Три музыканта в масках описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одной картины художнику показалось мало, поэтому сегодня полюбоваться на "Les trois musiciens" можно не только в Музее современного искусства в Нью-Йорке, но и в Художественном музее Филадельфии, где висит более детализированная и яркая версия 'музыкантов', канонической же считается темная, 'с собакой'. Приметить животное надо сказать получается не сразу - выдает в первую очередь хвост, в остальном же она удачно будто бы составляет тень стола и героев картины.

Как показало время лучший художник последней сотни лет (не верьте моим словам, опрос газеты The Times за 2009 год) с легкостью застолбил за собой простое и запоминающееся название, потеснив кьяроскуро Веласкеса и своего соседа по MOMA Фернана Леже.

Узнаваемость работ Пикассо такова, что интернет прямо-таки пестрит разного рода ссылками на мем из мира живописи - музыкантов собирают из Лего, вырезают из цветной бумаги, а с экранов телевизоров картины вспоминают герои маппет-шоу "Улица Сезам" и Лиза из "Симпсонов".

Кубизм-тубизм или 'музыканты' на пластинках

Несмотря на то, что картина Леже куда очевиднее ассоциируется с джазом (пусть на ней и изображен прямо скажем авангардный по джазовым меркам формат трио с контрабасом, тубой и аккордеоном) именно к полотнам Пикассо прикованы взгляды оформителей пластинок.

The Heath Brothers ‎– Brothers And Others (Antilles, 1984)

Первым встретившимся на моем пути джазовым альбомом с 'музыкантами' на обложке оказалась запись братьев Хит, которых как того требует картина Пикассо оказалось как раз трое - Джимми на тенор-саксофоне, Перси с контрабасом и Альберт за ударными.

Если в середине семидесятых они были ответственны за альбом "Marchin' On!" для культового лейбла Strata-East и соответствующим образом вытворяли, то спустя десятилетие их музыка смогла обзавестись лишь коммерческим флером, растеряв же при этом все братские откровения, характерные для пожалуй главного независимого лейбла 70-х, продюсируемого черными джазменами. В попытке найти что-нибудь прелестное в пластинке помимо неизменно впечатляющего Пабло П. остановился на номере с названием "Islandized" - атмосфера и правда соответствует заявленному, и в свою очередь отлично пересекается с характерной для лейбла Antilles пальмой.


Juan Martín ‎– Picasso Portraits (Polydor, 1981)

Большой энтузиаст музыки фламенко гитарист Хуан Мартин к началу восьмидесятых также перестал довольствоваться чистым жанром и на своей пластинке-посвящении великому художнику соединил бесподобную технику с прямо скажем уморительными по сегодняшним меркам модными звуками синтезаторов эпохи.

Говоря откровенно ни один из девяти авторских номеров, в названии отсылающих к картинам Пикассо различных периодов при прослушивании не вызывает никаких ассоциаций с творчеством художника. Задача, ясное дело, непростая, однако Хуан словно прикладывает все усилия, чтобы усложнить ее дополнительно - слияние слов fusion, new-age и flamenco способно поместить слушателя лишь в комнату большого поклонника невыносимо одинаковых конвертов лейбла Windham Hill или сторонника безвозвратно ушедшего звука начала 80-х и по совместительству обладателя дурного вкуса. Впрочем, сам Хуан традиционно на высоте - его сверкающая техника единственное, ради чего стоит добавить этот вариант 'музыкантов' себе на полку.

Milton Babbitt - Robert Taub ‎– Piano Works (Harmonia Mundi, 1986)

В середине пятидесятых по счастливой случайности в поезде встретились француз Бернар Кутас и немец Рудольф Руби. Оба они могли похвастаться большой любовью к классической музыке и судя по всему качествами успешных бизнесменов - знакомство решено было подкрепить созданием сразу двух лейблов названных Harmonia Mundi (большие поклонники античности поди) во Франции и Германии соответственно. Формально компании были независимы друг от друга, однако на партнерских условиях обменивались артистами, репертуаром и использовали одного дистрибьютора.

Спустя тридцать лет после основания на французском Harmonia Mundi вышли темы американского композитора Милтона Бэббита в интерпретациях пианиста Роберта Тауба. Бэббит известен как пионер электронной музыки, а любители джаза могли встретить его фамилию на пластинке Modern Jazz Concept 1958 года наряду с хорошими знакомыми Мингусом, Шуллером, Расселом и Джуффри. Piano Works устроена в лучших традициях современной академической музыки - электронным экспериментам тут отведен кажется всего один номер.

Jim Hall - Jim Hall's Three (Concord Jazz, 1986)

На одной из немногочисленных пластинок Concord Jazz, что может обойтись вам в сумму, превышающую поход в ближайший гастроном, гитарист Джим Холл бесстрашно упражняется на двенадцатиструнной гитаре, четырех авторских номерах и в очередной раз вспоминает про бессмертный стандарт All The Things You Are. Удается ему практически все - по крайне мере фирменный лаконичный, оставляющий предостаточно пространства, стиль гитариста на сессии января 86-го запечатлен превосходно.

По всей видимости ответственный за актуализацию картины Пикассо иллюстратор Том Берджесс не смог сохранить всех ключевых элементов оригинала - от собаки, к примеру, остался лишь хвост. В остальном же штатного оформителя лейбла Concord середины восьмидесятых можно только похвалить - выданный им рисунок дает наглядно понять, почему работы лучшего художника 20-го века все же предпочтительней.

Joan Stiles - Three Musicians (Oo-Bla-Dee, 2011)

Для того, чтобы поговорить о любимых художниках пианистки Джоан Стайлз придется сделать в другое время недопустимое исключение - ее 'Три музыканта' не выходили в единственно близком душе настоящего ценителя музыки формате LP.

Собрав непривычное джазовое трио (фортепиано-саксофон-барабаны) из ярких современных музыкантов она украсила его не только своими композициями, но и прямо скажем спорным коллажем из негативов фотографий артистов, фрагментов нот и сразу двух вариаций 'Трех музыкантов'. Все это в согласно моим скромным познаниям в живописи и откровениям самой Джоан попытке признаться в любви другому главному кубисту Жоржу Браку.

Daddy Longlegs - The Three Musicians (Polydor, 1972)

Вне всяких сомнений лучшей пластинкой с висящей в Филадельфии версией 'Трех музыкантов' вместо обложки оказывается одноименный альбом от прямо скажем прогрессивного кантри-рок квартета Daddy Longlegs.

Группа хорошо знакома среде коллекционеров пластинок благодаря выпущенному на культовом Vertigo альбоме Oakdown Farm. Нетривиальное сочетание приземленного гитарного рока с вкусными вкраплениями саксофона (да и фортепиано с маримбой) Курта Паломаки вполне соответствует насыщенной деталями второй версии полотна Пикассо.

Навеяло

Обложкой к альбому трио пианиста Джимми Раулза занималась Глория Кортелла, чье имя неизвестно поклонникам джазовых пластинок, однако значится в архивах все того же Музея современного искусства MoMA — никаких сомнений в том, что обложка является отсылкой к легендарной работе Пикассо нет. Инструменты, впрочем, традиционно не соответствуют присутствующим на записи — запись Роулза устроена силами привычного фортепианного трио.

Гораздо точнее отображает суть запечатленного на пластинке действия обложка с популярному фортепианному трио, занимавшегося джазовой интерпретацией классических произведений. Альбомы Жака Лусье несложно спутать один с другим, тем более что хронология и соответствие американских изданий европейским не всегда существует — отличить третий выпуск с аллюзией на картину Пикассо можно по исполненному на первой стороне Итальянскому концерту Баха.

Нельзя не упомянуть про мягко говоря сомнительный подарок гармошечнику Ларри Эдлеру на его восьмидесятилетие. Сделал его продюсер Джордж Мартин - пользуясь своим непререкаемым авторитетом для исполнения мелодий Гершвина ему удалось собрать целую плеяду звезд первой величины и казалось бы результат был заказан. Однако тривиальные аранжировки и несоответствие имен репертуару сделали с бессмертными мелодиями нечто похожее, что сотворил оформитель альбома с картиной Пикассо.

Норман Гранц: джаз и рваные чулки

Знакомство Пикассо со, скажем, Стравинским, случившееся благодаря балетам Дягилева в марте 17-го года в Риме и будущее совместное творчество заслуживает и уже удостаивалось подробного изучения - чуть менее очевидны отношения художника с джазом, пластинками и пожалуй главным джазовым продюсером всех времен Норманом Гранцем.

Гранц известен не только своими выдающимися достижениями в области создания из джаза продукта массового потребления, но и значительной коллекцией живописи. В конце 1960 года он продал свой лейбл Verve за два с половиной миллиона долларов, обзавелся домом в Швейцарии и стал проводить время в компании представителей европейского авангарда. Его коллекция стала пополняться картинами французских модернистов, включая работы уже упомянутых выше Жоржа Брака и Фернана Леже. Тогда же случилось знакомство и с Пикассо.

Известен анекдот - в попытке разделить со своими друзьями интерес к живописи Гранц предложил Элле Фитцджеральд познакомить ее со своими приятелями-художниками, на что та ответила: "Сейчас я очень занята, штопаю чулки". Очевидно Гранц поделился забавной историей с Пикассо и фраза Эллы пришлась художнику по душе - не имея представления о внешности певицы Пикассо нарисовал ее портрет.

В апреле 73-го Пикассо не стало. Сомневаться в расположении художника к Гранцу не приходится - подтверждением симпатий служат как несколько портретов джазового продюсера, сделанных в конце шестидесятых, так и несколько подписанных ему работ. Что же до Гранца, то своему пятому по счету и оказавшемуся последним лейблу он дал имя своего дорогого приятеля.

Три музыканта, Пабло Пикассо, 1921

Двадцатые годы 20-го века - время расцвета и максимальной творческой активности Пикассо. Тройной портрет "музыкантов" - одна из самых известных картин этого периода. Мастер увлекся персонажами итальянской народной комедии, знаменитыми масками "дель арте".

Три образа, три характера, три составные части единого творческого организма. Веселый и бесшабашный Арлекин, лиричный и задумчивый Пьеро, хитрый и двуличный Монах - все трое - любимые персонажи народной комедии. На сцене они всегда соперники, на картине они друзья, музыканты, создающие общую "мелодию" работы, ее художественное звучание.

Искусствоведы считают, что под масками скрываются закадычные друзья - сам автор, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб. Вся троица была в авангарде новых течений в живописи и литературе. Все трое играют одну мелодию, что видно из партитуры, лежащей перед ними.

Эстетика картины сложна и многозначна. Мастеру было трудно придерживаться традиций, создавая образы трех, столь нетрадиционных личностей. Поэтому, художник выбирает многозначную технику сочетаний цветовых пятен, ломает перспективу, концентрирует внимание зрителя на внутреннем созвучии персонажей, при абсолютной внешней разнице.

Маски не скрывают внешность героев, они символизируют их неразгаданность для публики, их принадлежность скорее будущему, нежели настоящему.

Главное, что объединяет все три фигуры - цвета. В каждом из героев можно обнаружить цветные геометрические поля, перекликающиеся с цветовыми полями других персонажей. Автор соединяет трех непохожих, разных по взглядам и представлениям творческих людей в один слаженный оркестр, играющий музыку будущего.

Картина была написана очень быстро, всего за три дня, во время отдыха в Фонтебло. Искусствоведы считают, что работа стала неким окончательным прощанием с Аполлинером, который незадолго до этого момента умер. Художник увековечил дружбу трех авангардистов, двух поэтов и одного художника, объединенных общими поисками новых путей в искусстве.

Эта работа, написанная Пикассо в стиле синтетического кубизма, была создана им в Фонтенбло летом 1921 года. Принято считать, что она изображает умершего Гийома Аполлинера, Макса Жакоба и самого художника. Аполлинер изображен в виде Пьеро с кларнетом, Жакоб написан в образе монаха с аккордеоном, а Пикассо предстает перед нами как Арлекин со скрипкой. Сейчас полотно висит в Художественном музее Филадельфии.

Начало двадцатых годов, несмотря на стремительно развивающиеся военные события, стали наиболее плодотворными

в жизни автора холста. Художник не подлежал военному призыву, поэтому в этот период он полностью посвятил себя творчеству. Первые годы мировой войны принесли ему покой и неиссякаемое творческое вдохновение. Он погрузился в работу и в уединении экспериментировал в формами и цветовыми палитрами.

Картина выполнена реалистично, но в ней нельзя не заметить неоклассицизм. Фигуры словно смоделированы отдельно друг от друга, нас не покидает ощущение, что они по отдельности наклеены на полотно. Благодаря выбранному автором стилю границы персонажей не выглядят жесткими. Они тяжеловесны, но контуры их тел словно

Картина Пабло Пикассо. Три музыканта. 1921

Название, рус. Три музыканта Название, англ. Three Musicians Оригинальное название Les trois musiciens Год окончания 1921 Период творчества Период классицизма (1917-1925) Размеры 204.5 x 188.3 см Техника Холст, масло Стиль Кубизм --> Жанр Жанровые сцены Сюжет Акробаты и арлекины, Музыканты Местонахождение USA, Philadelphia, Museum of Art

Обстоятельства написания

Возраст Пикассо Пикассо 39 лет Женщина Пикассо Ольга Хохлова фото Где написана Пикассо нарисовал картину в гараже на вилле, которую он арендовал в Фонтенбло на лето 1921, где жил с Ольгой и полугодовалым Пауло. Контекст ***Три музыканта в масках - это комические фигуры комедиа дель арте, народного театра Италии, с традициями которого Пикассо близко соприкоснулся в Риме, когда делал эскизы костюмов для балетов труппы Дягилева.
***Считается, что в этой картине 1921 года Пикассо изобразил трио друзей: недавно умершего Гийома Аполлинера (Пьеро с кларнетом), Макса Жакоба (монах с аккордеоном), и себя (Арлекин со скрипкой).
***По времени написания картина относится к периоду классицизма, однако это настоящий синтетический кубизм, квинтэссенция стиля.
***В это же время, в Фонтенбло, Пикассо написал вариацию этой картины, Три музыканта с собакой, которая сегодня хранится в MoMA, New York. Местонахождение USA, Philadelphia, Museum of Art -->

Дополнительно

Так говорил Пикассо. Цитаты

Оставляй на завтра только то, что не жалко оставить недоделанным после своей смерти.
Искусство - это волшебство, помогающее переносить муку повседневности.
Жизнь продлевают только работа и женщины.
Мне нравится жить бедно. но с кучей денег в кармане.
Плохие художники заимствуют. Хорошие художники крадут.
Хороший вкус - худший враг творчества.
Искусство - это ложь, ведущая к истине.
И среди людей копий больше, чем оригиналов.
Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?
Все имеют право меняться, даже художники.
Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно,
но есть и другие, те, что своим искусством и своим разумом
превращают желтое пятно в солнце.

Читайте также: