Умберто эко искусство и красота в средневековой эстетике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта книга представляет собой краткий очерк истории эстетических теорий, разработанных культурой латинского Средневековья в период с VI по XV вв. н. э.

Книга представляет собой краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.

История.Данный очерк носит исторический, а не теоретический характер. Смысл нашей работы — мы вернемся к этому в конце книги — заключается в том, чтобы дать представление об определенной эпохе, а не внести философский вклад в современное определение эстетики, постановку ее проблем и их решение. Этого уточнения должно было бы хватить и хватило бы, если бы речь шла об эстетике классицизма или барокко. Но коль скоро, начиная с прошлого века, в средневековую философию старались вдохнуть новую жизнь, стремясь представить ее как вечную философию (philosophia perennis), любое рассуждение о ней в обязательном порядке должно сопровождаться основательным разъяснением своих собственных философских предпосылок. Поэтому уточняю: данное исследование по эстетике Средневековья так же стремится постичь определенную историческую эпоху, как к этому стремилось бы исследование греческой или барочной эстетики. Естественно, наше обращение к данной эпохе предполагает, что мы находим ее интересной и считаем ее достойной более основательного изучения.

История эстетических теорий.Именно в связи с тем, что речь идет об историческом очерке, мы не стремимся к тому, чтобы в терминах, приемлемых для сегодняшнего дня, дать очередное определение тому, что представляет собой теория эстетики. Мы исходим из самого широкого понимания этого термина, которое учитывает все случаи, когда та или иная теория представляется или признается как эстетическая. Таким образом, мы будем понимать под эстетической теорией любую цепь умозаключений, которая, притязая на определенную систематичность и прибегая к использованию философских понятий, рассматривает те или иные явления, касающиеся красоты, искусства и условий создания и оценки произведений искусства; отношений между искусством и другими видами деятельности, а также искусством и нравственностью; предполагающие рассмотрение задач художника, понятий приятного, декоративного, стиля, суждений о вкусе, а также критики этих суждений, теорий и различных видов практики истолкования текстов, как вербальных, так и невербальных, то есть проблемы герменевтики (принимая во внимание, что она пересекается с уже названными проблемами, даже если — как в основном и случалось в Средние века она затрагивает не только явления собственно эстетического порядка).

Представляется более предпочтительным не исходить из современного определения эстетики и затем выяснять, отвечала ли ему минувшая эпоха (именно такой подход и стал причиной появления наименее удачных книг по истории эстетики), но начать с определения, которое было бы максимально синкретичным и широким, а потом перейти к рассмотрению интересующей нас проблематики. Действуя таким образом (вслед за рядом других исследователей), мы стремились, по мере возможности, соединить собственно теоретические рассуждения с анализом всех тех текстов, которые, даже если они и были написаны без какого-либо стремления к систематическому изложению (например, замечания теоретиков риторики, сочинения мистиков, коллекционеров искусства, педагогов, энциклопедистов или толкователей Священного Писания), тем не менее отражают философские идеи своей эпохи или оказывают на них влияние. Точно так же по мере возможности и не претендуя на полноту, мы стремились выявить эстетические идеи, определяющие собой различные аспекты повседневной жизни, а также эволюцию форм и художественных приемов.

Между тем, так сказать, частичная ответственность за эту десятивековую мешанину лежит и на средневековой культуре, которая избрала (или была вынуждена избрать) латинский язык как lingua franca, Библию как книгу книг, святоотеческую традицию как единственное свидетельство классической культуры, и занялась комментированием комментариев и цитированием авторитетных формул с таким видом, будто сама неспособна изобрести что-либо новое. На самом деле это не так: средневековая культура обладает чувством нового, но стремится скрыть это новое под завесой повторений (в отличие от современной культуры, которая, напротив, делает вид, что она изобретает нечто новое, даже в том случае, когда на самом деле лишь повторяет уже известное). Тяжелого испытания, вызванного стремлением узнать, когда же все-таки говорится нечто новое (говорится там, где человек Средневековья старается убедить нас, что он просто повторяет ранее сказанное), не удается избежать и тому, кто решил заняться историей эстетических идей. Чтобы сделать его не столь тяжким (по крайней мере для читателя), в нашем очерке будут изложены эстетические проблемы, а не воссозданы портреты тех или иных авторов. При портретировании легко впасть в заблуждение и счесть, что любой мыслитель — поскольку он использует термины и формулы, к которым уже прибегали его предшественники — продолжает говорить об уже известном (чтобы убедиться в обратном, нам пришлось бы воссоздать отдельные

СТАТЬЯ Средневековая эстетика в эссеистике Умберто Эко

Все мы знаем и любим Умберто Эко как гениального писателя и титана эпохи постмодернизма. Впрочем, в мире он не менее известен как блестящий эссеист, преподаватель и один из лучших ученых-медиевистов своего времени. Его перу принадлежит множество трудов, посвященных особенностям средневековой эстетики, как научного, так и научно-популярного характера. В этой статье мы попробуем выделить его основные тезисы о средневековом представлении о красоте и собрать их воедино.

Эстетика Вселенной

Умберто Эко

Умберто Эко. Фото: Erinc Salor

Красота — это прежде всего тот самый пресловутый порядок, ordinem, и эта ассоциация, по сути, определила вектор развития средневекового искусства на несколько веков вперед. Считалось, что Вселенная и все, что в ней находится, подчиняется определенному порядку, который нужно разгадать и следовать ему. Не нужно изобретать ничего нового — достаточно опираться на Священное Писание и труды философов-классиков, являющихся в каком-то смысле ярким отражением этого мирового порядка и потому достойных подражания.

Красота внешняя и внутренняя

Ни для кого не секрет, что основой средневекового мировоззрения является амбивалентное представление о человеке и обо всем, что его окружает.

Подобное отношение переносилось практически на все, что окружало средневекового человека. Он буквально жил в ощущении того, что все, что его окружает, не имеет абсолютно никакого значения, что все бренно и быстротечно. Однако это не значит, что красота физического мира отрицается или удостаивается порицания — средневековые мыслители охотно посвящают свою мысль и таким предметам. Например, в трудах Гилберта Голландского мы можем встретить довольно четкое представление о том, как должна выглядеть идеальная женская грудь. Таким же образом Балдуин Кентерберийский восхваляет заплетенные в косу девичьи волосы. Оба эти отрывка, подчеркивает Эко , невольно ангажированы тогдашней модой, а что может быть более быстротечным и преходящим, чем изменчивая мода?

Красота пропорций

Наш мир и все, что нас окружает, — лишь тени, копии настоящих вещей, именуемых Идеями. Отсюда физический мир вызывает несколько пренебрежительное отношение — ведь это лишь фикция, неуклюжая копия чего-то настоящего, а значит, по-настоящему важного.

Цветы из манускрипта 1476 года

Цветы из манускрипта 1476 года

Эстетика цвета и света

В отличие от эстетики пропорций, размышления о которой находят свое отражение во многих философских трудах и которая довольно легко теоретически обосновывается, восприятие цвета и света представляется более чувственным и хаотическим. Трудов, посвященных этой теме, практически нет, поэтому единственным косвенным источником информации может быть поэзия.

Очевидно, что игра света на металлах и драгоценных камнях, переливы тканей, игра светотени и цветовые сочетания несут для средневекового восприятия прежде всего символический характер. Неслучайно именно для Средневековья становится характерна такая наука, как геральдика, имеющая дело во многом именно с символикой цвета. Впрочем, не менее очевидно, что определенным значением цвет наделяется именно в связи с хаотично возникающими ассоциациями, то есть первичным оказывается все-таки чувственное восприятие.

Вселенная как символ

Ни для кого не является секретом аллегорическое мышление средневекового человека. Вот как об этом пишет Хёйзинга:

Иллюстрация к поэме Готье де Метца Образ мира (XIII век)

Роль поэзии в средневековом мире

Что хочет нам сказать святой Фома Аквинский, когда называет поэзию infima doctrina (низшее учение)? Уж конечно, он не пытается принизить ее значение. Ее единственный недостаток в том, что поэзия, используя аллегорию, как философия или теология, обращается к предмету недостойному, то есть к выстраиванию фантазийных образов в сознании читателя или слушателя, и таким образом, по сути, ставит своей целью сочинить как можно более красивую ложь, что препятствует познанию мира.

Средневековые музыканты (иллюстрация из манускрипта XIII века)

Средневековые музыканты (иллюстрация из манускрипта XIII века)

Именно в Средневековье зарождается витражное искусство, чей эффект обусловлен использованием ярких, чистых, базовых цветов, пронизанных ярким светом — вот вам аллегория мира во всем его многообразии, пронизанного насквозь Божественным светом.

Весной 2019 года я представляла курсовой проект по теме "Издательская рецензия как оценочный жанр" преподавателю дисциплины "Технология редакционно-издательского процесса", в котором упоминала итальянского публициста и учёного Умберто Эко.

Сейчас же я хочу рассказать вам, что меня зацепило в одной из его книг - Искусство и красота в Средневековой эстетике. Книга представляет собой краткий очерк истории эстетических теорий, разработанных культурой латинского Средневековья в период с VI по XV век. В содержании книги следующие главы: "Эстетическое мировосприятие Средневековья", "Прекрасное как трансцендентное", "Эстетика пропорций", "Эстетика света", "Символ и аллегория", "Психология и гносеология эстетического видения", "Св. Фома и эстетика органического целого", "Развитие и кризис эстетики органического целого", "Теории искусства", "Художественный вымысел и достоинство художника", "После схоластики".

Для статьи выберу три главы и расскажу кратко, что в них такого особенно.

Выбранные главы: "Эстетика пропорций", "Эстетика света" и "Теории искусства". В каждой из этих глав по 5-6 подглав.


Глава "Эстетика пропорций"

Что такое красота тела? Соразмерность частей вкупе с некоторой приятностью цвета. Так мыслил в Средние века Августин.

"Канон" Поликлета - документ, излагающий основы эстетики.

Боэций каким-то мистическим образом влиял на Пифагора. И до влиялся до тех пор, пока Пифагор не стал первым изобретателем музыки.

Боэций, говоря о музыке, имел в виду математическое обоснование музыкальных законов. Музыкант - это теоретик, знаток математических законов, управляющих миром звуков, в то время как простой исполнитель - всего лишь раб, лишённый подлинного знания дела. Что же касается композитора, то он действует инстинктивно и не в состоянии постигнуть той невыразимой красоты, которую может явить только теория. Лишь того, кто воспринимает ритмы и мелодии в свете разума, можно назвать музыкантом.

В варварскую эпоху словесность пришла почти к упадку. Боэций скрывается от этого, погружаясь в осмысление неуничтожимых ценностей, числовых закономерностей, что управляют природой и искусством независимо от исторической ситуации. Даже в те мгновения, когда он с оптимизмом созерцает красоту мира, его позиция все же остается позицией мудреца. Мудреца, который скрывает своё недоверие к миру феноменов, восхищаясь красотой математических ноуменов. Таким образом, эстетика пропорций входит в Средневековье как учение, не поддающееся какой-либо проверке, с одной стороны, а с другой - способствующее энергичным и действенным верификациям.

Теоретические положения Боэция насчёт музыки известны нам. Однажды Пифагор заметил, что когда кузнец ударяет по наковальне различными молотами, они производят разные звуки, и понял, что отношения между звуками таким образом возникшей гаммы напрямую связана с весом каждого молота. Следовательно, число правит звуковой вселенной в физическом отношении, а также отвечает за её художественную организацию.

На принципе пропорции основывается и восприятие музыки слушателем. Человеку свойственно испытывать раздражение от звуковой дисгармонии и увлеченно вслушиваться в приятную музыку. Речь идёт о психологии музыки: различные музыкальные лады по-разному воздействуют на психологию индивида. Эко классифицирует ритмы, говоря о таких, как ритмы резкие и ритмы умеренные, ритмы, призванные вселять в юношей мужество, и ритмы нежные и сладострастные. Боэций напоминает точку зрения спартанцев, согласно которой над душами людей можно властвовать с помощью музыки.

Пифагорейская идея гармонии сфер. Музыкальная гамма, образуемая 7 планетами, которые вращаются вокруг Земли, рождают звуки, так что чем больше та или иная планета удалена от Земли и чем быстрее она вращается, тем выше производимый ею звук.

Благодаря принципам пропорции и контраста безобразное также вливается в мировую гармонию. Красота включает в себя эти контрасты, и в гармонии всего сотворенного даже чудовища обладают разумом и достоинством, даже зло, включенное во всеобщий порядок, становится прекрасным и благим, потому что из него рождается благо и рядом с ним само это благо сияет ещё ярче.


Глава "Эстетика света"

Метафизика света: Роберт Гроссетест.

Гроссетест отстаивал точку зрения, присуще схоластам его эпохи. А именно, что Творец является источником света, ибо Бог являет собой высшее согласие и соответствие себя себе самому. Эта точка зрения ведёт его путём, которым двигаются схоласты. Однако синтез (согласие и соответствие) оказывается ещё сложнее и личностнее. Гроссетест акцентирует внимание на проблеме света: он рисует нам образ вселенной, образовавшейся из единого потока световой энергии, которая одновременно является источником красоты и бытия. По существу, речь идёт о эманации: из вселенского света через последовательные разрежения и сгущения образуются астральные сферы и зоны природных элементов, а следовательно, и бесконечные оттенки цветов и механико-геометрические объёмы вещей. Таким образом, соразмерность мира представляет собой не что иное, как математический порядок, в котором свет, распространяясь в процессе творения, овеществляется по-разному, в соответствии с разной степенью сопротивления материи.

Следовательно, источником упорядоченности является поток творческой энергии.

В целом созерцание вселенной превращается в созерцание красоты как через пропорции, которые анализ обнаруживает в мире, так и через непосредственное воздействие света, весьма приятного для глаза, в наибольшей степени способного порождать и являть красоту.

На тех же началах св. Бонавентура начинает разрабатывать свою метафизику света, с той же разницей, что он объясняет его природу и заключённое в нём творящее начало в понятиях. Свет он мыслит как субстанциальную форму тел как таковых: это первое определение, которое получает материя, становясь бытием.

В этом смысле свет является началом всякой красоты. Во-первых, потому что он есть самый приятный из всех видов реальности. Во-вторых, потому что через него создаётся всё многообразие цветов и световых оттенков как на земле, так и на небе.

Свет можно рассматривать в трёх аспектах.

1) как сияние - как свободное движение во все стороны и причина всякого движения;
2) как собственно свет - он обладает светящимся бытием и переносится в пространстве прозрачными телами;
3) как цвет и сияние - он отражается от тёмного, непрозрачного тела, с которым сталкивается.

В теле человека свет воссияет в четырёх основных качествах:

1) как ясность, которая просвещает;
2) как бесстрастие, благодарю которому ничто не сможет его запятнать;
3) как подвижность;
4) как проницаемость, благодаря которой свет проникает в прозрачные тела, не помрачая их.

Идеал "человека квадратного" оборачивается эстетическим идеалом и в мистике света.


Глава "Теории искусства"

Изображение безобразного прекрасно тогда, когда оно убедительно передаёт безобразное.

Поэзия никогда не должна прибегать к средствам убеждения или риторики, но исключительно к средствам подражания. Подражать надо с такой убедительностью и так красочно, чтобы вещь, которой подражают, как живая стояла перед глазами. Если поэт отказывается от этих средств и переходит к прямому рассуждению, он грешит против собственного искусства.


В следующем посте расскажу про ещё одну его книгу "Роль читателя. Исследования по семиотике текста". Эко утверждает, что "каждый тип текста явным образом выбирает для себя как минимум самую общую модель возможного читателя" и настаивает "на сотворчестве адресата и отправителя".

Ждите следующий пост, как ждал Хатико. И не забывайте, что когда перестаёшь читать, перестаёшь и мыслить, как говорил Дидро.

Умберто Эко - Искусство и красота в средневековой эстетике

Умберто Эко (р. 1932) — выдающийся итальянский ученый-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель, автор хорошо известных русскому читателю романов ""Имя Розы"" (1980), ""Маятник Фуко"" (1988), ""Остров накануне"" (1995) и ""Пражское кладбище"" (2010). Сборник ""Сотвори себе врага"" имеет подзаголовок — ""тексты по случаю"", так как в него вошли эссе и статьи, написанные ""по заказу"" — для тематических журнальных номеров или на основе докладов на конференциях, посвященных разным областям знаний, а также статьи остро полемического характера… Разные ""случаи"" — разные темы. Почему людям нужно…

Лучшая рецензия на книгу

NastyaMihaleva

Умберто Эко - Искусство и красота в средневековой эстетике

27 декабря 2021 г. 13:36

Умберто Эко немного лукавит, говоря, что книга подходит для неспециалистов. Да, текст в самом деле не сведет с ума неподготовленного читателя, непонятных терминов используется совсем немного, но для восприятия книги нужно очень неплохо ориентироваться в средневековых мыслителях. Ну или мне этого не хватало, от чего я перечитывала многие абзацы по несколько раз, чтобы уловить казалось бы незначительную, но важную разницу. Но даже при затраченных усилиях сомневаюсь, что смогла усвоить больше пятой части, а останется со мной ещё меньше. И всё же я не могу жалеть о времени, проведенном с синьоре Эко. Невероятно интересно сравнить (если не в силах осознать так, как хотелось бы), как понимание красоты человека менялось со временем и как это перекликается с современными открытиями и подходами.…

Читайте также: