Эль лисицкий биография кратко

Обновлено: 25.06.2024

Перечислять достижения Лисицкого можно долго. Он был и архитектором, и художником, и выдающимся инженером, и даже изобретателем. Он придумал проуны и сильно повлиял на архитектуру и дизайн XX века.

Эль Лисицкий биография и главные проекты художника и архитектора

Биография

Лазарь Маркович Лисицкий родился в 1890 году в городе Починок Смоленской губернии. Но учиться уехал в Германию, так как в Петербургскую академию художеств его не приняли — по законам того времени доля евреев в учебном заведении не могла превышать трех процентов.

В Дармштадте Лисицкий изучал архитектуру на факультете Высшего политехнического института. А после окончания учебы отправился в путешествие исследовать памятники еврейского искусства, так как для него было важно его происхождение.

Из-за начала Первой мировой войны Лисицкий был вынужден спешно вернуться на родину. Чтобы иметь возможность заниматься профессиональной деятельностью в России, он экстерном поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный во время войны в Москву. А параллельно устроился ассистентом к архитектору Роману Клейну и успел поучаствовать в оформлении Египетского зала в Пушкинском музее.

Эль Лисицкий работает над сценографией пьесы Сергея Третьякова “Я хочу ребенка” в Театре Мейерхольда, 1929 год.

Фото: Getty Images

В 1916 году Лисицкий вступил в Еврейское общество поощрения искусств. Задачей участников было модернизировать восточноевропейскую еврейскую общину, превратить ее из религиозной группы в современную нацию. Поэтому им необходимо было современное искусство, за создание которого взялись Лисицкий и другие молодые художники.

В 1917 году у Лисицкого начинает развиваться карьера художника-графика. Cперва он иллюстрировал книги, изданные на идише, еврейском языке германской группы, затем с использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства “Идишер фолкс-фарлаг”.

В 1919 году Шагал, с которым дружил Лисицкий, пригласил его и Казимира Малевича вести занятия в недавно открывшемся Витебском народном художественном училище. Правда, со временем он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму. Именно в этот период Эль создал свои проуны, которые называют аксонометрическими изображениями или “беспредметной живописью”. Это абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Сама аббревиатура расшифровывается как “Проект утверждения нового”. “Это художественный текст, оставляющий возможность для множества прочтений и продолжений”.

Фото: Getty Images

Проуны развивались: они перестали напоминать архитектурные чертежи, в них появились круги, острые углы, звезды. Сам Малевич признал, что из супрематического эксперимента они выросли в самостоятельное явление. И оно стало причиной разногласий между художниками. В 1921 году Эль Лисицкий уехал из Витебска в Германию, но дружба все же продолжилась, и уже за границей Эль начал продвигал искусство Малевича.

В 1921 году Лисицкого назначили культурным посланником Советского Союза в Германии. Пять лет он жил и работал на Западе, став своеобразным связующим звеном между советскими и немецкими деятелями искусства.

В Европе Эль примкнул к объединению “Де Стейл”, целью которого было создание ультимативного стиля, способного обеспечить нужды архитектуры, графического и предметного дизайна, моды и искусства. Ключом к этому универсальному визуальному языку должна была стать абстракция — художественный прием, который изучал и практиковал Мондриан. В объединении также состоял архитектор Геррит Ритвельд, который построил знаменитый дом Шрёдер в Утрехте, напоминающий, кстати, огромный проун. В 1925 году Лисицкий вернулся в Москву и начал преподавать во ВХУТЕМАСе.

Лисицкий и графика

Многие знают Лисицкого исключительно по его минималистичным плакатам. Он отказался от сложных рукописных узоров и создавал графику в подчеркнуто упрощенном и геометрическом стиле. Одна из самых известных работ — агитационный плакат “Клином красным бей белых!”, выпущенный в 1920 году. На нем красный треугольник, символизирующий Красную армию, вклинивается в белый круг, сокрушая оборону антикоммунистических и империалистических сил Белой армии.

Еще легендарные работы — книга “Супрематический сказ про два квадрата”, изданная в 1922 году, и сборник стихотворений Владимира Маяковского, оформленный Лисицким в виде телефонного справочника (лесенка-регистр с краю позволяла быстро находить нужное стихотворение по названию).

В этой публикации я хотела бы напомнить о всемирном уникальном наследии русского искусства — это искусство и архитектура 20-х годов 20-го века, русский авангард. Революция 17-го года сломала старый мир. В искусстве и архитектуре также ломались традиционные устои и правила, появлялись новые методы организации окружающего пространства и самовыражения творческих натур.

Эта публикация посвящена творчеству выдающегося архитектора, художника-оформителя, художника-полиграфиста — Эль Лисицкого. Когда я часто вижу совершенно бездарные постеры или буклеты с рекламой, мысленно хочется предложить авторам такой рекламы посмотреть и намотать на ус творческие находки наших конструктивистов начала 20-х годов 20 века! Итак.

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 1

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 2

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 3

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 4

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 5

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 6

Это был в то время, видимо, естественный путь в поисках новых выразительных форм в архитектуре у многих известных деятелей искусства (например, у Корбюзье; у нас, отчасти у Татлина).

Лисицкий формировался как профессионал в среде буржуазной интеллигенции, стоящей до революции на службе у промышленной буржуазии, культура которой в целом скатилась к глубочайшему идейному упадку и в изобразительных искусствах пошла по пути отрицания всякого содержания, абстрагируя художественную форму.

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 7

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 8

Но в России после революции новое индустриальное искусство — архитектура, — осмысливалось на иной социальной основе, в поисках новых социально-функциональных закономерностей и выразительных эстетических форм.

Насильственному дуализму, ретроспективному градостроительству, он противопоставляет архитектуру — искусство, которое всегда материально воплощало культуру эпохи. Лисицкий хотел индустриальные достижения времени поставить на службу новому социальному строю и на этой основе развивать его культуру и искусство.

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 9

Поиски новых форм в архитектуре Лисицкий начал с ряда живописных и графических экспериментов, от которых затем переходил к моделям и конкретным проектам архитектурных сооружений. В живописи и графике экспериментирование очень мало затруднялось материалом и можно было скорее, с помощью анализа обнаружить пластические элементы формообразования.

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 10

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 11

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 13

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 14

Если нет возможности создать новую форму из существующих материалов, то надо создать новый материал.

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 15

Эль Лисицкий художник по призванию, революционер по убеждению, фото № 16

Чрезвычайно значительна роль Лисицкого в наведении в 1920-ых годах действенных мостов между западным авангардом и русским постреволюционным искусством. Сотрудничая со многими художественными журналами, издававшимися в Берлине и Амстердаме, Лисицкий повлиял на развитие международного графического дизайна XX ст. и на целое поколение европейских художников.


Лисицкий считал, что художник — агент социальных перемен, который ищет и внедряет новый выразительный язык через плакаты с ярким визуальным эффектом, легко понимаемый всеми социальными слоями во всех странах мира. Пропагандистская сторона многих работ не затмевает того, что художник привнес в использование форм, сплошных цветов, в их организацию в пространстве произведения. Его творческая концепция развивала направление, когда совокупностью работы является уникальный стиль, вмещающий живопись, архитектуру, скульптуру.



Ключевые идеи:

Анализ картин:


Проун 1 C (1919)
Где: в Музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид, (Испания)
Материалы: Панель, масло.
Изначально творец, если он не примитивист, отталкивается от геометрии – начинающих художников обучают сначала видеть к объектах круг, овал, квадрат или треугольник, чтобы они потом выполнили объект в его трехмерной гармонии и красоте. Так что конструктивисты двигались вслед за кубистами — к самым истокам творчества. Другое дело, что Лисицкий не перешел к фигуративным изображениям или другим формам живописи, напоминающей традиционную. Он оставался супрематистом, кубофутуристом и конструктивистом во всех своих самостоятельных творениях, если не брать в пример иллюстрирование детских книг, где художник прибегал к приемам примитивизма.











В еврейской семье Марка Соломоновича и его жены Сары Лейбовны Лисицких родился мальчик, который впоследствии станет известным на всю страну художником. Случилось такое счастье 10 ноября 1890 года в селе Починок, что на Смоленщине.

Чтобы детям дать хорошее образование, семья сменила место жительства, переехав в Витебск, где отец открыл небольшой магазин. Сын получил возможность обучаться искусству рисования на профессиональном уровне.

Будучи студентом, подрабатывал и, по возможности, путешествовал по европейским странам. В 1914 году защитил диплом на отлично и сразу вернулся в Россию. Началась война с Германией.

Понимая, что в условиях войны ему не найти работы с немецким дипломом, Лазарь (Эль) поступил в политехнический институт в 1915 году в Риге. Институт перевели в столицу. В 1918 году Лазарь закончил обучение, получив диплом инженера - архитектора.

Профессиональная работа

С 1916 года начал трудиться в качестве ассистента, одновременно сотрудничает с различными обществами, развивающими еврейское искусство, принимает активное участие в различных выставках. Его приглашают в этнографические поездки по Белоруссии, Прибалтике и Поднепровью, выявляя и фиксируя все, что связано с еврейской культурой. Результат поездки – репродукции росписей синагоги в Могилеве и статья на еврейском языке, которая стала единственной в его жизни.

С 1917 года оформляет книги с еврейскими текстами, предназначенные взрослым и детям. Ему принадлежит создание марки для еврейского народного издательства, расположенного в Киеве. Позднее он заключил с ним контракт на иллюстрирование 11 книг для детей.

Лисицкий активно участвует в общественной жизни общества, с ним в Киеве открылась Лига культуры, пропагандирующая новое еврейское национальное искусство.

В 1919 году его пригласил М. Шагал в Липецк, где он преподавал в Народном художественном училище до 1920 года. Значительное место занимает в его жизни иллюстрация к книжным изданиям, особенно детской поэзии на идиш.

Малевич познакомил его с супрематизмом, Это влияние хорошо прослеживается в книжных изданиях 20 – 22 годов.

Когда руководство страны задумалось о постройке высотных зданий, Лисицкому поручили вертикальное зондирование почвы Москвы.

В 1927 году под его руководством открылась Всесоюзная типографическая выставка, задача которой состояла в представлении этапов и пути, которые прошло человечество, и роль передачи мыслей от человека к человеку с помощью символико-графических знаков. Дизайн выставки полностью принадлежит Лисицкому.

В разное время Лисицкий проживал за границей, выполняя те или иные работы. Графика, инженерия и архитектура – то соприкосновение, что помогало выработать новые приемы в экспозициях, делало их пространство единым целым. Новые принципы использовались в оформлении Всесоюзной полиграфической выставки в Москве. Ему принадлежит проект функциональной современной квартиры, где впервые использовалась встроенная мебель.

Эль Лисицкий был женат на Софи Кюпперс, у нее было двое детей от первого брака. Она была вдовой директора Центра современного искусства в Ганновере, хорошо разбиралась в живописи. В ее коллекции были картины В. Кандинского и М. Шагала.

В семье появился общий ребенок. Все было бы замечательно, если бы не туберкулез, обнаруженный еще в 1923 году. Эль отдавал много времени лечению, при этом не прекращал работать. От туберкулеза он скончался, когда ему исполнилось 51 год.

После его смерти жизнь семьи была тяжелой и драматичной.

Читайте также: