Турция после второй мировой войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Благодаря реформам Мустафы Кемаля Ататюрка, Турция накануне Второй мировой войны стала страной светской, ориентированной в основном на западные ценности. После смерти Ататюрка его преемником стал Исмет Инёню, друг и соратник Мустафы Кемаля.

Стремясь теснее связать себя с Западным союзом, И. Инёню уже в конце 1940-х гг. предпринял усилия для вступления в НАТО. В ноябре 1945 г. И. Инёню, выступая в парламенте, впервые высказался за отказ от однопартийной диктатуры. В январе 1946 г. группа вышедших из НРП депутатов провозгласила создание Демократической партии (ДП). Ее возглавили Джеляль Баяр и Аднан Мендерес. В отличие от НРП, новая партия выступила за соблюдение демократии и гражданских свобод, за большую свободу в развитии частного сектора, за привлечение в экономику иностранного капитала. В Турции было восстановлено гражданское правление. Но на протяжении 1960-х гг. шло бурное соперничество двух политических сил: НРП и ПС. На фоне внутриполитической борьбы все остальные проблемы страны как бы отступили на задний план. В марте 1964 г. в Турции принят Закон о государственных экономических организациях (ГЭО). Он регламентировал работу государственных предприятий. Теперь все они подчинялись соответствующим министерствам, получали дотации из бюджета. Правительство подтвердило свое право устанавливать цены (так продолжалось вплоть до 1984 г.). В 1964 г. Турция стала ассоциированным членом Общего рынка. В 1975 г. возобновился экономический рост (на 8%), но экономика Турции оставалась в основном государственной, а следовательно, малоэффективной. Это отягощало государственный бюджет. Дорого обошлась стране и военная экспедиция на Кипр в 1974 г., когда турецкие войска высадились на острове и оккупировали 40% его территории. Это привело к конфликту с Грецией, который смягчился лишь в 1986 г.

Общая характеристика внешней политики Турции после Второй мировой войны

Внешняя политика – это общий курс выстраивания взаимоотношений с другими странами в интересах собственного государства.

Реализацией внешней политики занимается министерство иностранных дел Турции, по сути, оно регулирует отношения Турции с другими странами.

Ключевую роль во внешней политике Турции после окончания Второй мировой войны играло построение и развитие отношений с двумя крупнейшими державами биполярного мира:

В послевоенный период внешняя политика Турции становилась все более прозападной. Однако, с течением времени, внешнеполитический курс страны претерпел некоторые изменения.

Ключевые направления внешней политики Турции в 1945-1990 гг. в общем виде представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные направления внешней политики Турции в 1945-1990 гг.. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Отношения Турции с США и Советским Союзом заслуживают более детального рассмотрения. Что же касается европейской интеграции, то процесс вхождения страны в Общий рынок был начат в 1963 году. Всего было предусмотрено три этапа – изучение друг друга и возможностей взаимодействия, приведение турецких тарифов и стандартов в соответствие европейским и разработка единой экономической политики.

Сложная эволюция внешней политики Турции произошла по отношению к арабскому миру. Если в середине ХХ в. она выступала своего рода орудием и посредником Запада в мусульманском мире, то в 1960-х гг. была начата борьба за восстановление доверия к стране по стороны арабо-мусульманского мира. Основной причиной тому послужила необходимость решения кипрской и внешнеторговых проблем. Что же касается кипрской проблемы, то власти Турции использовали ее в качестве политического громоотвода от сложных внутренних проблем страны, судьба турецких киприотов мало кого интересовала в Анкаре.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим советский и американский векторы внешней политики Турции более подробно.

Отношения Турции с Советским Союзом

Советско-турецкие отношения с каждым годом ухудшались. Со времен окончания Второй мировой войны Турция считала СССР своим главным соперником на международной арене, с которым она имела общую границу общей протяженностью около 600 км. К 1952 году опасения Турции насчет политики Советского руководства стали настолько сильны, что властями страны было принято решение о присоединении к Соглашению о коллективной обороне между США и Европой (НАТО).

Приняв решение об участии в НАТО, Турция, по сути, превратилась в одну из сторон конфликта в Холодной войне, которая, на минуточку, продолжалась порядка четырех десятилетий.

Начиная с 1960-х годов, советско-турецкие отношения начали постепенно улучшаться. Основной причиной тому выступало стремление Анкары к диверсификации внешнеэкономических связей и желание вынудить Запад предоставить Турции более благоприятные условия сотрудничества. Не последнюю роль сыграла и общая разрядка отношений между Востоком и Западом. Вдобавок, позиция советской власти относительно Кипра оказалась ближе к интересам Турции, нежели западная политика невмешательства.

На фоне потепления советско-турецких отношений между Анкарой и Москвой было подписано несколько двусторонних соглашений об экономическом сотрудничестве. На фоне создания экономической базы взаимных интересов в 1960-1970-х гг. была проведена демаркация советско-турецкой границы.

Вторжение в 1979 году советских войск в Афганистан спровоцировало рост опасений руководства Турции относительно экспансионизма СССР и послужило одной из причин охлаждения отношений между странами, которое длилось более 5 лет. Приблизительно с середины 1980-х гг. Турция начала постепенно возобновлять отношения с Советским Союзом. Между Москвой и Анкарой был подписан ряд соглашений, включая план по транспортировке природного газа в Турцию. Дипломатические и экономические связи между двумя государствами были официально прекращены с распадом Советского Союза в 1991 году.

Отношения Турции с США

Наиболее выраженной ориентация Турции на США была в 1945-1950-е гг. В конце концов, Анкара стала одним из наиболее преданных союзников Вашингтона и в 1952 году вместе с Грецией вступила в НАТО и прочие военно-политические блоки Ближнего Востока, формирование которых было инспирировано США, такие, например, как СЕНТО (Организация Центрального договора или Багдадский пакт).

В 1950-1953 гг. Турция приняла участие в Корейской войне, 1956 году оказала поддержку англо-франко-израильской агрессии против Египта, разместила на своей территории американские военные базы и пр. В конце концов, Турция стала противопоставлять себя не только советскому блоку, но и национально-освободительному движению стран Африки и Азии.

К 1960-м годам внешняя политика Турции начала становиться более самостоятельной. Основными причинами тому послужили следующие факторы:

  • национализм военных;
  • осознание того, что США готовы поддержать Турцию лишь в случае ее маловероятного столкновения с Москвой, но не в конфликтах Анкары с несоциалистическими государствами.

Турецкие власти убедились, что Вашингтон не стремится оказывать содействие комплексной индустриализации Турции, поскольку это ослабит зависимость страны от США. В то же время перед руководством Турции стояла задача выхода из международной изоляции в третьем мире, дабы обеспечить его поддержку турецкой политики на Кипре. В целом было принято решение сохранить общую военно-политическую ориентацию на США, но при этом начать экономическую переориентацию на ЕЭС – Западную Европу. Благодаря расширению экономического сотрудничества с Советским Союзом Турция получила возможность шантажировать Запад. Основной целью подобного шантажа стало установление более благоприятных для Турции условий взаимодействия с Западом.

В 1970-х годах отношения между Турцией и США несколько осложнились. В период обострения турецко-греческих отношений по кипрскому вопросу США, не заинтересованные в военном столкновении двух членов НАТО и ослаблении позиций юго-восточного фланга блока, наложили запрет то, чтобы Турция имела возможность использовать американское вооружение, и остановили ранее оговоренные военные поставки. В качестве ответной меры Анкара установила контроль над военными базами США, располагавшимися на территории Турции; исключением стала лишь база НАТО в Инджирлике. Впоследствии турецкие власти неоднократно оказывали давление на Вашингтон дабы значительно повысить арендную плату за использование военных баз в Турции.

/. В 1950—1960-е гг. в Японии окончательно оформилась система представи­тельной демократии. Она имела много общего с демократией на Западе, но обладала рядом специфических черт, главной из которых стало доминирова­ние в политической жизни одной партииЛДП.

2. Преобладание одной партии, групповая солидарность, как характерные осо­бенности японских традиций, привели к повсеместному распространению кор­рупции. Это вызвало ряд крупных скандалов в верхах, что поколебало имидж ЛДП, вело к постепенной утрате партией парламентского большинства.

3. Кризис политической системы разразился в Японии летом 1993 г. Он выра­зился в отстранении ЛДП от власти, в распаде большинства старых пар­тий, появлении на политической арене новых партий и групп.

4. Начиная с 1996 г. укрепляются политические позиции ЛДП. Она вновь верну­ла себе парламентское большинство, выдвинула новые лозунги и нанесла по­ражение своим политическим противникам. Но процессы в японском обще­стве, вызвавшие политические перемены, продолжаются, что не исключает любые неожиданности в будущем.

Благодаря реформам Мустафы Кемаля Ататюрка, Турция накануне Второй мировой войны стала страной светской, ориентированной в основном на западные ценности. После смерти Ататюрка его преем­ником стал Исмет Инёню,друг и соратник Мустафы Кемаля. Он оста­вался на посту президента с 1938 г. по 1950 г.

Инёню был сторонником продолжения прежнего курса, нацелен­ного на развитие светских структур, заимствование европейских нов­шеств, осуществление опеки государства над экономикой и всеми сферами жизни людей. Но следует учитывать, что по крайней мере половина населения страны этот курс отвергала: она была более склонна обращаться к давней мусульманской традиции.

Мустафа Кемаль проводил свои реформы, опираясь на огромный авторитет и силу модернизированной им армии. Исмет Инёню про­должал эту линию, и в стране сохранялась однопартийная диктатура. Действовала лишь Народно-республиканская партия (НРП). Всякая прочая политическая деятельность пресекалась. Одновременно уси­ливалась тяга населения к исламу, к национальным традициям, осо­бенно среди сельских жителей.

Во время Второй мировой войны Турция придерживалась позиции формального нейтралитета, несмотря на сильное влияние в стране прогерманского лобби. В августе 1944 г. она даже разорвала диплома­тические отношения с Германией и в феврале 1945 г. объявила ей вой­ну. Таким образом, Турция успела присоединиться к победителям и да­же стать соучредителем Организации Объединенных Наций.

Однако отношения с СССР,одним из основных членов коалиции союзников, стали ухудшаться еще до окончания войны. В марте 1945 г. СССР денонсировал советско-турецкий договор от 1925 г. Турции были предъявлены территориальные претензии, а также требование пе­ресмотреть режим судоходства в черноморских проливах. В прессе СССР стали появляться гневные статьи, обличающие Турцию, что могло свидетельствовать о подготовке Сталиным военной акции.

Стремясь теснее связать себя с Западным союзом, И. Инёню уже в конце 1940-х гг. предпринял усилия для вступления в НАТО. Офици­альная просьба была направлена 14 мая 1950 г., но Турция стала чле­ном Североатлантического блока лишь в феврале 1952 г. Вступлению Турции в НАТО противились США, которые были недовольны поли­тическим режимом в стране и закрытостью турецкой экономики, ве­дущую роль в которой играл государственный сектор. На официаль­ных лиц Турции американцы постоянно оказывали давление.

Участие в войне Потребовало от правительства огромных финан­совых расходов, что привело к серьезным экономическим затрудне­ниям.Социальное напряжение в 1945 г. нарастало. Это побудило власти провести ряд новых законов. В 1945 г.был принят Закон об аграрной реформе,который предусматривал скупку государством зе­мель и ее продажу крестьянам с рассрочкой на 20 лет. Впоследствии это привело к формированию фермерского уклада и стимулировало развитие экономики. Были приняты законы о создании Министер­ства труда, о профсоюзах, о страховании рабочих государственных предприятий.




В ноябре 1945 г. И. Инёню, выступая в парламенте, впервые выска­зался за отказ от однопартийной диктатуры. В январе 1946г. группа вышедших из НРП депутатов провозгласила создание Демократичес­кой партии(ДП). Ее возглавили Джеляль Баяри Аднан Мендерес.В от­личие от НРП, новая партия выступила за соблюдение демократии и гражданских свобод, за большую свободу в развитии частного сек­тора, за привлечение в экономику иностранного капитала. Уже вско­ре после своего создания, на выборах 1946 г.,ДП получила 61 место в парламенте, против 396 мандатов НРП.

Турция в 1945-1980 гг.

ЛЕКЦИЯ 34

Выводы

/. В 1950—1960-е гг. в Японии окончательно оформилась система представи­тельной демократии. Она имела много общего с демократией на Западе, но обладала рядом специфических черт, главной из которых стало доминирова­ние в политической жизни одной партииЛДП.

2. Преобладание одной партии, групповая солидарность, как характерные осо­бенности японских традиций, привели к повсеместному распространению кор­рупции. Это вызвало ряд крупных скандалов в верхах, что поколебало имидж ЛДП, вело к постепенной утрате партией парламентского большинства.

3. Кризис политической системы разразился в Японии летом 1993 г. Он выра­зился в отстранении ЛДП от власти, в распаде большинства старых пар­тий, появлении на политической арене новых партий и групп.

4. Начиная с 1996 г. укрепляются политические позиции ЛДП. Она вновь верну­ла себе парламентское большинство, выдвинула новые лозунги и нанесла по­ражение своим политическим противникам. Но процессы в японском обще­стве, вызвавшие политические перемены, продолжаются, что не исключает любые неожиданности в будущем.

Благодаря реформам Мустафы Кемаля Ататюрка, Турция накануне Второй мировой войны стала страной светской, ориентированной в основном на западные ценности. После смерти Ататюрка его преем­ником стал Исмет Инёню,друг и соратник Мустафы Кемаля. Он оста­вался на посту президента с 1938 г. по 1950 г.

Инёню был сторонником продолжения прежнего курса, нацелен­ного на развитие светских структур, заимствование европейских нов­шеств, осуществление опеки государства над экономикой и всеми сферами жизни людей. Но следует учитывать, что по крайней мере половина населения страны этот курс отвергала: она была более склонна обращаться к давней мусульманской традиции.

Мустафа Кемаль проводил свои реформы, опираясь на огромный авторитет и силу модернизированной им армии. Исмет Инёню про­должал эту линию, и в стране сохранялась однопартийная диктатура. Действовала лишь Народно-республиканская партия (НРП). Всякая прочая политическая деятельность пресекалась. Одновременно уси­ливалась тяга населения к исламу, к национальным традициям, осо­бенно среди сельских жителей.

Во время Второй мировой войны Турция придерживалась позиции формального нейтралитета, несмотря на сильное влияние в стране прогерманского лобби. В августе 1944 г. она даже разорвала диплома­тические отношения с Германией и в феврале 1945 г. объявила ей вой­ну. Таким образом, Турция успела присоединиться к победителям и да­же стать соучредителем Организации Объединенных Наций.

Однако отношения с СССР,одним из основных членов коалиции союзников, стали ухудшаться еще до окончания войны. В марте 1945 г. СССР денонсировал советско-турецкий договор от 1925 г. Турции были предъявлены территориальные претензии, а также требование пе­ресмотреть режим судоходства в черноморских проливах. В прессе СССР стали появляться гневные статьи, обличающие Турцию, что могло свидетельствовать о подготовке Сталиным военной акции.

Стремясь теснее связать себя с Западным союзом, И. Инёню уже в конце 1940-х гг. предпринял усилия для вступления в НАТО. Офици­альная просьба была направлена 14 мая 1950 г., но Турция стала чле­ном Североатлантического блока лишь в феврале 1952 г. Вступлению Турции в НАТО противились США, которые были недовольны поли­тическим режимом в стране и закрытостью турецкой экономики, ве­дущую роль в которой играл государственный сектор. На официаль­ных лиц Турции американцы постоянно оказывали давление.

Участие в войне Потребовало от правительства огромных финан­совых расходов, что привело к серьезным экономическим затрудне­ниям.Социальное напряжение в 1945 г. нарастало. Это побудило власти провести ряд новых законов. В 1945 г.был принят Закон об аграрной реформе,который предусматривал скупку государством зе­мель и ее продажу крестьянам с рассрочкой на 20 лет. Впоследствии это привело к формированию фермерского уклада и стимулировало развитие экономики. Были приняты законы о создании Министер­ства труда, о профсоюзах, о страховании рабочих государственных предприятий.

В ноябре 1945 г. И. Инёню, выступая в парламенте, впервые выска­зался за отказ от однопартийной диктатуры. В январе 1946г. группа вышедших из НРП депутатов провозгласила создание Демократичес­кой партии(ДП). Ее возглавили Джеляль Баяри Аднан Мендерес.В от­личие от НРП, новая партия выступила за соблюдение демократии и гражданских свобод, за большую свободу в развитии частного сек­тора, за привлечение в экономику иностранного капитала. Уже вско­ре после своего создания, на выборах 1946 г.,ДП получила 61 место в парламенте, против 396 мандатов НРП.

После Второй мировой войны в Турции была демонтирована однопартийная система, и в 1950 году оппозиционная Демократическая партия одержала на выборах решительную победу, которую смогла закрепить ещё двумя удачными выступлениями на выборах 1954 и 1956 годов. Однако все более авторитарные методы, которыми пользовался для укрепления своей власти глава партии Аднан Мендерес, повлекли нарастание оппозиции. В 1960 году, когда страна оказалась фактически на грани гражданской войны, армия произвела военный переворот. Столпы Демократической партии были отданы под суд по обвинениям в коррупции и злоупотреблении властью. Мендереса, а также министра иностранных дел и министра финансов в его правительстве, повесили.

Однако на общее положение дел это не повлияло, и более того, с начала 70-х терроризм со стороны как правых, так и левых радикальных воззрений, пошёл в рост, на это накладывалось обострение социальных, религиозных и этнических конфликтов, так что в этот период во многих провинциях страны действовало военное положение. В условиях угрозы перерастания хаоса в гражданскую войну армия снова прибегла к решительным действиям. В сентябре 1980 года был совершен военный переворот.

Пришедшая к власти группа высших офицеров во главе с Кенаном Эвреном провела массированные репрессии против радикалов в широком спектре от исламистов до коммунистов, осудила немало политиков предшествующего десятилетия, и добилась значительных экономических успехов, инфляцию удалось сбить до 30 %, процент промышленной продукции в экспорте страны вырос с 45 % до 72 %.

См. также В. Ф. Минорский История курдов.

По более современным представлениям, курды возникли на основе хурритов, ассимилированных мидийцами и унаследовавших видоизменённый мидийский язык, но с добавлением некоторых хурритских слов. Очертания территории проживания курдов (Курдистан) почти совпадают с территорией древних хурритских царств.

Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до 40 млн человек. В Турции проживают 15—20 млн курдов, в Иране — около 8 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается более 500 тыс. курдов, в основном в Азербайджане, Армении, Грузии и Казахстане.

Турция вступила во Вторую мировую войну 23 февраля 1945, на стороне союзников и стала одним из государств-основателей ООН. Позднее, в соответствии с доктриной Трумэна, США взяли на себя ответственность за оказание помощи Турции, ранее принадлежавшую Великобритании. В 1952 Турция была принята в НАТО, а в 1955 подписала договор о безопасности с Пакистаном, Ираком, Ираном и Великобританией – Багдадский пакт, который после выхода из него Ирака в 1959 стал называться Организацией Центрального договора (СЕНТО). Когда Организацию покинули Пакистан и Иран, СЕНТО была распущена (1979).

В 1954 Турция, Греция и Югославия заключили оборонительный военный союз. Однако вскоре между Турцией и Грецией возникли противоречия из-за Кипра, в то время британской колонии. Кипрский конфликт стал приоритетным вопросом во внешней политике страны. Претензии Греции на остров основывались на том, что 80% его населения составляли греки-киприоты, которые желали политического объединения с Грецией (энозиса). Претензии Турции основывались на факторе территориальной близости острова, расположенного в 80 км от ее южного побережья, и на страхе турок-киприотов, составлявших 1/5 всех жителей, что они подвергнутся притеснениям со стороны греческого большинства.

В 1959 Турция, Великобритания и Греция подписали соглашение, гарантировавшее независимость Кипра и запрещавшее как присоединение острова к Греции, так и его раздел. Конфликт между греками-киприотами и турками-киприотами вновь разгорелся в 1963-1964 и повторился в 1967 и летом 1974, едва не приведя к войне между Турцией и Грецией.

После нескольких месяцев конфронтации с Турцией из-за контроля над месторождениями нефти в Эгейском море правившая в то время в Греции военная хунта приняла решение о присоединении Кипра. В середине июля греческие офицеры, командовавшие Национальной гвардией греков-киприотов, свергли правительство Кипра. После обращения турок-киприотов за содействием к Турции ее воинские соединения высадились на острове и оккупировали его северную часть.

Читайте также: