Совет оон по правам человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Система Организации Объединенных Наций по поощрению и защите прав человека состоит из двух главных типов структур: органов, созданных на основе Устава ООН и органов, созданных согласно международным соглашениям и договорам по правам человека.

Совет по правам человека является межправительственным органом в системе ООН, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) является координационным центром деятельности Организации Объединенных Наций в сфере защиты прав человека. Данный комиссариат был основан Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Офис Старшего Советника ООН по правам человека при системе ООН в Российской Федерации поддерживает партнерские отношения с государственными органами федерального и регионального уровня, учреждениями ООН, организациями гражданского общества, в том числе, неправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами и другими учреждениями и организациями, заинтересованными в практической реализации Концептуальных рамок сотрудничества.

Адрес: Россия, 125009 Москва, Леонтьевский пер., 9

Тел./факс: 8 (495) 787-21-03

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев, было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В мандат Агентства входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель Агентства – защита прав и благосостояния беженцев. Основной целью Агентства УВКБ ООН в России является поддержка и дополнение усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также предотвращение и сокращение случаев безгражданства, осуществляемое во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.

​Совет по правам человека является межправительственным органом в системе Организации Объединенных Наций, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года. Заседания Совета по правам человека проходят в Офисе ООН в Женеве.

Совет состоит из 47 государств-членов Организации Объединенных Наций, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Совет по правам человека сменил предшествующую ему Комиссию О​ОН по правам человека*.

История

Совет был создан на основании Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН 15 марта 2006 года. Его первая сессия состоялась с 19 по 30 июня 2006 года. Спустя год после своего первого заседания, Совет по правам человека принял Пакет решений для определения своей работы и установления процедур и механизмов.

Совет по правам человека также работает со Специальными процедурами ООН, созданными бывшей Комиссией по правам человека и теперь принятыми Советом. Специальные процедуры состоят из специальных докладчиков, специальных представителей, независимых экспертов и рабочих групп, которые осуществляют мониторинг, проводят исследования, консультации и представляют открытые отчеты по тематическим вопросам, касающимся соблюдения прав человека в конкретных странах.

Обзор работы Совета

При создании Совета по правам человека в марте 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение, что работа и функционирование Совета должны быть пересмотрены через пять лет его существования на уровне Генеральной Ассамблеи. Более подробная информация о работе Совета и результатах на 2011 год доступна здесь.

10-я годовщина Совета

В июне 2016 г. Совет отметил свою 10-ю годовщину, по случаю которой было проведено несколько мероприятий*.

Меры по повышению эффективности работы Совета

С целью обеспечения и повышения эффективности работы Совета, в том числе путем устранения финансовых и временных ограничений, на своих организационных сессиях Совет одобрил заявления Председателя от 3 декабря 2018 г. и 6 декабря 2019 г., в которых предлагаются конкретные меры.

Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий

Целевая группа по услугам Секретариата, доступности и использованию информационных технологий была учреждена в июле 2011 г. Она уполномочена исследовать вопросы, связанные с совершенствованием услуг секретариата, оказываемых для Совета и его механизмов, доступностью к работе Совета для инвалидов и возможностью использования информационных технологий.

В ходе 22-й сессии Совета в марте 2013 года были приняты дополнительные меры для повышения доступности Совета по правам человека для инвалидов, включая улучшенные указатели, ведущие в зал XX, и доступные туалеты, а также подъезд ко входу Pregny gate во Дворец Наций.

Ежегодная интерактивная дискуссия Совета по правам человека о правах инвалидов стала доступной благодаря введению английских субтитров и синхронного перевода посредством международного жестового языка. Кроме того, на каждой сессии стала доступна ещё одна дискуссия Совета по правам человека благодаря специально собранным или выделенным средствам. Чтобы ознакомиться со списком всех доступных дискуссий Совета по правам человека с ссылками на веб-архив, пожалуйста, перейдите сюда*.

В 2014 году Целевая группа провела консультации с государствами, заинтересованными сторонами, а также сотрудниками ООН о существующих практиках по предоставлению “разумного приспособления” для инвалидов с целью обеспечения их участия в заседаниях по вопросам информационных и коммуникационных технологий, интернет-ресурсов и документов, а также доступа к помещениям. Результаты этой консультации были учтены в работе Целевой группы и использованы в тренинге/семинаре по повышению осведомленности для сотрудников ООН, вовлеченных в работу Совета по правам человека (рекомендация Целевой группы 30 e) в A/HRC/23/CRP.2). Резюме консультации доступно здесь*.
С более подробной информацией вы можете ознакомиться здесь*.

Выставки и специальные мероприятия

Государства и международные организации могут организовывать выставки и специальные мероприятия в здании ООН в Женеве (Швейцария). Если выставки совпадают с заседаниями Совета по правам человека, то их содержание необходимо согласовать заранее с Секретариатом Совета. Выставки должны соответствовать ценностям, целям и принципам ООН и не должны иметь коммерческой выгоды. Они должны представлять интерес скорее с точки зрения искусства и/или культуры, а не политики, в частности, они не должны быть посвящены вопросу, рассматриваемому Советом по правам человека; они не должны выделять и ссылаться на какое-либо другое государство без его согласия, а также в ней не должны сильно преобладать графические изображения. Вы можете ознакомиться с руководством Совета по правам человека касательно выставок здесь*

Всемирный конкурс модели суда по правам человека в честь Нельсона Манделы

Конкурс модели суда в честь Нельсона Манделы*, соорганизатором которого выступает отдел по обеспечению работы Совета по правам человека, является единственным конкурсом модели суда для студентов со всего мира, посвященным правам человека.

1. Каков количественный состав Совета по правам человека?

В состав Совета входят 47 государств-членов по сравнению с 53 членами Комиссии по правам человека.

2. Как избираются члены Совета?

Членство в Совете открыто для всех государств — членов ООН, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения. Места в Совете распределяются между региональными группами следующим образом: группа африканских государств — 13 мест; группа азиатских государств — 13 мест; группа восточноевропейских государств — 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна — 8 мест и группа западноевропейских и других государств — 7 мест.

3. Как отличается процедура выбора членов Совета по правам человека от выборов в Комиссию по правам человека?

Новая процедура требует абсолютного большинства голосов членов Генеральной Ассамблеи, в то время как выборы в Комиссию по правам человека осуществляются 53 членами Экономического и Социального Совета на основе большинства голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

4. Каковы требования к членам Совета?

При выборе членов Совета государства-члены принимают во внимание вклад кандидатов в дело содействия и защиты прав человека и сделанные ими с этой целью объявления о добровольных взносах и принятые обязательства. В своей деятельности члены Совета должны поддерживать самые высокие стандарты поощрения и защиты прав человека. При выборе членов Комиссии по правам человека эти требования не предъявлялись.

5. Как Совет может убедиться в том, что его члены соблюдают эти стандарты прав человека?

Члены Совета подвергаются универсальной периодической проверке в течение срока их полномочий. В течение года после проведения своей первой сессии Совет определит условия функционирования и необходимые временные рамки для универсального механизма проведения периодических обзоров.

6. Могут ли права и привилегии члена Совета быть приостановлены?

Генеральная Ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов может приостановить членство в Совете какого-либо члена Совета, который совершает грубые и систематические нарушения прав человека.

7. На какой срок избираются члены Совета?

Члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий.

8. Какое место занимает Совет по правам человека в системе ООН?

Совет по правам человека является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи и, следовательно, подотчетен членам ООН.

9. Где и как часто заседает Совет?

Совет находиться в Женеве и регулярно собирается на заседания в течение года, проводя не менее трех сессий в год, включая основную сессию. Общая продолжительность этих сессий составляет не менее десяти недель, в то время как Комиссия заседала шесть недель в год. Совет также имеет возможность проводить, при необходимости, специальные сессии по требованию одного из членов Совета при поддержке одной трети членов Совета.

10. Каково участие неправительственных организаций и других наблюдателей в работе Совета, по сравнению с их участием в работе Комиссии по правам человека?

Наблюдатели, неправительственные организации, межправительственные организации, национальные учреждения, занимающиеся вопросами прав человека и специализированные учреждения участвуют в работе Совета на тех же условиях, на которых они участвовали в работе Комиссии.

11. Как создание Совета отражается на работе специальных механизмов (независимых экспертов, договорных органов и специальных докладчиков) Комиссии по правам человека?

Совет выполняет все мандаты и обязанности Комиссии по правам человека для обеспечения плавного перехода. Совет завершит процесс пересмотра в течение года после проведения его первой сессии. Этот пересмотр поможет совершенствовать и рационализировать систему специальных процедур и механизмов, включая подкомиссию Комиссии по правам человека по поощрению и защите прав человека.

12. Какова взаимосвязь между Верховным комиссаром ООН по правам человека и Советом по правам человека?

Совет выполняет функции и задачи Комиссии по правам человека в связи с работой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

13. Каковы основные цели Совета по правам человека?

Совет служит форумом для обсуждения тематических вопросов, связанных с правами человека. Основным направлением его работы является помощь государствам по выполнению обязательств в области прав человека на основе диалога, создания потенциала и предоставления технической помощи. Совет выносит рекомендации Генеральной Ассамблее в отношении дальнейшего развития международного права в области прав человека.

Совет по правам человека — международный правозащитный орган в системе ООН, заменивший Комиссию по правам человека. Является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Первое заседание Совета прошло 19 июня 2006 года [1] .

Содержание

Предшественник

Основание

Совет по правам человека учреждён резолюцией 60/251, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 апреля 2006 года [2] [3] .

Структура совета

Члены Генеральной Ассамблеи избирают членов, которые занимают 47 мест. Срок полномочий каждого члена составляет три года, и ни один из членов не может занимать его дольше двух сроков подряд [1] . Места распределяются между региональными группами ООН следующим образом: 13 мест для государств Африки, 13 для государств Азии, 6 мест для стран Восточной Европы, 8 мест странам Латинской Америки и Карибского бассейна, и 7 мест для западноевропейских и других государств (включая США, Канаду и Израиль) [3] .

Консультативный комитет

Действует при Совете с 2008 года, состоит из 18 экспертов. Сменил существовавшую до 2006 года Подкомиссию по поощрению и защите прав человека (в конце своей деятельности состояла из 26 экспертов).

Специальные процедуры

Совет по правам человека, как ранее и Комиссия, может учреждать и упразднять так называемые специальные процедуры — должности докладчиков, экспертов или рабочих групп по отдельным проблемам прав человека или по правам человека на определенной территории (на 2010 год — Бурунди, Камбоджа, КНДР, Гаити, Мьянма, палестинские территории, Сомали и Судан. Ранее существовали также докладчики по Кубе и Белоруссии).

Текущий состав

Восточная Европа

Западная Европа и другие

Латинская Америка

Позиция США

Израиль

После полной военной и гражданской эвакуации Израиля из Газы и недавнего прихода террористической организации ХАМАС к власти диссонанс между мандатом [Дьюгарда] и нынешней ситуацией стал яснее, чем когда бы то ни было.

— Представитель ПНА Мохаммед Абу-Кош, Dec. 12, 2006
(полностью поддержано представителем Ирана, напомнившем, что такое обвинение уже прозвучало на предыдущих трёх сессиях Совета). [16]

Израиль не утолил свою жажду крови в Ливане, сейчас она направлена против безоружных граждан в Бейт-Хануне.

… (мирные) граждане были убиты и вырезаны вторгшимися силами, которые пришли с планеты Марс, которую они теперь называют израильскими оккупантами.

Такая односторонняя его направленность была негативно оценена Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном, заявившем в июне 2007 года, что он разочарован решением Совета выделить только один специфический регион относительно масштабов обвинений в нарушениях прав человека во остальном мире [18] .

Ицхак Леванон, посол Израиля при женевском представительстве ООН, с возмущением отреагировал на отчёт Дьюгарда [9] :

Израиль отказался от сотрудничества с комиссией, несмотря на ее настойчивые просьбы, мотивируя это тем, что официальный мандат комиссии предусматривает лишь расследование действий израильской стороны. Вместе с тем постоянный представитель Израиля в ООН посол Яаар подчеркнул, что Израиль считает, что все потенциальные нарушения должны быть расследованы, а виновные — понести наказание, и будет проводить собственное расследование [26] .

Среди прочего, Голдстоун отказался от обвинений Израиля в том, что он преднамеренно выбирал целью гражданское население и сказал, что было ошибкой просить ХАМАС проводить расследование собственных действий. [28] [29]

Кроме того, Израиль подверг критике намерение Совета дать трибуну представителю организации ХАМАС, признанной в ряде стран террористической организацией [33] [34] .

Постановление от 1 января 2008

Резолюция относительно религии

Универсальный периодический обзор (УПО)

УПО был создан в соответствии с резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 г., согласно которой был учрежден и сам Совет по правам человека. Он позволил создать и позволяет поддерживать цельную картину положения дел с правами человека в каждой стране мира - члене ООН. УПО позволяет оценить положение дел в какой-либо стране также и с теми правами, в специальных договорах по которым эта страна не участвует. УПО составляется на основании доклада правительства соответствующего государства, НПО, действующих в этом государстве, и рекомендаций государств-членов рабочей группы. С учетом того, что по состоянию на 2012 год завершается только второй цикл УПО, еще сложно судить о действенности этого механизма в далекой перспективе. Тем не менее, можно оценить продвижение в направлении имплементации тех или иных стандартов прав человека в каждом государстве. Для этого достаточно сравнить замечания, изложенные в предыдущем УПО, с текущим положением дел в стране. УПО является своего рода характеристикой государства, которую ему дают другие члены ООН. Очевидно, что такая характеристика влияет на имидж государства в глазах мирового сообщества, что является хорошим стимулом для дальнейшего продвижения на пути реформирования национального законодательства и практики.

Выборы

Критика

Уже в 2006 году, избрание в 1-й состав Совета таких стран, как Куба, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан и Азербайджан, получило отрицательную оценку со стороны правозащитной организации Human Rights Watch. Она также высказывала сомнения и по поводу России [6] .

Совет по правам человека также неоднократно подвергался критике за односторонность его критики и чрезмерное внимание к ситуации на Ближнем Востоке.


Совет по правам человека

Совет по правам человека – вспомогательный орган при Генеральной Ассамблее и главный орган в системе ООН, занимающийся поощрением и защитой прав человека в любой точке мира. В компетенцию комитета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, мониторинг актуального положения прав человека в мире, а также создание рекомендаций для государств по укреплению и обеспечению полного комплекса прав человека.

Повестка дня: Трудовые права человека в странах в кризисном положении

Владислав Московец, Елизавета Юшкевич

Дорогие участники!

Я рада приветствовать вас в качестве Председателя Совета по правам человека на C-MIMUN 2022!

В этом году перед нами стоит одна из важнейших проблем современного мира – трудовые права человека в странах в кризисном положении. Только задумайтесь, насколько губительно ограничение трудовых прав человека и каковы последствия трудовой эксплуатации!

Будучи председателем, я надеюсь на вашу вовлеченность в рабочий процесс, а также внимательность, компетентность и искреннее желание решить имеющуюся проблему. Будьте настойчивыми, справедливыми и уверенными в себе, но не забывайте об уважении к другим участникам и президиуму, ведь именно на этом и строится совместная работа по решению любой задачи.

Нас с вами ждут 5 дней упорной работы, жарких дебатов, и, конечно же, незабываемых впечатлений и знакомств! Я искренне верю, что вместе мы сможем найти решение!

С нетерпением жду встречи с вами и желаю вам удачи!

Искренне Ваша,

Председатель Совета по правам человека

Екатерина Суворова


Искренне рада приветствовать вас на легендарной Московской международной модели ООН им. В.И.Чуркина в качестве сопредседателя Совета по правам человека. В нашем комитете очень интересная для рассмотрения повестка, особенно в рамках столь нестабильного периода. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основные принципы в сфере труда, среди которых выделяют свободу труда, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда, запрещение принудительного труда и дискриминации. Несомненно, трудовые права граждан являются значимым элементом в комплексе прав человека и полагается должным их достаточная охрана государством, законом. На наших заседаниях мы столкнёмся с ситуациями, когда положение в отдельных странах не позволяет населению реализовывать свои трудовые права в полной мере, когда закон отстаёт от современных реалий и не может быть назван справедливым. Нам предстоят серьёзные обсуждения и горячие дебаты, ведь Совет ответственен за защиту прав человека по всему миру. Уверена, что наша модель захватит вас и не отпустит даже после её окончания! Желаю вам успехов! Вместе изменим мир к лучшему!

С уважением,

Сопредседатель Совета по правам человека

Новикова Анна


В этом году повесткой нашего комитета является очень актуальная проблема: современный мир сталкивается с разнообразными вызовами, которые с течением времени, а также в связи со слабыми инструментами реагирования трансформируются в глобальные кризисы. На этой почве происходит регулярное нарушение трудовых прав человека, что в свою очередь затрудняет выход государств из кризисного положения.

На данный момент у мирового сообщества нет четкого понимания того, каким образом обеспечивать трудовые права человека в разнородных условиях кризиса – именно эту проблему предстоит решить делегатам нашего комитета.

Надеюсь, что результатом совместной конструктивной и плодотворной работы станет Резолюция, которая ознаменует собой новую главу в деле обеспечения прав человека!

С уважением,

Эксперт Совета по правам человека

Владислав Московец


Дорогие делегаты!

В рамках текущей повестки мы в деталях рассмотрим критично важный в современных реалиях вопрос нарушения трудовых прав человека и постараемся максимально приблизиться к его возможным решениям, учитывая кризисное положение отдельных государств и целых регионов.

Беспрецедентное количество работников все ещё остаются вне правовых рамок, они не охвачены коллективными соглашениями и не могут рассчитывать на защиту профсоюзов. В то же время находящиеся в кризисном положении страны ограничены в инструментах поддержания прав человека и демонстрируют причинно-следственную связь между сложным текущим положением и нарушением трудовых прав, и наоборот.

Учитывая многогранность повестки, нам предстоит найти согласованное решение и отразить его в итоговой резолюции. Искренне верю в плодотворный итог нашего заседания и с нетерпением жду его начала!

С уважением,
Эксперт Совета по правам человека
Елизавета Юшкевич


  1. Внимательно прочитать доклад эксперта. В тезисах Вы должны показать, что ознакомились с этим документом.
  2. Указать в тезисах собственное видение решения данной проблематики, предложить несколько мер по решению поставленной проблемы. Плагиат недопустим.
  3. Обратить внимание на современную специфику повестки.
  4. Упомянуть роль основных документов, затрагивающих нашу повестку. Их краткий анализ содержится в докладе эксперта.
  5. Следовать объему в 300-500 слов.
  6. Принять во внимание, что тезисы должны быть написаны только на русском языке, который является рабочим языком комитета.
  7. Использовать исключительно литературный язык и научный стиль.

Желаем Вам успешного написания тезисов!

После успешного прохождения собеседования Эксперты сообщат какую страну/организацию Вы будете представлять в Совете по правам человека на Московской международной модели ООН им. Виталия Чуркина 2022. После этого Вам необходимо приступить к написанию позиции страны/организации и подготовке Вашего выступления.

Позиция представляет собой краткий доклад, содержащий отношение правительства представляемой страны или официальное отношение представляемой организации к проблеме, обозначенной в повестке комитета.

Доклад должен быть четким и информационно насыщенным, а также должен выражать уже не Ваше личное мнение по вопросу, стоящему на повестке дня, а отражать официальную позицию представляемой страны или организации. Вы можете предлагать собственные идеи разрешения проблемы, однако, они не должны противоречить официальной позиции представляемой страны или организации.

Для наилучшей подготовки к публичному представлению позиции страны или организации и успешной работе в ходе заседаний комитета, мы рекомендуем Вам узнать максимальное количество информации о представляемой Вами стране по следующим пунктам:

  • Краткая история и география страны, сведения о правовой системе страны (форма правления и т.д.), экономическое и внутриполитическое положение представляемого государства, войны, трагические события и угрозы безопасности государства, которые определяют особенности политики и государственной идеологии (однако не рекомендуется включать эти данные в позицию, если только это не затрагивает повестку);
  • Общее внешнеполитическое положение представляемого государства, в том числе основные приоритеты его внешней и внутренней политики, включая подписанные этой страной международные договоры и ее реальные внешнеполитические шаги;
  • Участие представляемой страны в международных организациях и военно-политических блоках; сведения о союзниках и противниках страны;
  • Выступления официальных лиц представляемого государства по рассматриваемому вопросу.

В случае представления Вами организации мы рекомендуем Вам обратить внимание на следующие аспекты:

  • история представляемой организации, основные направления ее деятельности;
  • отношения наблюдателя с членами международного сообщества и с иными организациями (правительственными, межправительственными и неправительственными) и государственными блоками;
  • выступления официальных представителей организации по вопросу повестки дня.

Всем делегатам необходимо изучить документы по проблеме повестки дня:

Вам необходимо сформулировать ожидаемый и выгодный для представляемой страны/организации результат, к которому нужно стремиться в ходе заседаний. Для этого рекомендуем заранее продумать ответы на следующие вопросы:

  • Какие решения будут выгодны для страны/организации?
  • Какое решение страна/организация готова предложить для данной проблеме?
  • Какие решения категорически неприемлемы для данной страны/организации?

Примерная структура Вашей позиции:

  1. Краткая характеристика основных аспектов повестки и проблем, которые необходимо рассмотреть в ходе работы комитета. Упоминание документов, имеющих значение в урегулировании вопросов повестки. Особая актуальность повестки на момент заседаний.
  2. Описание ситуации, сложившейся в Вашем государстве, относительно повестки комитета. Если Вы представляете организацию, то необходимо осветить её деятельность по разрешению проблем, рассматриваемых комитетом.
  3. Предлагаемые Вашим государством/организацией меры и инициативы по разрешению задач, поставленных на повестку.

Вновь подчеркиваем, что рекомендуется избегать внесения в позицию информации о географии и истории страны/организации, их включение должно быть обоснованно повесткой.

Полезные источники информации:

Обращаем Ваше внимание на то, что Википедия НЕ является надежным источником информации.

Читайте также: