Ян вермеер биография кратко

Обновлено: 04.05.2024

Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?

Да потому, что их просто нет!

Что известно о Вермеере

Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.

В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.

С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.

В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.

Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.

Вот и все известные биографические данные о великом художнике.

Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.

Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).

Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом , Гойей , Веласкесом. Почему же?

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Вермеер женщина с весами

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Питер де Хох женщина взвешивающая золото

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Терборх письмо

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

Вермеер девушка с письмом

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Вермеер девушка с письмом фрагмент

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Девушка с жемчужной серёжкой

Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.

Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.

Герард Доу девушка с попугаем

Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.

То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный тюрбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.

Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.

В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.

Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.

В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.

Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.

Вермеер портрет девушки

Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.

Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.

Ссылка на бесплатный курс

Вермеер обыкновенный. Камера-обскура

Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.

Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.

А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.

Вермеер женщина пишущая письмо

Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.

В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.

Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.

Тим Дженисон урок музыки

Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.

После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.

И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.

Вермеер урок музыки

Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.

На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.

Ван Эйк чета Арнольфини

Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.

Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.

Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Ян Вермеер. Предполагаемый автопортрет художника, год создания неизвестен

Ян Вермеер творил в эпоху, которую принято называть Золотым веком голландской живописи. Это один из самых значимых периодов в истории европейского искусства. Голландцы оказали огромное влияние на развитие живописного мастерства и своих современников, и художников последующих столетий — вплоть до настоящего времени. Огромный вклад в развитие живописи внёс и Вермеер Делфтский.

Биография Яна Вермеера

Ян Вермеер родился в 1632 году в нидерландском городе Делфте и был крещён в местной церкви 31 октября (эта дата часто принимается за день рождения художника). Отец мальчика занимался ткачеством — производил шёлковые материи, затем прикупил трактир, а также стал в Делфте членом гильдии Святого Луки, которая объединяла торговцев предметами искусства. Вероятно, последнее обстоятельство повлияло и на выбор жизненного пути Вермеера-младшего.

В возрасте 21 года юноша также стал членом этой гильдии, а значит, он на тот момент как минимум шесть лет проучился у живописца-профессионала (согласно условиям приёма). Кто был учителем Вермеера — вопрос дискуссионный (в биографии художника немало белых пятен). Считается, что значительное влияние на молодого человека оказал Питер де Хох (Pieter de Hooch), специализировавшийся на жанровых сценках.

То, что Ян Вермеер состоял в гильдии Святого Луки и даже стал её деканом, говорит о его авторитете в профессиональной среде. Ежегодно он писал в среднем по паре картин, то есть на количество не работал. Платили Вермееру весьма неплохо. Впрочем, содержать большое семейство (у художника было пятнадцать детей, из которых зрелого возраста достигло одиннадцать) помогали и сторонние источники дохода: он участвовал в управлении семейным трактиром и, скорее всего, торговал предметами искусства, как его отец.

Но в 1672 году началась война с Францией, и в Голландии стало не до искусства. Мастеру пришлось существенно снизить свои тарифы. Его финансовое положение ухудшилось. К сожалению, до мирных времён (война продлилась шесть лет) Вермееру дожить было не суждено. В 1675 году 43-летний художник заболел и 15 декабря скоропостижно умер, оставив после себя долги. Чтобы их закрыть, вдове пришлось продать на аукционе картины, оставшиеся в наследство.

Учеников после себя Ян Вермеер не оставил.

Самые известные картины Яна Вермеера

Картины Яна Вермеера были по достоинству оценены лишь потомками. Живописец получил определённое признание при жизни, у него были заказчики-меценаты, но всё-таки его работы были недооценены современниками. Из-за этого многие картины были утеряны, и искусствоведы продолжают их поиск по сей день. В 1930-х годах, когда стала ясна ценность наследия мастера, его творчество даже стало объектом атаки фальсификаторов.

К числу самых известных шедевров Вермеера относятся:

Всего на данный момент в музеях и частных коллекциях находится 34 картины этого художника. Есть ещё пять работ, которые, возможно, также принадлежат его кисти (их атрибуция — предмет дискуссии).

Приобрести шедевр Вермеера для частной коллекции сейчас практически невозможно. Но произведения его современников, творивших в эпоху Золотого века, порой появляются на мировых аукционах. На сайте Very Important Lot всегда можно ознакомиться с творениями современных художников-графиков. Онлайн-платформа предоставляет возможность связаться с ними, обсудить заказ и недорого купить картину, которая понравилась. Возможно, когда-нибудь она станет столь же ценной, как творчество великого голландца!

Автопортрет, Аллегория живописи

Автопортрет, Аллегория живописи

Ян Вермеер (нидерл. Jan Vermeer, полное имя – Ян ван дер Меер ван Делфт) родился 31 октября 1632 года в Делфте (Нидерланды), в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели.

О жизни художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что в 1653 году он был принят в гильдию Святого Луки, где несколько лет обучался живописи, а затем помимо написания картин помогал своей матери управлять трактиром, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.

В 1662-63 и 1670-71 годах Вермеер руководил гильдией св. Луки и занимал там должность декана, что было очень почетно в то время. К тому же его работы как художника весьма ценились, но в основном картины Вермеер писал только для своих заказчиков-меценатов. Также он был известен и как эксперт по вопросам искусства.

Девушка с жемчужной сережкой

Ян Вермеер прожил недолгую жизнь и скончался 15 декабря 1675 года в родном Делфте. После смерти художника, его имя было забыто. Но часть уцелевших полотен, собранных в конце 19 века, открыли ценителям живописи мастера небывалого уровня.

Вермеер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина; сегодня из них известны шестнадцать.

У сводни

Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермеера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, – поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, – число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок.

Излюбленный сюжет Вермеера – женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя.

Молочница

Вермеер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии.

Произведения Вермеера более чем картины других мастеров отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 века, эпохи расцвета ее городской культуры.

На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 35 картин Вермеера и дискуссионно — еще 5 (в России картин Вермеера нет).

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.

Ян Вермеер, биография и картины

В его исследуемой биографии много белых пятен, мало достоверной, подтвержденной документами информации. Даже больше известно о его родственниках, родителях и теще, чем о некоторых фактах жизни художника.

Известно, что родился Ян в октябре 1632 года в городе Делфт, что в районе Южной Голландии, в семье успешного торговца, ремесленника (отец Яна занимался ткачеством), а впоследствии содержателя постоялого двора. Известный факт также, что он был вторым ребенком и единственным сыном у своих родителей.

Нет никаких данных о том как он рос, где учился. Предполагается, что Ян всего однажды выезжал в Гаагу, а так всю свою жизнь прожил в Делфте, который он очень любил и часто рисовал. Местные виды города, изображенные Вермеером, выглядят безмятежными, прекрасными, умиротворенными.

Кстати, чтобы жениться, Яну пришлось даже сменить вероисповедание с кальвинистско-протестантского на католическое. Только после этого, его будущая теща Мария Тинс дала согласие на брак. Кстати, она увлекалась коллекционированием картин и ее коллекция работ художников, относящихся к утрехтской школе живописи, была очень неплоха.

Семейная жизнь Вермеера сложилась удачно, в 60-х годах они переезжают всей многочисленной семьей жить в дом тещи. Глава семьи не только рисует картины, но и помогает матери управлять трактиром, а также торговать предметами искусства.

В декабре 1653 года он становится членом общества Святого Луки. Но чтобы быть принятым в него, художник должен был не менее 6 лет учиться у какого-либо живописца, который уже состоит в гильдии.

К сожалению, нет точной информации и об учителе Яна Вермеера. Предположительно, это мог быть Герард Терборх (так как его стиль прослеживается в работах Вермеера, также как и стиль Питера де Хоха), а может это были художники Л. Брамер или К. Фабрициус.

Ян Вермеер рисует не только портреты, жанровые сценки и интерьеры. Помимо этого, в 1663 и 1671 годах он является руководителем гильдии Святого Луки, а также он имеет вес как знаток и эксперт по установлению подлинности предметов искусств.

Есть предположение, что именно по вопросу установления авторства коллекции итальянских полотен Вермееру пришлось единожды выехать в Гаагу в 1672 году.

Своих картин художник рисует не много, примерно по две-три работы в год. Но за них он получает приличные гонорары и может содержать свое большое семейство. Живописец не только имеет заказчиков, но и преданных почитателей его творчества. Известно, что в коллекции типографа Якоба Диссиуса насчитывалось 19 работ Яна Вермеера.

Умер великий художник очень рано от сердечного приступа, ему было 43 года. Скорее всего, это было связано с критически трудным материальным положением, которое наступило в семье художника, в связи с экономической и политической обстановкой в стране. Как известно, в 1672 году началась война Голландии с Францией, в результате чего, конечно же, остановилась творческая жизнь, живопись никому была не нужна.

Ему пришлось брать займы и кредиты, но это не спасло от кризиса. Он скоропостижно умер, оставив семью в довольно бедственном положении, и был захоронен в фамильном склепе.

Чем же привлекают сегодня работы этого своеобразного художника? Казалось бы, он рисует обычные сцены: девушки, наливающие молоко, читающие письма или примеряющие ожерелья, галантные кавалеры, музыканты и другие персонажи. А тем, что они все полны любви, уюта и покоя, краски художника мягки и филигранны, необыкновенно виртуозно выписывает автор свет, а настроение и характер передаются с большим искусством.

На сегодняшний день картин Яна Веермера известно не много - всего 34. А над пятью работами пока еще искусствоведы ведут дискуссии по установлению их принадлежности знаменитому художнику.

Читайте также: