Трудовое право в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первая генерация советских ученых-трудовиков была представлена в основном исследователями, получившими образование и начавшими свою научную деятельность еще до 1917 г. Это И.С. Войтинский, К.М. Варшавский, Д.М. Генкин, А.Г. Гойхбарг, Е.Н. Данилова, В.М. Догадов, Я.А. Канторович (1859-1925), А.Е. Семенова.[13]

Однако регулирование условий труда иных категорий работников, не подпадавших под действие данного Кодекса по прежнему не было урегулировано, так условия труда в коммунальных хозяйствах регламентировались особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров, инструкциями Народных Комиссариатов земледелия и труда; условия труда земледельцев на землях, предоставляемых им в пользование, - Кодексом законов о земле; условия труда самостоятельных ремесленников – особыми постановлениями Народного Комиссариата Труда.

Характерной чертой трудового законодательства рассматриваемого периода было жесткое регулирование всех условий труда нормами, издаваемыми в порядке декретов и предписаний государственными и отчасти профсоюзными органами. Вместе с тем наблюдалось полное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельными трудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами.

В итоге, в начале 20-х годов в государстве полностью отсутствовала единая трудовая политика и практика трудовых отношений. Подобная обстановка не позволяла реорганизоваться и выработать какую-либо теоретическую концепцию предмета трудового права данного периода.

Однако с 1922 до конца 20-х годов наука трудового права пережила своеобразный переворот, который был связан с введением НЭПа и легализацией договорных трудовых отношений. В этот период было проведено несколько плодотворных споров, касающихся основных проблем данной отрасли: предмета, источников и соотношения с другими отраслями права.

Именно в это время были заложены теоретические основы советской науки трудового права. Но все-таки всячески подчеркивался разрыв с дореволюционной эпохой, хотя интеллектуальная и личностная преемственность была налицо. Это, в частности, выражалось в том, что первые советские ученые-трудовики в большинстве своем были знакомы с работами своих зарубежных коллег и вели с ними вполне цивилизованные дискуссии. Общепризнанным авторитетом пользовались труды немецких ученых Г. Зинцгеймера и В. Каскеля, а также были широко известны публикации Г. Ниппердея, В. Шеебарта, Г. Шеффера, Э. Якоби, британцев Х. Клейна и Г. Слессера, американцев Д. Коммонса и Д. Эндрюса, французов А. Вабра и М. Эбле и др.[15]

Таким образом, стабилизация экономических и социальных отношений создали благоприятную почву для научных исследований в области трудового права.

Первой крупной публикацией 20-х годов по праву считается исследование К.М. Варшавского, который широко использовал дореволюционные труды Л.С. Таля. Эту работу К.М. Варшавского, как он сам позднее написал: "мои коллеги осудили за отсутствие строго марксистского подхода, но назвали лучшей из всего написанного по трудовому праву".[17] Варшавский обосновал положение о трудовом праве как замкнутой системе, которая взаимодействует с другими отраслями права, был сторонником субсидиарного применения норм гражданского законодательства в регулировании трудовых отношений, в том числе привлечения к материальной ответственности работников на основе норм ГК РСФСР. Фактически он ставил знак равенства между трудовым договором и договором личного найма.

Как мною было отмечено ранее, до конца 20-х годов степень интеллектуальной свободы было сильно ограничена. Что касается конца 30-х и до начала 40-х годов, то следует говорить о полном ее отсутствии. Поэтому в данный период и до окончания Второй мировой войны в науку трудового права практически не вносилось каких-либо существенных изменений.

В законодательной же сфере дело обстояло несколько иначе. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных задач. В связи с призывом многих миллионов людей на службу особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, транспорте, строительстве и сельском хозяйстве. Мобилизация коснулась всего трудоспособного населения. Это обстоятельство вполне естественно вызвало к жизни правовые нормы, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность[18].

Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства.[19] К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.

На базе Основ гражданского законодательства в 1964 г. были приняты гражданские кодексы союзных республик. Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население.[22]

Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий.[23] Развитие отрасли трудового права определялось Конституцией, Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущим законодательством.

Центральный комитет КПСС провел большие меры по "повышению благосостояния советского народа", в частности в своем Постановлении от 26 сентября 1967 г. № 888 было указано осуществить следующие мероприятия: "увеличить минимальный размер заработной платы рабочих и служащих всех отраслей народного хозяйства до 60 рублей в месяц; повысить в первом полугодии 1968 г. в среднем на 15 процентов тарифные ставки рабочим-станочникам машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий и цехов во всех отраслях народного хозяйства; расширить льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; увеличить до 15 рабочих дней продолжительность отпуска тем рабочим и служащим, которые имеют в настоящее время отпуск общей продолжительностью 12 рабочих дней; продолжить дальнейшее снижение и отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих. В этих целях снизить в среднем на 25 процентов ставки налогов с заработной платы от 61 до 80 рублей в месяц; повысить размеры пособий по временной нетрудоспособности рабочим и служащим при стаже работы свыше 8 лет до 100 процентов заработка и при стаже работы от 5 до 8 лет до 80 процентов заработка."[24] Также были проведены ряд мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения, в частности: повышение размера пенсий инвалидам, снижения пенсионного возраста по старости для военнослужащих и др.

15 июля 1970 г. был принят Закон "Об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о труде", которым были введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышена оплата труда для многих работников производственных отраслей (в черной и цветной металлургии, угольной и текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте). Введены льготы, для работников, совмещающих работу с обучением.

По моему мнению, именно этот Закон положил основные начала для создания действующего Трудового кодекса Российской Федерации.

Спустя чуть больше года, а точнее в 1971 году был принят новый кодекс, который добавлял новые праздничные дни и новые льготы, в том числе устанавливал право на отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет с сохранением рабочего места, а также устанавливал 41-часовую рабочую неделю.[25] Если сравнивать его с Кодексом 1922 года, то этот кодекс был конечно более мягким, поскольку устанавливал больше гарантий и компенсаций работникам, а также значительно поспособствовал улучшению правового статуса работника.

Подводя небольшой итог, важно отметить, что конец советского периода в развитии трудового права оказался довольно сложным и объемным по своему содержанию. Было принято множество законодательных актов, значительно повлиявших на дальнейший темп развития Трудового права. Многое еще осталось не урегулированным, например труд несовершеннолетних, а именно детей до 16 лет был не только не регламентирован, но и запрещен. Однако в дальнейшем, многие аспекты будут развиваться, особенно в связи с началом эпохи Перестройки.

Трудовое право только в этот период в соответствии с доктриной большевиков, придававших уничтожению эксплуатации пролетариата огромное внимание, выделилось из гражданского в самостоятельную отрасль права.

Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов. Не позднее 6 ч. после начала работы должен был быть установлен перерыв продолжительностью не менее 1 часа. Ночной труд не должен был превышать 7 часов. Он был запрещён для женщин и подростков до 16 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 часов в день. Наименьшая продолжительность воскресных и праздничных дней отдыха не могла быть менее 24 часов. При работах в условиях особо вредного производства рабочее время сокращалось. К подземным работам женщины и несовершеннолетние не допускались. Не допускались они и к сверхурочным работам, продолжительность которых не должна была превышать 4 часов в течение 2 суток и оплата которых должна была производиться в двойном размере. Женщины в до- и послеродовой периоды от работы освобождались.

В мае 1918 г. была организована инспекция по охране труда, имевшая право налагать административные взыскания и передавать дела о нарушении правил охраны труда работодателями в суд.

Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска для всех лиц, проработавших на любом предприятии 6 месяцев.

В декабре 1918 г. был принят первый КЗоТ РСФСР, включивший положения всех вышеперечисленных нормативных актов. Он состоял из 9 разделов и 137 статей. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работавших по найму на государственных и частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для всех лиц от 16 до 50 лет: вводилась обязанность трудиться для всех граждан республики; лица, не занимавшиеся общественно полезным трудом, должны были привлекаться к таковому местными Советами.

Учётом и распределением рабочей силы ведали отделы распределения рабочей силы (ОРРС). Перевод и увольнение рабочих и служащих осуществлялся только с их ведома. Об увольнении рабочего или служащего должны были предупредить за 2 недели через ОРРС. В ОРРС они могли обжаловать это решение. КЗоТ заменял ( в связи с практически полной национализацией промышленности) социальное страхование социальным обеспечением за счёт государства.

Вознаграждение за труд регулировалось тарифным соглашением с учётом вводимого минимального размера заработной платы и его условий, однако, максимальный коэффициент составлял 1,7, а заработная плата была заменена различными видами пайков.

Большую роль в регулировании заработной платы, условий, найма и увольнения, отдыха и т.д. КЗоТ отводил профсоюзам, однако профсоюзы к тому времени были полностью подконтрольны государству и, по существу, стали частью государственного аппарата.

Трудовое право только в этот период в соответствии с доктриной большевиков, придававших уничтожению эксплуатации пролетариата огромное внимание, выделилось из гражданского в самостоятельную отрасль права.

Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов. Не позднее 6 ч. после начала работы должен был быть установлен перерыв продолжительностью не менее 1 часа. Ночной труд не должен был превышать 7 часов. Он был запрещён для женщин и подростков до 16 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 часов в день. Наименьшая продолжительность воскресных и праздничных дней отдыха не могла быть менее 24 часов. При работах в условиях особо вредного производства рабочее время сокращалось. К подземным работам женщины и несовершеннолетние не допускались. Не допускались они и к сверхурочным работам, продолжительность которых не должна была превышать 4 часов в течение 2 суток и оплата которых должна была производиться в двойном размере. Женщины в до- и послеродовой периоды от работы освобождались.




В мае 1918 г. была организована инспекция по охране труда, имевшая право налагать административные взыскания и передавать дела о нарушении правил охраны труда работодателями в суд.

Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска для всех лиц, проработавших на любом предприятии 6 месяцев.

В декабре 1918 г. был принят первый КЗоТ РСФСР, включивший положения всех вышеперечисленных нормативных актов. Он состоял из 9 разделов и 137 статей. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работавших по найму на государственных и частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для всех лиц от 16 до 50 лет: вводилась обязанность трудиться для всех граждан республики; лица, не занимавшиеся общественно полезным трудом, должны были привлекаться к таковому местными Советами.

Учётом и распределением рабочей силы ведали отделы распределения рабочей силы (ОРРС). Перевод и увольнение рабочих и служащих осуществлялся только с их ведома. Об увольнении рабочего или служащего должны были предупредить за 2 недели через ОРРС. В ОРРС они могли обжаловать это решение. КЗоТ заменял ( в связи с практически полной национализацией промышленности) социальное страхование социальным обеспечением за счёт государства.

Вознаграждение за труд регулировалось тарифным соглашением с учётом вводимого минимального размера заработной платы и его условий, однако, максимальный коэффициент составлял 1,7, а заработная плата была заменена различными видами пайков.

Большую роль в регулировании заработной платы, условий, найма и увольнения, отдыха и т.д. КЗоТ отводил профсоюзам, однако профсоюзы к тому времени были полностью подконтрольны государству и, по существу, стали частью государственного аппарата.


В данной научной статье были рассмотрены основные тенденции развития советского права, а именно то, как эти положения повлияли на дальнейшее развитие современного Российского права. Какие тенденции стали базой, основой трудовых правоотношений как в советском государстве, так и в Российской Федерации. И почему советское трудовое право стало эталоном для многих других стран постсоветского.

Ключевые слова: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой кодекс, права и обязанности, советское право.

This scientific article discusses the main trends in the development of Soviet law, namely, how these provisions have influenced the further development of modern Russian law. What trends have become the basis, the basis of labor relations both in the Soviet state and in the Russian Federation? In addition, why Soviet labor law has become a benchmark for many other post-Soviet countries.

Keywords: labor law, labor relations, labor code, rights and obligations, Soviet law.

Трудовое право в России проходит долгий и тяжёлый путь своего становления, начиная от развития первых предприятий при Петре I, с начала империи, и до наших дней, когда в условиях совсем другого, современного государства трудовое право не является совершенным и требует постоянных дополнений и улучшений. Сейчас сложно отрицать, что Российская Федерация, конечно, не создала абсолютно новый трудовой кодек, такой, который не существовал бы раньше. Современная Россия, как наследница СССР, в силу своего быстрого формирования после распада советского государства, сменой политического курса и переустройства государственного аппарата, не смогла разработать нечто уникальное и взяла за основу трудового кодекса Российской Федерации трудовое право СССР, которое несмотря на то, что применялось в тоталитарном государстве, было создана из идей, полагающихся на трудовой класс, даже первые нормативно-правовые акты затрагивали многие положительные аспекты прав рабочих. Поэтому трудовое право СССР практически, не без изменений, подходило новому, демократическому курсу России. Давайте же рассмотрим основные тенденции развития советского права и как оно повлияло на Российскую Федерацию [1].

– дополнительный перерыв для кормящих ребенка грудью;

– еженедельный непрерывный отдых в течение не менее 42 часов;

– сокращённый рабочий день перед днём отдыха;

– денежное пособие и бесплатная врачебная помощь по случаю болезни, беременности и родам;

– пособие по безработице в размере положенного трудящемуся вознаграждения за труд согласно его тарифу, группе и категории;

– пособие трудящимся, работающим не по специальности.

Важно, что финансовая и социальная поддержка производилась из государственных фондов и средств бюджета, т. е. полностью за счёт государства. Стоит упомянуть, что кодекс впервые предусматривал испытательный срок для трудящихся в виде 6 рабочих дней. Таким образом, КЗоТ впервые закрепил и подробно рассмотрел практически все стадии трудовых отношений и прав граждан. В годы Гражданской войны и политики коммунизма применялись более жёсткие нормы в отношении рабочих как фактически, так и документально, например, введении трудовой повинности, для того, чтобы победить в войне за власть, но при этом нужно было и удержать в своих руках тот класс рабочих, на который опиралась власть, поэтому КЗоТ 1918 года вводит такое множество социальных прав и гарантий для трудящихся, которые только способствовали улучшению производительности труда и качеству продукции. Во многом, Кодекс законов о труде от 1918 года стал основой и отправной точкой в развитии советского трудового права.

Следующим шагом в развитии трудового права стало принятие ВЦИК от 9.11.1922 КЗоТ 1922 года, который также, как и предыдущий кодек был разработан и принят по соответствию проводимой новой экономической политики (НЭП) в государстве. Влияние НЭП довольно сильно отразилось на целях принимаемого нормативно-правового акта об трудовых отношениях. По КЗоТу 1922 года вместо трудовой повинности устанавливается трудовой договор, а также возможность коллективных трудовых договоров. [4] Т. е. теперь трудовые отношения заключаются только между работником и работодателем без посредничества государства в виде трудовой повинности. Это связано во многом с тем, что в годы НЭП происходит частична денационализация средней и мелкой промышленности, и некоторые работодатели становятся полными собственниками своих предприятий, поэтому законодатель с одной стороны оставляя все социальные гарантии по охране труда, переводит средства на оплату не из государственного фонда, а на бюджет того или иного предприятия и называлось социальным страхование согласно главе 17. По данному кодексу мы также можем заметить оплату отпускных дней и сам отпуск, который теперь длится не один месяц, а 2 недели, очевидно, что сокращение связано с тем, чтобы защитить работодателей от большой потери денежных средств бюджета для оплаты отпускных. Также по новому кодексу вводилась возможность образовывать трудовые артели, а глава 15 впервые была полностью посвящена деятельности профсоюзов рабочих. В остальном же КЗоТ 1922 года повторял положения, которые были закреплены в первом нормативно-правовом акте о труде 1918 года, но при этом явно исходил из других побуждений. Таким образом, если сравнить КЗоТ 1922 и 1918 года, можно сказать, что в годы военного коммунизма трудовое законодательства больше действовало в интересах государства, но при нельзя опровергнуть и тот факт, что по кодексу 1922 роль государства отсутствовала, ведь, например, также оставался приём на работу через государственную биржу труда, дело в том, что законодатель, в период новой экономической политике стремился больше защитить работодателя при сохранении всех прав и гарантий, которые получили трудящиеся в прошлые годы советской власти. Кодекс законов о труде 1922 с дополнениями и поправками станет основные правовым документом в сфере регулирования трудовых отношений и будет действовать 49 лет до 1971 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, СССР, трудовая повинность, кодекс, охрана труда, нормативно-правовой акт, Россия, труд, Трудовой Кодекс, военный коммунизм.

Формирование советского трудового законодательства было ознаменовано принятием декрета СНК о восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени от 29 октября 1917 г 1 . Однако, в истории формирования отечественного трудового законодательства, целесообразно выделить четыре основных периода:

– 1917–1922 гг. – формирование фундамента для последующего развития трудового законодательства и принятие первого КЗоТа РСФСР;

– 1922–1950 гг. – этап совершенствования трудовых отношений посредством принятия второго КЗоТа и одновременным ужесточением трудового законодательства в период военных событий Великой Отечественной войны;

– 1950–1970-е гг. – гуманизация трудовых правоотношений;

– 1970–по наши дни – этап либерализации трудовых правоотношений и приведения в соответствие с новыми социально-экономическими условиями.

Итак, чем знаменовался каждый период?

1922 – 1950 гг. Существование большого массива подзаконных актов, корректирующих, вытесняющих или изменяющих нормы первого КЗоТа, стало толчком к принятию нового КЗоТа 1922 года 4 , в котором реабилитировались договорные начала и признавалась недействительность условий всех договоров и соглашений о труде, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами КЗоТ. КЗоТ 1922 г. был гораздо менее идеологизирован, носил в целом компромиссный характер, выполняя не только социально-защитную, но и экономическую функцию, тем самым впервые правовую регламентацию получили коллективные договоры, гарантии и компенсации, профсоюзы, расширялся круг оснований увольнения (ст. 47 КЗоТ 1922 г.) 3 .

В связи с началом Великой Отечественной войны КЗоТ 1922 г. фактически перестал функционировать, вводилось чрезвычайное положение и в трудовом законодательстве. Лиц моложе 16 лет разрешалось привлекать к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более двух часов в день. С 12 лет уже начислялись трудодни, а определённый срок рабочего времени не был регламентирован.

1950 – 1970 гг. принимаются Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде 5 , а также КЗоТ РСФСР 1971 г. 6 , направленные на защиту прав работников: переход на семи- и шестичасовой рабочий день, увеличение минимального размера оплаты труда, закрепление права работников расторгать трудовой договор в любое время, предупредив работодателя за две недели, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу и др. Возраст принятия на работу был повышен по общему правилу до 16 лет, была подробно прописана процедура заключения, изменения и прекращения трудового договора 3 .

Большинство норм улучшали положение работников и ограничивали права администрации. Гуманистическая составляющая трудового законодательства вновь вошла в своё правового русло.

1970 – по наши дни. Постепенный отказ от социалистической системы хозяйствования и переход к рыночным капиталистическим отношениям, несоответствие КЗоТа 1971 г. реалиям нового, а далее и постсоветского времени поставили на повестку дня вопрос о реформации трудового законодательства. Впервые формулируются цели, задачи и основные принципы трудового права, регламентируются трудовые отношения; закрепляется индивидуальное трудовое право, стороны трудовых отношений, социальное партнерство; защищаются персональные данные работника и так далее. Нововведения и изменения носят либеральный характер и находят своё полное отражение в Трудовом Кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 г. 7 , который сохраняя лучшее, приспосабливает к новым условиям нормы прежнего законодательства.

Таким образом, в целом в советский период трудовое законодательство развивалось неравномерно и противоречиво: 20-е годы были периодом благополучия, 30-начало 50-х стали периодом застоя и оттоком развития трудового права назад, в 70-е годы начался новый виток изменений и развитий, итогом которого стал ТК РФ, изменения и дополнения в который вносятся и по сей день.

Литература:

2. КЗоТ РСФСР 1918 г . // СУ РСФСР. 1918. № 87 – 88. Ст.

3. Лушников М.В., Лушникова А.М. Курс трудового права. М.: Статут, 2009. С. 165-196.

4. КЗоТ 1922 г . // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 203.

5. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятые Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29. Ст. 265.

6. Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР Закон от 9 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.

7. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

Читайте также: