Социологический неопозитивизм п сорокина кратко

Обновлено: 17.05.2024

Переход к неопозитивизму обозначился к началу 1920 г.

Представители: Сорокин, Тахтарев, Звоницкая.

Позитивистская доктрина претерпела серьезную трансформацию.

На позициях неопозитивизма стояла русская бихевеористская школа (Павлов и Бехтерев).

Сохраняя верность основным принципам позитивизма представители критически пересмотрели основные положения контовской доктрины:

- выработаны новые требования к научному анализу, совершенствовался понятийный аппарат, поиск средств исследования, которые давали бы более точные результаты.

- тематика исследований сместилась в область социальной структуры порядка и поведения.

На это повлияло усиление антинатуралистической тенденции в социологии.

Модернизация социологической теории в принципах изначально заданной схемы:

Новые понятия: социальное взаимодействие, общение, связи.

- обращалось внимание на отличие конкретных понятий от понятий отвлеченных, которое коренится в реальном различии самих форм бытия (индивидуальных и общественных);

- общие идеи по природе социальных чувственных представлений индивидуализированы. Из чувственных представлений нельзя вывести общие идеи. Так же как и вывести общество из отдельного индивида;

- общие идеи появляются лишь в процессе взаимодействия, связывая сознание индивида и коллективный опыт. Чувственный опыт – предпосылка коллективных форм сознания;

- общественность выводится из разнообразия взаимодействий.

Переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал:

Научный подход к объекту исследования предполагает применение точных методов и опору исключительно на факты, наблюдаемые и фиксируемые.

Преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма:

Переход к неопозитивизму заключается в модернизации социологической теории при сохранении фундаментальных установок классического позитивизма.

Это предполагало отказ от редукционизма, психологизма и эмпиризма.

Уточнение и обоснование принципов изучения социальных явлений:

Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным. Þ Главный объект социологии – человеческое поведение.

Предметом социологии являются элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств (явлений взаимодействия).

Задача не описать окружающую социальную реальность, а разложить ее как совокупность отношений и функционных связей.

Акцент на изменение поведенческих структур.

Опираясь на плюралистическую теорию Ковалевского, требовалось не просто учитывать связь между явлениями, а рассмотрение ее как социального факта.

Поведение рассматривалось в рамках бихевиористской схемы.

Отказ от метода интерспекции и сравнительного исторического метода. Социальное поведение оценивается лишь с точки зрения выполнения в природе действующих законов, которые обеспечивают стабильность системы Þ социальный мир – часть материальной реальности.

Требовалось как можно эффективнее использовать науку для решение практических задач.

2. СОЦИОЛОГИЯ НЕОПОЗИТИВИЗМА в РОССИИ:

Причины появления:

- неокантианская критика позитивизма;

- стремление представителей позитивизма модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания;

- развитие эво­люционизма и функционализма;

- синтез многих идей и направлений субъек­тивистского и объективистского характера;

- активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизма, американского бихевиоризма и прагматизма и др.);

- про­исходило завершение формирования социологии как науки - для решения социологических проблем искались и находились строго научные социоло­гические средства.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом аспектов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведе­ния.

Е.В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, за­явил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рацио­нализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его поведением (в области экономической, нравственной, политической).




Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Принципы неопозитивизма:

- общественные процессы, явления следует рассматривать с учётом законов природы;

- социологические исследования и их методы должны быть точными, как и в естественных науках;

- социологические исследования должны быть свободны от идеологии;

- все научные действия должны определяться операционно;

- социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.

С одной стороны, неопозитивизм подвергает справедливой критике объективно-идеалистические концепции, отстаивает применение научных (математических) методов, с другой – он суживает границы и возможности социологических исследований, пытается оторвать социологию от политики, выступает против историзма и абсолютизирует математические методы.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априо­ризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценност­ного подхода (наследство неокантианства) - индукцией, метафизики - сци­ентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения - функциональным.

Одна из основных задач нового направления в социологии России со­стояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать все воз­можности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке.

Новое определение предмета социологии, ее задачи:

Главный объект социологии – поведение людей как явление транссубъективного порядка:

Неопозитивизм предполагал изучать, прежде всего социальное поведение, затем социальные структуры как постоянные (или повторяющиеся) формы взаимодействий и социальные процессы, т.е. изменение структур и поведения.

Социальные процессы – форма изменений структур поведения:

Взаимодействие – основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении:

Замена понятия фактора понятием функции:

В основу развития общества он ставит удовлетворение человеческих потребностей.

Удовлетворение потребностей - образ жизни людей.

СЕМИНАР 11, 12: НЕОПОЗИТИВИЗМ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ОСНОВАТЕЛИ НЕОПОЗИТИВИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: П.А. СОРОКИН, К.М. ТАХТАРЕВ, А.С. ЗВОНИЦКАЯ.

1. ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ НЕОПОЗИТИВИЗМА:

Переход классического позитивизма на новую ступень:

Переход к неопозитивизму обозначился к началу 1920 г.

Представители: Сорокин, Тахтарев, Звоницкая.

Позитивистская доктрина претерпела серьезную трансформацию.

На позициях неопозитивизма стояла русская бихевеористская школа (Павлов и Бехтерев).

Сохраняя верность основным принципам позитивизма представители критически пересмотрели основные положения контовской доктрины:

- выработаны новые требования к научному анализу, совершенствовался понятийный аппарат, поиск средств исследования, которые давали бы более точные результаты.

- тематика исследований сместилась в область социальной структуры порядка и поведения.

На это повлияло усиление антинатуралистической тенденции в социологии.

Модернизация социологической теории в принципах изначально заданной схемы:

Новые понятия: социальное взаимодействие, общение, связи.

- обращалось внимание на отличие конкретных понятий от понятий отвлеченных, которое коренится в реальном различии самих форм бытия (индивидуальных и общественных);

- общие идеи по природе социальных чувственных представлений индивидуализированы. Из чувственных представлений нельзя вывести общие идеи. Так же как и вывести общество из отдельного индивида;

- общие идеи появляются лишь в процессе взаимодействия, связывая сознание индивида и коллективный опыт. Чувственный опыт – предпосылка коллективных форм сознания;

- общественность выводится из разнообразия взаимодействий.

Переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал:

Научный подход к объекту исследования предполагает применение точных методов и опору исключительно на факты, наблюдаемые и фиксируемые.

Преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма:

Переход к неопозитивизму заключается в модернизации социологической теории при сохранении фундаментальных установок классического позитивизма.

Это предполагало отказ от редукционизма, психологизма и эмпиризма.

Уточнение и обоснование принципов изучения социальных явлений:

Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным. Þ Главный объект социологии – человеческое поведение.

Предметом социологии являются элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств (явлений взаимодействия).

Задача не описать окружающую социальную реальность, а разложить ее как совокупность отношений и функционных связей.

Акцент на изменение поведенческих структур.

Опираясь на плюралистическую теорию Ковалевского, требовалось не просто учитывать связь между явлениями, а рассмотрение ее как социального факта.

Поведение рассматривалось в рамках бихевиористской схемы.

Отказ от метода интерспекции и сравнительного исторического метода. Социальное поведение оценивается лишь с точки зрения выполнения в природе действующих законов, которые обеспечивают стабильность системы Þ социальный мир – часть материальной реальности.

Требовалось как можно эффективнее использовать науку для решение практических задач.

2. СОЦИОЛОГИЯ НЕОПОЗИТИВИЗМА в РОССИИ:

Причины появления:

- неокантианская критика позитивизма;

- стремление представителей позитивизма модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания;

- развитие эво­люционизма и функционализма;

- синтез многих идей и направлений субъек­тивистского и объективистского характера;

- активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизма, американского бихевиоризма и прагматизма и др.);

- про­исходило завершение формирования социологии как науки - для решения социологических проблем искались и находились строго научные социоло­гические средства.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом аспектов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведе­ния.

Е.В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, за­явил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рацио­нализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его поведением (в области экономической, нравственной, политической).

Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Принципы неопозитивизма:

- общественные процессы, явления следует рассматривать с учётом законов природы;

- социологические исследования и их методы должны быть точными, как и в естественных науках;

- социологические исследования должны быть свободны от идеологии;

- все научные действия должны определяться операционно;

- социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.

С одной стороны, неопозитивизм подвергает справедливой критике объективно-идеалистические концепции, отстаивает применение научных (математических) методов, с другой – он суживает границы и возможности социологических исследований, пытается оторвать социологию от политики, выступает против историзма и абсолютизирует математические методы.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априо­ризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценност­ного подхода (наследство неокантианства) - индукцией, метафизики - сци­ентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения - функциональным.

Одна из основных задач нового направления в социологии России со­стояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать все воз­можности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке.

Новое определение предмета социологии, ее задачи:

Главный объект социологии – поведение людей как явление транссубъективного порядка:

Неопозитивизм предполагал изучать, прежде всего социальное поведение, затем социальные структуры как постоянные (или повторяющиеся) формы взаимодействий и социальные процессы, т.е. изменение структур и поведения.

Социальные процессы – форма изменений структур поведения:

Взаимодействие – основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении:

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии Солодовник А. Ю. гр. 100м.docx

Северо-Кавказский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольная работа по дисциплине

Социологический позитивизм П. Сорокина

Студентка 1 курса

очной формы обучения

Войтова-Долгих Яна Николаевна

Дата предоставления работы

Социологический позитивизм П. Сорокина

Сорокин отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции. Он считал, что при нормальном течении столкновения в обществе предотвращаются соглашением, компромиссом, при котором главным является идея солидарности всех членов общества. Он считал, что социология должна строиться по принципу естественных наук. Не надо противостоять “науке о природе” и “науке о культуре”. Социология должна изучать мир таким, какой он есть. Нравственные и субъективные позиции не должны быть в социологии. Социология должна быть объективной наукой, т.е. изучать реальные отношения людей, доступные объективному наблюдению. Социология должна прекратить “философствование” и взять на вооружение математику и статистику. Опора на реальность и научность – вот основные принципы социологии по Сорокину. На новом уровне научных знаний Сорокин развивал исходные позиции социологического позитивизма. Сорокин был противником всяких социологических потрясений, выступал за нормальный, эволюционный путь развития. 3

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется, в сущности, как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю. 6

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация - это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п. 7

Сорокин изучал социальные группы и предложил их классификацию: одностороннего и многостороннего признака. Социальные группы, выделенные по одному признаку – язык, территория, возраст – односторонние. По многим: сложные неоднородные группы. Человек может переходить из одного социального слоя в другой, если меняется его экономическое положение или профессия. Этот процесс получил название социальной мобильности. 8

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. 9

П. Сорокин утверждал, что развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства. Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте. 11

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно - мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма. 13

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

Переход к неопозитивизму обозначился к началу 1920 г.

Представители: Сорокин, Тахтарев, Звоницкая.

Позитивистская доктрина претерпела серьезную трансформацию.

На позициях неопозитивизма стояла русская бихевеористская школа (Павлов и Бехтерев).

Сохраняя верность основным принципам позитивизма представители критически пересмотрели основные положения контовской доктрины:

- выработаны новые требования к научному анализу, совершенствовался понятийный аппарат, поиск средств исследования, которые давали бы более точные результаты.

- тематика исследований сместилась в область социальной структуры порядка и поведения.

На это повлияло усиление антинатуралистической тенденции в социологии.

Модернизация социологической теории в принципах изначально заданной схемы:

Новые понятия: социальное взаимодействие, общение, связи.

- обращалось внимание на отличие конкретных понятий от понятий отвлеченных, которое коренится в реальном различии самих форм бытия (индивидуальных и общественных);

- общие идеи по природе социальных чувственных представлений индивидуализированы. Из чувственных представлений нельзя вывести общие идеи. Так же как и вывести общество из отдельного индивида;

- общие идеи появляются лишь в процессе взаимодействия, связывая сознание индивида и коллективный опыт. Чувственный опыт – предпосылка коллективных форм сознания;

- общественность выводится из разнообразия взаимодействий.

Переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал:

Научный подход к объекту исследования предполагает применение точных методов и опору исключительно на факты, наблюдаемые и фиксируемые.

Преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма:

Переход к неопозитивизму заключается в модернизации социологической теории при сохранении фундаментальных установок классического позитивизма.

Это предполагало отказ от редукционизма, психологизма и эмпиризма.

Уточнение и обоснование принципов изучения социальных явлений:

Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным. Þ Главный объект социологии – человеческое поведение.

Предметом социологии являются элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств (явлений взаимодействия).

Задача не описать окружающую социальную реальность, а разложить ее как совокупность отношений и функционных связей.

Акцент на изменение поведенческих структур.

Опираясь на плюралистическую теорию Ковалевского, требовалось не просто учитывать связь между явлениями, а рассмотрение ее как социального факта.

Поведение рассматривалось в рамках бихевиористской схемы.

Отказ от метода интерспекции и сравнительного исторического метода. Социальное поведение оценивается лишь с точки зрения выполнения в природе действующих законов, которые обеспечивают стабильность системы Þ социальный мир – часть материальной реальности.

Требовалось как можно эффективнее использовать науку для решение практических задач.

2. СОЦИОЛОГИЯ НЕОПОЗИТИВИЗМА в РОССИИ:

Причины появления:

- неокантианская критика позитивизма;

- стремление представителей позитивизма модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания;

- развитие эво­люционизма и функционализма;

- синтез многих идей и направлений субъек­тивистского и объективистского характера;

- активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизма, американского бихевиоризма и прагматизма и др.);

- про­исходило завершение формирования социологии как науки - для решения социологических проблем искались и находились строго научные социоло­гические средства.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом аспектов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведе­ния.

Е.В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, за­явил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рацио­нализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его поведением (в области экономической, нравственной, политической).




Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Принципы неопозитивизма:

- общественные процессы, явления следует рассматривать с учётом законов природы;

- социологические исследования и их методы должны быть точными, как и в естественных науках;

- социологические исследования должны быть свободны от идеологии;

- все научные действия должны определяться операционно;

- социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.

С одной стороны, неопозитивизм подвергает справедливой критике объективно-идеалистические концепции, отстаивает применение научных (математических) методов, с другой – он суживает границы и возможности социологических исследований, пытается оторвать социологию от политики, выступает против историзма и абсолютизирует математические методы.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априо­ризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценност­ного подхода (наследство неокантианства) - индукцией, метафизики - сци­ентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения - функциональным.

Одна из основных задач нового направления в социологии России со­стояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать все воз­можности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке.

Новое определение предмета социологии, ее задачи:

Главный объект социологии – поведение людей как явление транссубъективного порядка:

Неопозитивизм предполагал изучать, прежде всего социальное поведение, затем социальные структуры как постоянные (или повторяющиеся) формы взаимодействий и социальные процессы, т.е. изменение структур и поведения.

Социальные процессы – форма изменений структур поведения:

Взаимодействие – основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении:

Замена понятия фактора понятием функции:

В основу развития общества он ставит удовлетворение человеческих потребностей.

Удовлетворение потребностей - образ жизни людей.

СЕМИНАР 11, 12: НЕОПОЗИТИВИЗМ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ОСНОВАТЕЛИ НЕОПОЗИТИВИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: П.А. СОРОКИН, К.М. ТАХТАРЕВ, А.С. ЗВОНИЦКАЯ.

1. ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ НЕОПОЗИТИВИЗМА:

Переход классического позитивизма на новую ступень:

Переход к неопозитивизму обозначился к началу 1920 г.

Представители: Сорокин, Тахтарев, Звоницкая.

Позитивистская доктрина претерпела серьезную трансформацию.

На позициях неопозитивизма стояла русская бихевеористская школа (Павлов и Бехтерев).

Сохраняя верность основным принципам позитивизма представители критически пересмотрели основные положения контовской доктрины:

- выработаны новые требования к научному анализу, совершенствовался понятийный аппарат, поиск средств исследования, которые давали бы более точные результаты.

- тематика исследований сместилась в область социальной структуры порядка и поведения.

На это повлияло усиление антинатуралистической тенденции в социологии.

Модернизация социологической теории в принципах изначально заданной схемы:

Новые понятия: социальное взаимодействие, общение, связи.

- обращалось внимание на отличие конкретных понятий от понятий отвлеченных, которое коренится в реальном различии самих форм бытия (индивидуальных и общественных);

- общие идеи по природе социальных чувственных представлений индивидуализированы. Из чувственных представлений нельзя вывести общие идеи. Так же как и вывести общество из отдельного индивида;

- общие идеи появляются лишь в процессе взаимодействия, связывая сознание индивида и коллективный опыт. Чувственный опыт – предпосылка коллективных форм сознания;

- общественность выводится из разнообразия взаимодействий.

Переориентация фундаментальных принципов позитивизма на качественно новый эмпирический материал:

Научный подход к объекту исследования предполагает применение точных методов и опору исключительно на факты, наблюдаемые и фиксируемые.

Преодоление натуралистических тенденций, редукционизма, крайностей эмпиризма, психологизма:

Переход к неопозитивизму заключается в модернизации социологической теории при сохранении фундаментальных установок классического позитивизма.

Это предполагало отказ от редукционизма, психологизма и эмпиризма.

Уточнение и обоснование принципов изучения социальных явлений:

Объект социологии должен быть транссубъективным и вещественным. Þ Главный объект социологии – человеческое поведение.

Предметом социологии являются элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств (явлений взаимодействия).

Задача не описать окружающую социальную реальность, а разложить ее как совокупность отношений и функционных связей.

Акцент на изменение поведенческих структур.

Опираясь на плюралистическую теорию Ковалевского, требовалось не просто учитывать связь между явлениями, а рассмотрение ее как социального факта.

Поведение рассматривалось в рамках бихевиористской схемы.

Отказ от метода интерспекции и сравнительного исторического метода. Социальное поведение оценивается лишь с точки зрения выполнения в природе действующих законов, которые обеспечивают стабильность системы Þ социальный мир – часть материальной реальности.

Требовалось как можно эффективнее использовать науку для решение практических задач.

2. СОЦИОЛОГИЯ НЕОПОЗИТИВИЗМА в РОССИИ:

Причины появления:

- неокантианская критика позитивизма;

- стремление представителей позитивизма модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социального знания;

- развитие эво­люционизма и функционализма;

- синтез многих идей и направлений субъек­тивистского и объективистского характера;

- активное внедрение в отечественную социологическую науку различных западных теорий (махизма, американского бихевиоризма и прагматизма и др.);

- про­исходило завершение формирования социологии как науки - для решения социологических проблем искались и находились строго научные социоло­гические средства.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом аспектов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведе­ния.

Е.В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, за­явил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рацио­нализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его поведением (в области экономической, нравственной, политической).

Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Принципы неопозитивизма:

- общественные процессы, явления следует рассматривать с учётом законов природы;

- социологические исследования и их методы должны быть точными, как и в естественных науках;

- социологические исследования должны быть свободны от идеологии;

- все научные действия должны определяться операционно;

- социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.

С одной стороны, неопозитивизм подвергает справедливой критике объективно-идеалистические концепции, отстаивает применение научных (математических) методов, с другой – он суживает границы и возможности социологических исследований, пытается оторвать социологию от политики, выступает против историзма и абсолютизирует математические методы.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априо­ризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценност­ного подхода (наследство неокантианства) - индукцией, метафизики - сци­ентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения - функциональным.

Одна из основных задач нового направления в социологии России со­стояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать все воз­можности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке.

Новое определение предмета социологии, ее задачи:

Главный объект социологии – поведение людей как явление транссубъективного порядка:

Неопозитивизм предполагал изучать, прежде всего социальное поведение, затем социальные структуры как постоянные (или повторяющиеся) формы взаимодействий и социальные процессы, т.е. изменение структур и поведения.

Социальные процессы – форма изменений структур поведения:

Взаимодействие – основа социальной жизни и содержания соответствующего понятия в различном терминологическом оформлении:

0

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление - неопозитивизм. Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению. Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.

Наиболее ярким из социологов этого направления следует признать Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) русско-американского социолога, автора многих работ, в том числе двухтомной `Системы социологии` русского периода (1920) и всемирно известной четырехтомной `Социальной и культурной динамики` (1946) американского периода творчества. Сорокин был не только теоретиком науки, он был ее организатором. В Петербургском университете в 1919-1921 годах он собрал вокруг себя студентов и организовал широкомасштабные социологические исследования, результаты которых легли в его последующие научные труды: `Голод как фактор` (1922), `Социология революции`(1928) и другие. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр.

Понятие "социальное взаимодействие" использовалось многими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Роберти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит концептуальную базу под его собственно социологические интерпретации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни, которая представляет собой "системные комбинации взаимо-действий разного толка". Именно это факт позволил П. Сорокину считать социальное взаимодействие универсальной моделью группы и общества в целом.

Оценка индивидов дается Сорокиным с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулы-раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты, и т.п. Так как в социальной жизни людей существует бесчисленное множество различных взаимодействий, то встает вопрос их классификации, необходимой для их изучения.

Эти теоретико-методологические идеи были изложены в двух томах "Системы социологии", которые являлись начальным этапом задуманной Сорокиным многотомной работы. Он предполагал написать еще шесть томов, посвященных внутригрупповой дифференциации и расслоению социального пространства, т.е. стратификации и мобильности в процессе революций, когда структура общества серьезно перестраивается. К сожалению, эти тома появились за границей, так как П. Сорокин был изгнан из России. Эти работы принесли русскому ученому ми-ровую известность и долгое время служили учебниками, прежде всего в американских университетах, были переведены на многие языки мира и способствовали оформлению и развитию социологии в разных странах.

Активное развитие неокантианство получает в начале XX века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов Л.И.Петражицкий. Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемах культурных ценностей, а не на развитии и смене цивилизаций, значительное место уделялось критике социологии в том ее виде, который выработался в недрах предшествовавшей методологии. Интересно, что в критике понятий социологии неокантианцы шли вместе с религиозными философами, фундаментальный и знаковый сборник `Проблемы идеализма` (1902) содержал работы как первых, так и вторых. Также отличительной чертой неокантианцев было обращение их к правовым аспектам социального общежития, так ряд фундаментальных трудов Л.И.Петражицкого и П.И.Новгородцева носят сугубо правовую направленность.

Читайте также: