Трубопроводный и электронный транспорт кратко

Обновлено: 04.07.2024

вид Транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Т. т. предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод), нефти (см. Нефтепровод), твёрдых материалов (см. Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт).

В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный Т. т. К магистральному Т. т. относятся газо- и нефтепроводы, по которым обычно транспортируют продукты от мест добычи к местам переработки и потребления — на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктопроводам перемещают готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Т. т. используют для транспортировки грузов, поддающихся передаче по трубам, в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса (см. Промышленный транспорт). К Т. т. относятся нефте-базовые, внутрипромысловые нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газоразводящие, водопроводные и канализационные сети и т.п.

Т. т. — прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).

Дальнейшее развитие магистрального Т. т. связано с увеличением диаметра труб, с повышением давления газа и нефти в трубах, с применением более мощных компрессорных агрегатов и т.п. Для снижения стоимости транспортировки предполагается осуществлять подачу газа в охлажденном (жидком) виде.

Лит.: Попов С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., М., 1960; Смолдырев А. Е., Гидро- и пневмотранспорт, 2 изд., М., 1975.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Трубопроводный транспорт" в других словарях:

Трубопроводный транспорт — (a. pipeline transport; н. Rohrleitungstransport, Pipelinetransport; ф. transport par pipe lines; и. transporte por conducto, transporte por tuberia, transporte por caneria) вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по… … Геологическая энциклопедия

Трубопроводный транспорт — нефтепровод, продуктопровод, газопровод, по которому производится перекачка от одного пункта до другого. По английски: Pipeline Синонимы: Трубопровод Синонимы английские: P LlNE, Conduit См. также: Трубопроводный транспорт Транспортные средства… … Финансовый словарь

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Трубопроводный транспорт предназначен главным образом для транспортировки газа (см. Газопровод магистральный), нефти (см.… … Большой Энциклопедический словарь

трубопроводный транспорт — Передача на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубам под давлением, которое обеспечивается насосными станциями. Syn.: трубопровод … Словарь по географии

трубопроводный транспорт — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам (см. Газопровод магистральный, Нефтепровод, Гидравлический транспорт, Пневматический транспорт). * * * ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ… … Энциклопедический словарь

Трубопроводный транспорт — Укладка трубопровода. Северная Канада. ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, вид транспорта, осуществляющий перемещение на расстояние жидкостей, газа, твердых продуктов по трубопроводам. Различают газо , нефте , водо , пульпопроводы и другие виды… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

трубопроводный транспорт — осуществляет перемещение (перевозку) по трубам жидких, газообразных или сухих рассыпчатых грузов на дальние, средние и близкие расстояния при помощи специальных устройств (насосов, компрессорных станций и т. д.). На долю трубопроводного… … Географическая энциклопедия

трубопроводный транспорт газа — [ОСТ 51.54 79] Тематики транспорт газа трубопроводный … Справочник технического переводчика

Трубопроводный транспорт России — Магистральные трубопроводы Восточной Европы Трубопроводный транспорт России вид транспорта в России. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть … Википедия

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная – от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) – к НПЗ; от места добычи (газ) – на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) – на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

- возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

- неограниченность объёмов перекачки;

- полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

- отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

- автоматизация начально-конечных операций;

- самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

- эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки: экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

- повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

- увеличение мощности насосных станций;

- создание прочных тонкостенных труб;

- изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

- расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов – 168 тыс. км, нефтепроводов – 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов – 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.




По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты – Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 – связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 – Унеча – Андреаполь – Усть-Луга;

Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва;

Нижний Новгород – Ярославль – Кириши;

Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон, Снегиревка – Одесса;

Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск;

Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;

Каспийский трубопроводный консорциум – месторождения Западного Казахстана – российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

- Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород;

- Уфа – Омск – Новосибирск;

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов – Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь – Москва; Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград; Средняя Азия – Урал и Средняя Азия – Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок; Надым – Пунга – Пермь; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой – Помары – Ужгород – страны Восточной и Западной Европы.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов – для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная – от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) – к НПЗ; от места добычи (газ) – на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) – на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

- возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

- неограниченность объёмов перекачки;

- полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

- отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

- автоматизация начально-конечных операций;

- самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

- эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки: экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

- повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

- увеличение мощности насосных станций;

- создание прочных тонкостенных труб;

- изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

- расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов – 168 тыс. км, нефтепроводов – 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов – 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты – Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 – связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 – Унеча – Андреаполь – Усть-Луга;

Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва;

Нижний Новгород – Ярославль – Кириши;

Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон, Снегиревка – Одесса;

Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск;

Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;

Каспийский трубопроводный консорциум – месторождения Западного Казахстана – российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

- Уфа – Брест с ответвлением на Ужгород;

- Уфа – Омск – Новосибирск;

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов – Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь – Москва; Краснодарский край – Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград; Средняя Азия – Урал и Средняя Азия – Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье – Надым – Тюмень – Уфа – Торжок; Надым – Пунга – Пермь; Уренгой – Сургут – Тобольск – Тюмень – Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой – Помары – Ужгород – страны Восточной и Западной Европы.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов – для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

gas22

На сегодняшний день транспортировка газо- и нефтепродуктов оказывает большое влияние на развитие России и других стран. Для осуществления данной цели может использовать практически любой транспорт, однако наиболее широкое распространение получил именно трубопроводный.

Чтобы понять, почему именно трубопровод используется для доставки газа и нефти практически по всему миру, нужно ознакомиться с его особенностями, преимуществами и недостатками.

Общая информация

Для начала стоит отметить, что все трубопроводы подразделяются на три группы:

  1. Подземные газопроводы.
  2. Нефте- и продуктопроводы.
  3. Трубопроводы перекачивающих предприятий.

Особенность данного вида транспортировки сырья заключается в высоком давлении, при котором осуществляется весь процесс. Таким образом, трубы работающие с нефтью, как правило, испытывают давление в 4,0-6,4 МПа, а устройства, транспортирующие газ – до 7,0 МПа. В связи с повышением давления на трубы в последнее время начали изготавливаться преимущественно трубопроводы, которые могут выдержать нагрузку до 10 и более МПа.

Трубы

Из-за того, что обычно трубопроводы имеют огромную длину (несколько десятков тысяч километров), для их диагностики устанавливают ряд сооружений, располагающихся непосредственно вблизи устройства. Такими средствами диагностики являются:

  1. Линейные сооружения (лупинги, линии связи, станции защиты от коррозии и др).
  2. Насосные станции – сооружаются на каждых 400-600 км. трубопровода.

Преимущества трубопроводного транспорта

К преимуществам использования газопровода и нефтепровода относят следующие параметры:

  • Низкая себестоимость транспортировки (если сравнивать с другими видами транспорта).
  • Минимальные вложения в транспортировку груза из одной точки в другую, а также быстрая окупаемость устройства при его строительстве.
  • Возможность создания кратчайшего пути при доставке сырья – трубопровод можно проложить в любом направлении и на любое расстояние.
  • Короткие сроки возведения.
  • Бесперебойная и своевременная доставка продуктов к местам сбыта, не зависящая от климатических условий (погоды, температуры, осадков и др).
  • Практически весь процесс транспортировки автоматизирован.
  • Во время перекачки потери газо- и нефтепродуктов практически равны нулю.
  • Возможность транспортировки сразу нескольких видов газо- или нефтепродуктов по одному трубопроводу.
  • Возможность увеличения пропускной способности устройства, за счёт возведения перекачивающих станций и проведения второстепенных трубопроводов (лупингов).
  • Интенсивная работа в течение всего года (возможны кратковременные остановки во время аварий или диагностик).
  • Возможность комплексного наблюдения за всеми элементами трубопровода и устройством в целом.
  • Снижение нагрузки на традиционные виды транспорта.
  • Простота в эксплуатации и надёжность.

Все вышеперечисленные преимущества сделали трубопровод одним из самых развитых и распространённых способов транспортировки сырья во всём мире. Также на повышение спроса повлияло открытие новых месторождений газа и нефти, которые располагались на большом расстоянии от точек их переработки и сбыта.

Протяженный трубопровод

Недостатки

Несмотря на большое количество преимуществ, трубопроводный транспорт также обладает следующими недостатками:

  • Строительство устройства требует крупных капитальных вложений. Это делает целесообразным проведение трубопровода только при стабильных и регулярных поставках нефте- и газопродуктов.
  • Заполнение трубы газам, нефтью или другим сырьём также требует немалых материальных затрат. Особенно это ощущается в магистральных устройствах, где большие затраты связаны с высокой металлоёмкостью, низкой скоростью движения сырья (обычно не выше 10 км/ч) и другими факторами.
  • “Жёсткость” трассы устройства, вследствие чего для снабжения новых точек сбыта продукта требуется дополнительные капитальные вложения.
  • Узкая специализация – данный способ транспортировки специализируется преимущественно на доставке нефти и газа.
  • Возможность нанесения ущерба окружающей среде, особенно если речь идёт о подводном трубопроводе, выбросы из которого негативно влияют на состояние воды и её обитателей.
  • Сложность (а в некоторых случаях и её отсутствие) прокладки трассы в регионах со сложным рельефом.

На сегодняшний день главная проблема данного вида транспорта заключается в том, что запросы потребителей нефти постоянно растут, а увеличить размер поставляемого груза не так-то просто. Сделать это можно путём увеличения давления в трубах или путём их замены на новые, с более крупным диаметром. В России диаметр таких труб, в большинстве случаев, составляет 1020 мм, в то время как в некоторых других странах эти размеры превышают 2000 мм. При замене труб на более широкие появляется новая проблема – необходимость новых затрат для раскапывания и замены труб (плюс к этому стоимость самого устройства). По этой причине государство пока не решается на данный шаг.

Увеличение давления также является рискованным решением, так как труба может не выдержать и прорваться, что приведёт к большой потере сырья, затратам на ремонт, а также к приостановке доставки сырья в место сбыта или обработки (что также потребует дополнительных затрат).

Большая труба

Для чего используется?

В 90% случаев трубопроводный транспорт используется для реализации:

Транспортировка аммиака и этанола, в отличие от газа и нефти, обладает рядом особенностей. Например, аммиакотрубопровод требует труб с дополнительными стенками, между которых заливается азот. Толщина стенок при этом может достигать 15 мм.

Этанол транспортируется по трубам лишь в Бразилии и США. Всё дело в том, что данное вещество оказывает негативное влияние на состояние труб (вызывает коррозию, поглощает воду из стенок сооружения). К тому же такой трубопровод пользуется малым спросом и его проведение попросту будет неокупаемым.

Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.

Состояние национальной транспортной системы определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров её территории и участия в международном разделении труда.

По доминированию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский.

По технологии перемещения транспорт бывает:

  • сухопутным;
  • водным;
  • воздушным.

Для оценки работы транспорта за год (или любой другой промежуток времени) используются два показателя:

Пассажирооборот — количество пассажиров, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.

Грузооборот — количество грузов, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.

СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ

Сухопутный транспорт включает:

  • железнодорожный транспорт;
  • автомобильный транспорт;
  • трубопроводный транспорт.

■ Железнодорожный транспорт

  • отличается регулярностью движения;
  • имеет низкую себестоимость перевозки грузов;
  • подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;
  • отличается высокой грузоподъёмностью;
  • всепогодный;
  • всесезонный.

Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.

Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).

Страны, не имеющие железных дорог : Исландия, Андорра, Бутан, Кувейт, Мальта, Оман, Катар и др.

Лидеры по длине электрифицированных железных дорог: Россия, Китай, Индия, Франция, Украина.

■ Автомобильный транспорт

Страны — лидеры по длине автомобильных дорог:

Страны — лидеры по густоте автомобильных дорог: Западная Европа (Монако, Мальта, Бельгия, Нидерланды), Бахрейн, Сингапур, Барбадос, Япония.

■ Трубопроводный транспорт

  • используется для транспортировки жидких и газообразных грузов;
  • один из самых экономичных видов транспорта;
  • не требует больших затрат ни обслуживание и значительных трудовых ресурсов;
  • обеспечивает непрерывную по ставку грузов;
  • всепогодный и всесезонный;
  • эффективен в различных климатических зонах (в том числе в условиях Крайнего Севера).

Страны — лидеры по длине трубе проводов:

  • 1) США;
  • 2) Россия;
  • 3) Канада;
  • 4) Китай;
  • 5) Мексика.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

  • самый дешёвый;
  • имеет наибольшую грузоподъёмность;
  • характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);
  • используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;
  • низкая скорость передвижения;
  • зависит от погодных условий;
  • требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.

Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водный.

■ Морской транспорт

В международном судоходстве существуют две основные организационные формы перевозок: линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные). Линейное судоходство связывает между собой основные экономические районы (Западную Европу, Северную Америку, Дальний Восток) и эти районы с другими районами. Трамповое зависит от наличия грузов и осуществляется на основе фрахта (предварительного заказа) судна.

Наиболее оживлённые морские транспортные пути проходят через Атлантический океан. На него приходится больше 50 % морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие мощные морские державы, как США, Россия, Китай, Япония.

Для характеристики тоннажа морского флота используются два показателя грузовместимости судна: валовая (полная) вместимость — измеряется в брутто-регистровых тоннах и грузоподъёмность (масса груза, которую может принять судно) — измеряется в тоннах-дедвейт.

Наибольший тоннаж имеют следующие страны: Панама, Либерия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Маршалловы острова, Багамские острова.

Мировое судоходство обслуживают более 2000 морских портов. Основная их часть расположена на берегах Атлантического океана и его морей. Порты делят на универсальные и специализированные (принимают только определённый вид грузов). Главный показатель работы порта — его грузооборот.

Крупнейшие порты по грузообороту:

  • в мире — Шанхай, Шеньчжень, Нинбо, Гонконг (Китай), Сингапур (Сингапур), Пусан (Республика Корея);
  • в Европе — Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия).

Географию и эффективность морских перевозок в значительной мере определяют морские каналы, которые существенно сокращают морские пути.

Крупнейшие судоходные каналы мира: Суэцкий (соединяет Средиземное и Красное моря), Панамский

(соединяет Тихий и Атлантический океаны), Кильский (соединяет Балтийское и Северное моря), Беломорско-Балтийский (соединяет Белое море с Онежским озером) и др.

■ Внутренний водный транспорт

Осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим видом транспорта, зависит от специализации прилегающих территорий. В основном перевозятся; уголь, нефть, железная руда строительные материалы, лес, зерни и др.

Наибольшую протяжённость внутренних водных путей имеют: России, Китай, США, Бразилия.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

  • самый скоростной;
  • подходит для освоения труднодоступных районов;
  • перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.

Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.

Самые загруженные по пассажирским перевозкам аэропорты мира:

  • Атланта (Атланта, США);
  • Шоуду (Пекин, Китай);
  • Дубай (Дубай, ОАЭ);
  • Ханэда (Токио, Япония);
  • Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США);
  • О’Хара (Чикаго, США);
  • Хитроу (Лондон, Великобритания).

Авиакомпании, лидирующие по числу перевезённых пассажиров: American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines (все — США), Ryanair (Ирландия).

Быстрый рост воздушного транспорта во многом обусловлен увеличением числа туристов мире. Самыми посещаемыми странами являются Франция, США, Испания, а наибольший доход от туризма получают США, Испания и Китай.

Читайте также: