Трубопровод восточная сибирь тихий океан кратко

Обновлено: 05.07.2024

МНП ВСТО был построен в соответствии с распоряжением правительства РФ для трубопроводной транспортировки нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

Магистральный нефтепровод (МНП) Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка Приморского края.

МНП ВСТО обеспечивает трубопроводную транспортировку нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO.

Общая протяженность МНП ВСТО составляет 4 741 км, проект разделен на 2 сегмента - ВСТО-1 (1 я очередь) и ВСТО-2 (2 я очередь).

ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет - Сковородино по территории 3 регионов - республики Саха (Якутия), Иркутской и Амурской областей.

Протяженность участка составляет протяженность 2694 км.

ВСТО-1 был построен за 3 года и введен в эксплуатацию в 2009 г.

На начальном этапе производственная инфраструктура ВСТО-1 включала 7 НПС, пропускная способность составляла 30 млн т/год нефти.

В 2010 г. начались работы по расширению ВСТО-1 до 80 млн т/год.

В 2012 г. с вводом в эксплуатацию 5 НПС (№№12,13,16,18,20), мощность ВСТО-1 доведена до 50 млн т/год нефти.

В 2014 г., после включения в работу еще 3 НПС (№№ 11,15,19), показатель составил 58 млн т/год.

В 2018 г. в производственную инфраструктуру ВСТО-1 включены еще 3 НПС (№№ 3,6,9), пропускная способность увеличилась до 72 млн т/год.

С вводом в ноябре 2019 г. НПС №№ 2,5,7 показатель увеличился до проектных 80 млн т/год нефти.

В 2011 г. был построен отвод Сковородино - Мохэ от ВСТО-1 для поставок нефти в Китай протяженностью 64 км.

Первоначальная пропускная способность нефтепровода составляла 15 млн т/год, а в 2017 г. нефтепровод был расширен до 30 млн т/год.

ВСТО-2 проходит по маршруту Сковородино - Козьмино по территории 4 регионов - Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной и Амурской областей.

Протяженность участка составляет протяженность 2074 км.

ВСТО-2 построен за 2 года, в эксплуатацию введен в 2012 г., на 2 года раньше планового срока.

Первоначально в структуру ВСТО-2 входили 8 НПС (№№24, 27, 30, 34, 36, 38, 40, 41), пропускная мощность составляла 30 млн т/год.

К концу 2015 г. производительность ВСТО-2 была увеличена до 35 млн т/год.

В декабре 2017 г., с вводом в эксплуатацию НПС № 29 в Амурской области, показатель повысился до 36,7 млн т/год.

Тогда же началось строительство 3 новых НПС (№№23, 26 и 32) и реконструкция действующих станций.

С завершением работ по расширению системы ВСТО-2 в ноябре 2019 г., его пропускная мощность достигла проектных 50 млн т/год.


Порт Козьмино - конечная точка МНП ВСТО - был введен в эксплуатацию в 2009 г.

До запуска ВСТО-2 в 2012 г. доставка нефти от Сковородино до Козьмино осуществлялась железнодорожным транспортом.

Налив производится у 2 причалов, принимающих суда дедвейтом от 80 до 150 тыс. т для дальней транспортировки в страны АТР.

Проведенные в 2017 г. мероприятия по увеличению емкости резервуарного парка и дноуглубительные работы позволили в перспективе увеличить мощность по перевалке нефти в порту до 36 млн т/год.

В статье освещены основные геоэкологические и геотехнические проблемы, связанные со сложной инженерно-геологической обстановкой трассы нефтепровода и уникальностью перехода трубы через одну из крупнейших рек Сибири – Лену, выявленные на стадиях инженерно-геологических изысканий, проектирования и строительства объекта.

К стадии эксплуатации объекта основные проблемы успешно решены, что позволило существенно повысить надежность нефтепровода и уменьшить значительные затраты на проведение геотехнических и компенсационных мероприятий.

Введение

Основной сырьевой базой нефтетранспортной системы становятся разведанные в последние десятилетия в юго-западной Якутии и на севере Иркутской области, и числящиеся на государственном балансе Чаяндинское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское, Бес-Юряхское, Иреляхское, Мирнинское, Северо-Нилбинское, Хотого-Мурбайское (Якутия), Ковыктинское (Иркутская область) и другие нефтегазоконденсатные (НГКМ) и нефтяные месторождения. Создание магистрального нефтепровода позволяет не только резко активизировать процесс их освоения, но и решить разнообразные вопросы внешнеэкономической деятельности.

Большая протяженность и сложность трассы, отсутствие геотехнической инфраструктуры на многих участках, неустойчивые в инженерно-геологическом отношении породы, разнообразные поверхностные геосистемы, широкое развитие различных типов многолетнемерзлых пород (ММП), сейсмичность, большое количество водных препятствий, низкие температуры воздуха зимой – все это в значительной степени усложнило проектирование и особенно сооружение объекта и потребовало применения особых технических решений. Вместе с сооружением линейной части ВСТО на всем протяжении трассы велись работы по созданию систем энергообеспечения, транспортировки, переработки, хранения, средств связи и автоматики.

В период проектирования и строительства трубопровода мнения о целесообразности и способах его создания были совершенно неоднозначны. В среде общественности и специалистов существовали как сторонники, так и противники реализации проекта со своими соображениями и аргументами [1, 2]. Основные опасения были связаны с особенностями природной среды в полосе влияния объекта, отличающейся сложностью и неустойчивостью. При реализации проекта особое внимание уделялось вопросам геоэкологии, т.е. снижению негативного воздействия объекта на окружающую среду.

Природные условия трассы ВСТО

Территории, на которые распространяется влияние трубопровода, в естественном состоянии отличаются сложными природными условиями [3, 4, 5]. В первую очередь это широкое развитие горных пород со среднегодовой температурой, близкой к 0°С, и возможностью их перехода из мерзлого в талое состояние и обратно. Глубина сезонного оттаивания ММП изменяется в пределах 0,5 – 3,5 м. Эти значения очень важны для оценки последствий освоения территории на различных стадиях строительства и эксплуатации нефтепровода. ММП имеют преимущественно массивно-островное и островное по площади и сплошное по вертикали распространение [3, 4]. Многолетнемерзлые толщи представлены метаморфическими, магматическими и осадочными коренными породами. Рыхлые сингенетические и реже эпигенетические многолетнемерзлые толщи супесчано-суглинистых и торфянистых поверхностных образований распространены ограниченно [5]. Мощность ММП колеблется от нескольких до 400 м и более метров, а среднегодовые температуры на подошве слоя их сезонных колебаний (10 – 12 м) изменяются в среднем от 0 до -4 – -6°С. Среднегодовая температура талых пород на подошве слоя годовых теплооборотов большей частью не превышает +2°С. Относительно мягкие мерзлотные условия свойственны районам выровненного плоскогорного рельефа [3, 4]. Плоские и полого-выпуклые водораздельные поверхности Приалданского плато, слабо расчлененные и невысокие (абс. отм. не более 800 – 900 м) районы Алданского плоскогорья и Чульманского плато характеризуются широким развитием снежно-радиационных и инфильтрационных таликов со среднегодовыми температурами пород под ними от 3,0 до -1,0°С и мощностями мерзлых толщ до 50 м. В целом для водораздельных поверхностей районов плоскогорного рельефа и плато характерно островное развитие ММП.

Наиболее суровыми мерзлотными условиями по трассе отличаются приподнятые выше 1500 м районы интенсивных мезокайнозойских поднятий. Талики в долинах местных водотоков встречаются, в основном, в пределах пойм и II надпойменной террасы, в то время как I надпойменная терраса, как правило, сложена ММП. Крупные талики широко распространены под руслами рек, имеющих постоянный поверхностный или подземный сток, а также в местах выхода постоянно действующих источников. Это свидетельствует о большом развитии под руслами рек сквозных таликов, приуроченных в основном к участкам тектонических нарушений.

Геотехнические особенности и надежность нефтепровода

Одним из неочевидных, но совершенно верным в плане уменьшения негативных последствий освоения было решение создателей нефтепровода прокладывать его подземным способом, предложенным и обоснованным в Институте мерзлотоведения им. П.И. Мельникова еще в прошлом веке, и подтвердившем свою надежность на ряде объектов Якутии и Восточной Сибири в целом [1].


География маршрута

Свое начало ВСТО берет в Иркутской области, минует республику Саха-Якутия, Амурскую, Еврейскую автономные области и Хабаровский край. Конечная точка маршрута - залив Находка в Приморском крае.

Трасса ВСТО

История

Свою историю трубопровод начинает отсчитывать с 70-х годов ХХ века. Тогда у СССР появились планы построить систему трубопроводов для вывода нефти из центральных областей страны на побережье Тихого океана. Были проведены предварительные геологоразведочные работы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться

Спецнефтепорт Козьмино -конечная точка ВСТО

Строительство

Станция перекачки ВСТО

Протяженность ВСТО-1 составила 2694 километра при мощности перекачки нефти в 30 миллионов тонн в год.

В апреле 2009 года, согласно ранее достигнутым договоренностям, началось строительство ответвления от трубопровода в сторону Китая. Введено в работу в конце сентября 2010 года.

Характеристика трубопроводной системы

Предполагается, что до 2020 года мощность ВСТО-1 увеличат до 80 миллионов тонн в год.

Нефтепроводная система дала возможность подключения к ней двух объектов Дальневосточного российского региона: в 2015 году - Хабаровский нефтеперерабатывающий завод; в 2018 году - Комсомольский.

Трудности при прокладке трассы

В процессе прокладки ВСТО строители были вынуждены решать сложнейшие технические вопросы. Это связано с отсутствием на местах необходимой инфраструктуры. В работах задействовали вездеходы, авиацию (вертолеты), которые осуществляли контроль над общей обстановкой.

Строительство ВСТО

Но несмотря на все имеющиеся проблемы, проект создал необходимую инфраструктуру: благоустроенные поселки, дороги вдоль трассы, системы линий электропередач, очистные сооружения и т. п. Все коммуникации были обеспечены системами охраны и связи.

Протесты

Протесты экологов против ВСТО

Роль президента РФ

Постепенно требования общественности, выступающей против строительства нефтепровода, начали приобретать и политические оттенки. Отдельные активисты стали выдвигать лозунги по отставке правительства и Президента России

Президент РФ В. Путин летом 2006 года встал на сторону экологов и потребовал вести прокладку нефтепроводной системы не ближе 40 км от северного побережья Байкала.

В.Путин на открытии ВСТО в Козьмино

Проверки

Через год объявлено, что проверка завершена. По ее результатам установлен факт распределения без конкурса более 75 млрд. рублей.

Инфраструктура ВСТО

Проходит через р.Лена ниже г.Олекминска

Содержание

История вопроса

В декабре 1999 глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский провёл переговоры с Китайской национальной нефтяной компанией (CNPC) по поводу строительства нефтепровода из России в Китай.

За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.

Описание проекта

Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 1737-р.

Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году). [2] . Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.

Протяжённость первой части ВСТО — 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска. Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье — по железной дороге.

Хроника реализации проекта

Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале [9]

По поводу причин срыва сроков он сообщил следующее:

Основные причины отставания от графика — экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы [9]

Авария

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт. [23] Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров. [23] На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации. [23] Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода. [24]

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены. [25]

К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории. [24]

Читайте также: