Турция 21 век кратко

Обновлено: 02.07.2024

Турция в условиях меняющейся системы международных отношений

Турция – это государство, расположенное главным образом в Западной Азии и частично - в Южной Европе

Все это привело к необходимости изменения внешнеполитической ориентации Турецкого государства в сторону соразмерного пересмотра внешней политики новым реалиям. При этом важно было учесть исторический и географический потенциал положения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Так или иначе, турецкий фактор сегодня стал играть весьма важную роль практически во всех вопросах международной политики, особенно в разрезе процессов, происходящих в Ближневосточном регионе. До недавнего времени роль Турции как регионального и мирового актора представлялась несущественной в виду внутренних слабостей страны, ее исторического и политического наследия. Сегодня, однако, Турция стремится активно формировать свой внешнеполитический курс, определяя свои интересы по широкому кругу вопросов и рьяно отстаивая свои позиции на мировой арене.

Общий внешнеполитический курс Турции в XXI веке

Ключевыми целями Турции, положенными в основу выстраивания нового внешнеполитического курса в XXI веке, стали:

  • улучшение имиджа страны на международной арене;
  • усиление роли страны на Балканах;
  • укрепление отношений с США;
  • интеграция с тюркскими республиками;
  • ликвидация преград в отношениях с Ближним Востоком;
  • расширение взаимодействия с Африкой и Азией;
  • расширение сети турецких университетов за рубежом;
  • продвижение турецкой культуры на мировой арене.

Как отмечают эксперты, геополитическое положение Турецкой Республики имеет достаточно большой потенциал для формирования большого числа проектов сотрудничества. Возможности их создания и реализации будут определяться мудростью использования геополитики в сфере безопасности, международных экономических и политических отношениях.

Что касается региональных приоритетов, повышенное внимание в рамках внешней политики Турции в XXI веке стало уделяться выстраиванию и развитию отношений с США, Евросоюзом и НАТО. Особый акцент власти делают на необходимости выстраивания дружеских, а не конкурентных отношений с Россией на Кавказе и в Центральной Азии. Повышенное внимание также уделяется выстраиванию отношений Турции со странами Ближнего Востока и Центрально-Азиатского региона.

Внешняя политика Турции в XXI веке стала опираться на восемь ключевых принципов. Все они условно могут быть подразделены на две категории – методологические и операционные.

Методологические принципы внешней политики Турции включают в себя:

Операционными принципами внешней политики Турции в XXI веке стали:

Реализация этих принципов направлена на обеспечение безопасности и укрепление позиций Турции на мировой арене.

На сегодняшний день Турция имеет мощный дипломатический аппарат, что позволяет Анкаре вести смелую политику на мировой арене. Армия Турции официально находится в Сирии, а в Ливии благодаря усилиям Эрдогана, армия Хафтара не смогла взять под контроль Триполи. Усиление влияния на Ближнем Востоке позволяют Турции выступать против Греции, Кипра, Египта, Израиля и Франции в Средиземном море. Также Турция ведёт смелую политику не только на Ближнем Востоке, но и в Закавказье и в Восточной Европе. Всё это бы не было возможным без мощного дипломатического аппарата и без использования методов мягкой силы. Делая акцент на общих исторических достижениях и Исламской религии современная Турция без войны увеличивает влияние в странах, которые когда-то входили в состав Османской Империи.

Политика Турции с 2000 по 2016 год.

В 2000х годах Турция активно проводила политику использования мягкой силы, стараясь привлечь внимание к турецкой культуре и уделяя большое внимание развитию туризма. Эти направления прекрасно добавляют друг друга, ведь кроме отдыха в отелях, многие туристы с удовольствием ездят на экскурсии, где рассказывается турецкий взгляд на историю.

Нулевые года были непростым временем для турецкой экономики. Однако именно в это время был сделан упор на развитие культуры. Это дало свои плоды и за 20 лет XXI века турецкий кинематограф совершил огромный шаг вперёд. Ставка на развитие кинематографа и увеличение интереса к турецкой культуре, произошло после терактов в США 11 сентября 2001 года. После того, как в Западном мире возросли антиисламские настроения, Турция пыталась создать образ противовеса радикальному Ислама, в расчёте на то, что это приведёт к смягчению антиисламских настроений в Европейском Союзе и США. Такая политика была связана не только с попыткой смягчения антиисламских настроений на Западе, но и для того, чтобы увеличить своё влияние в малоразвитых исламских странах 3го мира.

Хоть и Турция пока ещё не может конкурировать с США по популярности фильмов и сериалов, турецкие сериалы становятся всё более известными в мире и на сегодняшний день Турция является вторым крупнейшим в мире экспортером телевизионных сериалов после США. В отличии от западных фильмов и сериалов, где популярны на сегодняшний день фэнтези и фантастики, турецкие сериалы ориентированы на демонстрацию турецкой культуры, а также огромное внимание уделяется трактовке важных исторических процессов, Ислама и семейных ценностей. Наибольшей популярностью турецкие сериалы пользуются на территории стран Латинской Америки и Ближнего Востока.

Прорывом для турецкого кинематографа стал 2011 год, когда вышел первый сезон многосерийного сериала"Великолепный век". Сериал был показан в 43 странах мира и его посмотрели свыше 200 млн человек. Практически мгновенно сериал стал мегапопулярным в России, странах Европейского Союза и США.

Главный посыл сериала направлен на возвеличивание Сулеймана Великолепного, а также стремление показать турецкие консервативные ценности и турецкий взгляд на такие важные события как: взятие Белграда и Родоса, битва при Мохаче, осада Вены и другие важные политические и военные события того времени. В отличии от западных сериалов в "Великолепном Веке" битвы не показаны ярко, а армия во-многих сценах просто нарисована, но при этом этот сериал покорил многих зрителей присутствовием красивых декораций и высоким уровнем мастерства игры актёров.

Турецкая тактика возвеличивания своей страны в кино и сериалах, которая активно используется в современной Турции не нова. Такую же тактику активно используют и в США с помощью Голливуда с начала ХХ века.

Развитие кинематографа позволило Турции увеличить своё культурное влияние в тех странах, которые не так сильно связаны с турецкой культурой. Кроме создания сериалов в нулевых годах и по настоящее время регулярно проходят выставки турецкой культуры во многих странах мира, в том числе и в России.

В Москве ежегодно проходят выставки турецкой культуры. На таких выставках рассказывается история Турции в интереактивном формате, а также присутсвует национальная турецкая еда и музыка. Также исполняется и поп-музыка.

В Москве ежегодно проходят выставки турецкой культуры. На таких выставках рассказывается история Турции в интереактивном формате, а также присутсвует национальная турецкая еда и музыка. Также исполняется и поп-музыка.

В политическом векторе в начале 2000х годов Турция ориентировалась прежде всего на вступление в Европейский Союз и налаживанию отношений с США. В начале 2000х годов Турция сделала несколько займов в МВФ, которые способствовали более быстрому экономическому развитию страны. Для Европы Турция хотела показать, что благодаря своей умеренной, светской, демократической структуре Анкара может создать альтернативу радикальному Исламу на Ближнем Востоке.

Такой подход среди турок либеральных взглядов приветствовался. Сам же Эрдоган всячески пытался соответствовать этим настроениям и выстраивал новые отношения с Западом. В Турции были уверены, что вступление в Европейский Союз и отказ от воинственной риторики откроет новые возможности для турецкой дипломатии и турецкой культуры. Но с ростом влияния Турции на мусульман в Европе начинали постепенно всё больше и больше опасаться Турции. Систематически с 1995 года Франция и Германия всячески препятствовали и препятствуют вступлению Турции в Европейский Союз.

Европа видит в Турции угрозу и это не просто так, ведь долгое время Турция была главным врагом всего христианского мира. В нулевых годах в Турции внимательно изучались различные кризисы, как военные и политические , а также активно велась разработка новой внешнеполитической доктрины, которая будет способствовать турецкой безопасности, которая в первую очередь будет направлена против Рабочей партии Курдистана.

В 2004 году Эрдоган провёл ловкий политический трюк, взяв под гражданский контроль армию, что позволило ему очистить армию от светских командиров, не вызвав резкого осуждения со стороны Европейского Союза и США.

Экономические успехи Турции в нулевых годах существенно укрепили финансовое благосостояние турецкого общества. Западная Турция стала самым богатым регионом страны и Эрдоган в своей политике хочет показать этот успех, в качестве образца для подражания, как для республик с большинством мусульманского населения, которые входили в СССР, так и для стран ближневосточного региона.

Эрдоган с 2013 года, активно выступает за программу "мир больше пяти". Это целенаправленная турецкая доктрина, которая направлена против существующего миропорядка и доминирования США в мире. Возможно также это и личные амбиции Эрдогана, которого злит, что Турции нет в Совбезе ООН. Тем не менее пока, что в этом направлении Турция никуда не продвинулась, а 5ка единогласно против расширения постоянных членов.

В 2013 году, когда в Сирии разгорелась гражданская война Эрдоган с самого начала начал оказывать поддержку сирийской оппозиции и Турция выступала за американское вторжение, поводом для которого стало использования химического оружия. Однако в конце 2013 года, благодаря усилиям российской дипломатии Башару Асаду удалось остаться у власти, а с территории Сирии было вывезено химическое оружие. Военное вторжение стран НАТО не состоялось.

В 2015 году Россия снова удержала Башара Асада у власти, остановив наступление террористов. В результате всех этих событий Турция была вынуждена пересмотреть свою политику в Сирии.

Успешным для Турции стал 2016 год, когда 16 марта был заключён миграционный договор с Европейским Союзом. Этот договор стал одной из самых ярких дипломатических побед Турции в современной истории. Согласно этому договору Турция обязалась контролировать потоки беженцев в Европу в обмен на экономическую поддержку от Европейского Союза в размере 6-ти млрд евро. Евросоюз одобрил это требование, однако заявил, что даст Турции новые €3 млрд только после того, как будут потрачены первые €3 млрд.

Для Турции этот договор стал не просто возможностью получить дополнительную финансовую поддержку, но также поставил Европейский Союз в зависимость от Турции. Граничащая с Турцией Греция не в состоянии сдержать поток сирийских беженцев, среди которых множество радикальных исламистов, которые в буквальном смысле угрожают "наводнить" Европу. Доминирующее положение Турции в этом договоре позволило Анкаре диктовать собственные условия Европейскому Союзу, что проявилось всего спустя два месяца, когда 24 мая 2016 г., выступая на стамбульском саммите ООН по гуманитарным вопросам, президент Тайип Рэджеп Эрдоган пригрозил Евросоюзу, что отменит соглашение по беженцам в случае, если для турецких граждан до 1 июля не будет введен безвизовый режим.

Однако в этом направлении Т. Р. Эрдоган так и не достиг успеха. Консолидация всего Европейского Союза и спокойная реакция канцлера Германии Ангелы Меркель, которая ответила Турции 25 мая 2016 года, что безвизовый режим не может быть введён до того момента пока Анкара полностью не выполнит все свои обязательства и 72 пункта, которые были прописаны в договоре между ЕС и Турцией. Тем не менее, хоть Турция и не добилась отмены визового режима, Европейский Союз до сих пор не может полностью отказаться от этого требования, постоянно откладывая его.

Турецкая дипломатия после летних событий 2016 года.

Угрозы Эрдогана значительно ухудшили отношения между Турцией и Западом и летом 2016 года в Турции случилось крупное восстание против действующей власти. После всех этих событий Турция заявила, что расстроена действиями западных стран. По мнению Турции Европа и США подержали протесты, так как им не нравилась независимая политика Турции из-за которой европейцы оказались в зависимости от Турции по миграционным вопросам.

16 июля 2016 года США и Европейский Союз предприняли попытку организовать военный переворот в Турции, который закончился не удачей, во многом благодаря тому о готовящемся путче Эрдогану сообщили из России.

Лидером протестов был живший в США проповедник-оппозиционер Фетхуллаха Гюлена и его партия фетуллахчи (ФЕТО).

После 2016 года Турция стала вести более агрессивную политику во всех направлениях и паралельно ведя двойную игру с США, Европейским Союзом и Россией. С Москвой Анкара пытается в большей степени наладить сотрудничество в Сирии и Ливии.

С 2017 года Турция активно участвует в трёхсторонних переговорах по Сирии, совместно с Россией и Ираном. Турецкое руководство в решении сирийского конфликта сделала ставку на сотрудничество с Россией и по этому вопросу фактически не участвует в переговорах с США и Европейским Союзом.

Сочинские переговоры Турции, Ирана и России позволили Турции сохранить свои позиции в Сирии. Эрдоган пришёл к выводу о том, что Башар Асад останется у власти и вряд-ли получится присоединить новые территории к себе из-за тянущийся долгой гражданской войне в Сирии. Предложение России Турции провести фильтрацию боевиков в Идлибе в 2017 году было крайне выгодным для Анкары. Изначально предполагалось, что террористов Турция разоружит и предаст суду, а умеренные будут представителями сирийской оппозиции и будут участвовать в сирийском политическом процессе, на котором Турция получила бы значительное влияние в дальнейших трёхсторонних переговорах.

В 2019 году Турция попыталась осуществить этот план. Однако бесконтрольная помощь сирийской оппозиции, среди которых были и террористы, в 2014-2016 годах значительно укрепили влияние боевиков в Северной Сирии. Боевики отказались от турецкой идеи и для того, чтобы обезопасить свои границы Турция была вынуждена осуществить военное вторжение в Идлиб в начале 2020 года. Своим вторжением в Идлиб Эрдоган планирует создать зону безопасности между турецкой границей и военными действиями в Сирии.

Военное присутствие турецких военных в Северной Сирии никому не было выгодно, ни Западу, ни России. Но воинское вторжение в Северную Сирию увеличили влияние Турции, так как Эрдоган смог добиться того, что самые радикальные боевики покинули Идлиб и ушли воевать в Ливию за Правительство Национального Согласия против армии Хафтара, который враждебно настроен к Турции и поддерживается Францией. Благодаря сотрудничеству с Россией в Сирии Эрдоган смог сохранить своё влияние, обезопасив свои границы, а самые радикальные боевики ушли воевать в далёкую Ливию, укрепив дружественное ливийское Правительство Национального Согласия. Все эти шаги были бы невозможны для Турции без сотрудничества с Россией, однако по другим направлениям Турция ведёт явную антироссийскую политику.

Политику Турции нельзя назвать дружественную по отношению к России, но турецкое руководство в Ливии и Сирии стремиться всячески найти компромисс с Москвой, однако в Украине и Грузии Турция ведёт антироссийскую политику. С 2014 года Турция полностью поддерживает Украину, а в 2020 году турки заключили полноценное военное соглашение с Украиной, текст которого пока не опубликован. С 2014 года Турция усилила свои контакты с Украиной, которая поддерживала Турцию в дипломатическом конфликте, который случился в конце 2015 года. Стоит отметить, что отношение между Турцией и Украиной развиваются не только в политической сфере, но и в военно-технической. Украина покупает у Турции беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2, которые могут дать контроль Украине в небе над Донбассом. Также Турция готова выделить 50 милионов долларов на развитие военной промышленности в Украине. Турецкое стремление укрепить позиции Украины в Восточной Европе направлена на подрыв мощи России в Чёрном море и в Кавказском регионе, что отвечает интересам Турции.

После 2016 года между Турцией и Европейским Союзом и с США отношения находятся в глубоком кризисе. Западные страны поддерживают курдов в Сирии, что прямо противоречит интересам Турции на Ближнем Востоке. Турецкая политика вызывает серьёзное опасение и в Средиземном море, где Греция, Кипр и Франция пытаются выработать единую политику в отношении Турции и выступают за введение новых санкций. Но страны Европейского Союза не имеют общей позиции, а США ограничилось только уходом из Инжерлика в Кипр. Напряжение нарастает и на сегодняшний день часто звучат призывы исключить Турцию из НАТО, что может Анкаре дать больше свободы действий, уже открыто не опираясь на мнение Альянса.

На сегодняшний день Турция имеет огромный потенциал, чтобы реализовать все свои цели. Эрдоган выбрал удачное время для проведения агрессивной политики. В США самые скандальные выборы за всю историю, Европейский Союз в вопросах внешней политики не един, а Россия не считает Турцию враждебным государством и не делает акцент на турецко-украинском сотрудничестве. На сегодняшний день турецкая армия одна из сильнейших армий в мире и в Европе только российская армия на данный момент полностью превосходит Турцию по вооружению и по боевой подготовке.

Авторы: Ф. Л. Бражалович (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Т. В. Корниенко (Исторический очерк: каменный век и энеолит), Т. К. Кораев (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. В. Образцов, А. С. Сулейманова (Литература), Т. В. Корниенко (Архитектура и изобразительное искусство: каменный век и энеолит), Е. И. Кононенко, О. А. Николаева (Архитектура и изобразительное искусство), С. Агаева. (Музыка), В. А. Погадаев (Театр), В. И. Шлыков (Кино) Авторы: Ф. Л. Бражалович (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа: физико-географический очерк), Т. В. Корниенко (Исторический очерк: каменный век и энеолит); >>

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Турция во 2-ой половине ХХ – начале XXI вв. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Политическое развитие Турции в середине XX – начале XXI вв. Первая республика в 1945 – 1960 гг. В 1945 г. официально разрешено формирование политических партий. К власти приходит Демократическая партия (ДП). Заложены основы либеральной демократии. Главной задачей ДП в экономической сфере стало повышение темпов роста через финансирование деятельности госпредприятий, осуществление новых инвестиционных проектов, поддержка сельского хозяйства.

Вторая республика в 1960-1980 гг. В 1961 г. была принята новая Конституция. Активно развивается многопартийность. Крупнейшими были две партии: Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости (ПС). 12 марта 1971 г. был совершен военный переворот. Контроль над страной сосредоточился в руках Совета национальной безопасности (СНБ). Были внесены дополнения в Конститу­цию 1961 г. В 1970-ые гг. появляются две новые крупные партии: Партия национального движения (ПНД) и Партия национального спасения (ПНС).

Третья республика с 1980-ых гг. 7 ноября 1982 г. была принята новая Конституция. Для данного периода характерна либеризация всех сфер жизни, но особенно она проявилась в экономических реформах Т. Озала. К началу XXI в. Турция смогла занять более независимую политическую позицию на международной арене. Значительно улучшились отношения с Россией, Ираном, арабскими странами и ЕС.

Армия в политической жизни Турции Армия не раз в истории Турции использовала свое право на участие во внутренней политике страны. Однако после осуществления военных переворотов военные в Турции не оставались у власти дольше, чем это было необходимо для нормализации ситуации. Армия сегодня пользуется значительной популярностью среди населения страны, причем не только как гарант безопасности, но и как политическая сила.

Экономическое развитие Турции в середине XX – начале XXI вв. Послевоенное развитие экономики в 1950-1970-ые гг. Основной особенностью экономической политики данного периода считается планирование. Импортозамещение и развитие туризма сделали Турцию практически не зависящей от иностранных инвестиций. Однако нефтяной кризис 1973 г. и Кипрский кризис 1974 г. отрицательно сказались на развитии экономики.

Культура и религия Турции в середине XX – начале XXI вв. Культурная революция. В период правления ДП наблюдается отход от принципов лаицизма. В 1961 г. был создан Институт по исследованию турецкой культуры. В 70-е годы ХХ века начинает работу Министерство культуры. После переворота от 1980 г. Турция старается продемонстрировать, что она является неотъемлемой частью Европы. Развитие Турции неизменно сопровождается процессами европеизации.

Религия и исламская мысль в Турции Влияние ислама на политическую жизнь страны стало стремительно расти с конца 1980-ых гг. Религия законодательно отделена от государства и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны. С приходом к власти в 2002 г. ПСР в стране значительно возросла исламизация. Ислам представлен в Турции в разных течениях, расколах и сектах.

Турецко-курдский конфликт "Невозможно продолжать мирный процесс с теми, кто атакует наше национальное единство и братство" (Р. Эрдоган).

Внешняя Политика Турции в середине XX – начале XXI вв. Отношения с СССР и Россией. Наследие Второй мировой войны было широко использовано в период охлаждения советско-турецких отношений. Лишь с началом перестройки в СССР сложилась более прочная база для устойчивого сближения двух стран.

Турция и США. Общий интерес к сдерживанию советской экспансии создал фундамент для крепких отношений между США и Турцией. Турция заняла сторону США в Холодной войне, стала одним из организаторов Организации центрального договора, а также одобрила принципы Доктрины Эйзенхауэра в 1957 году. Турция сотрудничала с другими союзниками Соединённых Штатов Америки на Ближнем Востоке. Армия Турции проходила спешное перевооружение по американским образцам. В 1974 году начался самый сложный период отношений после вторжения Турции на Северный Кипр. В течение 1980-х годов отношения между Турцией и Соединёнными Штатами постепенно восстанавливались.

Турция на пути вступления в ЕС От Турции ЕС ожидает выполнения следующих критериев: Построение действующей рыночной экономики. Принятие государством обязательства не использовать силу или угрозу применения силы в европейских конфликтах. Развитие действующей демократии, в условиях которой защищаются всеобщие права граждан, а вооруженные силы подчиняются избранным гражданским властям. Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС.

Кипрский конфликт Кипрский конфликт – спор между греко-киприотами и турко-киприотами касательно форм государственной и территориальной организации острова Кипр. В 1960 году Кипр получил независимость от Великобритании. Новая Конституция провозгласила существование двух общин: греческой и турецкой. В 1974 г. Турция ввела тридцатитысячный военный корпус на остров. С 1975 года Кипр был разделен на южную греческую часть и северную турецкую. В 1983 г. северная турецкая община самопровозгласила себя Турецкой Республикой Северного Кипра, и до сих пор это государство признала только Турция.

Читайте также: