Переход рима к империи принципат кратко

Обновлено: 06.07.2024

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных, значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев.

Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II—III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната.

Период Римской империи подразделяется на:

III в. н.э. - это кризис Римской империи, грозивший угрозой распада. Преодолеть кризис помогла новая форма госу­дарственного устройства империи - доминат.

c. период домината (284 - 476 гг. н. э.). Это период поздней Римской империи (с конца III по V в. н.э.) характеризуется разложением рабовладения на ее огромных территориях и началом формирования протофеодальных отношений.

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика—верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.




Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые—назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении—сената и принцепса. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса— фикс. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти.

В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладель-ческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение, как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.

Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

Период доминатаи распад Римской империи

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про­винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им­ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши­лась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римско­го гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

≈ государственный совет при императоре;

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос­новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по­винности.

При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи.

Западная Римская империя со столицей в Риме, которая прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место.

Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, которая существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных, значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев.

Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы. Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II—III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната.

Период Римской империи подразделяется на:

III в. н.э. - это кризис Римской империи, грозивший угрозой распада. Преодолеть кризис помогла новая форма госу­дарственного устройства империи - доминат.

c. период домината (284 - 476 гг. н. э.). Это период поздней Римской империи (с конца III по V в. н.э.) характеризуется разложением рабовладения на ее огромных территориях и началом формирования протофеодальных отношений.

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика—верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые—назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении—сената и принцепса. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса— фикс. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти.

В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладель-ческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение, как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры.

Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться. На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

Период доминатаи распад Римской империи

Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный период, так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата про­винций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения им­ператоров с сенатом. Широкая раздача римского гражданства заверши­лась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римско­го гражданина всему свободному населению Римской империи. При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окончательно превратился в монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном под­чинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

≈ государственный совет при императоре;

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр. После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Ос­новой налогообложения стали натуральные поземельные налоги и по­винности.

При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло разделение Римской империи.

Западная Римская империя со столицей в Риме, которая прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место.

Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, которая существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

Принципат — политический режим в Римской империи, сформировавшийся в период с 27 г. до н. э. по 284 г. н. э. и совмещавший монархические и республиканские черты. Формально власть принадлежала народу и сенату, однако последнее слово всегда оставалось за императорским бюрократическим аппаратом. Главным архитектором системы принципата в Древнем Риме считается Октавиан Август — один из выдающихся государственных деятелей прошлого.

Принципат в древнем риме это

Предпосылки возникновения

Череда триумфальных побед над принципиальными врагами значительно расширила территориальные владения Римской республики. Улицы крупнейших поселений стали кишеть рабами. Наблюдался небывалый экономический рост, процветали культура и искусство. Несмотря на стремительное преобразование общества, старые классы, интересы которых отражал Рим в поздний республиканский период, начали постепенно деградировать.

Принципат в древнем риме

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости пересмотра имеющихся политических порядков. Многие древнеримские правители, в том числе Цезарь и Помпей, ломали голову над разработкой спасительных для государства преобразований, однако их реформы не способствовали качественному рывку в развитии республики.

Октавиан Август, проанализировав теоретические проекты изменений своих предшественников, сумел претворить в реальность систему государственного устройства, получившую название принципат. Своей главной задачей он видел восстановление с помощью сильного центра политической и социальной стабильности без ущерба для республиканских традиций.

Начало формирования

Воспользовавшись неограниченными триумвирскими полномочиями, Август сконцентрировал в своих руках высшую гражданскую и военную власть, которая, однако, представляла собой совокупность ряда республиканских магистратур и прав, полученных только после одобрения сената и народного собрания, и не передавалась по наследству. По большому счету в стране так и осталась республиканская форма государственного устройства, но с той лишь разницей, что верховный правитель стал именоваться принцепсом, то есть первым из списка сенаторов.

Прежние властные структуры сохранились, утратив большую часть своих функций. Если раньше они были марионетками правящего сословия рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев, то теперь стали подконтрольны принцепсу и его ближайшему окружению.

Принципат

Полномочия правителя

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Принципат это

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Вопреки сложившимся римским традициям и действующему законодательству принцепс мог быть назначен одновременно на несколько важных постов. Более подробную информацию, касающуюся роли императоров, правивших на заре и закате принципата, можно узнать, заглянув в таблицы справочников по истории Древнего Рима.

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

Принципат в древнем риме это

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

Принципат это что

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

На смену во многом изжившему себя принципату пришел так называемый доминат. В нем более отчетливо прослеживались черты абсолютизма, в небытие ушли старые республиканские институты.

Обострение конфликтов в Римской республике. Причины гражданских войн

Первые 400 лет Римская республика непрерывно воевала в чужих землях, пятое столетие ее существования прошло в столкновениях граждан между собой. Напуганная движением Гракхов, сенаторская знать цепко держала власть в своих руках, стараясь не допустить никаких перемен.

Братья Тиберий и Гай Гракхи (Работа Эжена Гийома. 1853 год. Музей д

На высшие должности избирались представители немногих знатных семей, получивших название оптиматы. Их соперниками были популяры, последователи Гракхов, опиравшиеся на народное собрание и трибунов. Конфликты и проблемы внутри римского общества становились все глубже. Провинции грабили наместники и откупщики. Союзники не имели права участвовать в народном собрании. Всадники были отстранены от высших магистратур.

Римские легион на марше

Римские легион на марше. Легионеры идут по мосту, положенному поверх плотно скрепленых лодок, переправляясь через реку

С исчезновением мелких свободных землевладельцев теряла свои боевые качества римская армия. Даже набирать легионы становилось труднее – все меньше людей проходили ценз, все больше было пролетариев. Офицеры воспринимали армию как средство обогащения: они брали взятки и подарки от врага. От былой дисциплины не осталось и следа.

Реформа Гая Мария

В 111–105 годах до н.э. римляне увязли в конфликте с нумидийским вождем Югуртой в Северной Африке. Заслуга победоносного завершения позорно начавшейся для римлян войны принадлежала Гаю Марию.

Бюст из мюнхенской Глиптотеки

Избранный консулом, Марий реформировал римское войско. Он начал принимать в легионы добровольцев из числа беднейших граждан, жителей Италии и провинций. Все легионеры получали жалованье и снаряжение за государственный счет. Жалованье стало основным источником их дохода, избавив от необходимости вести хозяйство.

Это позволило сделать службу практически непрерывной и больше внимания уделять подготовке и выучке солдат. Войско из ополчения граждан превратилось в профессиональную армию. Благополучие легионеров в первую очередь зависело от полководца, слово и приказ которого стали значить для них много больше, чем распоряжения сената и решения народного собрания. Успех реформы, талант полководца и поддержка легионеров позволили Марию избираться на должность консула семь раз.

Первая гражданская война

Дальнейшие события показали, что Марий не только восстановил боеспособность римского войска, но и превратил легионы в политическую силу, которой легче всего мог воспользоваться удачливый полководец. Именно такие полководцы развязали первую Гражданскую войну (83–82 гг. до н.э.). Во главе популяров стоял Гай Марий, вождем оптиматов стал аристократ Луций Корнелий Сулла, когда-то служивший офицером под началом Мария.

Как полководец Сулла зарекомендовал себя во время войны Рима с союзниками, которые требовали предоставления им римского гражданства. Он же победил понтийского царя Митридата, пытавшегося отторгнуть римские владения в Малой Азии. Преданные легионы в их руках превратились в орудие политической борьбы.

Оба соперника врывались с вооруженными войсками в Рим, чего прежде никогда не случалось в римской истории, и прибегали к террору – жестокому насилию по отношению к противнику. Особенно в этом отличился Сулла, впервые составивший и обнародовавший проскрипционные списки людей, подлежащих уничтожению. Все они оказывались вне закона, за их убийство и выдачу Сулла обещал награды и подарки, а укрывателям несчастных грозила смерть. После смерти Мария и разгрома марианцев Сулла получил полномочия пожизненного диктатора.

Целью Суллы было усиление власти сената. Он ввел в него своих сторонников, сделал должности сенаторов пожизненными, упразднил цензоров и уменьшил права народных трибунов. Стать консулом теперь было гораздо сложнее, а на одну и ту же должность было решено не избирать чаще, чем раз в 10 лет.

Другие действия Суллы успокоили италийских союзников: большая их часть получили римское гражданство, а города Италии обрели самоуправление. Легче стало и жителям провинций, где ослабла власть откупщиков.

Стремясь возродить порядки ранней Республики, Сулла внес много нового в ее устройство, а сам превратился в единоличного правителя. Тем неожиданее для современников стал отказ Суллы от власти. Он удалился в свое поместье, где вскоре умер.

Триумвират Помпея, Красса и Цезаря

Страх, посеянный террором и проскрипциями, и меры, предпринятые Суллой, казалось бы, скрепили республику. Однако мир и порядок были непрочны. В Испании подняли мятеж сторонники Мария, в Азии началась новая война с Митридатом, пираты разбойничали по всему Средиземному морю. В самой Италии разразилось то, что римляне называли Спартаковской войной (73–71 гг. до н.э).

Мраморный бюст Митридата VI

В короткий срок кучка рабов под командованием беглого гладиатора Спартака превратилась в огромную массу, державшую в страхе всю Италию. Успехи восстания во многом объяснялись тем, что лучшие войска находились в Испании и на Востоке. Опорой восставших стал Юг Италии, где почти исчезли мелкие хозяйства свободных земледельцев и все большее количество рабов трудились на все более обширных полях крупных собственников.

В этих обстоятельствах возродилась политическая борьба и выдвинулись новые лидеры, претендовавшие на власть.

Среди популяров наиболее влиятельными и любимыми у римлян были трое: Гней Помпей, Марк Лициний Красс и Гай Юлий Цезарь. Помпей заслужил славу полководца и прозвище Великий, победив мятежников Испании, пиратов и Митридата. Богач Марк Красс нанес сокрушительный удар по Спартаку. Цезарь проявил себя как решительный политик, стремящийся к славе и сочетающий ум и энергию с щедростью и благодушием.

Еще одним ярким политиком этого времени был Цицерон, выражавший интересы сторонников сенаторской республики. Чтобы добиться власти, трое вождей популяров заключили союз – триумвират. Им многое удалось: Цезаря избрали консулом, были приняты законы в интересах ветеранов Помпея, римского плебса, жителей провинций и самих триумвиров.

Когда истек срок консульских полномочий Цезаря, сенат постарался удалить его из Италии, назначив ему в управление далекую часть Галлии. Расчет на то, что Цезарь завязнет в дикой провинции и потерпит неудачу, не оправдался. За годы Галльской войны (58–51 гг. до н.э.) Цезарь покорил всю Галлию, первым из римских полководцев перешел через Рейн, вторгся в Британию и усмирил восстание галлов во главе с Верцингеториксом. Военные успехи принесли ему богатство, преданность легионов и обожание римского плебса.

Вторая гражданская война

Египетская статуя Клеопатры из базальта

Милосердие Цезаря, который отпускал без каких-либо условий пленных оптиматов, не применял террора и проскрипций, обеспечило ему поддержку в Италии. Оно же помогало ему пополнять свои силы за счет солдат легионов Помпея. Цезарь разбил войска сторонников Помпея в Испании, а его самого – в Греции в битве при Фарсале. Помпей пытался укрыться в Египте, но его предательски убили, а его голову преподнесли Цезарю. В 45 году до н.э. Цезарь заключил союз с египетской царицей Клеопатрой и довершил разгром помпеянцев.

Диктатура Цезаря

Еще в ходе борьбы с Помпеем и его сторонниками Цезарь был провозглашен диктатором, а в 45 г. до н.э. стал пожизненным диктатором и сосредоточил в своих руках все верховные магистратуры: цензора, народного трибуна, высшую религиозную (понтифик) и высшую военную власть империум вместе с титулом императора.

Триумф. Барельеф на колоне Траяна. Рим

Чтобы ослабить сенат, Цезарь ввел в него массу преданных, но малозначительных людей из числа своих офицеров и вольноотпущенников. Магистратов он поставил под свой контроль, получив право рекомендовать, а на самом деле назначать половину кандидатов на должности.

Опорой власти Цезаря стали новые колонии для ветеранов, города в Испании, территории Галлии и других провинций, получившие римское гражданство. В провинциях Цезарь отменил систему откупов и передал сбор налогов местным властям, а некоторые территории и вовсе освободил от налогов. При этом военная власть над провинциями была в руках верных людей, назначенных Цезарем.

Из всех реформ Цезаря самым долговечным стало введение юлианского календаря, который заменил собой старую и неудобную римскую систему счисления лет.

Казалось, что личные качества Цезаря и его успешная деятельность по восстановлению порядка в государстве сделают его власть прочной. Однако новшества, выгодные одним, порождали недовольство других. Всадники обвиняли правителя в уменьшении доходов от провинций, беднота – в сокращении хлебных раздач. Сенаторов возмущало резкое уменьшение их реальной власти. Разные группы недовольных, объединенные общим чувством, опасались, что Цезарь станет царем. Возник заговор.

Среди заговорщиков оказались даже те, кто поддерживал Цезаря многие годы. Возглавляли заговор Кассий и Марк Юний Брут, считавший себя потомком древнего Брута – основателя Римской республики. Цезарь любил Брута как своего сына, простил ему поддержку Помпея и осыпaл его благодеяниями. В Риме упорно ходили слухи, что Брут – сын Цезаря.

Марк Юний Брут

Третья Гражданская война

После гибели Цезаря вновь вспыхнула борьба за власть. Среди основных действующих лиц были давний сподвижник Цезаря – Марк Антоний и его приемный сын и наследник Гай Октавий, принявший имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. На время они объединили свои силы и привлекли к союзу еще одного цезарианца – Лепида. Союзники захватили Рим и развязали жесточайший террор. В проскрипционные списки они внесли и политических врагов, и тех, к кому питали личную ненависть, и просто богатых граждан. Одним из первых погиб Марк Туллий Цицерон, которого называли самым величайшим и непримиримым противником Цезаря. Спустя несколько лет Антоний и Октавиан покончили с войсками республиканцев.

Бюст Цицирона

Однако мир, установленный в 39 г. до н.э., оказался недолгим. Пути триумвиров разошлись. Главной целью Антония стало завоевание Парфии, в чем он рассчитывал на финансовую поддержку египетской царицы Клеопатры. Сближение с Клеопатрой и женитьба на ней оттолкнули от Антония даже его близких друзей. Римляне сочли такое поведение недопустимым для римского гражданина. Война между былыми союзниками началась с поражения Антония в морском сражении при мысе Акциум и закончилась, когда Октавиан захватил Египет. Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет последним из всех государств Восточного Средиземноморья был присоединен к Риму.

Принципат Августа

Все выглядело так, словно республика возродилась: сенат заседал, сенаторы свободно обсуждали любые вопросы и даже возражали Октавиану. Народное собрание, как и прежде, собиралось на Марсовом поле, избирало магистратов и принимало законы. Могло показаться, что Октавиан – один из множества сенаторов. На самом деле в обновленном сенате Октавиану даже внешне принадлежало особое место: он восседал на возвышении между двумя консулами. В списке сенаторов значился первым – принцепсом. Именно так, принцепсом – первым сенатором и первым гражданином – предпочитал себя называть сам Октавиан. Ему принадлежало право созывать сенат, председательствовать в нем, предлагать новые законы.

Статуя Октавиана Августа в Рима

Для приручения римского плебса он использовал хлебные раздачи, денежные подарки и зрелищные игры, которые устраивал на свои средства. В результате народное собрание принимало любые его предложения. Понимая, что опорой его власти является сила армии, Октавиан целенаправленно увеличивал ее. В приграничных провинциях были размещены легионы и вспомогательные войска. Управлял этими провинциями лично Октавиан, ему же как императору принадлежало право командовать войсками.

Так Октавиан отстранил сенат от управления провинциями, которые могли принести новую добычу. Для охраны императора были созданы особые привилегированные части – преторианские когорты, три из которых находились в Риме, остальные шесть в соседних городах Италии.

При Октавиане завершилось превращение Римской республики в империю. В созданном им государстве многое сохранилось от республики. Народное собрание и сенат ежегодно подтверждали полномочия Октавиана в качестве консула, цензора, великого понтифика, народного трибуна. Даже императорский титул не был постоянным: Октавиан получал его 21 раз. Император еще долго воспринимался не как восточный монарх, а как первый гражданин. Поэтому римскую империю этого времени часто называют принципатом.


Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Укрепление римского государства

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

которые читают вместе с этой





Август Октавиан

Рис. 2. Август Октавиан.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Заседание сената.
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Заседание сената

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Что мы узнали?

Читайте также: