Падение царской власти в риме кратко

Обновлено: 07.07.2024

После смерти Нумы Помпилия народ избрал царем Тулла, внука Гостилия -одного из прославленных соратников Ромула. Тулл Гостилий был молод и храбр, его воодушевляли бранные подвиги, свершенные дедом. Молодой царь считал, что государство, ведущее мирную жизнь, ослабевает и утрачивает военную мощь, и он незамедлительно стал развязывать войны со всеми соседними государствами. Если 2-й царь Рима, Нума Пампилий развивал ремёсла, земледелие, инфраструктуру, то 3-й царь, Тулл Гостилий, преобладающую часть бюджета вкладывал в армию. ….Царствование Тулл Гостилия длилось 32 года и закончилось лишь с его гибелью.

Изгнание Тарквиния Гордого. Реформы Сервия Туллия вероятно не удовлетворяли патрициев, особенно они опасались, что царь усилил свою власть с помощью благодарных ему плебеев. Поэтому в результате заговора Сервий Туллий был убит собственным зятем Тарквинием (535 г до н.э.) Последний стал царем и потом получил прозвище Гордого. Тарквиний Гордый вел победоносные войны и закончил строительство знаменитого римского Капитолия Но он хотел сделать свою власть неограниченной и начал казнить патрициев Сыновья его отличались высокомерием и буйным нравом Наконец он был свергнут (510/9 г до н.э.). Об этом событии существует следующее предание.

Тарквиний осадил соседний латинский город Ардею.Патриции объявили Рим республикой. Вместо царя они стали избирать ежегодно из своей среды двух консулов, которые предводительствовали войском и судили преступников (Первоначально они, впрочем, назывались praetores - предводители) Право издавать законы принадлежало сенату и народному собранию, высший надзор за всем управлением также принадлежал сенату Государственные должности по-прежнему находились в руках патрициев, следовательно, Рим представлял собой аристократическую республику. Первыми консулами были Брут и Коллатин. Но Тарквиний не терял надежды возвратить престол Сначала он попытался начать междоусобие в самом Риме, где у него нашлись приверженцы, особенно среди знатной молодежи, которая была недовольна строгостью республиканских нравов. Составился заговор в пользу изгнанного царя, но он был открыт, и заговорщики казнены В числе их находились сыновья Брута и родственники Коллатина. Брут без малейшего колебания произнес смертный приговор сыновьям; Коллатин не обнаружил той же твердости относительно своих родственников и должен был сложить свои полномочия. Место его занял Валерий Луций.




Изгнание Тарквиния Гордого. Реформы Сервия Туллия вероятно не удовлетворяли патрициев, особенно они опасались, что царь усилил свою власть с помощью благодарных ему плебеев. Поэтому в результате заговора Сервий Туллий был убит собственным зятем Тарквинием (535 г до н.э.) Последний стал царем и потом получил прозвище Гордого. Тарквиний Гордый вел победоносные войны и закончил строительство знаменитого римского Капитолия Но он хотел сделать свою власть неограниченной и начал казнить патрициев Сыновья его отличались высокомерием и буйным нравом Наконец он был свергнут (510/9 г до н.э.). Об этом событии существует следующее предание.

Тарквиний осадил соседний латинский город Ардею.Патриции объявили Рим республикой. Вместо царя они стали избирать ежегодно из своей среды двух консулов, которые предводительствовали войском и судили преступников (Первоначально они, впрочем, назывались praetores - предводители) Право издавать законы принадлежало сенату и народному собранию, высший надзор за всем управлением также принадлежал сенату Государственные должности по-прежнему находились в руках патрициев, следовательно, Рим представлял собой аристократическую республику. Первыми консулами были Брут и Коллатин. Но Тарквиний не терял надежды возвратить престол Сначала он попытался начать междоусобие в самом Риме, где у него нашлись приверженцы, особенно среди знатной молодежи, которая была недовольна строгостью республиканских нравов. Составился заговор в пользу изгнанного царя, но он был открыт, и заговорщики казнены В числе их находились сыновья Брута и родственники Коллатина. Брут без малейшего колебания произнес смертный приговор сыновьям; Коллатин не обнаружил той же твердости относительно своих родственников и должен был сложить свои полномочия. Место его занял Валерий Луций.

Восстание произошло в 509 году до н.э., вследствии чего образовалась Римская Республика. Так давайте же разберём, почему так вышло?

Как всё начиналось

Луций Тарквиний Гордый, сын 5-го царя Рима, вместе со своей женой Туллией решили свергнуть легендарного царя Сервия Туллия (он приходился отцом Туллие). Убийство удалось и Тарквиний стал царём. Несмотря на его удачные войны, он не был фаворитом среди народа. Помимо этого, он убил нескольких сенаторов и в целом сделал власть сената слабей.

Смерть Лукреции

В 510 году до н.э. была развязана война с рутулами, шёл штурм, а затем и осада, Ардеи. Секст Тарквиний, сын царя, был отправлен в Коллация по военному поручению. Там наместник Луций Тарквиний Коллатин с его женой Лукрецией приняли его подобающе его статусу, как положено. И однажды Секст с Луцием разговорились о жёнах, об их добродетели. И поехали они к Лукреции, посмотреть что она делает: та ткала вместе со служанками. Этой же ночью, Секст незаметно прокрался к ней, представился и дал ультиматум: либо она подчиняется ему, либо он убивает её и слугу оправдывая тем, что она изменяла. На следующее утро Лукреция отправилась к своему отцу, призналась в ночном происшествии и проткнула себе кинжалом грудь.

Восстание

Луций Юний Брут, внук 5-го царя, отправился в Рим. Там он убедил граждан, что нынешняя власть является сплошной тиранией, обвинил в изнасиловании Лукреции. Брут указал на форму правления, которой достоин Рим. Также он предложил изгнать всех Тарквиниев с территорий Рима. Была выбрана республиканская форма правления, где во главе было 2 консула. Для поддержки среди населения, тело Лукреции провезли по улицам.

Консулами были избраны Брут и Спурий Лукреций Триципитин, отец Лукреции. Прошли выборы, монархия пала. После этого, Брут отправился в лагерь в Ардее, где уже была вся царская семья. Сам царь уже всё прознал, а потому покинул лагерь до приезда Брута. По прибытию, Брута встретили с почестями, а оставшихся членов семьи изгнали из Рима. Пожалуй, самой главной реформой стало увеличение числа сенаторов, которое теперь равнялось 300.

Было место и попытке возвращения монархии. Тарквиний отправил послов в Рим, чтобы те встретились с сочувствующими ему. Однако заговор быстро раскрыли, а причастных казнили. Тогда он решил захватить власть оружием. Было несколько войн, в ходе которых Тарквиний командовал этрусской пехотой, ему помогали другие цари, но у него ничего не вышло. В ходе войн, умер Брут, умерли все сыновья Тарквиния. Сам Тарквиний бежал в Куму, где и умер в 495 году до н.э.

Спасибо, что прочитали эту статью. Если она вам понравилась, оставьте коментарий и поставьте лайк. А также подпишитесь на канал, если вы ещё этого не сделали.

Переход к строю фаланги и новым принципам общественного деления обеспечивал зажиточным плебеям возможность более активного участия в жизни римской общины и ставил под угрозу власть и влияние патрициев, тесно связанных со старыми родовыми подразделениями.

Во многих греческих полисах сходные процессы привели к установлению режимов ранней тирании и к потере старинной знатью ее руководящей роли. Современные историки говорят даже о гоплитской революции в Греции VII VI вв. до н.э. Нечто подобное наблюдается и в Риме VI в. до н.э., однако различий там больше, чем сходства.

Согласно исторической традиции, последние три царя этрусского происхождения стремились укрепить свою власть, опираясь на плебеев. Они пополняли сенат и всаднические центурии зажиточными плебеями, малоземельным раздавали участки земли на общественном поле, вели активное общественное строительство, позволявшее неимущим плебеям, пролетариям, зарабатывать на жизнь.

Последний римский царь Тарквиний Гордый выглядит в изображении римских историков как типичный греческий тиран. Он якобы узурпировал власть в результате государственного переворота, правил, не советуясь с сенатом, и без санкции народа, казнил и отправлял в изгнание самых знатных и влиятельных патрициев, обременял народ тяжелыми повинностями.

Чаша терпения римлян переполнилась, когда один из царских сыновей обесчестил знатную и добродетельную римлянку Лукрецию, после чего она покончила с собой. Над бездыханным телом несчастной Лукреции ее знатные родственники во главе с Луцием Юнием Брутом поклялись навсегда изгнать царей из Рима. Они заручились поддержкой народа и войска и отправили царя и его сыновей в изгнание в 510 г. до н.э.

Отныне вместо царя Римом управляли два консула, ежегодно переизбираемых центуриатными комициями из числа патрициев. Первыми консулами стали Брут и Тарквиний Коллатин, муж погибшей Лукреции.

У современных исследователей эта история не вызывает особого доверия. В ней слишком много сходства с рассказами о греческих тиранах, и даже год изгнания последнего римского царя тот же самый, что и последнего афинского тирана.

Вместе с тем, известно, что примерно в это же время в V в. до н.э. во многих городах Этрурии власть от царей переходит к выборным должностным лицам магистратам. Возможно, перемены в Риме были частью этого общего процесса.

Интересно также, что в период Республики самым страшным преступлением, заслуживающим немедленной казни, считалось стремление к царской власти. Обычно в нем обвиняли политиков, пытавшихся заручиться поддержкой рядовых граждан, выдвигая планы радикальных реформ. Вероятно, это указывает на характер политической деятельности последних римских царей.

Предпринятая ими попытка установить с помощью рядовых общинников, сражавшихся в составе фаланги, режим единоличной власти привела не к крушению аристократического господства, как в Греции, а к аристократическому перевороту, после которого власть и влияние старинной патрицианской знати достигли своего апогея.

Лекция 3. Ранняя Римская республика.

Римский миф. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5..

2. Обострение патрицианско-плебейского антагонизма. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5..

3. Основные этапы борьбы патрициев и плебеев. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5..

4. Исторические последствия победы плебеев. Характерные особенности Рима-полиса. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5.

Римский миф.

Воплощением этих достоинств были великие римские герои, большинство которых жило в эпоху Ранней республики. Воспевание их подвигов занимало очень важное место в трудах римских авторов. Пример, поданный великими предками, должен был вдохновлять потомков, поэтому к историкам предъявляли те же требования, что и к поэтам: умение увлечь читателя силою и красотою художественного слова и образа, воздействовать на его лучшие чувства, побудить его к подражанию великим образцам.

Вот почему историки охотно использовали легенды, родовые предания, поэмы, воспевающие героев и их деяния, многое добавляя при этом от себя. В их сочинениях деятели глубокой древности произносят красивые речи, составленные по всем правилам риторического искусства эпохи Цицерона.

Вместе с тем в распоряжении Тита Ливия и его современников были древние документы, не дошедшие до нашего времени: тексты законов и дипломатических договоров, списки консулов, по именам которых велось тогда летоисчисление, жреческие хроники. Эти документы также в той или иной мере были использованы римскими историками. В их работах можно найти немало достоверной информации, особенно там, где речь идет об институтах, законах и обычаях, а не о подвигах и великих деяниях.

Переход к строю фаланги и новым принципам общественного деления обеспечивал зажиточным плебеям возможность более активного участия в жизни римской общины и ставил под угрозу власть и влияние патрициев, тесно связанных со старыми родовыми подразделениями.

Во многих греческих полисах сходные процессы привели к установлению режимов ранней тирании и к потере старинной знатью ее руководящей роли. Современные историки говорят даже о гоплитской революции в Греции VII VI вв. до н.э. Нечто подобное наблюдается и в Риме VI в. до н.э., однако различий там больше, чем сходства.

Согласно исторической традиции, последние три царя этрусского происхождения стремились укрепить свою власть, опираясь на плебеев. Они пополняли сенат и всаднические центурии зажиточными плебеями, малоземельным раздавали участки земли на общественном поле, вели активное общественное строительство, позволявшее неимущим плебеям, пролетариям, зарабатывать на жизнь.

Последний римский царь Тарквиний Гордый выглядит в изображении римских историков как типичный греческий тиран. Он якобы узурпировал власть в результате государственного переворота, правил, не советуясь с сенатом, и без санкции народа, казнил и отправлял в изгнание самых знатных и влиятельных патрициев, обременял народ тяжелыми повинностями.

Чаша терпения римлян переполнилась, когда один из царских сыновей обесчестил знатную и добродетельную римлянку Лукрецию, после чего она покончила с собой. Над бездыханным телом несчастной Лукреции ее знатные родственники во главе с Луцием Юнием Брутом поклялись навсегда изгнать царей из Рима. Они заручились поддержкой народа и войска и отправили царя и его сыновей в изгнание в 510 г. до н.э.

Отныне вместо царя Римом управляли два консула, ежегодно переизбираемых центуриатными комициями из числа патрициев. Первыми консулами стали Брут и Тарквиний Коллатин, муж погибшей Лукреции.

У современных исследователей эта история не вызывает особого доверия. В ней слишком много сходства с рассказами о греческих тиранах, и даже год изгнания последнего римского царя тот же самый, что и последнего афинского тирана.

Вместе с тем, известно, что примерно в это же время в V в. до н.э. во многих городах Этрурии власть от царей переходит к выборным должностным лицам магистратам. Возможно, перемены в Риме были частью этого общего процесса.

Интересно также, что в период Республики самым страшным преступлением, заслуживающим немедленной казни, считалось стремление к царской власти. Обычно в нем обвиняли политиков, пытавшихся заручиться поддержкой рядовых граждан, выдвигая планы радикальных реформ. Вероятно, это указывает на характер политической деятельности последних римских царей.

Предпринятая ими попытка установить с помощью рядовых общинников, сражавшихся в составе фаланги, режим единоличной власти привела не к крушению аристократического господства, как в Греции, а к аристократическому перевороту, после которого власть и влияние старинной патрицианской знати достигли своего апогея.

Лекция 3. Ранняя Римская республика.

Римский миф. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5..

2. Обострение патрицианско-плебейского антагонизма. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5..

3. Основные этапы борьбы патрициев и плебеев. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5..

4. Исторические последствия победы плебеев. Характерные особенности Рима-полиса. Литература: История Древнего Рима // Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. Гл.5.

Римский миф.

Воплощением этих достоинств были великие римские герои, большинство которых жило в эпоху Ранней республики. Воспевание их подвигов занимало очень важное место в трудах римских авторов. Пример, поданный великими предками, должен был вдохновлять потомков, поэтому к историкам предъявляли те же требования, что и к поэтам: умение увлечь читателя силою и красотою художественного слова и образа, воздействовать на его лучшие чувства, побудить его к подражанию великим образцам.

Вот почему историки охотно использовали легенды, родовые предания, поэмы, воспевающие героев и их деяния, многое добавляя при этом от себя. В их сочинениях деятели глубокой древности произносят красивые речи, составленные по всем правилам риторического искусства эпохи Цицерона.

Вместе с тем в распоряжении Тита Ливия и его современников были древние документы, не дошедшие до нашего времени: тексты законов и дипломатических договоров, списки консулов, по именам которых велось тогда летоисчисление, жреческие хроники. Эти документы также в той или иной мере были использованы римскими историками. В их работах можно найти немало достоверной информации, особенно там, где речь идет об институтах, законах и обычаях, а не о подвигах и великих деяниях.

Читайте также: