Создание советских правоохранительных органов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Разработанная В.И. Лениным концепция строительства Советской власти предусматривала в качестве непременного условия слом тех частей старой до­революционной государственной машины, которые выполняли карательные, репрессивные функции.

Взамен ликвидируемых органов формировались совет­ские судебные и иные учреждения, соответствующие принципам большевист­ской идеологии.

Одним из первых актов новой власти такого рода стал Декрет Совнаркома о суде №1 (22 ноября 1917 г.), упразднивший все дореволюционные судебные органы, прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен со­здавались местные коллегиальные суды, состоящие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. Предварительное следствие осуществ­ляли судьи единолично.

Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в за­конную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Если вышестоящий суд установил непра­вильность проведенного следствия, нарушения процессуальных норм, неспра­ведливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужден­ного, дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания.

В конце ноября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народ­ного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах. Члены коллегий были должностными лицами.

Кассационный отдел при ВЦИК рассматривал жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918 г).

Положение о ревтрибуналах 1919 г. закрепило несколько отраслевых ви­дов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы. Уско­ренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам.

Начали создаваться органы чрезвычайной юстиции. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем — сокращенно — ВЧК).

С марта 1918 г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК, и, таким образом, создавалась система чрезвычайных орга­нов. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиции и конфискаций.

Революционные трибуналы и Внесудебные репрессивные органы ВЧК Для разрешения этой проблемы и повышения эффективности в укреплении советской власти создавалась и функционировала Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совнаркоме РСФСР. Кроме ВЧК создавались и революционные трибуналы. Это были чрезвычайные органы военной юстиции. Создавались они при реввоенсовете РСФСР, армий и входили в состав военного ведомства. В соответствии с положением о революционных военных трибуналах от 20 ноября 1919 года они занимались рассмотрением дел о преступлениях в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Предварительное следствие осуществлялось особыми военными следователями. Приговоры принимались большинством голосов и обжалованию не подлежали. На революционные военные трибуналы возлагалось рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях в армии. За годы начавшейся Гражданской войны революционные военные трибуналы показали свою эффективность в расследовании уголовных преступлений, поэтому декрет СНК от 19 февраля 1920 года к подсудности революционным военным трибуналам отнес и дела о вооруженных нападениях. Таким образом, к концу 1920 года в РСФСР сложилась следующая система революционных военных трибуналов: реввоентрибунал республики, фронта, армий. Председатель революционного военного трибунала входил в состав кассационного трибунала при ВЦИК советов. Таким образом, формирование чрезвычайных органов государственной власти позволяло укреплять систему советских органов власти в условиях начинающейся Гражданской войны.




Революционные трибуналы и Внесудебные репрессивные органы ВЧК Для разрешения этой проблемы и повышения эффективности в укреплении советской власти создавалась и функционировала Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совнаркоме РСФСР. Кроме ВЧК создавались и революционные трибуналы. Это были чрезвычайные органы военной юстиции. Создавались они при реввоенсовете РСФСР, армий и входили в состав военного ведомства. В соответствии с положением о революционных военных трибуналах от 20 ноября 1919 года они занимались рассмотрением дел о преступлениях в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Предварительное следствие осуществлялось особыми военными следователями. Приговоры принимались большинством голосов и обжалованию не подлежали. На революционные военные трибуналы возлагалось рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях в армии. За годы начавшейся Гражданской войны революционные военные трибуналы показали свою эффективность в расследовании уголовных преступлений, поэтому декрет СНК от 19 февраля 1920 года к подсудности революционным военным трибуналам отнес и дела о вооруженных нападениях. Таким образом, к концу 1920 года в РСФСР сложилась следующая система революционных военных трибуналов: реввоентрибунал республики, фронта, армий. Председатель революционного военного трибунала входил в состав кассационного трибунала при ВЦИК советов. Таким образом, формирование чрезвычайных органов государственной власти позволяло укреплять систему советских органов власти в условиях начинающейся Гражданской войны.

От Февраля к Октябрю

Рождённая революцией. Первые шаги советской милиции

Создание НКВД РСФСР и рабочей милиции

Милиция становится штатной

Однако на этом приключения Ленина и его спутников не закончились — их отказался пропускать часовой, охранявший помещение Сокольнического райсовета, куда поспешили лишившиеся автомобиля и документов путники. Ленина часовой не узнал, как и дежурный по райсовету. Не узнал Владимира Ильича и подошедший председатель райсовета, который разговаривал с вождем весьма в наглом тоне. Лишь когда Ленину и его спутникам удалось добраться до телефона и позвонить в ЧК Петерсу, председатель райсовета сменил тон и зашевелился. Из Кремля срочно прибыло два автомобиля с вооруженными красногвардейцами и запасной автомобиль для Ленина. Кстати, несмотря на то, что в этот вечер Ленин был на волоске от смерти, от плана поездки в Сокольники он не отказался и к детям все же приехал.


Борьба с преступностью в регионах России


— отряд по борьбе с бандитизмом Донской ЧК

К слову, противостоять бандитам советской милиции в первые годы ее существования было очень сложно. Порой у милиционеров даже не было огнестрельного и холодного оружия, а им приходилось идти на задержание опасных преступников, вооружившись обычными палками. Имелись серьезные проблемы с обмундированием и обувью, часто милиционерам выдавались лапти, деревянные ботинки. Кроме того, приходилось решать вопросы с подготовкой личного состава. Многие милиционеры, особенно из числа сельских жителей, были неграмотными, поэтому в 1921 г. были организованы образовательные курсы для обучения милиционеров чтению, письму и счету. Благодаря курсам удалось ликвидировать неграмотность среди советских милиционеров и уже в 1923 г. было принято решение о запрете набора на службу в милицию неграмотных граждан. Только научившись читать и писать, достойный по иным показателям гражданин мог рассчитывать быть принятым на службу в органы советской милиции. После окончания Гражданской войны произошло пополнение личного состава милиции бывшими красноармейцами. Приход на службу в милицию людей, прошедших войну и отличавшихся большой личной смелостью и хорошей воинской подготовкой, сыграл очень позитивную роль в деле укрепления советской милиции. В первую очередь, повысилось качество служебно-боевой подготовки милиционеров, что незамедлительно сказалось на эффективности проводимых операций по розыску и задержанию опасных банд. Переводились в милицию и чекисты, также прошедшие Гражданскую.

image_pdf
image_print

С начала формирования Российского государства охрана общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и понуждение граждан к исполнению законов являются функцией органов внутренних дел.

В IX–X вв. в Древней Руси, как и в других государствах того времени, правоохранительные функции выполняли те, кто осуществлял общее управление и вершил суд – князь, его дружинники и слуги, а с XI в. – еще и владельцы земли, переходившей по наследству, – бояре-вотчинники. Им помогали тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава, проводившие розыск, суд, взимавшие в пользу князя судебные пошлины.

В XVII в. для розыска беглых крепостных крестьян был создан Сыскной приказ.

Учреждение регулярной полиции стало следствием укрепления абсолютной монархии при Петре I. В 1718 г. Петр I подписал указ о введении в Санкт-Петербурге Генерал-полицмейстерской канцелярии, руководимой генерал-полицмейстером, и утвердил для нее инструкцию. На эту должность был назначен Антон Девиер (1673—1745), который сформировал полицейский штат (10 офицеров, 180 нижних чинов), пожарную команду и начал проводить благоустройство города.

Среди первых полицейских было довольно много иностранцев. Русский самодержец постоянно приглашал их из европейских государств, чтобы перенять полезный опыт.

Опираясь на исторические источники, можно сказать, что российская полиция тогда работала весьма эффективно, и это позволило значительно снизить уровень преступности в стране.

В 1802 г. в ходе реформ государственного управления, проведенных по указанию Александра I, было создано Министерство внутренних дел Российской империи, которое наряду с решением проблем социального обеспечения населения занималось и охраной общественного порядка.

Первым министром внутренних дел стал потомственный аристократ Виктор Павлович Кочубей (1768—1834) – крупнейший государственный деятель первой половины XIX в. Тогда министр внутренних дел считался первым министром империи; он представлял свои доклады лично государю. По его рекомендации царь назначал губернаторов, отчитывавшихся перед министром.

Во второй половине XIX в. чиновники министерства внутренних дел активно участвовали в подготовке и проведении крестьянской реформы. После отмены крепостного права в 1861 г. функции МВД расширились: оно вело надзор за органами земского и городского самоуправления, получившими значительные полномочия, осуществляло борьбу с разного рода политическими террористами.

Первая русская революция 1905—1907 гг. сделала возможным провозглашение свободы слова, печати, собраний и союзов. Задачей МВД, губернаторов и полиции было реализовать эти свободы в рамках существовавшего закона. В 1906 г. министром внутренних дел стал Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911), один из крупнейших реформаторов России, сторонник идеи правового государства. При нем деятельность сыскных отделений российской полиции получила соответствующую требованиям времени правовую основу. Однако предложенный им проект дальнейших реформ полиции, направленный на ее усиление в рамках правового поля, не был принят Государственной думой.

В годы гражданской войны (1918—1920) милиция была переведена на военное положение, продолжала борьбу с усилившейся преступностью, детской беспризорностью.

В годы Новой экономической политики (1921—1929) военные функции милиции отпали, усилилась борьба с экономической преступностью и налоговыми нарушениями, была введена должность участкового надзирателя (позднее – участкового инспектора), отвечавшего за общественный порядок на своем участке.

В процессе формирования административно-командной системы в конце 20-х годов усилилась тенденция к централизации милиции и всей правоохранительной системы. 10 июля 1934 года был создан новый Народный Комиссариат внутренних дел СССР, объединивший органы внутренних дел, государственной безопасности, пограничные и внутренние войска в масштабах всего Советского Союза. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) НКВД СССР были образованы новые специализированные подразделения: Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС); усилилась роль милиции по обеспечению правопорядка на железнодорожном транспорте; приняты инструкции участковым уполномоченным в городе и на селе.

Такая концентрация власти в одном органе административной власти, который оказался вне контроля государства и общества, с одной стороны, к сожалению, привела к многочисленным нарушениям законности, с другой стороны – это позволило органам внутренних дел успешнее бороться с общеуголовной преступностью и в определенной мере снизить ее.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) органы внутренних дел вместе с армией и чекистами успешно боролись с врагом. Помимо несения службы в тылу, они участвовали в боевых действиях на полях сражений, в составе партизанских отрядов, диверсионно-разведывательных групп. Тысячи бойцов – солдат и командиров внутренних войск, сотрудников милиции были награждены государственными наградами.

В марте 1946 г. НКВД СССР, как и другие наркоматы, был переименован в Министерство внутренних дел СССР. Некоторое время министерство выполняло еще и функции по обеспечению государственной безопасности, но затем органы госбезопасности были выведены из системы МВД. В результате проведения реформ в июле 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР. В 1968 г. Оно было переименовано в Министерство внутренних дел СССР. До 1984 года им руководил Николай Анисимович Щелоков (1910—1984). На этом посту он прослужил дольше других министров и наркомов – 16 лет. При нем была усовершенствована структура центрального аппарата МВД СССР, укреплена материально-техническая база органов внутренних дел, открыты высшие школы милиции и Академия МВД; больше внимание стало уделяться профилактике преступности.

Сложная экономическая и политическая обстановка привела к резкому росту преступности, возникновению национальных конфликтов. Это создавало прямую угрозу существованию российской государственности как таковой. Даже в этот сложный период сотрудники министерства внутренних дел приняли участие в формировании правовых основ деятельности милиции в постсоветской России. Заметна их роль в разработке Административного, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, положений и инструкций, необходимых в новой обстановке. Они несли боевую службу по восстановлению и укреплению конституционного порядка в Кавказском регионе. Достойно они несут службу и сейчас, продолжают традиции своих давних предков.

Читайте также: