Ремонт магнитопровода трансформатора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Силовые трансформаторы – это довольно сложные и дорогие устройства, предназначенные для интенсивного использования в электросетях, обеспечивающих энергопитание промышленных, гражданских объектов, оборонных структур и т.д.

Требования к надёжности таких устройств достаточно велики. Один из примеров такого трансформатора с входящими в его состав компонентами показан на Рис.1.

Работа трансформатора

На первичную обмотку подаётся переменное напряжение и по ней протекает переменный ток. Вследствие явления электромагнитной индукции в магнитопроводе возбуждается магнитный поток, который, в свою очередь, порождает электродвижущую силу во вторичной обмотке и, если к ней подключена нагрузка, ток вторичной обмотки. Наличие электрического сопротивления обмоток при протекании тока порождает их нагрев. Высокое напряжение на вводах-выводах и в обмотках предъявляет высокие требования к изоляционным средам и устройствам на пробой.

Магнитопроводы требуют чаще всего частичного ремонта, реже - ремонта с полной разборкой и перешихтовкой активной стали.Частичный ремонт выполняют при небольших повреждениях изоляционных деталей, ослаблении крепления ярмовых балок и т. п.

Места прогара и оплавления активной стали зачищают, снимая наплывы металла карборундовым камнем, насаженным на вал электросверлильной машинки, или вырубая зубилом. Затем на этих местах распрессовывают пластины магнитопровода, отделя­ют сваренные пластины, снимают заусенцы и, очистив участки от остатков старой изоляции и металлических опилок, изолируют пластины, прокладывая между ними листы телефонной или ка­бельной бумаги.

Часто в магнитопроводах бывают полностью повреждены бу­мажно-бакелитовые трубки, изолирующие стяжные шпильки от активной стали. В этих случаях изготавливают новые трубки.

Ремонт переключающих устройств

Переключающее устройство предназначено для изменения числа витков первичной (или вторичной) обмотки трансформатора и, следовательно, коэффициента трансформации для регулирова­ния вторичного напряжения трансформатора. На рис. 3.4 приве­дена принципиальная электрическая схема трехступенчатого пе­реключателя (положение переключателя соответствует номиналь­ному напряжению во вторичной обмотке трансформатора).

Рис. 3.4. Принципиальная электрическая схема трехступенчатого переключателя коэффициента трансформации трансформатора

Если рукоятку переключателя повернуть на 120° по часовой стрелке, в первичной обмотке число витков уменьшится, а вторич­ное напряжение увеличится на 5%. При повороте переключателя в обратную сторону вторичное напряжение уменьшится также на 5%.

При ремонте переключающих устройств особое внимание уде­ляют состоянию их контактной системы. Причиной выхода из строя трансформаторов в десяти случаях из ста бывает неисправ­ность переключающих устройств, в частности повреждение их контактов. Неисправности в контактной системе переключающе­го устройства: недостаточная плотность прилегания подвижных контактов к неподвижным; ослабление соединений регулировоч­ных отводов к контактам переключающего устройства; наруше­ние прочности соединений отводов с обмоткой и др. Эти неисправности вызывают по­вышенные местные нагревы, часто приводящие к выходу трансформатора из строя.

В трансформаторах приме­няются переключающие уст­ройства ПБВ (переключение без возбуждения) и РПН (ре­гулирование под нагрузкой).

Большинство силовых трансформаторов выполняет­ся с устройством ПБВ различ­ных конструкций, однако ос­новным их элементом явля­ется система подвижных и неподвижных контактов. На­пример, в трансформаторах напряжением 6 или 10 кВ применяют переключатель ПБВ (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Переключатель ПБВ:1 ~ неподвижный контакт; 2 - подвижный сег­ментный контакт; 3. 4 - бумажно-бакелитовые трубка и цилиндр; 5 - болт; 6 - крышка бака трансформатора; 7 - металлический фланец; 8 - стопорный болт; 9 - колпак привода

Рабочее поло­жение переключателя фикси­руется стопорным болтом, ко­торый необходимо открутить, перед тем как повернуть пе­реключатель. На фланце пе­реключателя цифрами поме­чены положения, а на колпа­ке имеется стрелка, показыва­ющая положение контактной системы. На рис. 3.6 приведе­на контактная система перек­лючателя ПБВ. На бумажно­бакелитовом цилиндре 1 за­креплены неподвижные кон­такты 3 с болтами 2 для под­ключения отводов. Подвиж­ные контакты 5 сегментного типа установлены на валу 4 и прижаты пружинами к непо­движным контактам. Ниж­ний валик 6, вал 4 и контакты(сегменты) 5 приводятся в действие (поворачиваются) с помощью рукоят­ки колпака.




Рис. 3.6. Контактная система пе­реключателя ПБВ

Переключающие устройства РПН выполняются с токоограничива­ющим реактором, токоограничиваю­щими сопротивлениями и без них. На рис. 3.7 приведено переключающее устройство РПН с реактором. РПН состоит из избирателя отводов Aj-Are обмотки 1, контакторов для отключе­ния тока в цепях переключающего устройства, реактора или сопротивле­ний, с помощью которых ограничива­ется ток в переключаемой части обмотки во время перевода тока нагрузки с одного отвода на другой без разрыва цепи тока нагрузки трансформатора. Кроме этого, переключающие устройства могут иметь ручной привод, электрический с кнопками управления или автоматический, а также элементы автоматики и сигнализации.

Однофазные избиратели 3 (рис. 3.7, б) и реактор 4 крепятся на ярмовых балках. Контактная система избирателей работает без разрыва цепи тока, их контакты не подгорают, поэтому избирате­ли располагают на активной части трансформатора. Действие кон­такторов 2 сопровождается разрывом тока в параллельных цепях и возникновением дуги, поэтому контакторы располагают в от­дельном отсеке, заполненном трансформаторным маслом. Это поз­воляет проводить осмотр и ремонт контакторов с заменой масла без вскрытия бака трансформатора.

Рис. 3.7. Переключающее устройство РПН с токоограничивающим реак­тором:а - электрическая схема (одной фазы); б - расположение в трансформаторе устрой­ства РПН типа РНТ-13-623/35

Ремонт переключающего устройства ПБВ начинают с внима­тельного осмотра всех деталей. Особое внимание обращают на сос­тояние рабочих поверхностей подвижных и неподвижных контак­тов, так как при длительной работе контактов в масле они покры­ваются тонкой пленкой желтоватого цвета, которая увеличивает переходное сопротивление в контактах, вызывая повышенный их нагрев и повреждение. Поэтому контакты старательно очищают, протирая технической салфеткой, смоченной в ацетоне или чистом бензине. Подгоревшие и оплавленные контакты заменяют новыми.

При ремонте переключающего устройства ПБВ подтягивают все крепежные детали, заменяют поврежденные пружины, изоли­рующие детали и прокладки, проверяют отсутствие заеданий в контактах и совпадение рабочих поверхностей подвижных кон­тактов с неподвижными, устраняют также другие дефекты, обнов­ляют надписи и обозначения на переключателе.

Полностью отремонтированный переключатель проверяют де­сятью циклами переключения по всем ступеням (цикл — это ход механизма от первого положения до последнего и обратно).Ремонт переключающего устройства РПН значительно слож­нее, чем переключателя ПБВ. Кроме очистки, промывки, протир­ки внутренних и внешних деталей, выполняют дополнительные работы, определяемые конструкцией отдельных частей переклю­чателя и наличием большого числа контактов. Проверяют состоя­ние поверхностей контактов избирателя ступеней, контакторов и электрической части приводного механизма (контактов контрол­лера, реле, конечных выключателей). Контакты всех элементов переключающего устройства, покрытые копотью и слегка оплав­ленные, зачищают и обпиливают, удаляя подгары и наплывы ме­талла, контакты с металлокерамическим покрытием промывают, а сильно поврежденные — заменяют новыми.

В системе привода могут быть сверхдопустимые люфты, кото­рые устраняют подтяжкой креплений и заменой деталей, имею­щих разработанные отверстия и большой износ, а также регули­ровкой контактора и избирателя.

Ремонт отдельных частей переключающего устройства РПН обусловлен необходимостью их разборки и сборки. В случае сбор­ки и регулировки приводов руководствуются рисками, которые наносятся на соединяемые детали при изготовлении трансформа­тора на заводе. Ошибка в подключении отводов может стать при­чиной выхода из строя переключающего устройства, а следова­тельно, и трансформатора. Например, неправильное подключение реактора к контактору, нарушает последовательность работы кон­тактной системы. Во избежание ошибок в схеме подключения от­водов после сборки, регулировки и визуальной проверки схемы со­единений строят круговую диаграмму (рис. 3.8), которая показывает последовательность действия контактной системы переклю­чателя, а также углы опережения и запаздывания при работе кон­тактов контакторов и избирателя.

Рис. 3.8. Круговая диаграмма переключающего устройства на 5 сту­пеней с регулировкой напряжения трансформатора ±2,5% номи­нального напряжения на одной ступени

Построив круговую диаграмму последовательности действия контактов избирателя и контакторов при прямом и обратном хо­дах, по величине люфта судят о качестве сборки избирателя (если люфт меньше 16°, сборка считается удовлетворительной). Затем выполняют десять циклов переключений и если дефекты отсут­ствуют, считают, что переключающее устройство отремонтировано удовлетворительно и может быть установлено на трансформатор.

МОДУЛЬ 2

1. Расшихтовка магнитопроводов.

2. Межоперационный контроль.

Магнитопроводы требуют чаще всего частичного ремонта, реже - ремонта с полной разборкой и перешихтовкой активной стали.Частичный ремонт выполняют при небольших повреждениях изоляционных деталей, ослаблении крепления ярмовых балок и т. п.

Места прогара и оплавления активной стали зачищают, снимая наплывы металла карборундовым камнем, насаженным на вал электросверлильной машинки, или вырубая зубилом. Затем на этих местах распрессовывают пластины магнитопровода, отделя­ют сваренные пластины, снимают заусенцы и, очистив участки от остатков старой изоляции и металлических опилок, изолируют пластины, прокладывая между ними листы телефонной или ка­бельной бумаги.

Часто в магнитопроводах бывают полностью повреждены бу­мажно-бакелитовые трубки, изолирующие стяжные шпильки от активной стали. В этих случаях изготавливают новые трубки.

Ремонт переключающих устройств

Переключающее устройство предназначено для изменения числа витков первичной (или вторичной) обмотки трансформатора и, следовательно, коэффициента трансформации для регулирова­ния вторичного напряжения трансформатора. На рис. 3.4 приве­дена принципиальная электрическая схема трехступенчатого пе­реключателя (положение переключателя соответствует номиналь­ному напряжению во вторичной обмотке трансформатора).

Рис. 3.4. Принципиальная электрическая схема трехступенчатого переключателя коэффициента трансформации трансформатора

Если рукоятку переключателя повернуть на 120° по часовой стрелке, в первичной обмотке число витков уменьшится, а вторич­ное напряжение увеличится на 5%. При повороте переключателя в обратную сторону вторичное напряжение уменьшится также на 5%.

При ремонте переключающих устройств особое внимание уде­ляют состоянию их контактной системы. Причиной выхода из строя трансформаторов в десяти случаях из ста бывает неисправ­ность переключающих устройств, в частности повреждение их контактов. Неисправности в контактной системе переключающе­го устройства: недостаточная плотность прилегания подвижных контактов к неподвижным; ослабление соединений регулировоч­ных отводов к контактам переключающего устройства; наруше­ние прочности соединений отводов с обмоткой и др. Эти неисправности вызывают по­вышенные местные нагревы, часто приводящие к выходу трансформатора из строя.

В трансформаторах приме­няются переключающие уст­ройства ПБВ (переключение без возбуждения) и РПН (ре­гулирование под нагрузкой).

Большинство силовых трансформаторов выполняет­ся с устройством ПБВ различ­ных конструкций, однако ос­новным их элементом явля­ется система подвижных и неподвижных контактов. На­пример, в трансформаторах напряжением 6 или 10 кВ применяют переключатель ПБВ (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Переключатель ПБВ:1 ~ неподвижный контакт; 2 - подвижный сег­ментный контакт; 3. 4 - бумажно-бакелитовые трубка и цилиндр; 5 - болт; 6 - крышка бака трансформатора; 7 - металлический фланец; 8 - стопорный болт; 9 - колпак привода

Рабочее поло­жение переключателя фикси­руется стопорным болтом, ко­торый необходимо открутить, перед тем как повернуть пе­реключатель. На фланце пе­реключателя цифрами поме­чены положения, а на колпа­ке имеется стрелка, показыва­ющая положение контактной системы. На рис. 3.6 приведе­на контактная система перек­лючателя ПБВ. На бумажно­бакелитовом цилиндре 1 за­креплены неподвижные кон­такты 3 с болтами 2 для под­ключения отводов. Подвиж­ные контакты 5 сегментного типа установлены на валу 4 и прижаты пружинами к непо­движным контактам. Ниж­ний валик 6, вал 4 и контакты(сегменты) 5 приводятся в действие (поворачиваются) с помощью рукоят­ки колпака.

Рис. 3.6. Контактная система пе­реключателя ПБВ

Переключающие устройства РПН выполняются с токоограничива­ющим реактором, токоограничиваю­щими сопротивлениями и без них. На рис. 3.7 приведено переключающее устройство РПН с реактором. РПН состоит из избирателя отводов Aj-Are обмотки 1, контакторов для отключе­ния тока в цепях переключающего устройства, реактора или сопротивле­ний, с помощью которых ограничива­ется ток в переключаемой части обмотки во время перевода тока нагрузки с одного отвода на другой без разрыва цепи тока нагрузки трансформатора. Кроме этого, переключающие устройства могут иметь ручной привод, электрический с кнопками управления или автоматический, а также элементы автоматики и сигнализации.

Однофазные избиратели 3 (рис. 3.7, б) и реактор 4 крепятся на ярмовых балках. Контактная система избирателей работает без разрыва цепи тока, их контакты не подгорают, поэтому избирате­ли располагают на активной части трансформатора. Действие кон­такторов 2 сопровождается разрывом тока в параллельных цепях и возникновением дуги, поэтому контакторы располагают в от­дельном отсеке, заполненном трансформаторным маслом. Это поз­воляет проводить осмотр и ремонт контакторов с заменой масла без вскрытия бака трансформатора.

Рис. 3.7. Переключающее устройство РПН с токоограничивающим реак­тором:а - электрическая схема (одной фазы); б - расположение в трансформаторе устрой­ства РПН типа РНТ-13-623/35

Ремонт переключающего устройства ПБВ начинают с внима­тельного осмотра всех деталей. Особое внимание обращают на сос­тояние рабочих поверхностей подвижных и неподвижных контак­тов, так как при длительной работе контактов в масле они покры­ваются тонкой пленкой желтоватого цвета, которая увеличивает переходное сопротивление в контактах, вызывая повышенный их нагрев и повреждение. Поэтому контакты старательно очищают, протирая технической салфеткой, смоченной в ацетоне или чистом бензине. Подгоревшие и оплавленные контакты заменяют новыми.

При ремонте переключающего устройства ПБВ подтягивают все крепежные детали, заменяют поврежденные пружины, изоли­рующие детали и прокладки, проверяют отсутствие заеданий в контактах и совпадение рабочих поверхностей подвижных кон­тактов с неподвижными, устраняют также другие дефекты, обнов­ляют надписи и обозначения на переключателе.

Полностью отремонтированный переключатель проверяют де­сятью циклами переключения по всем ступеням (цикл — это ход механизма от первого положения до последнего и обратно).Ремонт переключающего устройства РПН значительно слож­нее, чем переключателя ПБВ. Кроме очистки, промывки, протир­ки внутренних и внешних деталей, выполняют дополнительные работы, определяемые конструкцией отдельных частей переклю­чателя и наличием большого числа контактов. Проверяют состоя­ние поверхностей контактов избирателя ступеней, контакторов и электрической части приводного механизма (контактов контрол­лера, реле, конечных выключателей). Контакты всех элементов переключающего устройства, покрытые копотью и слегка оплав­ленные, зачищают и обпиливают, удаляя подгары и наплывы ме­талла, контакты с металлокерамическим покрытием промывают, а сильно поврежденные — заменяют новыми.

В системе привода могут быть сверхдопустимые люфты, кото­рые устраняют подтяжкой креплений и заменой деталей, имею­щих разработанные отверстия и большой износ, а также регули­ровкой контактора и избирателя.

Ремонт отдельных частей переключающего устройства РПН обусловлен необходимостью их разборки и сборки. В случае сбор­ки и регулировки приводов руководствуются рисками, которые наносятся на соединяемые детали при изготовлении трансформа­тора на заводе. Ошибка в подключении отводов может стать при­чиной выхода из строя переключающего устройства, а следова­тельно, и трансформатора. Например, неправильное подключение реактора к контактору, нарушает последовательность работы кон­тактной системы. Во избежание ошибок в схеме подключения от­водов после сборки, регулировки и визуальной проверки схемы со­единений строят круговую диаграмму (рис. 3.8), которая показывает последовательность действия контактной системы переклю­чателя, а также углы опережения и запаздывания при работе кон­тактов контакторов и избирателя.

Рис. 3.8. Круговая диаграмма переключающего устройства на 5 сту­пеней с регулировкой напряжения трансформатора ±2,5% номи­нального напряжения на одной ступени

Построив круговую диаграмму последовательности действия контактов избирателя и контакторов при прямом и обратном хо­дах, по величине люфта судят о качестве сборки избирателя (если люфт меньше 16°, сборка считается удовлетворительной). Затем выполняют десять циклов переключений и если дефекты отсут­ствуют, считают, что переключающее устройство отремонтировано удовлетворительно и может быть установлено на трансформатор.

Ремонт магнитопровода

Приспособления, применяемые при разборке и сборке трансформаторов


Рис. 71. Приспособления, применяемые при разборке и сборке трансформаторов:
а — подбойка, б — переносной лоток, в — стропы, г — траверса сутягами для съема и насадки обмоток
проверка обеспеченности работ оборудованием и необходимой оснасткой (наличие и состояние гильотинных ножниц для резки стали и изоляционных материалов, пресса и штампов для изготовления новых пластин стали, сверлильного станка с набором сверл требуемых размеров, лакировального станка, сушильного шкафа и другого оборудования, необходимого для выполнения отдельных операций ремонта).
На стадии подготовки к ремонту электрослесарь снимает эскизы магнитопровода с указанием точных его размеров, расположения и толщины пакетов, места установки и размеров заземляющих лент, а также изоляционных и вспомогательных деталей. Особая необходимость в таком эскизировании возникает при ремонте магнитопроводов силовых трансформаторов отечественного производства, но старых конструкций и при отсутствии требуемой.технической документации магнитопроводов, изготовленных фирмами зарубежных стран.
Перед началом ремонта магнитопровода электрослесарь-ремонтник должен еще раз лично проверить наличие необходимых инструментов и материалов, а также состояние
имеющихся защитных средств, предписываемых правилами безопасности труда и местными инструкциями при выполнении операций ремонта магнитопровода.

Разборка ремонтируемого магнитопровода.

Прибор для проверки электрического сопротивления изоляции пластин стали


Рис. 76. Прибор для проверки электрического сопротивления изоляции пластин стали:
а — схема, б — устройство; 1 — груз, 2 — рычаг, 3 — стойка, 4- медные электроды, 5 — пакет пластин стали
Одним из основных показателей качества изоляции пластин является, ее электрическое сопротивление, проверяемое в ремонтных условиях с помощью простого прибора, схема и устройство которого показаны на рис. 76.
Измерения производят в трех точках, лежащих на оси. отверстий, и в любых точках на гладкой поверхности пластин. Испытывают три пакета, состоящие каждый из двух пластин, затем один пакет, собранный из ранее. испытанных шести пластин. При сборке пакетов 5 кромки пластин должны совпадать. Образцы закладывают между медными электродами 4 с контактной поверхностью 150 см2 так, чтобы их осевая линия была направлена вдоль пластин. Сжатие, пакета пластин между электродами, осуществляемое грузом 1 прибора, должно быть 5 — 6 кП/см2, испытательное напряжение — 6—12 В, регулируемая сила тока — 0,4 А.
Проверенные и испытанные изолированные пластины на лотках или тележках доставляют к месту сборки магнитопровода. Погрузку, транспортирование и выгрузку пластин необходимо осуществлять с предосторожностью, исключающей повреждение как самих пластин, так и их изоляции.


Бумагооплеточный станок:
1 и 5 — барабаны: 2— рихтовочное устройство; бумагообмотчик; 4 — натяжное устройство

Перед частичной или полной перемоткой обмоток предварительно заготавливают необходимые изоляционные детали и материалы (выравнивающие бумажно-бакелитовые кольца, рейки для каналов между слоями, полосы электрокартона, бумажно-бакелитовые цилиндры, бортики и т.д.). Технология изготовления обмоток должна соответствовать заводской.

После намотки винтовые и непрерывные обмотки имеют увеличенный по сравнению с расчетным осевой размер, поэтому их стягивают стальными плитами и шпильками, сушат и прессуют до получения требуемой высоты. На верхней плите устанавливают пружины (обычно тарельчатого типа), под действием которых обмотки автоматически подпрессовываются по мере высыхания и усадки изоляции. Между плитами и торцами обмоток против колонн прокладок устанавливают деревянные подставки.
В стационарных заводских условиях обмотки сушат под вакуумом в специальном термошкафу, а при индивидуальном ремонте — без вакуума, в шкафу с электроподогревом или в закрытом металлическом баке, нагреваемом индукционной обмоткой. После сушки в течение 10. 15 ч при 100. 105 "С обмотки дополнительно прессуют, равномерно подтягивая гайки на шпильках стяжных плит до получения заданного осевого размера.
Чтобы придать обмоткам монолитность и достаточную механическую прочность, обмотки трансформаторов I и некоторые обмотки II габаритов, а также все слоевые обмотки после сушки и окончательной стяжки пропитывают лаком МЛ-92 методом погружения и запекают. Для улучшения качества пропитки перед погружением в лак обмотки подогревают до 50. 70 С. Длительность пропитки зависит от размеров, конструкции и напряжения обмотки и колеблется в пределах 15. 40 мин. Когда излишек лака стечет, пропитанную обмотку для запекания помешают в термошкаф, где выдерживают при температуре 100. 105 С в течение 10. 12 ч.

Подъем обмотки:
1 — траверса; 2— подъемная лапа: 3 стяжная шпилька; 4 — нижняя опорная деревянная прокладка; 5 — нижняя стальная плита для стяжки обмотки; 6 — веревка для крепления лап к обмотке; 7 — обмотка; 8 — вертикальные рейки обмотки

Для обеспечения механической прочности обмоток, изготавливаемых без пропитки и запекания, их витки укладывают более плотно за счет усиления натяжения обмоточного провода и прошивают наружными рейками.
После сушки обмотки спрессовывают специальным прессом и отделывают: обрезают выступающие части реек, клиньев и концы изоляционных лент, подбивают выступающие переходы проводов, обрезают и укладывают концы обмоток в соответствии с чертежом, выравнивают столбы прокладок. После отделки и окончательной прессовки обмотки стягивают стальными рамами, в которых их транспортируют и хранят до установки на магнитную систему.

Ремонт магнитной системы трансформатора.

Только после демонтажа обмоток оказывается возможным провести окончательную дефектацию и определить объем ремонтных работ магнитной системы. После очистки стержней и нижнего ярма от загрязнений, шлама и копоти проверяют качество и механическую прочность изоляции пластин магнитной системы, а также изоляцию ярмовых балок и пластин.
Пластины с лаковым покрытием не должны спекаться, а лаковая пленка не должна отделяться от них при воздействии неострым предметом. Магнитную систему считают годной для дальнейшей сборки и работы, если на стяжных шпильках и пластинах стали нет признаков повреждений, а состояние их изоляции хорошее. При обнаружении мелких дефектов производят частичный ремонт без полной разборки магнитопровода.
Полный ремонт магнитной системы представляет собой трудоемкий процесс и включает следующие операции: установка магнитной системы в горизонтальное положение; разборка и расшихтовка стержней и нижнего ярма; отбраковка и ремонт пластин; изготовление новых пластин; сборка и испытание магнитной системы. Разборка магнитных систем производится в горизонтальном положении (для трансформаторов III и IV габаритов на специальном металлическом кантователе).
В большинстве случаев при ремонте магнитной системы ограничиваются персизолировкой пластин верхнего ярма. Каждая перешихтовка верхнего ярма приводит к увеличению потерь холостого хода на 5. 8% (при полной переборке магнитной системы это увеличение достигает 25 %). Поэтому стремятся по возможности устранить повреждения магнитной системы без ее разборки.
Удаление старой изоляции пластин производят механическим (на зачистных станках с движущимися стальными щетками или вручную кордовыми лентами или щетками) или химическим (в ванне с 10. 15% раствором едкого натра, нагретого до 80. 90 С, с последующей промывкой в горячей воде и сушкой горячим воздухом) способом. Для снятия с пластин бумажной изоляции ее отпаривают в горячей воде с последующей сушкой или обжигают. Пластины вновь изолируют на лакировальной установке. После лакирования и запекания пластины должны иметь равномерный темно-коричневый цвет, а их поверхность должна быть ровной и гладкой без подтеков. В процессе лакирования периодически проверяют толшину пленки, электрическое сопротивление изоляции пластин и состав лака. Магнитную систему трансформаторов средней мощности обычно шихтуют в две (иногда в три) пластины. В каждом конкретном случае количество ацаетин может отличаться и уточняется при разборке. Пластины укладывают ровно, без перекосов, выступов и набегания одной пластины на другую. Неровности и большие зазоры в стыках подбивают в процессе шихтовки подбойками из фибры.

Лакировальная установка:
1 — пластина; 2 — резиновые вращающиеся валики: 3 — трубка с отверстиями; 4 — расходный бачок с лаком; 5 — трубка; 6 — ванночка; 7— бачок; 8 — насос; 9 — транспортер; 10 — конвейерная печь; 11 — рабочая часть транспортера; 12 — электрическая печь; 13 и 15 — трубы; 14 — транспортер; 16 — приемный стоп

Для контроля правильности укладки пластин периодически измеряют расстояние по диагонали между отверстиями (при стяжке шпильками). Толщину пакетов измеряют штангенциркулем, перекосы и вертикальность оправок проверяют угольником. При ремонте трансформаторов с разборкой остова старую стяжку стержней стальными бандажами и сквозными шпильками заменяют на стяжку стеклобандажами, которые устанавливают с помощью специального механизма, показанного на рис.

Бесшпилечные системы, так же как и стянутые шпильками укладывают, разбирают и собирают с помощью кантователя. Распрессовка осуществляется снятием стяжных внешних коробок и полубандажей с ярм, разрубкой и снятием бандажей со стержней. Технология восстановления пластин аналогична описанной ранее.

Механизм для намотки стеклобанлажей:
1 — бобина с рулоном стеклоленты; 2 — плита для крепления к прессующей балке; 3 — направляющие ролики; 4 — фрикционная муфта; 5 — стальная коробчатая обойма; 6 — зубчатое колесо на валу двигателя; 7 - шайба с зубчатым венцом: 8— палец; 9 — стержень; 10 — разводной сегмент

Сборка магнитной системы требует большого внимания и аккуратности, так как пластины не фиксируются оправками и качество их укладки зависит от тщательности выполнения работ. Каждый пакет пластин толщиной 15. 20 мм выравнивают киянкой и проверяют шаблоном правильность сборки. После укладки всех пластин в уступы пакетов стержней закладывают изготовленные из бука планки и рейки в том же порядке, в котором они находились до разборки, и временно закрепляют их на стержнях киперной лентой. Затем магнитную систему спрессовывают струбцинами, цепными или временными ленточными бандажами. Вначале прессуют стержни, потом ярма. После опрессовки поочередно снимают временные прессующие приспособления и устанавливают постоянные бандажи.
Собранный остов стропят, поднимают и ставят в вертикальное Положение. Под опорные планки подкладывают бруски и устанавливают вертикальные прессующие шпильки так, как они были установлены до разборки. Окончательно подтягивают все стяжные шпильки и мегомметром измеряют сопротивление изоляции ярмовых балок и шпилек по отношению к магнитной системе. При отсутствии дефектов остов передают на испытание. Если результаты испытаний удовлетворительные, верхнее ярмо расшихтовывают и приступают к насадке обмоток.

Ремонт и изготовление главной изоляции.

При ремонте трансформаторов с заменой обмоток главную изоляцию, как правило, заменяют новой. Однако, если она имеет небольшие дефекты, ее ремонтируют, изготовляя и заменяя отдельные детали. Обычно в трансформаторах 1. III габаритов ярмовую и уравнительную изоляции изготовляют заново.
II Для изготовления изоляции из электрокартона применяют различные приспособления и инструменты: станок или приспособление для вырезки шайб (круговые ножницы); вибрационные, гильотинные и ручные ножницы; электрическую или ручную дрель со сверлами; слесарный молоток; кисть для обмазки лаком склеиваемых частей; стол для разметки, обмазки деталей лаком и сборки изоляции; пресс-форму для прессовки и запекания склеенных деталей.

Сборка ярмовой изоляции обмотки трансформатора III габарита:

а — ярмовая изоляция; б — заклепка из электрокартона: 1 — шайба: 2 — подкладки

Сборка ярмовой изоляции обмотки трансформатора III габарита показана на рис. Шайбу 1 вырезают из электрокартона толщиной 2. 3 мм. Верхние и нижние подкладки 2 изготовляют из набора отдельных пластин. Пластины вырезают из листа электрокартона, соблюдая одно направление резки (вдоль или поперек волокон), так как усадка электрокартона вдоль и поперек волокон различна. Если склеить полосы, нарезанные произвольно, то после сушки произойдет их коробление и расслаивание.

Читайте также: