Треугольник огдена ричардса кратко
Обновлено: 08.07.2024
Треугольник Огдена и Ричардса или семиотический треугольник — это графический метод распределения компонентов, составляющих любой знак , главным образом лингвистических, в семиотике , по вершинам равностороннего треугольника.
Треугольник Огдена и Ричардса является гибким: он может трансформироваться в сегмент только тогда, когда теряет какой-либо из своих трех элементов (например, значение в случае некоторых имен собственных или местоимений , не имеющих фиксированного значения), или он может трансформироваться в сегмент. в ромб и другие многоугольники посредством таких явлений, как полисемия (добавляется больше значений и отсылка к одному означающему), синонимия (еще одно означающее добавляется по крайней мере к одному значению и референту) и омонимия (одно означающее имеет по крайней мере два значения ). и два референта или более).
Ivor Armstrong Richards (1893 - 1979) – английский литературный критик и риторик.
По мнению Огдена и Ричардса, всякий раз, когда высказывается или понимается какое-нибудь утверждение, налицо три фактора:
символ(слово), мысль и референт(предмет, о котором мы мыслим или который мы имеем в виду).
В концепции Огдена-Ричардса
значение конкретизируется как лексическое значение слова (языковое употребление),
а смысл - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление).
Лексические значения слова,их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология).
Минимальной единицей плана содержания(элементарным лексическим или грамматическим значением) является сема.
Сема (от греч. sema — знак)
– термин, обозначающий минимальную единицу языкового плана содержания (элементарное лексическое или грамматическое значение), соотносящуюся с морфемой (минимальной значимой единицей плана выражения и представляющую собой компонент её содержания.
Некоторые учёные определяют сему как семантический признак, по которому противопоставляются более крупные единицы плана содержания.
Коннотации - добавочные, сопутствующие значения, придающие слову особую дополнительную окраску. Коннотативный компонент значения выражает отношение говорящего к предмету номинации в виде эмоции и оценки денотата.
Коннотативный аспект значения определяется как передаваемая словом, дополнительная по отношению к вещественному содержанию слова, информация об отношении говорящего к обозначаемому предмету или явлению.
Коннотация может быть кратко определена как эмоционально-оценочный компонентлексического значения.
Семантический треугольник Огдена-Ричардса
The Meaning of Meaning
by C. K. Ogden and I. A. Richards, Magdalene College, University of Cambridge
Charles Kay Ogden (1889–1957) – английский лингвист, философ и писатель
Ivor Armstrong Richards (1893 - 1979) – английский литературный критик и риторик.
По мнению Огдена и Ричардса, всякий раз, когда высказывается или понимается какое-нибудь утверждение, налицо три фактора:
символ(слово), мысль и референт(предмет, о котором мы мыслим или который мы имеем в виду).
В концепции Огдена-Ричардса
значение конкретизируется как лексическое значение слова (языковое употребление),
а смысл - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление).
Лексические значения слова,их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология).
Минимальной единицей плана содержания(элементарным лексическим или грамматическим значением) является сема.
Сема (от греч. sema — знак)
– термин, обозначающий минимальную единицу языкового плана содержания (элементарное лексическое или грамматическое значение), соотносящуюся с морфемой (минимальной значимой единицей плана выражения и представляющую собой компонент её содержания.
Некоторые учёные определяют сему как семантический признак, по которому противопоставляются более крупные единицы плана содержания.
Коннотации - добавочные, сопутствующие значения, придающие слову особую дополнительную окраску. Коннотативный компонент значения выражает отношение говорящего к предмету номинации в виде эмоции и оценки денотата.
Коннотативный аспект значения определяется как передаваемая словом, дополнительная по отношению к вещественному содержанию слова, информация об отношении говорящего к обозначаемому предмету или явлению.
Коннотация может быть кратко определена как эмоционально-оценочный компонентлексического значения.
Мысль и слово, понятие и имя всегда привлекали и философов, и лингвистов. Как возникает единство членораздельных звуков и психических образов. Каким образом предметы окружающей действительности и субъективные переживания человека обретают словесное выражение? Молодой А. Ф. Лосев афористично ответил в одном из своих сочинений 20-х годов: "Вещь имеет смысл. Смысл оформляется в определенное понятие. Понятие оформляется в выражение. Выражение делается словом". Однако "закрыть вопрос" не удалось.
Файлы: 1 файл
треуг.docx
Сема́нтика (от др.-греч обозначающий) — раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. В конце XIX — начале XX века семантика часто называлась также семасиологией.
Мысль и слово, понятие и имя всегда привлекали и философов, и лингвистов. Как возникает единство членораздельных звуков и психических образов. Каким образом предметы окружающей действительности и субъективные переживания человека обретают словесное выражение? Молодой А. Ф. Лосев афористично ответил в одном из своих сочинений 20-х годов: "Вещь имеет смысл. Смысл оформляется в определенное понятие. Понятие оформляется в выражение. Выражение делается словом". Однако "закрыть вопрос" не удалось.
Пожалуй, наиболее заметным достижением явился так называемый "семантический треугольник", введенный в научный оборот американскими семиотиками С.К. Огденом и И.А. Ричардсом в их книге с характерным названием "Значение значения: Исследование влияния языка на мышление и научный символизм", опубликованной в 1923 году. Треугольник Огдена-Ричардса представляет собой удачную модель взаимосвязи трех главных логико-лингвистических категорий: 1) данный в ощущениях объект реальной действительности, именуемый в логике "денотат", а в лингвистике "референт"; 2) возникающий в сознании людей мысленный образ (психологическое представление) о данном объекте, которое в логике называется "понятие" или "концепт", а в лингвистике "значение" или "смысл"; 3) принятое в человеческом обществе наименование объекта — "имя" (слово, лексема).
Одно из достоинств семантического треугольника состоит в том, что он наглядно показывает структуру знака: единство духовного плана содержания и материального плана выражения. Введенное Ф. де Соссюром отношение "означаемое — означающее" соответствует отношению "денотат — знак", и именно это отношение называется семантическим. Существует мнение, что семантическое отношение — это отношение между планом выражения и планом содержания знака, т. е. отношение "имя — значение". Это мнение непродуктивно, поскольку значение нельзя мыслить в отрыве от денотата, обозначенного знаком.
Семантический треугольник хорошо выполняет свои иллюстративные функции, когда в качестве знака выступает полнозначное слово (лексема). Слово в тексте, помимо лексического значения (концепта), приобретает грамматическое значение (род, число, падеж существительных, глагольные формы и т. д.).
Семантический треугольник, благодаря своей наглядности, позволяет изящно сформулировать понятие синонима: разные имена, имеющие одинаковый денотат; или омонима: имя, имеющее несколько различных денотатов.
Полезно использовать модель семантического треугольника для уяснения более сложных семиотических и гносеологических проблем:
В вершине треугольника О.-Р. Находится объект, референт или денотат, данный субъекту ком-ции в ощущениях, названный определенным именем и отражаемый в сознании субъекта в виде определенного обобщенного представления (концепта или понятия).
Во второй вершине треугольника находится концепт – обобщенное представление обо всем классе объектов, возникающих как его мысленное отражение, мысленный образ и выраженный в определенной форме, в форме имени, наименования.
В третьей вершине треугольника находится имя или слово, поставленное в данном обществе в соответствие данному объекту и обобщенному концепту.
Таким образом, в имени выражается значение или смысл знака, заключающийся в концепте.
Преимущества модели О.-Р. заключаются в том, что модель Ф. не разграничивает материальную и идеальную форму знака, отождествляет имя и знак, тогда как модель О.-Р. разделяет их. Знак в этой модели – это единство плана содержания и плана выражения. Знак включает в себя план выражения – имя, слово и план содержания – концепт.
· Объект/денотат называется именем/словом (имя/слово называет объект/денотат);
· Понятие/концепт выражается в имени/слове (имя/слово выражает смысл этого концепта)
· Объект/денотат отражается в понятии/концепте (понятие/концепт отражает смысл объекта/денотата)
Знак – единство формы, замещающей некий предмет, представления об этом предмете и информации о нем.
Знак – это некоторый материальный предмет, явление или событие, выступающее в ком-тивных процессах в качестве представителя (заместителя) некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для хранения и переработки информации.
Модель Пирса
Ключевое понятие у П. – знаковая деятельность человека.
Человек может жить, только взаимодействуя одновременно с двумя мирами: миром вещей и миром знаков, которые люди поставили в соответствие этим вещам. Второй мир – это мир названий, имен.
Знак по П. – это что-то представляющее нечто перед кем-то в некотором отношении.
![]() |
Основу данной модели составляет взаимодействие между объектом О и субъектом S. Объект О взаимодействует с субъектом S и противостоит ему в го практической и знаковой деятельности. Знак О – знаковое представление, обозначение объекта О, которое является конвенциональным, согласованным для данной социальной общности. Т. е. знаки, которые в данной общности поставлены в соответствие объекту О, его названию.
Субъект S и знак S (субъективный знак объекта О в сознании субъекта S). В самом общем виде знак S всегда представляет собой взаимное восприятие субъектом S собственно объекта О и объективного знака О. Знак S – результат знаковой деятельности человека во взаимодействии с объектом и его объективным знаком.
Знак S детерминирован культурными ценностями и нормами субъекта S.
Типы отношений модели П.:
1)объект О – знак О (наименование)
2)знак О – объект О (обозначение)
3)знак О – знак S (интерпретация)
4)объект О – знак S (формирование субъективного знака в ходе прямого взаимодействия с объектом).
Знак есть некоторый феномен, замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и ком-тивных процессах.
Модель знаковой деятельности П. показывает зависимость характеристик знака, функционирующего в актуальном сознании субъекта как от ком-ции с миром объективных знаков (знак о), так и от ком-ции с миром вещей (объект О). Также данная модель представляет наиболее важную функцию знака – функцию репрезентации объекта в ком-тивных процессах.
Пирс предложи универсальную типологию знаков.
1.Критерий характера соотношении плана содержания и лана выражения в общей структуре знаков
1)знаки-индексы – знаки, в которых присутствует прямая, смысловая, содержательная связь между планом содержания и планом выражения (дым – знак огня)
2)иконические знаки – знаки, в которых существует связь подобия между планом содержания и планом выражения (карта местности)
3)символьные знаки – ком-тивные знаки, в котрых отсутствует содержательная связь между планом содержания и планом выражения. Это соотношение является конвенциональным (цвета светофора).
2.Критерий характера используемых ком-тиных средств
3.Критерий характера формирования и функционирования
1)системные (включенные в систему)
Системные знаки существуют как языковые знаки. Эти знаки делятся на знаки естественных языков и знаки искусственных языков. Знаки естественных языков состоят из звуковых знаков и из соответствующих им рукописных и иных знаков. Знаки искусственных языковых систем делятся на:
Читайте также: