как стилист Чехов недосягаем и что “будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов”.

В последнее время заметно вырос интерес к творчеству Чехова. Все отчетливее становится значение этого замечательного художника слова в развитии нашей культуры, в формировании высоких нравственных отношений между людьми. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать нас. Его книги – не только источник эстетического наслаждения, это уроки идейного и нравственного воспитания, ибо они одухотворены высокой идеей борьбы за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека.

Это вопросы общечеловеческие, но вместе с тем и политические, социальные, совершенно конкретные, связанные с насущными задачами, которые стоят перед нашей современностью.

В записной Книжке Чехова сохранились строчки, проникнутые скорбью и тревогой: “Разговор на другой планете о земле через 000 лет: помнишь ли ты то белое дерево… (березу)”. Тревожная тональность, суровое предостережение явственно ощущаются в этой записи, обращенной ко всему человечеству. И здесь Чехов также наш соратник и единомышленник.

Сегодня особенно важно услышать его призыв – беречь красоту, драгоценные сокровища человеческой культуры, думать о судьбах Земли. Самые заветные мысли и надежды великого русского писателя, его напоминания об ответственности человека за прошлое, настоящее и будущее, за культуру, за свою жизнь, за белые березы, цветущие вишневые сады – все это стало одной из самых важных традиций литературы. Несомненно, Чехов сыграл значительную роль в развитии русской и впоследствии литературы. У него учились молодой Горький (особенно в области драматургии), Бунин, Куприн, Леонид Андреев.

Ряд писателей и драматургов считали себя учениками Чехова.

Во всем мире растет интерес к общечеловеческой проблематике чеховского творчества. Еще при жизни писателя появились первые переводы его произведений на иностранные языки. Популярность его рассказов и повестей, влияние драматургии па развитие театрального искусства возрастают на протяжении XX в. Многие деятели литературы Европы, Азии, Америки с уважением говорили о выдающейся роли Чехова в культурной жизни различных стран мира.

В 99 г. Бернард Шоу опубликовал пьесу “Дом, где разбиваются сердца”, написанную, как указывал сам английский драматург, под прямым воздействием Чехова. Другие английские писатели (Дж. Голсуорси, Дж.

Пристли) также отмечали благотворное воздействие великого русского художника на мировую литературу. Высказывания французских (А. Вюрмсер, Ф. Мориак), немецких (Т.

Манн) и многих других выдающихся представителей мирового искусства также свидетельствуют о значении Чехова – писателя и драматурга для развития художественной культуры XX века.


Портрет Антона Павловича Чехова

Осип Эммануилович Браз

Детство и юность

17 (29) января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (сейчас — Чехова) в Таганроге в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова родился третий ребёнок — Антон. Всего в семье Чеховых было 6 детей: 5 сыновей и дочь.

Семья Чеховых. / Слева направо, стоят: Иван, Антон, Николай, Александр и М. Г. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария, П. Е. Чехов, Е. Я. Чехова, Л. П. Чехова (тетя писателя), Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография С. С. Исаковича, Таганрог, 1874 г.

А. П. Чехов. Фотография 1879 года.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других.

В том же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск. Ему была выделена большая квартира, в которой могла бы разместиться целая семья. Чеховы, жившие в Москве тесно, приезжали на лето к Ивану в Воскресенск. Там в 1881 году Антон Чехов познакомился с доктором П. А. Архангельским, заведующим Воскресенской лечебницей (Чикинской больницей). С 1882 года, будучи студентом, он уже помогал врачам больницы при приёме пациентов. В 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице.

Антон Павлович производил работу не спеша, иногда в его действиях выражалась как бы неуверенность; но всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды.

П.А. Архангельский. 1880-е годы.

Становление

Очевидно, именно недостатком этих свойств был недоволен Чехов в конце 1880-х, что и побудило его путешествовать. Но он остался недоволен и после этих поездок; ему было нужно новое, большое путешествие. Вариантами его были кругосветное путешествие, поездка в Среднюю Азию, в Персию, на Сахалин. В конце концов он остановился на последнем варианте.

Перед отъездом на Сахалин. / На крыльце дома Корнеева, на Садово-Кудринской улице в Москве, весна, 1890 г. Стоят: А.И.Иваненко, И.П.Чехов, П.Е.Чехов, А.Корнеев. Сидят: М.Корнеева, М.П.Чехов, Л.С.Мизинова, М.П.Чехова, А.П.Чехов, Е.Я.Чехова.

Сахалин

Файл:1890. Чехов на Сахалине.jpg

На Сахалин Чехов прибыл 11 (23) июля. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но писатель нарушал этот запрет.

Файл:заключенные в Sachalin.jpg

Возвращение с Сахалина. / На пароходе 'Петербург', октябрь-ноябрь 1890 г. А. П. Чехов и мичман Г. Н. Глинка с мангустами.

Файл:Остров Сахалин Chekhov.jpg

Антон Павлович Чехов.

Поздние годы

Смерть

Одни исследователи считают, что роковую роль в жизни писателя сыграло путешествие на Сахалин — была распутица и ехать пришлось тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и насквозь промокших валенках (сам Чехов и его близкие связывали заболевание именно с поездкой). Другие причиной обострения туберкулёзного процесса называли частые переезды из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время.

Файл:Чехов funeral.jpg


Могила Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве

Творчество

Файл:1900 Ялта-Горького и chekhov.jpg

В драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.

Константин Алексеев-Станиславский 1900.jpg

Чехов-писатель и Чехов-врач

Окончив университет, Чехов попытался занять вакансию педиатра в одной из детских клиник, однако по неизвестной причине этого назначения не произошло.

Чикинская больница. На крыльце квартиры врача сидят в верхнем ряду (слева): врачи М.П. Яковлев и Д.С. Таубер, Е.А. Архангельская, заведующий больницей П.А. Архангельский; в нижнем ряду: врач Бережников и фельдшер Алексей Кузьмич, описанный А.П. Чеховым в рассказе "Хирургия", Фото 1883-1884 гг.

Однако от предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта и т. п. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для чеховских сюжетов.

Чехов добровольно принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры в 1891 — 1892 годах, но постепенно практическая медицина даже в ограниченных размерах начинает тяготить писателя.

Читайте также: