Сражение русского войска с крымскими татарами во главе с казы гиреем в 1591 году кратко

Обновлено: 11.05.2024

Воробьево - местность на юго-западе Москвы, в районе которой 4 июля 1591 г. произошло сражение московской рати под командованием воевод Ф.И. Мстиславского и Н.Р. Трубецкого с войском крымского хана Казы-Гирея. Воспользовавшись отвлечением русских сил на войну со шведами, Казы-Гирей летом 1591 г. совершил набег на Москву. Он надеялся, что российская столица слабо защищена. Но у ее стен крымцев встретило большое войско. Тем не менее хан атаковал Москву с юго-запада.

4 июля части хана подошли к Коломенскому. Целый день войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, стремясь найти в ней уязвимые точки и прорваться к центру города. Но москвичи стойко отразили все атаки и нанесли войскам хана серьезный урон (в том числе артиллерийским огнем). Для ободрения защитников города царь Федор Иоаннович повелел вынести к ним знаменитую Донскую икону Божией Матери, которая, по преданию, находилась в русском войске еще во время Куликовской битвы.

Маневренный бой длился целый день. К вечеру Казы-Гирей, не добившись успеха ни на одном из направлений, перенес свою ставку в село Воробьеве (район Воробьевых гор). Для устрашения ханского войска москвичи продолжали палить из пушек всю ночь. Взятые же в бою пленные сообщили хану, что стрельба ведется в знак радости от прихода с севера в столицу свежих войск.

Убедившись, что Москва надежно защищена, Казы-Ги-рей не стал больше рисковать. Не дожидаясь рассвета, хан отступил. Это было последнее нашествие войск Крымского ханства, когда им удалось вплотную подойти к стенам Москвы. В честь этой победы в Москве, на месте, где находилась среди защищавших столицу войск знаменитая Донская икона Божией Матери (легенда приписывает ей чудесное заступничество), был основан Донской монастырь.

В 1591 г. состоялся поход 150-тысячных объединенных крымских и ногайских войск на Москву. Возглавил его хан Газы Герай (Казы-Гирей). Под Москвой произошло сражение, в ходе которого крымская орда потерпела поражение. Это был последний поход Крымского ханства, когда враг сумел подойти к стенам столицы Русского государства.

1591, лето. Поход на Москву Крымского хана Казы-Гирея

Движение орды на Москву

Русские военачальники готовились к главному сражению непосредственно у стен столицы. Русскую рать возглавили бояре Ф. Мстиславский и Б. Годунов. Отправленный в район реки Пахры отряд В. Бахтеярова-Ростовского должен был отвлечь и притормозить продвижение врага. Однако отряд быстро разбили татары, этого времени хватило, чтобы собрать полевое укрепление возле Москвы.

Решающая битва

Решающая битва

Сражение завершилось вечером. Ночью отряд русской конницы численностью 3 тыс. воинов вышел из полевого укрепления и атаковал лагерь Крымского хана в Коломенском. Русские налеты под прикрытием пушек и ружей сильно напугали противника. Поэтому Казы-Гирей приказывает 06.07.1591 г. начать отступление к Серпухову. Здесь он обратно переправил войска на другой берег Оки и двинулся в обратном направлении к своим землям. В ходе отступления враг оставил основную часть своего обоза.

Русская конница начала преследование отступавшего врага. Ей удалось догнать татар у Серпухова. После этого конница начала уничтожать отряды противника при его продвижении к Туле. Отдельные крымские отряды были разбиты в районе Тулы, Михайлова, Пронска. Крымская орда была деморализована. Хан, а также царевичи Сафа Герай и Бахти Герай с ханскими племянниками, получили ранения. В Крым после похода вернулась только 1/3 первоначального войска. Крымский хан приехал в Бахчисарай 02.08.1591 г.

Итоги крымского набега

Чтобы отметить победу русского войска, Федор Иоаннович в 1591 г. распорядился на месте гуляй-города основать Донской монастырь. Потерпевший поражение Газы II Герай отправляет русскому царю письма с предложением возобновить дружбу. Хан указывал на свое желание получить полную независимость от османцев и перенести государство к днепровским берегам. Он также обещал в последующем преданность Москве и содействие в ее конфликтах с османцами и Речью Посполитой.

В то же время такая политика хана была лишь уловкой. В 1592 г. орда Фети-Гирея и Бахти-Гирея нападает на тульские, каширские и рязанские земли. Хан начал требовать выплачивать поминки. Летом 1594 г. между Крымским ханством и Москвой был оформлен мирный договор.


Рис. 3.11. Старинное изображение Донского монастыря в Москве начала XVIII века. Клеймо гравюры Петра Пикара. Взято из [24], с. 7.


Рис. 3.12. Изображение Донского монастыря в Москве 1873 года. Литография. Взято из [24], с. 47.


Рис. 3.13. Донской монастырь. Старинный рисунок. Взято из [69], с. 88.


Рис. 3.14. Современный вид северной стены Донского монастыря. Взято из [24].


Приводимые ниже свидетельства взяты нами из [142], т. 3 и [24]. Нынешняя версия говорит об основании Донского монастыря следующее.

«Основан в 1593 г. в память ЧУДЕСНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ Москвы от нашествия в 1591 г. крымского хана Казы-Гирея на месте, где в обозе или главном стане русских, ожидавших врага, стояла походная церковь преп. СЕРГИЯ, в которой, после обнесения городских стен и стана, была поставлена икона ДОНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. После сражения, длившегося весь день 4 июля, хан, изведав отпор русских, по словам разрядной книги, утром 5-го бежал, оставив в добычу весь свой обоз. Монастырь в XVII веке называли монастырём Пресвятой Богородицы Донской, „что в Обозе“.

Неясно также, когда и кем была перенесена икона Донской Божией Матери в церковь Донского монастыря. Ведь икона связана с Дмитрием Донским! Возможно, она и ранее XVII века находилась в старой церкви на этом месте.

«Есть предположение, что строителем старого собора был Ф.С. Конь.

«В конце июня 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска к Москве… 4 июля 1591 года Казы-Гирей, стоявший лагерем в селе Коломенском, выслал для разведки боем передовые части… Они попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города (на месте нынешней Октябрьской площади), с тем, чтобы переправившись через Крымский брод, вдоль по берегу реки Москвы прорваться к Кремлю. На этом пути их встретили огнём русские артиллеристы. Целый день продолжался бой на холме, у „Гуляй-города“ (передвижная крепость из деревянных щитов, перемещавшихся на телегах-обозах — Авт.). Крымские татары отступили, готовясь повторить нападение. Чтобы быть ближе к Москве, хан разделил свои отряды на две части, и с одной из них, оставив другую под Коломенском, передвинулся на высоты Воробьёвых гор. Весь город лежал перед Казы-Гиреем, как на ладони. Это обстоятельство учёл Борис Годунов, когда задумывал замечательную военную хитрость.

В ночь с 4 июля на 5 июля 1591 года Москва осветилась кострами. Они вспыхнули на башнях Кремля, Белого города и в монастырях. Москвичи-ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. „Тое ночи пошли из обозу со всеми людьми и с нарядом на крымского царя на Казы-Гирея, на его станы, где он стоит, и на походе блиско крымского царя полков учали из наряду стрелять“ [129], с. 444. А в то же время около татарского стана появился богато одетый безоружный всадник. Татары захватили его и привели к хану. — Что есть тако на Москве великий шум? — спросили его, угрожая пыткой. А тот ответил, что „приидоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити сее нощи на тебе“ [ПСРА, т. XIV, ч. 1, с. 43]. „Пленника жестоко пытали… но он оставался непоколебим и твердил всё одно, не изменяя ни слова“ [94], с. 38. Измученные ночной схваткой и убеждённые стойкостью пленника, татары поверили ему и бежали в ту же ночь так поспешно, что „между Москвою и городом Серпуховым… повалили много мелкого леса и передавили несчётное множество своих лошадей и людей“ [94], с. 38. На следующее утро татар под городом уже не было.

Войско Казы-Гирея было перехвачено на переправе через Оку и разгромлено. Поход Казы-Гирея оказался последним походом крымских татар на русскую землю, во время которого им удалось дойти до Москвы.





Рис. 3.19. Увеличенный фрагмент плана Исаака Массы. Показан центр Москвы и окрестности реки Яузы. Стоит обратить внимание, что место Куликовской битвы изображено на плане Исаака Массы застроенным. Это противоречит старым картам Москвы середины XVIII века, из которых ясно видно, что вся эта территория оставалась незастроенной, по крайней мере, до 1768 года. См. ХРОН4, гл. 6:11. Поэтому план Исаака Массы, вероятно, был нарисован не ранее середины XVIII века. Взято с обложки книги [115].


Рис. 3.20. Малый (Старый) Собор Донского монастыря в Москве. Взято из [24].

«Дьяк Ивам Тимофеев в своём „Временнике“ писал: „Но честолюбивый [Борис] под видом веры, ради явленного тогда богом истинного чуда, на обозном месте, где стояло православное ополчение всего войска, построил новый каменный храм во имя пресвятой Богородицы, по названию ДОНСКОЙ, и устроил при нём монастырь, по виду ради богоугодного дела, а по правде — из-за своего безмерного тщеславия, чтобы прославить победой своё имя в [будущих] поколениях. Как и в других подобных [поступках] он понят был, так и в этих, потому, что на стенах [храма] красками, как в летописи — что приличествовало лишь святым — изобразил подобие своего образа“ [46], с. 208.

Погром фресок в Старом соборе Донского монастыря — лишь один из случаев в длинной цепи варварского уничтожения исторической памяти о старой русской царской династии, предпринятого Романовыми после их захвата русско-ордынского престола. См. ниже.


Рис. 3.21. Большой Собор Донского монастыря в Москве. На его куполах мы также видим христианские кресты в виде османского полумесяца со звездой. Взято из [24].

В заключение, сформулируем следующие соображения.

1) По-видимому, церковь преподобного Сергия построили в московском селе Котлы раньше XVI века. А именно, в честь похода 1380 года Дмитрия Донского на Мамая, в том самом месте, где Дмитрий Донской делал остановку перед смотром войск. Вероятно, именно на месте его стана и была затем возведена московская церковь Донской Богоматери, а потом и Донской монастырь.

2) Что касается иконы Донской Богоматери, рис. 3.22, то возможно, она находилась в войске Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Потом икону поместили в церкви преподобного Сергия, что и дало название монастырю — Донской.

3) Известно, что при Дмитрии Донском в Москве встречали ВЛАДИМИРСКУЮ ИКОНУ Богоматери, рис. 3.23. Отметим, что образы Владимирской и Донской Богородицы похожи друг на друга.


Рис. 3.22. Икона Донской Богоматери. Взято из [169], лист 8.


Рис. 3.23. Икона Владимирской Богоматери. Взято из [169], репродукция 1.

Подробнее об этих иконах, их истории, перемещениях и месторасположении см. в [83], т. 2, с. 198–208, [168], с. 111, 143, 153, 161, [169], выпуск 1, илл. 1,8.

5) Возможно, что-то из того, что сегодня относят к Куликовской битве, происходило на самом деле в XVI веке при Борисе Годунове и его брате ДМИТРИИ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Казанская икона Божией Матери обновилась.

Казанская икона Божией Матери обновилась. …Батюшка и Олечка пели акафист Казанской Божией Матери. Потом ты умчался куда-то, а мы еще долго обедали и разговаривали. О книгах православных, которые и я теперь читала, говорили. Потом о масонстве, о Новикове. Батюшка знал об

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В каждом храме, в каждой православной семье можно

Чудотворная Козельщинская икона Божией Матери [2]

Чудотворная Козельщинская икона Божией Матери[2] Козельщинская икона принадлежит к числу сравнительно поздних по времени прославления чудотворных икон Богоматери и вместе к числу наиболее почитаемых. Событие, прославившее эту икону получило самую широкую огласку,

Сражение на Пахре в 1591 г.

В героическом, но обреченном сражении на Пахре 3 июля 1591 года русские кавалеристы, смяв татарские сторожи, атаковали головную часть гигантского войска, на какое-то время остановив его: по-видимому, татары перегруппировывались, ожидая удара крупных сил. В короткой и яростной сабельной схватке большинство удальцов полегло, три десятка раненых бойцов крымцы захватили в плен. В плен был захвачен и командир героического отряда князь В.И. Бахтиаров-Ростовский.

Читайте также: