Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти кратко

Обновлено: 16.05.2024

Гончаров В.В., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой общепрофессиональных юридических дисциплин, докторант Ростовского юридического института МВД России.

Наиболее острыми вопросами в реализации принципов формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации являются проблемы взаимодействия и совершенствования законодательной (представительной) и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Существуют дискуссионные точки зрения на соотношение, взаимосвязь и взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в рамках теории разделения властей, и прежде всего на значимость и роль каждой из них в государственной системе . Позиция о главенствовании законодательной власти в государственном механизме, поддержанная некоторыми авторами, базируется на том что, во-первых, парламент получает легитимацию путем прямого волеизъявления большинства населения страны через всеобщие выборы и, таким образом, выступает как орган народного представительства, а во-вторых, только эта ветвь власти наделена исключительным правом законотворчества, и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой действуют другие ветви власти .

Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. N 9.
Булаков О.Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. 2004. N 8; Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Из-во "Манускрипт", 1996. С. 185.

Другие ученые придерживаются позиции самостоятельности и неподчиненности этих ветвей власти друг другу; отсутствия верховенства представительных органов власти ; равнозначности и равноправности законодательной и исполнительной власти, что позволяет этим ветвям власти и на федеральном, и на региональном уровнях с достаточной степенью эффективности взаимно сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга .

Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. С. 497.
Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М.: БЕК, 1995. С. 257.

Однако реально роль исполнительной власти в балансе разделения властей все более возрастает как в России, так и за рубежом. Как образно отметил А.А. Мишин, "в системе высших органов власти зарубежного государства правительство является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Оно стоит над всеми другими высшими органами государства. Не будучи подвержено контролю со стороны, правительство имеет возможность само определять объем своих полномочий" .

Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 219.

Увеличение влияния и значения исполнительной власти в России вызвано следующими объективными причинами.

Во-первых, Президент Российской Федерации обладает реальными полномочиями по формированию двухуровневой системы исполнительной власти и контролю за ее деятельностью; он также дает персональные поручения руководителям министерств и ведомств, определяя, таким образом, рамки ведомственного нормотворчества.

Во-вторых, значительна роль законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации : Конституция Российской Федерации (ст. 114) несколько ограничила законодательные полномочия Государственной Думы в бюджетной сфере, закрепив исключительные полномочия по разработке федерального бюджета за Правительством Российской Федерации, а специфика процедуры принятия бюджета такова, что без Правительства Российской Федерации бюджет страны не может быть принят.

Шувалов И.И. Законотворческая деятельность Правительства России: содержание и приоритеты // Журнал российского права. 2004. N 4.

В-третьих, именно исполнительная власть осуществляет реальное руководство огромным сектором государственной экономики и обеспечивает исполнение федерального бюджета, который к 2007 г. достиг по доходам 260 миллиардов долларов .

В-четвертых, именно исполнительная власть является проводником взятого главой государства курса на централизацию государственной власти, преодоление центробежных и сепаратистских тенденций как в политике, так и в экономике.

Вышеобоснованное усиление исполнительной власти неизбежно приводит к проблемам взаимодействия ее с властью законодательной, которые можно классифицировать по сферам деятельности: в нормотворчестве; в формировании органов государственной власти; в контроле над деятельностью государственных органов.

К первой группе относится проблема взаимодействия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания в сфере нормотворчества.

Значительное количество указов главы государства издано фактически в режиме конкурирующей компетенции с законодательной и исполнительной властью. Искажение конституционных принципов верховенства федеральных законов и разделения властей становится особенно очевидным, поскольку на основе указов законодательного характера происходит фактическое соединение в одном лице власти законодательной и исполнительной, т.е. происходит вторжение главы государства в сферу правового регулирования парламента.

Данная проблема обостряется тем, что лишь Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации вправе разрешать возможные споры о компетенции между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации. Но он фактически легализовал возможность главы государства устанавливать первичные нормы, сославшись на новый статус главы государства, определенный ст. 80 Конституции Российской Федерации .

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. N 11-П по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.

Подобные скрытые полномочия Президента Российской Федерации можно компенсировать предоставлением Федеральному Собранию права отменять акты главы государства и Правительства Российской Федерации, противоречащие федеральным законам, либо приостанавливать их действие до решения вопроса Конституционным Судом Российской Федерации.

Немаловажной составляющей первой проблемы является взаимодействие Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере подзаконного нормотворчества. С одной стороны, глава государства фактически возглавляет единую систему исполнительной власти в стране, с другой стороны, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством лишь взаимодействуют, что подчеркивает правовую самостоятельность последнего. Однако специфика указанного взаимодействия такова, что поручения главы государства обязательны для исполнения Правительством Российской Федерации, а его судьба зависит от воли Президента страны. В то же время Правительство Российской Федерации наделено всеми полномочиями в сфере федеральной исполнительной власти и квалифицируется как государственный орган общей компетенции, решающий в рамках конкретных полномочий различные вопросы государственной политики.

Следующей проблемой является распределение полномочий между Президентом Российской Федерации и Федеральным Собранием при назначении Генерального прокурора. Согласно п. "е" ст. 83 Конституции Российской Федерации глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора и вносит предложение об освобождении последнего от должности, а п. "з" ст. 102 относит к ведению Совета Федерации назначение и освобождение от должности Генерального прокурора.

Выработанная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция относительно права главы государства временно отстранять от должности Генерального прокурора противоречит соответствующим положениям Конституции Российской Федерации. В результате этого Совет Федерации лишен реальной возможности без представления главы государства назначать и смещать с должности руководителя прокуратуры. Следует детализировать положения пункта "з" ст. 102 Конституции Российской Федерации, предоставив Совету Федерации возможность самостоятельно (наряду с Президентом Российской Федерации) подбирать кандидатуры на должность Генерального прокурора, а также право отстранять его от должности.

Следующей группой проблем являются вопросы обеспечения парламентского контроля на федеральном и региональном уровнях за деятельностью органов исполнительной власти, осуществляемого как непосредственно парламентами, так и при помощи соответствующих органов парламентского контроля. Для их решения потребуется осуществить следующие мероприятия.

Во-первых, необходимо расширить формы контроля Федерального Собрания за деятельностью Правительства Российской Федерации. Следует подготовить и принять Федеральный закон "О формах и методах контроля Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти в Российской Федерации", добавив к возможности осуществления парламентских расследований Федеральным Собранием иные формы парламентского контроля (например, запросы в Правительство Российской Федерации, слушания, вынесение резолюций, порицание), которые будут служить основанием для отправления Правительства Российской Федерации в отставку главой государства , и закрепить за ним возможность осуществления парламентского контроля за деятельностью региональной исполнительной власти.

Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 7.
Кузнецова Л.Л. Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля // Журнал российского права. 2004. N 2; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев; Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. М.: Из-во "НОРМА", 2003.

Во-вторых, парламентский контроль Федерального Собрания за исполнительной властью представляется фикцией без закрепления в Конституции Российской Федерации и законодательстве возможности Федерального Собрания отправлять Правительство Российской Федерации в отставку либо инициировать данную процедуру перед главой государства.

В-третьих, на федеральном уровне закрепить механизм и перечень форм парламентского контроля, осуществляемого законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации за деятельностью региональной исполнительной власти, внеся для этого соответствующие изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" или подготовив и приняв Федеральный закон "О системе парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

Следует конституционно закрепить уточненный статус Счетной палаты Российской Федерации, которая осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивая систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Во-первых, как справедливо отмечает В. Андреев, непонятно назначение правила ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" о том, что обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Названные органы имеют свои контрольные управления (палаты), и если исходить из принципа разделения властей, такие запросы не должны быть предметом деятельности Счетной палаты как органа парламентского контроля .

Андреев В. Конституционный статус Счетной палаты Российской Федерации // Российская юстиция. 1999. N 3. С. 16 - 17.

Во-вторых, налицо практика игнорирования со стороны Правительства Российской Федерации запросов и заключений Счетной палаты, не выработан четкий механизм ответственности должностных лиц исполнительной власти за подобное игнорирование правовых предписаний данного органа парламентского контроля.

В настоящее время как в науке права, так и в законодательстве не выработано понятие "система законодательной власти". Отсутствует действенный механизм взаимодействия между Федеральным Собранием и региональными парламентами. Это взаимодействие ограничивается лишь правом законодательной инициативы законодательных органов власти субъектов в порядке ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и полномочиями Федерального Собрания по принятию по предложению Президента Российской Федерации федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации при неисполнении последним решения суда в порядке ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Таким образом, в целях совершенствования законодательной (представительной) и исполнительной власти в России необходимо: а) предоставить Федеральному Собранию большие полномочия при назначении поименованных в Конституции Российской Федерации должностных лиц; б) упростить процедуру отрешения от должности главы государства, поставив ее под жесткий контроль Конституционного Суда Российской Федерации; в) детализировать и конституционно закрепить правовой статус органов парламентского контроля (Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, Центрального банка РФ); г) более четко определить предмет и пределы полномочий Президента Российской Федерации, особенно в области его нормотворчества и взаимоотношений с Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием; д) укрепить правовой статус Правительства Российской Федерации как самостоятельного высшего органа исполнительной власти, венчающего единую систему исполнительной власти в России; е) расширить полномочия недавно созданных федеральных органов государственной власти - Государственного Совета и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; ж) детализировать механизм взаимодействия федеральных и региональных органов законодательной (представительной) власти.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- является постоянно действующим органом;

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

- утверждение изменения границ;

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

- отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

- Председателя Правительства РФ;

- заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

- организует охрану собственности и общественного порядка;




- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В судебную систему входят :

- Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

- система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

- не вступивших в силу международных договоров;

- споры между федеральными органами власти;

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

- споры между высшими гос. органами власти субъектов;

- проверяет конституционность законов;

- дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

- судья не может быть привлечен к административной ответственности;

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- является постоянно действующим органом;

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

- утверждение изменения границ;

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

- отрешение Президента от должности.

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

- Председателя Правительства РФ;

- заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

- организует охрану собственности и общественного порядка;

- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

В судебную систему входят :

- Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

- система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

- не вступивших в силу международных договоров;

- споры между федеральными органами власти;

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

- споры между высшими гос. органами власти субъектов;

- проверяет конституционность законов;

- дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

- судья не может быть привлечен к административной ответственности;

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. МСУ осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником, так же занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).

Содержание деятельности органов местного самоуправления имеет два направления: властное и экономическое. Субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на муниципальные предприятия и учреждения, а также на предприятия и учреждения иных форм собственности.(3)

Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем проведения референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан и других форм прямого волеизъявления, а также через выборный представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления.

Представительным органом муниципального образования является Орловский городской Совет народных депутатов, обладающий правами юридического лица. Депутаты Орловского городского Совета народных депутатов избираются населением города Орла, обладающим активным избирательным правом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В исключительной компетенции Орловского городского Совета народных депутатов находятся: принятие Устава города Орла и внесение в него изменений и дополнений; утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития города Орла, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. К компетенции Орловского городского Совета народных депутатов также относится: утверждение по представлению мэра города Орла структуры администрации города Орла; установление порядка осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и их подотчетности; утверждение отчетов о деятельности органов местного самоуправления; принятие и изменение Регламента Орловского городского Совета народных депутатов; создание органа муниципального контроля - Счетной палаты города Орла и утверждение положения о Счетной палате; образование целевых бюджетных фондов и утверждение положений о них в соответствии с законодательством Российской Федерации; решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и, не исключенных из ее компетенции федеральными законами и законами Орловской области, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Орловской области).

Мэр города Орла избирается населением, обладающим активным избирательным правом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Полномочия мэра города Орла начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра. Мэр подконтролен и подотчетен населению и Орловскому городскому Совету народных депутатов. Отчет о своей деятельности он не реже одного раза в год представляет в форме доклада на собрании Орловского городского Совета народных депутатов, который обнародуется.

Мэр города Орла представляет администрацию города Орла в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени администрации города Орла, а также представляет администрацию города Орла при осуществлении международных и внешнеэкономических связей; организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации города Орла по решению вопросов местного значения; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами. Мэр города Орла, возглавляя администрацию города, осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и ответственен за их осуществление, отвечает за ведение хозяйственных, имущественных и финансовых дел администрации города Орла и полномочий администрации.

Органы администрации города осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации.

Контрольный орган муниципального образования – контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом независимого муниципального финансового контроля, образуемым Орловским городским Советом народных депутатов. Контрольно–счетная палата обладает правами юридического лица, проведения и подведения итогов референдума определяется федеральными законами, законом Орловской области, а в части, неурегулированной этими законами, соответствующим положением, принимаемым Орловским городским Совета народных депутатов.

Модели управления государственной и муниципальной власти

Правительство оказывает влияние на то, каким образом органы МСУ осуществляют свои осущ. свои задачи. (ст. 35ч10,13)

Список использованных источников

2. Устав Орловской области принятый 26 февраля 1996 года

3. Муниципальное право: Учебник для вузов. –М:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 30231
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.




Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.




Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.


Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.






Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.




Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.




Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.


Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.






Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

Читайте также: