Туннель под альпами кратко

Обновлено: 04.07.2024

География Швейцарии, мягко говоря, экстремальна: тут можно увидеть длинные и извилистые, крутые и узкие дороги, а также тропы с редкими обрывами. А еще здесь можно проехать через тоннель, являющийся самым длинным в мире.

Немного истории

Первоначально перевал Сен-Готард служил тропой для мулов. Но все изменилось с появлением почтовых вагонов с конными экипажами, перевозившими письма и посылки через Альпы. Потом настоящим достижением стало прибытие поезда, который полностью изменил путешествие из северной части Швейцарии в южную. Первый Готардский тоннель был открыт в 1882 году: великолепный, совершенно новый двухпутный тоннель длиной 15 километров.

Также мы писали о тоннеле с заброшенными ретро-автомобилями, посмотреть на него вы можете здесь.

Тогда и сейчас

Для завершения этого каменистого туннеля потребовались грандиозные строительные работы и 17 лет упорного труда. Сен-Готард — это самый длинный железнодорожный туннель в мире, он воплощение швейцарской точности, новаторства и надежности. Простирается туннель на 57 километров, из них около 2300 метров проходит под скалами. Однако на этом история не заканчивается: в 2020 году открыли туннель Ченери, который связывает города Беллинцона и Лугано по железной дороге. Это последнее звено является продолжением базового туннеля Сен-Готард, оно сократит время в пути между Цюрихом и Миланом до трех часов, что почти на час меньше, чем поездка по железной дороге в настоящее время.

Какие преимущества

Если хотите узнать, где был построен сверхпрочный тоннель под Босфором и в чем еще его особенность, читайте другую нашу статью.

В начале сентября 2020 года в Швейцарии был открыт железнодорожный туннель через Альпы под горой Ченери, в кантоне Тичино. Он является продолжением трансальпийской железнодорожной трассы с севера на юг.

До этого альпийские горы уже не раз пронизывали во многих местах железнодорожные и автомобильные трассы, а самым первым туннелем, положившим начало грандиозным проектам по транспортному обустройству Альп, стал туннель Сен-Готард, открытый в 1882 году.

Перевал Сен-Готард обозначает точку смены бассейнов: так, по одну сторону — реки рейнского бассейна текут в Северное море, а по другую реки Рона и По — в Средиземное море.

Первая дорога, ставшая важной частью торгового пути между Италией и Германией была проложена через перевал Сен-Готард в XIII веке. По опасным горным тропам шли торговые караваны, паломники и миссионеры. Сложный переход через горы преодолевали за несколько дней, останавливаясь на ночлег на небольших постоялых дворах или в монастырских приютах. В некоторых местах, там, где заканчивалась узкая тропа, людям и животным приходилось следовать по деревянному настилу, закрепленному на цепях в отвесных скалах прямо над глубокой пропастью. С конца сентября по май всякая жизнь на перевале прекращалась. Многометровый слой снега делал переход невозможным.

Св.Готард Гильдесхаймский

Св.Готард (960-1038) — римско-католический святой баварского происхождения. Всю свою жизнь он посвятил изучению теологии. Много странствовал по свету — от Рима до города Пассау. Стал бенедиктинским монахом, а потом и епископом. Благодаря Готарду было построено более тридцати церквей. Однажды он заболел и скоропостижно скончался. Но его так уважали при жизни, что после смерти и вовсе решили причислить к лику святых. Последователи св.Готарда Гильдесхаймского увековечили его память в строительстве приюта на горном перевале в Швейцарии. Именно здесь монахи выхаживали раненых суворовских солдат. Св. Готард считается покровителем путешествующих торговцев и ему посвящены многие церкви и часовни в Альпах.

НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ

В августе 1853 года девять швейцарских кантонов создали специальный комитет по строительству туннеля. После изыскательских работ, закончившихся в 1861 году, стало ясно, что длина туннеля составит не менее 16 км. По тем временам прорыть столь длинный туннель было практически невыполнимой задачей, требовавшей серьезного финансирования и технического оснащения.

Решение принес Альфред Эшер, видный политический деятель и финансист. В 1869 году для строительства дороги ему удалось привлечь представителей трёх стран: Италии, Германии и Швейцарии. Было определено не только долевое участие в строительстве, финансовый риск каждой стороны и сроки окончания работ. Завершить строительство предполагалось через восемь лет.

АЛЬФРЕД ЭШЕР

Ключевая фигура в истории Швейцарской Конфедерации, человек сильного характера и серьезных убеждений. Альфред Эшер родился 20 февраля 1819 года в состоятельном семействе в городе Цюрих. Эшеры были известны как талантливые политики, инженеры и государственные деятели. Дедушка Альфреда, Ханс Каспар (1755–1831) служил в армии в России, отецХайнрих (1776–1853), успешно занимался торговлей. Альфред получил прекрасное образование и уже в возрасте 23 лет стал доктором юридических наук. Спустя два года его избрали в парламент родного кантона, а в 1846 году и в парламент Швейцарии.

Ну а пока, будучи на пике славы, прекрасный организатор и человек не боявшийся неожиданных решений, Альфред Эшер с головой уходит в реализацию различных проектов – один грандиознее другого: создает финансовую компанию, ставшую впоследствии Швейцарским кредитным банком (Crédit Suisse), учреждает Швейцарский пенсионный комитет (сегодня страховая компания Swiss Life), участвует в создании политехнического института в Цюрихе (ETH), возглавляет строительство северо-восточной железной дороги между Цюрихом и Боденским озером. Но самым большим, и самым трудным делом стало его участие в проекте строительства железной дороги через Сен-Готардский перевал.

В середине 1873 начались строительные работы. Огромные трудности и растущие дополнительные расходы осложняли реализацию проекта. Постоянные упреки и критика стала все чаще звучать и в адрес его президента – Альфреда Эшера. Уставший от постоянных нападок, Эшер оставляет свой пост. В последствии его даже не сочли необходимым пригласить на торжественное событие по поводу завершения одного из главных этапов строительства и даже на открытие туннеля 1 июня 1882 года.

Инициатор и вдохновитель самого важного проекта в Швейцарии, а, возможно, и в Европе в XIX веке, переживший стремительный взлет карьеры и громкую славу, оставленный добрым вниманием и уважением людей, для которых он так много сделал, Альфред Эшер скончался 6 декабря 1882 года.

Тестовое движение по тоннелю запустили еще в октябре 2015 года. Официальное открытие Готардского базисного тоннеля состоялось 1 июня 2016 г. Это самый длинный в мире железнодорожный тоннель — его протяженность составляет 57 километров.

Перевал Сен-Готард

Сен-Готард, самый важный горный перевал и транспортный путь Швейцарских Альп. 13 сентября 1799 года А. Суворов совершил переход через этот перевал

Первые пассажиры уже проехали сквозь Альпы, но регулярное движение по тоннелю начнется в конце 2016 года, когда будут полностью испытаны все системы, включая энергоснабжение и вентиляцию.

Наименование проекта: Gotthard Basistunnel (Готардский базисный тоннель, от basis — основание)
Заказчик: Федеральные железные дорогаи Швейцарии (SBB)
Генподрядчик: Rhomberg Sersa Rail Group
Место расположения: Швейцария. Северный портал тоннеля находится возле деревни Эрстфед, а южный портал — возле деревни Бодио.
Срок реализации проекта: 1993-2016 гг.
Стоимость работ: около 12,3 миллиарда долларов

Сен-готардский тоннель — зачем строить еще один тоннель?

Готардская железная дорога — железная дорога, пересекающая центральный массив Швейцарских Альп, служит для соединения итальянских железных дорог с одной стороны и швейцарских, германских и примыкающих к ним железных дорог Средней Европы — с другой. Общая протяженность — 274,2 км.

Самая важная часть готтардской железной дороги — перевальный участок длиной 90 км, начинается на севере у Эрстфельда и оканчивается у Биаска, на южном склоне Сен-Готарда; состоит из двух крутых подъемов, одного в долине Рейс, а другого в долине Тессино, соединенных большим Сен-готардским тоннелем,который построили в 1872 году, проложенного восточнее от 57- км нового тоннеля. До открытия нового тоннеля — эта была важнейшая транспортная магистраль между севером и югом Европы, по которой поезда шли каждые 6 минут, перевозя 5 миллионов пассажиров и 25 миллионов тонн груза каждый год, тоннель уже не справлялся с нагрузкой.

Поэтому с целью улучшения экологической обстановки и разгрузки магистрали власти приняли решение построить уникальный железнодорожный тоннель от Эрстфельда (Erstfeld) — Бодио (Bodio) или как его сегодня называют готардский тоннель.. С декабря 2016 г. через тоннель ежедневно проходят 260 грузовых и 65 пассажирских составов. Пассажирские поезда развивают в среднем скорость до 250 километров в час. Время в пути из Цюриха в Милан сократилось в два раза: на дорогу уходит 1ч. 40мин. вместо 3ч. 30мин.

1888 год — окончание строительства Сен-готардского тоннеля

Особенности строительства Готардского тоннеля

При прокладке Готардского тоннеля инженерам пришлось преодолевать многочисленные сложности. Одной из них была высокая температура из-за того, что тоннель строился на рекордной глубине, в некоторых местах превышающей две тысячи метров. Для обеспечения работы тоннелепроходческих комплексов (ТПК) специальные вентиляционные системы охлаждали воздух с 45 градусов Цельсия до примерно 28 градусов.

Из-за высокого давления происходила усадка породы. Непросто было и доставлять оборудование и людей на такую глубину — для этого была прорыта 800-метровая вертикальная шахта, через которую спускали людей. Для создания тоннеля использовались буровзрывные работы и несколько ТПК, которые сами по себе являются уникальными и технически сложными машинами. Длина одной из таких буровых установок составляет четыре футбольных поля.

Завершение проходки готтардского тоннеля

При проходке из скалы извлекли более 28 миллионов тонн породы, большая часть которой использовалась в составе бетонной смеси при строительстве Готарда.

В тоннеле создана уникальная 32-километровая система вентиляции (общая длина вентиляционных шахт) — самая большая из всех когда-либо построенных в мире.

Железнодорожная компания Швейцарии построила в городах Биаска и Эрстфельд два центра техобслуживания, которые в том числе помогают избежать аварийных ситуаций.

Схема расположения готардского тоннеля

Предпосылки для создания Готардского базисного тоннеля

Готардский тоннель расположен практически у подножия горного хребта, что позволяет поезду попадать в него с равнинного участка. Благодаря этому возможно увеличить не только скорость прохождения составов, но и их вес. Глава Alp Transit Ренцо Симони отмечает, что при перемещении тяжелых грузовых составов по Готарду можно будет обходиться одним локомотивом вместо двух.

По словам главы агентства Infranews Алексея Безбородова, строительство тоннеля, прежде всего, продиктовано стремлением швейцарцев повысить экологичность и безопасность транспорта:

Во-первых, снижаются расходы на страховки, это немаловажно. Кроме того, снижаются вредные автомобильные выбросы…

Строительство готардского тоннеля

История строительства Готардского тоннеля

Первый эскиз тоннеля был сделан еще в 1947 году инженером Карлом Эдуардом Грюнером. Для того чтобы его задумка воплотилась в жизнь, потребовалось почти 50 лет. Конкретный проект железнодорожного тоннеля под Альпами был разработан в начале 1960-х по поручению швейцарского правительства специально учрежденным для этого комитетом, но был положен под сукно на фоне разногласий по поводу маршрута и экономического спада в стране.

При этом изначальный вариант, предложенный комитетом, много раз перекраивался, и в итоге изменился до неузнаваемости. Вместо двухпутного тоннеля с дополнительным техническим тоннелем обслуживания появились два однопутных с многочисленными переходами, а длина их увеличилась с 45 до 57 километров. Согласовать этот проект на всех уровнях удалось лишь в начале 1990-х после обсуждения с кантонами (территориальные единицы) и всенародного референдума — проект поддержали 64 процента жителей Швейцарии. Готард строился одновременно в 5 секциях: Эрстфед, Амстег, Седрун, Файдо и Бодио.

Первые работы начались в 1993 году с пробной разработки Пиора и взрывной прокладки шахт доступа с 1996 по 1998 в Седруне, Файдо и Амстеге. Основные работы были начаты в 2001. На декабрь 2004 года было построено 53,2 км, что составило 40% от проектной длины. 24 августа 2015 года власти Швейцарии объявили, что большинство технических работ по сооружению железнодорожной инфраструктуры тоннеля завершено. С 1 октября 2015 года началось тестовое движение по тоннелю, а 1 июня 2016 года состоялось официальное открытие самого большого в мире железнодорожного тоннеля.

Фото - кадр с церемонии открытия тоннеля

Церемония открытия тоннеля — по мнению многих зрителей эксцентричная…

На церемонии открытия присутствовали высокопоставленные лица, в том числе:
президент Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Италии Маттео Ренци и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.


Строительство самого длинного туннеля в мире завершилось. 57-километровый железнодорожный туннель, расположенный под Альпами, который теперь соединяет Цюрих и Милан, строился… 20 лет. Эта инвестиция стоила более 6,5 миллиардов евро. Давайте заглянем внутрь самого длинного и глубокого туннеля в мире.

12 ФОТО

Готтард - самый длинный туннель в мире-1

1. Швейцарские власти заявили, что 24 августа был завершено строительство и установка всех технических элементов самого длинного туннеля в мире — туннеля Готтард. Трудно представить, сколько строительных материалов ушло на постройку. Тонны, тысячи тонн. Перед подрядчиками стояли задачи, как и где выгодно купить пескобетон оптом, нанять людей для строительства и т. д.(Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-2

2. Туннель будет открыт 2 июня 2016 года. Теперь из Цюриха до Милана на поезде можно будет доехать всего за 2,5 часа, то есть на целый час меньше, чем в настоящее время. Это стало возможным благодаря тому, что на глубине 2,5 километра под Альпами удалось пробурить туннель почти по прямой, поэтому поезда в нём смогут развить достаточно высокую скорость. (Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-3

3. В июле этого года, в рамках проверки на 13-километровом участке тоннеля между Bodio и Faido, поезд совершил пробную поездку со скоростью 220 км/ч. (Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-4

4. Последние два месяца дочерняя компания швейцарской железной дороги проводила проверку всей инфраструктуры туннеля, в том числе электрических систем, коммуникации, мониторинга и других объектов. Никаких нарушений не выявлено. (Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-5

5. Туннель является частью проекта Альп Транзит-Готард, который включает в себя модернизацию железнодорожной линии, проходящей через Альпы от Эрстфельд до Лугано. На этой линии с 2009 года, строится ещё один туннель, 15-километровый Ceneri-Basistunnel, который планируется открыть в 2019 году. (Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-7

7. В туннеле поезда смогут ездить со скоростью до 250 километров в час. (Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-8

8. 57-километровый туннель Gotthard превзошёл предыдущего рекордсмена по длине, 54-километровый туннель в Сэйкан Японии и соединяющий Англию с Францией 50-километровый туннель под Ла-Маншем. (Фото: ARND WIEGMANN/REUTERS).

Готтард - самый длинный туннель в мире-9

9. Швейцарский Готтард является также самым глубоким до сих пор построенным железнодорожным туннелем. Его самый глубокий участок находится 2300 метров под землёй. (Фото: MARTIN RUETSCHI).

Готтард - самый длинный туннель в мире-10

10. При строительстве туннеля работало более 2 тысяч рабочих и специалистов, восемь из них трагически погибли. (Фото: DEMOTIX).

Готтард - самый длинный туннель в мире-11

11. Туннель Готтард, в котором в скором будущем можно будет прокатиться поездом прямо под Альпами. (Фото: CHRISTIAN HARTMANN).

Готтард - самый длинный туннель в мире-12

12. Туннель Готтард. (Фото: JOHANNES SIMON/Getty Images).

Читайте также: