Творчество авторов развивавших жанр авторской песни в период 1950 1980 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950 – 1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества.

Сама по себе поющаяся поэзия является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре практически всех народов мира, однако в разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции – лириками, на Руси – гуслярами, на Украине – кобзарями, в среднеазиатских странах – акынами и т. д.

Сегодня авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре. Это внешние, но не всегда обязательные признаки жанра.

Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все – от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя. Таким образом, современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в некоторой степени даже исповедальным искусством, в котором мера доверия и открытости превосходит нормы, допустимые в профессиональном творчестве.

В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства. Следовательно, аудитория, ее состав, настрой и даже размеры являются важной составляющей жанра бардовской песни.

Автор-исполнитель предстает неотделимой частью этой аудитории, его отношения со слушателями вряд ли можно назвать концертными: бард не демонстрирует себя и свое творчество, он не просто исполняет песни, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию.

Искусство концертного исполнения авторской песни заключается именно в преодолении так называемого эффекта рампы, в сокращении неизбежной в этом случае дистанции между исполнителем и аудиторией.

Личностный характер песен, свойственный им нонконформизм, невостребованность среди широкой публики, а также способность объединять вокруг себя круг неравнодушных к происходящему, прогрессивно мыслящих людей – все это сделало бардовскую песню не столько художественно-эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ее особую роль, которую она сыграла в процессе смены ценностных ориентаций 1950 – 1970-х годов.

Всплеск творчества поющих поэтов на Западе – таких, как Жорж Брассенс, Жак Брель, Боб Дилан, Джоан Баэз, Джон Леннон, Фил Охз, – пришелся на период роста антивоенных настроений и студенческих волнений. Однако особого внимания заслуживает творчество отечественных бардов.

С этим процессом тесно связано широкое распространение среди молодых интеллектуалов так называемых дружеских компаний, внутренне свободных, небольших групп, спаянных общими интересами и межличностными отношениями, которые противопоставлялись официальным формам коллективности. В этих объединениях создавались подходящие условия для становления и реализации личностных качеств, не находивших применения в общественной жизни.

Вероятно, характерный для России 1960-х годов всплеск самодеятельного туризма и альпинизма был обусловлен все теми же потребностями реализации личностных качеств, а не неожиданно проснувшейся тягой к познанию красот природы.

В таких дружеских компаниях, связанных общностью мировоззрения, существовали свои законы, отличные от общепринятых нормы поведения и система ценностей, сложившаяся в ходе ожесточенных споров отцов и детей, физиков и лириков, романтиков и практиков.

Формирующая ядро группового сознания система ценностей нашла выражение в творчестве так называемых молодых поэтов, сумевших воплотить в стихах новое мироощущение и возродить ценность неподцензурного устного слова и непосредственного общения.

В музыкальном отношении бардовская песня опиралась на хорошо знакомые всем интонации бытового романса, народного, студенческого и дворового фольклора (в том числе и блатной песни), популярной танцевальной музыки, песен профессиональных композиторов.

Их не заботила оригинальность музыки, среди них не было ни одного профессионального музыканта, более того, лишь некоторые из них получили признание как поэты, в основном же все они являлись либо студентами, либо представителями молодой интеллигенции (учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены), т. е. выходцами из той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

На данном этапе бардовская песня не выходила за рамки породившей ее среды и передавалась от одной дружеской компании к другой либо в магнитофонных записях, либо в устной форме.

В те времена власти относились к авторской песне как к чему-то незначительному и считали ее проявлением самодеятельного творчества, неотъемлемой частью интеллигентского и студенческого быта. В действительности так оно и было, поскольку ни своим содержанием, ни внутренним строем, ни характером воздействия на человека бардовская музыка не причиняла беспокойства властям.

Бардовская песня, свободная по своей природе, превратилась в неотъемлемую часть этой культуры, стала главным средством проявления демократических устремлений прогрессивно мыслящих людей. С этого времени можно говорить о начале второго этапа авторской песни, продолжавшегося до начала 1980-х годов.

Официально авторской песни как бы не существовало: она не исполнялась на концертной эстраде, не звучала по радио и телевидению, не выпускались грампластинки с песнями бардов. Только изредка, по недосмотру официальных властей, она попадала в качестве фоновой музыки в кинофильмы и спектакли. Тем не менее авторская песня являлась важным элементом каждодневного бытия человека.

Как говорилось ранее, немногие из бардов получили официальное признание в поэтической среде. Однако имена таких представителей авторской песни, как В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор и Ю. Ким, вошли яркой страницей в русскую литературу XX столетия.


Легкая смена социальных масок, легко узнаваемых за гротескными натуралистическими зарисовками, отличает его комические произведения, в других стихах и песнях звучит неприкрытая боль и тоска по справедливости. Беззлобный юмор ранних бардовских сочинений превратился здесь в гнев, сарказм, неприрыкры-тую издевку и иронию над существующим общественным и государственным строем.


Спокойная романсная мелодика сменилась рваными, произносимыми сквозь зубы, напористыми фразами, напоминающими речитатив. Высоцкий значительно обогатил интонационный словарь: в его музыке можно заметить характерные особенности всех жанров – от традиционной народной песни до рока, от цыганского романса и блатной песни до брехтовского зонга, но главной интонационной находкой этого талантливого барда можно назвать распевание согласных, благодаря чему появляется выразительная энергетика высказывания.

Обогатился и поэтический язык бардовских сочинений, в который вошел обширный пласт сниженной лексики. Вернув в песню сюжет и диалог, Высоцкий превратил ее исполнение в настоящий микроспектакль, привлекательный для аудитории своей зрелищностью и смысловой выразительностью. Это лишь некоторые новаторские черты творчества выдающегося представителя авторской песни, развитые его последователями.

Отличаясь мощным темпераментом и неутомимой творческой энергией, Высоцкий старался и своего героя сделать сильной личностью. Бунтарь-одиночка, сознающий в полной мере свою обреченность, но даже не допускающий мысли о капитуляции, – вот подлинный герой его сочинений.

Официальное признание Владимир Высоцкий получил только после смерти, однако еще при жизни он заработал высокий титул всенародного барда. По сей день его творчество остается эталонным и необычайно популярным.

Еще одним выдающимся представителем жанра бардовской песни является Юлий Черсанович Ким (родился в 1936 году), работавший в 1960 – 1980-е годы под псевдонимом Юлий Михайлов. Его проникнутые юмором и тонкой иронией авторские песни, многие из которых написаны вместе с М. Г. Гладковым, В. С. Дашкевичем и А. Л. Рыбниковым, продолжают традиции литературных стилизаций со свойственными им элементами пародирования и сатиры.


В середине 1980-х годов авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество. Тем самым ознаменовалось начало нового, третьего этапа бардовского искусства.

После всплеска всеобщего интереса к этому музыкальному жанру, как ко всему, не так давно еще находящемуся под запретом, в его развитии наступил период относительного спокойствия. В те годы число поющих поэтов значительно увеличилось, выросло и их исполнительское мастерство, кроме того, появлялись всевозможные бардовские общества, организовывались концертные выступления и фестивали, издавались многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски любимых авторов-исполнителей, однако в творческом отношении не наблюдалось ничего принципиально нового.

К сожалению, сегодня и старые, и более молодые авторы-исполнители, среди которых особой популярностью пользуются А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты А. Иващенко и Г. Васильева, Вадима и Валерия Мищуков, используют в своем творчестве новаторские приемы бардов прошлых лет и все больше превращаются в обычных эстрадных исполнителей. Таким образом, авторская песня в настоящее время испытывает творческий кризис.

Стоит отметить, что лирико-романтическое направление в бардовском искусстве было продолжено в творчестве таких выдающихся авторов-исполнителей, как С. Никитин, А. Розенбаум, В. Долина, А. Дольский, а также в песнях бард-рокеров А. Макаревича, Б. Гребенщикова и многих других.

Однако ведущей линией творчества в период расцвета авторской песни была не романтическая песня странствий, а песня протеста, признанным лидером которой в те годы был В. С. Высоцкий. В 1990-е годы протест получил новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных авторов-исполнителей, как А. Галич, Ю. Алешковский, А. Башлачев, В. Цой, Е. Летов, Ю. Шевчук, К. Кинчев и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лебединая песня

Лебединая песня

Песня светлячков

2. Песня, музыка и танец

2. Песня, музыка и танец Музыка — пожалуй, самое древнее и символическое из всех искусств. Едва научившись говорить, люди тут же начали петь, считая, что именно так они могут выразить свои чувства полнее всего.В стародавние времена также считалось, что боги и ангелы очень

Лебединая песня

Кант (многоголосная песня)

Кант (многоголосная песня) Кант (от лат. cantus — пение, песня), род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17—18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях. Поэтика К. идёт

РАЗДЕЛ 20 Авторская пунктуация

Лебединая песня

Песня без слов

Песня. Шлягер

Объектом исследования выступает авторская песня 1950 - 1970-х гг. как феномен русской поэтической культуры.

Предметом исследования стали в диссертации творческие индивидуальности крупнейших поэтов-бардов, жанрово-стилевая типология данного направления поэзии и значимые для его целостной интерпретации литературные связи.

Во-первых, указание на социально-историческую, литературную и культурную обусловленность явления бардовской поэзии. Во-вторых, проведение линий разграничения авторской песни с типологически смежными явлениями песенной поэзии - такими, например, как рок-поэзия, массовая и эстрадная песня.

В-четвертых, тезис о специфических чертах поэтики и языка бардовских текстов, порожденных не только неповторимой творческой индивидуальностью художника, но и типологическими особенностями бытования и адресации этой поэзии.

С середины и конца 1980-х гг. существенно активизируется собственно литературоведческое изучение авторской песни как части русской поэтической традиции, прокладываются пути к целостному прочтению произведений ведущих поэтов-бардов - в монографиях и статьях Б.А.Савченко, Ю.А.Андреева, Л.А.Аянинского, Вл.И.Новикова, В.А.Зайцева, С.И.Кормилова, А.В.Скобелева, С.М.Шаулова и др., а также в целом ряде постановочных по проблематике студенческих дипломных работ того времени, посвященных в основном творчеству В.Высоцкого.

53. А.А. Ахматова. Послевоенное творчество. Анализ нескольких произведений по выбору студента.

Объектом исследования выступает авторская песня 1950 - 1970-х гг. как феномен русской поэтической культуры.

Предметом исследования стали в диссертации творческие индивидуальности крупнейших поэтов-бардов, жанрово-стилевая типология данного направления поэзии и значимые для его целостной интерпретации литературные связи.

Во-первых, указание на социально-историческую, литературную и культурную обусловленность явления бардовской поэзии. Во-вторых, проведение линий разграничения авторской песни с типологически смежными явлениями песенной поэзии - такими, например, как рок-поэзия, массовая и эстрадная песня.

В-четвертых, тезис о специфических чертах поэтики и языка бардовских текстов, порожденных не только неповторимой творческой индивидуальностью художника, но и типологическими особенностями бытования и адресации этой поэзии.

С середины и конца 1980-х гг. существенно активизируется собственно литературоведческое изучение авторской песни как части русской поэтической традиции, прокладываются пути к целостному прочтению произведений ведущих поэтов-бардов - в монографиях и статьях Б.А.Савченко, Ю.А.Андреева, Л.А.Аянинского, Вл.И.Новикова, В.А.Зайцева, С.И.Кормилова, А.В.Скобелева, С.М.Шаулова и др., а также в целом ряде постановочных по проблематике студенческих дипломных работ того времени, посвященных в основном творчеству В.Высоцкого.

53. А.А. Ахматова. Послевоенное творчество. Анализ нескольких произведений по выбору студента.

Авторская песня

Авторская песня

Песня. Эта самая простая форма вокальной музыки в жизни человека испокон веков играла весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в радости. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их стремления и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного развития данного демократичного жанра непрерывно появлялись новые виды, среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические, детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, в нынешнее время получивших название Авторских.

Что такое Авторская песня, а также историю её возникновения и развития читайте на нашей странице.

Что такое Авторская песня

Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.


Главной особенностью Авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего сочинения. Важно ещё отметить, что Авторскую песню принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого Авторскую песню называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем.


Тематика, затрагиваемая в Авторской песне весьма разнообразна. В композициях повествуется о мужественных, смелых и стойких людях, о романтиках, путешествующих с гитарой и рюкзаком, а также особое внимание уделяется таким истинным ценностям, как любовь, дружба и верность. В них с восхищением рассказывается о красоте родной природы, но презирается мещанский уют, который в большинстве случаев высмеивается в сатирической форме. В Авторской песне, которую также именуют бардовской, весьма часто используется своего рода драматургия и потому некоторые композиции представляют собой, наполненные монологами, диалогами и даже сценками, маленькие спектакли.

Популярные авторские песни

Нам нужна одна победа


Солнышко лесное (Милая моя)

История Авторской песни

Авторская песня, которую помимо того заслуженно величают поющей поэзией, как жанр возникла в Советском Союзе, в середине пятидесятых годов, однако необходимо заметить, что истоки её истории необходимо искать по всему миру в глубине древних веков. Ещё до нашей эры на территории некоторых стран Европы проживали племена кельтов, бережными хранителями национальных традиций которых являлись мудрые певцы – поэты, именовавшиеся бардами. Почитавшиеся глашатаями истины, они воспевали мир и любовь к добродетели, а также вдохновляли воителей на славные подвиги во имя своего народа.


Позднее, во времена Средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам воспевали любовь к прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, на Украине— кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами - сказителями. Стоит также заметить, что с XV века по русской земле, развлекая народ, путешествовали скоморохи. Они не только веселили жителей городов и деревень, но и частенько в своих потешных представлениях, сопровождаемых песнями, высмеивали светскую и церковную власть, за что впоследствии поплатились и попали в опалу.


Александр Вертинский

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Изменился не только государственный строй, но и идеология, то есть отношения людей не только к преобразившейся действительности, но и друг к другу. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, и так называемые самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней.

Гитара

В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.


Известные исполнители Авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора .

В нынешнее время поклонники авторской песни наслаждаются творчеством таких талантливых исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Семен Слепаков, Александр Суханов, Владимир Бережков и, безусловно, Олег Митяев .





Интересные факты

Авторская песня. Этот самобытный жанр, всегда стремившийся быть свободным и неподцензурным, сегодня считают уникальным явлением в отечественной культуре. Композиции, привлекающие душевными поэтическими текстами, обращёнными к каждому человеку, а кроме того запоминающимися мелодиями, сразу располагают слушателя к искреннему восприятию исповедальных песен их талантливых авторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Авторская песня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР.

Бардовская песня как литературный жанр

Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР.

Жанр вырос в 1950-1960-е гг. из художественной самодеятельности, независимо от культурной политики советских властей, и быстро достиг широкой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста.

Предшественником авторской песни

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Жанры и термины

Авторской песне в принципе противопоказаны сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность, любая дистанция между участниками песенного общения, создаваемая рампой.

Многие решили, что на этом история авторской песни и закончилась, что в ситуации политической свободы, без тоталитарного гнёта этот вид поэзии существовать не может. Уходит в прошлое магнитофонная форма существования авторской пени - размножаясь в компакт-дисках и видеофильмах, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях, авторская песня перестаёт быть сама собой. К тому же начинает стираться граница между бардовской песней и рок-поэзией. Словом, авторской песней надлежит считать только то, что написано до начала 90-х годов, и где-то в этом времени надо поставить окончательную точку. Такова позиция многих творцов авторской песни, включая её патриарха Булата Окуджаву, и ряда её исследователей, в частности, Андрея Крылова.

С такой точки зрения можно поспорить, имея в виду, что наследие тоталитаризма изжило отнюдь не полностью, что вольный бунтарский дух бардовской поэзии ещё может быть востребован обществом и культурой. Быть может, взаимодействие авторской песни с новыми формами коммуникации и со смежными художественными явлениями обогатит гитарную поэзию, не лишив её художественного своеобразия. Но, так или иначе, спор этот ещё предстоит, итоги его будут подведены не раньше начала следующего столетия, а сегодня можно заняться другой работой - рассмотрением авторской песни, как поэзии второй половины ХХ века.

История авторской песни

В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый, бесспорным лидером которого стал певец детей Арбата Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Критика культа личности, крушение замшелых догм и пробуждение если и не инако-, то уж во всяком случае разномыслия, перемены во всех областях жизни, начавшиеся в годы оттепели, - все это породило надежды на действительное восстановление справедливости и скорое пришествие светлого будущего.

Эйфорией социального оптимизма был охвачен едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, жившей радостным ожиданием этого будущего. И это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда - ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация (она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала - Ю. Визбор), отсюда же - идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы комиссаров в пыльных шлемах, маленьких трубачей и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, песня странствий с центральными для нее образами-мифологемами друга/дружбы и дороги, пути как линии жизни - пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. По нему уходили в бессмертие мальчики Окуджавы и шел на взлет визборовский Серега Санин, мчался в боях светловский хлопчик из Гренады В. Берковского, шли туристы, карабкались из последних сил альпинисты, мотались воздушные бродяги, ехал полночный троллейбус, трогался вагончик, плыли бригантины, каравеллы, лодки, плоты и бумажные кораблики и т.д. и т.п. Песня странствий (неточно называемая туристской) была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон - от философской лирики до шутки, от незамысловатой костровой до хрупких романтических песенных фантазий Н. Матвеевой. Этот пласт был пронизан единым эмоциональным посылом - Счастлив, кому знакомо / Щемящее чувство дороги (И.Сидоров).

На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь от компании к компании изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно в своем кругу, среди своих - в самодеятельных студенческих обозрениях, капустникахтворческой интеллигенции, на закрытых вечерах научно-исследовательских институтов и т.п., но прежде всего - на разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные фестивали авторской песни (в частности, наиболее известный и авторитетный из них, т.н. грушинский фестиваль ведет свое происхождение именно от таких слетов). Ни своим содержанием, ни своим этосом она пока что не беспокоила власти, и они почти не обращали на нее внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта. Так оно, по существу, и было.

Положение изменилось уже к середине 60-х гг. Сначала заморозки, а затем - долгая и суровая идеологическая зима, начавшаяся разгромом пражской весны, похоронили все надежды на социализм с человеческим лицом и намечавшуюся гуманизацию общественной жизни.

Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом или же социальной шизофренией - расщеплением сознания (интеллигенции прежде всего) на публичное, вынужденное следовать общественным нормам, и частное, приватное, предназначенное для внутреннего употребления, для своих. Причем именно последнее стало средоточием духовной жизни личности. В соответствии с этим необычайно возросла роль неофициальной культуры, которая наполнилась богатым содержанием и приобрела невиданное ранее значение единственно доступного островка духовной свободы. Сюда, в эту, ставшую катакомбной, культуру (позднее - андерграунд) и были унесены цветы поруганных ценностей и идеалов, здесь билась живая мысль, здесь нашла прибежище внутренняя эмиграция. И естественно, что свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью и формой такой культуры.

Как известно, поэт в России - больше, чем поэт. Поэт-певец - тем более. И если устная, публично читаемая авторами поэзия вскоре так или иначе была интегрирована официальной культурой или, по крайней мере, поставлена под жесткий контроль, то поющаяся поэзия, не требовавшая для своей публикации никаких иных средств, кроме голоса поэта и гитары, а для распространения - любительского магнитофона, на протяжении всего этого периода (середина 60-х - начало 80-х гг.) оставалась свободной, несмотря на запреты и преследования властей. Более того, как раз в эти годы она стала собственно авторской песней, обрела зрелость и жанровую определенность, поднялась до явления высокой культуры, оставив далеко позади породившую ее доморощенную самодеятельную песню, а голос поэта превратился в голос совести больного общества, который, в конце концов, был услышан всеми.

Официально ее как бы не существовало: она не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. Лишь изредка, по недосмотру прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве фоновой музыки. И в то же время она была неотъемлемым элементом каждодневного бытия.. Благодаря магнитоиздату - исторически первой и самой доступной форме самиздата - она была повсюду, ее знали, пели, слушали, переписывали друг у друга все - даже самые высокопоставленные партийные чиновники. Широко звучала она и публично, собирая подчас многотысячные аудитории как на традиционных уже лесных фестивалях, напоминавших, впрочем, глубоко законспирированные дореволюционные маевки, так и на неофициальной, теневой, левой эстраде - за плотно закрытыми от посторонних дверями клубов, институтов и Дворцов спорта. Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти, наряду с запретами, попытались овладеть ею изнутри, создав под крышей комсомола так называемые КСП (клубы самодеятельной песни). Но это не дало ожидаемых результатов. Наоборот, чем сильнее и изощреннее было административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее, жестче и мускулистее становилась авторская песня, питавшаяся энергетикой осознанного противостояния.

В творчестве В.Высоцкого авторская песня достигла уровня, который остается эталонным и сегодня.

С середины 80-х гг., после непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, вызванного, среди прочего, и новой волной социальной эйфории, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число поющих поэтов и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией катакомбной культуры и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения сопротивления материала, энергии противостояния, исчез, по-видимому, и творческий импульс ее развития. И ветераны, и более молодые барды, среди которых завоевали популярность А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты Т. и С. Никитины, А. Иващенко и Г. Васильева, Вадима и Валерия Мищуков и др., эксплуатируют в своем творчестве некогда найденные приемы, все больше превращаясь в обычных эстрадных исполнителей. Творческий кризис авторской песни стал сегодня свершившимся фактом.

Представители бардовской песни различных периодов

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и другие.

Читайте также: