Физика в 19 веке в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

наука в 19 веке в России

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России – это, прежде всего, математика, физика и химия.

Развитие науки в 19 веке в России

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория, где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. Николай I не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

наука и образование 19 века в России

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

наука второй половины 19 века в России

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Ярким представителем ученого мира была женщина, Софья Ковалевская, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

наука образование 19 век вторая половина Россия

Отдельно стоит отметить русского химика-ученого Дмитрия Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

история науки России 19 век

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. Это собрание и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

гуманитарные науки 19 века в России

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

1. Михаил Ломоносов основал физическую химию и корпускулярно-кинетическую теорию тепла, сформулировал закон сохранения материи, опроверг теорию флогистона и впервые получил твёрдую ртуть, создал первую люминисцентную лампу (впервые искусственно вызвал люминисценцию газов при прохождении через них тока).

2. Георгий Рихман изобрёл первый электроскоп со шкалой (первый электрометр).

3. Франц Эпинус открыл электростатическую индукцию, объяснил природу пироэлектричества, изобрёл электроконденсатор современного типа и ахроматический микроскоп, сформулировал идею электрофорной машины и предсказал закон Кулона.

4. Василий Петров создал мощнейшую в мире электробатарею по состоянию на начало XIX в., на которой впервые получил непрерывную электрическую дугу и доказал возможность её применения для сварки, электрометаллургии и освещения.

5. Эмилий Ленц открыл закон электромагнитной индукции (правило Ленца) и закон Джоуля — Ленца о тепловом действии электрического тока.

6. Александр Столетов впервые получил кривую намагничиваемости железа, открыл первый закон внешнего фотоэффекта и изобрёл первый в мире фотоэлектрический элемент.

7. Николай Умов ввёл в науку вектор Умова и понятия скорости и направления движения энергии, плотности энергии и пространственной локализации потока энергии, открыл эффект Умова.

8. Дмитрий Чернов основал металлографию, открыл диаграмму состояния сплавов железо-углерод, изобрёл русское бессемерование (прообраз современной кислородно-конвертерной плавки стали).

9. Пётр Лебедев впервые экспериментально обнаружил и измерил давление света.

Великие физики Российской империи и их открытия

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

1831 г. – Открытие М. Фарадеем явления электромагнитной индукции (принцип индукции был известен также в 1831 Дж. Генри, но Фарадей первый опубликовал свое открытие).
– Дж. Генри и С. даль Негро независимо построили первый электродвигатель (в 1827-28 модели электродвигателя конструировал А. Йедлик).

1832 г. – И. Пикси построил первый генератор переменного тока, использующий принцип электромагнитной индукции.
– Дж. Генри открыл явление самоиндукции.
– К. Гаусс предложил абсолютную систему мер, в которой за единицу длины принял миллиметр, за единицу массы – миллиграмм, за единицу времени – секунду.
– Открытие конической рефракции (Х. Ллойд). Предсказана У. Гамильтоном в 1828.

1833 г. – Наблюдение интерференции тепловых лучей (К. Маттеучи).
– Э. Х. Ленц сформулировал правило для определения направления э. д. с. индукции (правило Ленца).
– М. Меллони построил термостолбик.
– М. Фарадей первый заметил падение электрического сопротивления сернистого серебра с ростом температуры, что является характерным признаком полупроводников.
– Установление М. Фарадеем законов электролиза.

1834 г. – Ж. Пельтье открыл явление выделения или поглощения тепла в местах спаев двух различных проводников при протекании через них тока (эффект Пельтье).
– Введение М. Фарадеем понятия о силовых линиях (идея поля). Теория силовых линий Фарадея – это теория поля о своей первоначальной форме.

1834 г. – М. Фарадей постулировал существование ионов, экспериментальное доказательство их дал в 1853 И. Гитторф.
– Б. С. Якоби построил один из первых практических электромоторов постоянного тока – электродвигатель с вращающимся рабочим валом.
– Наблюдение поляризации теплового излучения (Дж. Форбс). В 1836 также подтвердил М. Меллони.
– У. Гамильтон установил аналогию между классической механикой и геометрической оптикой, придав уравнениям механики каноническую форму.
– Б. Клапейрон вывел уравнение состояния идеального газа, обобщенное в 1874 Д. И. Менделеевым (уравнение Менделеева – Клапейрона).
– Б. Клапейрон разработал теорию обратимого кругового процесса Карно.

1835 г. – Разработка Г. Кориолисом теории относительного движения.
– М. Фарадей открыл экстратоки при замыкании и размыкании цепи и определил их направление.
– М. Меллони предположил, что тепловые и световые лучи имеют одну природу и отличаются лишь длиной волны (подобную мысль высказал в 1807 и Т. Юнг).

1837 г. – Обнаружение М. Фарадеем поляризации диэлектриков. Он же высказал мысль о распространении электрического и магнитного действия через промежуточную среду (в 1758 поляризацию диэлектрика наблюдал И. Вильке).
– Ч. Уитстон установил, что тембр звука определяется относительной интенсивностью обертонов.

1839 г. –М. Фарадей предсказал электреты как электростатические аналоги постоянного магнита (термин ввел в 1892 О. Хевисайд). Получены Эгучи в 1919 (названы впоследствии термоэлектретами). В 1938 Г. Наджаков открыл фотоэлектреты, а в 1958 Б. Гросс – радиоэлектреты.
– У. Гамильтон ввел понятие групповой скорости, которое получило дальнейшее развитие в трудах Дж.' Рэлея (долгое время этот факт приписывался Дж. Рэлею и Дж. Стоксу).

1840 г. – Ж. Пуазейль установил закон истечения жидкости через тонкую капиллярную трубку (закон Пуазейля).
– Дж. Джоуль обнаружил явление магнитного насыщения.

1841 г. – Дж. Джоуль установил закон теплового действия тока (в 1842 его открыл также Э. Х. Ленц). Отсюда и название – закон Джоуля – Ленца.

1842 г. – Открытие Ю. Майером закона сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты (независимо от него к открытию этого закона также пришли в 1843 Дж. Джоуль и в 1847 Г. Грин и Г. Гельмгольц; последний расширил границы применения этого закона, взяв для рассмотрения не только механическую и тепловую энергию, но и другие виды энергии).
– Х. Допплер предположил влияние относительного движения на высоту звука (эффект Допплера). В 1848 А. Физо распространил этот принцип на оптические явления (эффект Допплера – Физо).
– Установление колебательного характера разряда конденсатора (Дж. Генри). В 1847 колебательный характер разряда лейденской банки отмечал и Г. Гельмгольц.
– Дж. Джоуль открыл магнитострикционный эффект.

1843 г. – Дж. Джоуль измерил механический эквивалент теплоты.
– М. Фарадей экспериментально доказал закон сохранения электрического заряда.
– Ч. Уинстон изобрел способ измерения сопротивления (мостик Уинстона).
– Ж. Плато осуществил опыт, доказывающий действие сил поверхностного натяжения на форму поверхности жидкости (опыт Плато).

1844 г. – Создан барометр-анероид (Л. Види). Идею его высказал в 1702 Г. Лейбниц.

1845 г. – Разработка первой математической теории электромагнитной индукции и установление закона электромагнитной индукции для замкнутых проводников (Ф. Нейман).
– В. Вебер разработал теорию электромагнитных явлений, установив закон взаимодействия двух движущихся зарядов.

1845–47 гг. – Открытие Г. Кирхгофом закономерностей в распределении электрического тока в разветвленной цепи (правила Кирхгофа).

1845 г. – В. Ханкель установил возрастание электропроводности жидкостей с повышением температуры.
– Открытие М. Фарадеем диамагнетизма и парамагнетизма (он же ввел эти термины). Намного ранее А. Бургманс экспериментально установил притяжение парамагнетиков и отталкивание диамагнетиков (не вводя этих понятий).
– М. Фарадей открыл магнитное вращение плоскости поляризации света (эффект Фарадея).
– Х. Бейс-Баллот экспериментально обнаружил эффект Допплера для акустических волн.
– Дж. Джоуль установил независимость внутренней энергии идеального газа от объема (опыт Джоуля).
– Дж. Стокс построил теорию вязкости жидкостей и теорию движения вязкой несжимаемой жидкости (уравнения Навье – Стокса).

1845 г. –Ж. Дюамель в своем “Курсе механики” предложил определять массу тела как отношение приложенной к телу силы к приобретенному им ускорению.

1846 г. – Созданы первые университетские физические лаборатории (У. Томсон, Ф. Жолли). Несколько ранее Г. Магнусом и Ф. Нейманом были организованы частные лаборатории.
– У. Гроув экспериментально доказал электролитическую диссоциацию воды.

1847 г. – Дж. Герапат предложил рассматривать частички газа как упругие шары, постоянно перемещающиеся с большой скоростью по отрезкам прямых и сталкивающиеся друг с другом (модель идеального газа). Исходя из этого, он объяснял газовые законы, явления диффузии и распространения звука в газах, давление газа. В 1856 подобную модель построил А. Крениг.

1848 г. – А. Физо распространил принцип Доплера на оптику (эффект Доплера – Физо).
– Введение У. Томсоном понятия абсолютной температуры и абсолютной шкалы температур (шкала Кельвина).
– В. Вебер построил электродинамометр.
– Дж. Джоуль вычислил скорость движения молекул газа (водорода) (опубликовал в 1851).

1849 г. – А. Физо выполнил первое измерение скорости света в лабораторных условиях при помощи метода зубчатого колеса, получив значение 313274,3 км/с.

1849–50 гг. – У. Ранкин и Р. Клаузиус независимо получили общие соотношения между теплотой и механической работой (первое начало термодинамики).

1850 г. – Измерение скорости света в воздухе и воде при помощи вращающегося зеркала (Л. Фуко). Скорость света в воде по данным Фуко составляла 3/4 от скорости света в воздухе.
– Р. Клаузиус сформулировал второе начало термодинамики (в 1851 свою формулировку второго начала предложил У. Томсон).
– Р. Клаузиус независимо от У. Ранкина разработал идеальный термодинамический цикл паровой машины (цикл Ранкина – Клаузиуса).
– О. Браве предположил, что атомы в кристаллах упорядочены в кристаллическую решетку (теория Браве).
– Х. Допплером основан первый физический институт при Венском ун-те (В 1871 создана Кавендишская лаборатория при Кембриджском университете).

1851 г. – А. Физо обнаружил влияние движения среды на скорость распространения света в ней, измерив скорость света в движущейся воде (опыт Физо).
– А. Э. Беккерель открыл фотогальванический эффект – изменение э. д. с. гальванического элемента под действием света (эффект Беккереля).
– Л. Фуко при помощи маятника экспериментально доказал вращение Земли вокруг оси (опыт Фуко).
– Г. Румкорф построил индукционную катушку (катушка Румкорфа). В 1836 индукционную катушку изобрел ирландец Н. Каллан, а в 1838 американец Ч. Пэйдж, однако об их работах долго ничего не знали.
– Дж. Стокс установил закон, определяющий силу сопротивления, испытываемую твердым шаром при его медленном поступательном движении в вязкой жидкости (закон Стокса).

1852 г. – М. Фарадей отчетливо сформулировал концепцию поля (понятие поля ввел в 30-х гг.).
– Установление Дж. Стоксом факта, что длина волны света люминесценции больше длины волны возбуждающего света (правило Стокса).

1853 г. – Установление Г. Видеманом и Р. Францем температурной зависимости отношения теплопроводности металлов к их электропроводности (закон Видемана – Франца).
– У. Томсон развил теорию электрических колебаний в электрическом контуре, состоящем из конденсатора и катушки, и вывел формулу для периода собственных колебаний в зависимости от емкости и индуктивности (формула Томсона).

1853–54 гг. – Дж. Джоуль и У. Томсон открыли явление охлаждения газа при его медленном стационарном протекании через пористую перегородку (эффект Джоуля – Томсона).

1854 г. – Р. Клаузиус дал математическое выражение второго начала термодинамики для обратимых процессов (в 1862 он это сделал и для необратимых процессов).
– Г. Риман создал геометрию, отличную от евклидовой (риманова геометрия).

1855 г. – А. Фик установил элементарный закон диффузии (для соляных растворов).
– Ж. Лиссажу разработал оптический метод наблюдения сложения колебаний (“фигуры Лиссажу”).
– Г. Гейсслер изобрел ртутный вакуумный насос (насос Гейсслера).

1856 г. – Открытие У. Томсоном эффекта выделения (поглощения) тепла в объеме проводника, по которому течет ток, при условии, что по длине проводника поддерживается перепад температур (эффект Томсона).
– Р. Клаузиус дал формулу для коэффициента полезного действия паровой машины через температуру нагревателя и холодильника (это сделали также У. Ранкин и У. Томсон).
– Ж. Жамен построил интерференционный рефрактометр (интерферометр Жамена).

1857 г. – Разработка Р. Клаузиусом основ кинетической теории газов. В ее создании принимали также участие Д. Бернулли (1738), Дж. Герапат (1847), Дж. Джоуль (1848), А. Крениг (1856), Дж. Максвелл (1859 – 66).
– Построен первый спектрометр (М. Мейерштейн).

1858 г. – Г. Гейсслер построил стеклянную трубку с разреженным газом и двумя впаянными в стекло электродами (гейсслерова трубка), удобную для изучения спектра газа.

1859 г. – Открытие Г. Кирхгофом и Р. Бунзеном спектрального анализа.
– Г. Кирхгоф установил один из основных законов теплового излучения, согласно которому отношение испускательной способности тела к поглощательной не зависит от природы излучающего тела (закон Кирхгофа).
– Открытие Г. Кирхгофом явления обращения спектральных линий.
– Открыты катодные лучи (Ю. Плюккер), в 1869 их наблюдал также И.. Гитторф н описал их свойства.
– Ю. Плюмкер установил, что спектр электрического разряда в газе характеризует природу газа.
– Дж. Максвелл установил статистический закон распределения молекул газа по скоростям (распределение Максвелла). В 1866 он дал новый вывод функции распределения молекул по скорости, основанный на рассмотрении прямых и обратных столкновений молекул.
– Р. Клаузиус ввел понятие о сфере действия молекул и вычислил среднюю длину их свободного пробега.

1860–65 гг. – Создание Дж. Максвеллом теории электромагнитного поля (первые дифференциальные уравнения поля записаны им в 1855 – 56).

1860 г. – Построен двигатель постоянного тока с коллектором (кольцевой электродвигатель) и показана возможность его преобразования в динамомашину (А. Пачинотти). Усовершенствован в 1869 3. Граммом. В 1873 Ф. Хефнер-Альтенек заменил кольцевой якорь барабанным, упростив конструкцию и увеличив мощность.
– Г. Планте изобрел свинцовый аккумулятор.

Культурный расцвет в России во многом оказался возможным из-за успехов в развитии образования. В начале XIX века государство характеризовалось огромным числом неграмотных людей, причем не только среди крестьян и мещан, но и среди купечества и даже дворян.

Поэтому эффективность управления государством также была низкой и существенно отставала от уровня западных стран. Царь Александр I и правительство осознавали существующую проблему, так что было решено создать единую систему образования, состоящую из четырех ступеней:

  • одноклассные церковно-приходские школы – для низших слоев населения,
  • уездные двухклассные училища – для горожан, мещан и купцов,
  • четырехклассные губернские гимназии – для дворян,
  • университеты и другие вузы.

Развитие образования в России в XIX веке

Реформа образования проходила достаточно быстро, а после отмены крепостного права в 1861 году в так называемое пореформенное время – она стала развиваться просто стремительно.

За сравнительно короткий период грамотность населения России возросла с 7% до 22%. Уже к концу XIX века в России было около 30 тысяч студентов, которые обучались в 63 вузах, в том числе 10 университетах

Следует также отметить, что в 1819 году уже начало развиваться женское образование. Но его активное развитие пришлось на 1869 год, когда в Москве стартовали Лубянские высшие женские курсы. В 1870 году открылись петербургские Аларчинские курсы, а Бестужевские женские курсы в Петербурге были особенно популярны у молодых девушек.

Но женское образование по своему качеству оставалось существенно хуже остального, так что российские девушки предпочитали обучаться за границей, к примеру, в университете Цюриха

Российская наука XIX века

Вполне закономерно, что успешная реформа образования привела к существенному расцвету науки. Российские ученые рассматриваемого периода подарили мировому сообществу целую плеяду выдающихся научных открытий.

Математика

В XIX веке великий математик Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая содержала в себе иной взгляд на природу пространства. До этого открытия более 2 тысяч лет математики основывались на учениях древнего ученого Евклида.

А.А. Марков разработал одноименные цепи (цепи Маркова), которые легли в основу нового направления – теории вероятностей.

Химия

Огромный вклад в эту науку сделал Д.И. Менделеев, открывший периодический закон химических элементов. Его знаменитая таблица до сих пор актуальна среди современных ученых.

Н.Н. Зинин изобрел новый метод получения ароматических аминов, сумев впервые в истории синтезировать анилин и хинин.

Знаменитый химик А.М. Бутлеров сформулировал теорию химического строения вещества, ставшую основой современной органической химии. Этот же ученый впервые исследовал реакции полимеризации.

Биология и медицина

Н.Ф. Склифосовский разработал способы использования антисептического метода при операциях, что позволило значительно сократить смертность больных в процессе хирургического вмешательства.

Физика

Особенно значим вклад русских физиков в исследованиях электричества. Например, электрическая дуга, открытая В.В. Петровым, активно применяется в настоящее время на практике.

Э.Х. Ленц сформулировал правило определения направления индукционного тока, получившее впоследствии его имя. Также он экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца.

Б.С. Якоби изобрел электродвигатель. Он же совместно с П.Л. Шиллингом создал электротелеграф – первый телеграфный записывающий аппарат, который после обслуживал линию Петербург – Царское село.

Русские ученые-физики сделали весомый вклад в создание теории электролиза, построение электронной, атомной и квантовой физики.

Помимо перечисленных наук российские ученые имеют замечательные достижения в астрономии, истории, географии, языкознании и философии. А отечественные психология и социология пока находятся в стадии активного становления

Читайте также: