Фармация и медицина в странах востока кратко

Обновлено: 02.07.2024

3. Общие черты развития врачевания в странах др. мира:

1. – изобретение письменности и создание
первых текстов медицинского содержания;
2. – формирование 2-х направления лечебной
практики:
- эмпирического врачевания
- культового целительства;
3.- подготовка врачевателей (семейная традиция,
обучение в храмах и общих школах);
4. – формирование основ врачебной этики;
5. – создание санитарно-технических сооружений,
развитие гигиенических навыков и традиций.

Месопотамия – (греч. Mesopotamia –
Междуречье или двуречье) был введен
греческим историком Геродотом из
Галикарнаса (Herodotos (484-425 гг. до
н.э.)
Шумер, Вавилония, Ассирия.
3-4-е тысячелетие до н.э. формирование
первых древнейших городов-государств
шумеров: Эреду, Эрех, Ур, Урук, Лагаш,
Ниппур и др (нижняя долина Нифрата)

• Начало 2-го тысячелетия до н.э.,(Нижняя
Месопотамия) после возвышения города
Вавилон, начинается формирование и
развитие Вавилонского царства. ( 14
веков)
• В 539 г. Вавилонское царство было
захвачено персами и прекратило свое
существование

• С 3-го по 7-е тысячелетия до н.э.
(Верхняя Месопотамия) существовало
Ассирийское царство.
• Около 614-605гг до н.э. было
уничтожено в результате нашествия
медян.

• В Шумерах заложили первые основы
арифметики,
• геометрии,
• астрономии,
• научились исчислять время
• и к началу 3-го тысячелетия до н.э. создали
первую в истории человечества
письменность –
клинопись
Заложили основы права и создали первые
своды законов.

9. Карта мира. VII-VI вв. до н. э.; Вавилон

10. Табличка с доклинописным текстом. Глина. Южная Месопотамия. Конец IV - III тыс., Урук.

11. Печать. Месопотамия. (приблизительно 2130 до н. э.)

12. Прокатив валик-печать по мягкой глине, состоятельный шумер ставил свою печать на документе.

13. Цилиндрическая печать Шаркалишарри

14. С созданием письменности обусловило создание школ ( э-дубба)

17. Причины болезни:

19. Врачевание:

• Строение тела человека в Месопотамии не
изучали;
• Оперативное врачевание касалось только
лечения ран и травм:
нет свидетельств о удалении зубов,
ампутаций, прижизненном кесаревом
сечении, трепанации черепа.
• Родовспоможением занимались женщины.
• Гигиенические традиции:
- еда по преимуществу была растительной;
-было запрещено пить сырую воду из
каналов и рек.

• Жилой дом не имел окон выходящих на
улицу, во дворах сооружались колодцы.
• Сточные
системы
в
городах
Месопотамии
долгое
время
не
сооружались,
все
нечистоты
выбрасывались на улицу.
г. Урук

22. ВРАЧЕВАНИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 111 – 1 тысячелетие до н.э.

История Египта подразделяется на четыре эпохи:
- эпоха Раннего царства ок.3000 – ок.2800гг до
н.э.;
- эпоха Древнего царства ок.2800 – ок.2250ггдо
н.э.
- эпоха Среднего царства ок.2050 – ок.1750 до
н.э.
- эпоха Нового царства:
• ливийско-саисский и персидский период (525332 гг до н.э.);
• греко-римский период (332г.до н.э. – 395 г.н.э.);
• византийский период (395 -638 гг.н.э.;
• с 639 г – вторжение арабов в Египет.

эпоха Раннего царства ок.3000 – ок.2800гг до н.э.
• Разработана система иероглифического письма;
• Создан папирус (греч. Papyros);.

Первая – ступенчатая пирамида фараона Джосера
- была воздвигнута в Саккаре по проекту
сановника фараона – архитектора, врачевателя и
мудреца Имхотепа –Imhotep ХХY111в. до н. э

эпоха Среднего царства ок.2050 – ок.1750 до н.э.
созданы естественнонаучные сочинения –
математические и медицинские папирусы

-эпоха Нового царства:
-ливийско-саисский и персидский период;
-греко-римский период;
-византийский период;
-с 639 г – вторжение арабов в Египет.

Источники:
Описание : историков ( Манефон, Геродот)
писателей древности
(Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх)
Археологические исследования;
Изучение
древнеегипетских
текстов
на
папирусных свитках
( 1822г. Французский ученый Ж.Ф.Шампольон
смог расшифровать египетское иероглифическое
письмо)

- Папирус
из
Кахуна

(разделы
о
родовспоможении)
- 1Y и Y папирусы из Рамессумы –
(рациональные
и
магические
приемы
врачевания);
- Папирус Смита (48 случаев травматических
повреждений, прогноз, лечение);
- Папирус Эберса (приготовление лекарств,
заклинания, косметические средства);
- Папирус Хёрста
(лечение переломов
конечностей и ядовитых укусов);
- Папирус Бругша (лечение детских болезней).

36. Джехути (греч. Тот)

• Ибис был священной птицей в древнем Египте.
Он символизировал рассвет, утро, так как, стоя в
воде, он раньше других птиц приветствовал
рассвет. Ибис считался воплощением Тота, бога
мудрости и правосудия, которому часто
поклонялись в образе Ибиса.

38. Богиня Исида- покровительница материнства, врачевания.

39. Богиня ТАУЭРТ (ТАУРТ) - покровительница родов, материнства и семьи

40. Богиня Сохмет – покровительница древнеегипетских хирургов. (Золото. Ок. ХУ111 в. до н.э.)

• Бронзовый хирургических ножей, из Египта
и Месопотамии, c.600-200BC. Ножи,
подобные этим, возможно, использовалась
во время мумификации
Бронзовые хирургические ножи, из Египта и
Месопотамии.
Ножи, подобные этим, возможно, использовалась во
время мумификации

50. Храмы Египта

52. Врачебная этика:

Мумификация (Анубис извлекает
внутренности умершего, чтобы совершить
обряд воскрешения Х111в. до н.э. Фивы)

• Шистосомозы (schistosomoses; синоним:
шистосоматозы, шистосомиазы, бильгарциозы) —
группа тропических гельминтозов, вызываемых
плоскими червями-сосальщиками; характеризуются
хроническим течением, поражением мочеполовой
системы, кишечника, печени и других органов.


Гигиенические традиции
и предупреждение болезней:
Запрещено употреблять сырую воду;
Одежда полотняная, менялась 2 раза в день;
Мылись 2 раза в день, 2 раза в ночь;
Для предупреждения педикулеза (вшивости)
(Жрецы) через день стригли волосы на всем
теле;
Для предупреждения паразитарных заболеваний:
каждый месяц 3 дня подряд принимают рвотные,
слабительные, мочегонные средства.

Лекарственные средства для лечения органов
пищеварения, дыхательных путей, уха , горла,
носа, глазных болезней, кожных,
паразитарных подробно описаны в папирусе
Г. Смита (900 прописей).
В лекарствах использовались :
Растения - лук, чеснок, салат, бобы, финики,
лотос, гранат, алоэ;
Минеральные вещества –сурьма, сера, железо,
свинец, глина, селитра.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История любой науки, в том числе и история медицины представляет интерес и в настоящее время. Человеку всегда было интересно познавать мир, находить все новые и новые методы и способы лечения тех или иных заболеваний, исследовать строение своего организма и его функционирование.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что история медицины не ограничивается изучением только ее прошлого. Развитие медицины как науки продолжается до сих пор, а именно страны Древнего Востока оставили свой опыт в медицинской практике и науке. Медицинская практика и наука развиваются в тесном историческом взаимодействии. Практика, накапливая материал, обогащает медицинскую теорию, ставит перед ней новые задачи. Медицинская наука, в свою очередь способствует развитию практики, ставит ее на более новый высокий уровень.

История медицины наглядно показывает сдвиги и коренные изменения, происходившие в ней в связи с изменениями в жизни общества.

Целью данной работы явилось изучение истории медицины в рабовладельческом обществе с выделением наиболее значимых моментов. Выбор данной темы обусловлен интересом к странам Востока, а также тем, что именно в рабовладельческом обществе появляются первые зачатки медицины как науки.

В данной работе хочется достичь следующих задач: узнать и выделить основные моменты развития истории медицины в странах древнего Востока; познакомиться с особенностями врачевания в различных цивилизациях древнего Востока, медицинскими текстами, представлениями о происхождении болезней, способами диагностики и лечения болезней, лекарственными средствами и приемами врачевания, основами врачебной этики, характерными для древнего Востока в период рабовладельческого строя.

Древний Восток. Зарождение медицины в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока.

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Здесь впервые общество разделилось на классы рабовладельцев и рабов.

При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных сообществ.

Зарождение медицины происходит в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии.

В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами.
Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины.

Медицина в Китае.

Китайцы делили организм человека на две противоположные силы – здоровье и болезнь.

Существовали анатомические и физиологические представления. Китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови. В китайских анатомических рисунках наряду с правильными изображениями одних частей имелись ошибочные изображения других. Анатомические атласы, многократно перерисованные на протяжении веков, дошли до нашего времени. Из них видно, что в диагностике большое внимание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса, в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др. О пульсе было написано много исследований. Китайские врачеватели сматривали язык и естественные отверстия организма больного -ноздри, уши, глаза, рот, выделения - кал и мочу. Моча исследовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и выставлялся диагноз. При исследовании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.

В Китае существовало государственное медицинское учреждение. Его основным назначением было обслуживание императорского двора.Однако на деле функции его были шире и включали различные вопросы медицинского дела, например, эпидемии. Широкое распространение в Китае имела вариоляция(аналог современной вакцинации) в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных образований больного.

Основным методом лечения считалось лечение противоположным, т.е. жар лечили холодом и наоборот. Обязательной была изоляция больных при лечении проказы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, применявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты – рога молодого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее средство применялся костный клей (желатин). В ходу были и разнообразные минеральные вещества – ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.

Долгое время китайская медицина развивалась изолированно от других культур.

Медицина в Индии

По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного (чем выше положение больного, тем крупнее штраф). Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: газообразного, слизи и желчи. Три этих начала считались связанными с основными элементами или стихиями природы.

Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману многонаписано о гигиене: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, кал предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.

Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.

В Аюрведе описаны признаки более 150 остры" и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни. В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов.

Медицина в Месопотамии (междуречье).

Древнейшие государства Месопотамии - Шумер, Вавилония, Ассирия – это территория нынешних Сирии и Ирака.

В конце III и начале II тыс. до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тыс. до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону. Дошедшие до нас многочисленные памятники говорят о медицине в Древних рабовладельческих государствах, существовавших в Двуречье Ганга и Ефрата, за 20-17 веков до н.э.. Модель печени с указанием названия ее частей.

Вавилон духов (благодетельных и злых, богов и дьяволов), а направляются в своем течении влиянием небесных светил Болезнь всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов. Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия; чтобы излечить больного, следует прежде всего изгнать демона , вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона. При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне.

Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни и применяла средства народной эмпирической медицины . Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.

Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону.

У ассирийцев медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.

Медицина в Древнем Египте

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, также как народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тыс. до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы - сборники с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса, найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Написанный около 1450--1350 гг. до н. э. папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, не дошедших до нас.

Понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались с религиозными верованиями: болезни – это следствие вселения демона, они возникают по воле богов. Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины болезней.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Знания об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования трупов – обычай, связанный с заупокойным культом: представления о загробной жизни вызвали стремление сохранить тело от разрушения.

Бальзамирование – способы предохранения трупов от разложения для чего труп обрабатывали веществами, предотвращающими гниение. Бальзамирование было известно уже в Ассирии и Персии, но наибольшего искусства в этом деле достигли древние египтяне.

Мумификация - процесс создания мумии из тела умершего человека (животного).

Бальзамирование не носило широкого характера, распространялось только на привилегированную верхушку царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, например, мозга, печени, сердца, сосудов.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в городах Мемфисе, Гелиополисе, Саисе при храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина, как наука, начала свое развитие в странах древнего Востока. Каждая цивилизация древнего Востока имела свою медицину и выработала свои методы и способы борьбы с недугом и лечения людей.

Медицина Древнего Египта, например, оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

Древнейшая из медицинских систем - индийская – дала миру йогу и Аюрведу. Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены. В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.

В современном мире медицина играет очень важную роль! Научное изучение ее наследия имеет большое значение для развития современной научной медицины. В настоящее время медициной взяты за основу выработанные еще в древности методы наблюдения за больным и диагностика заболевания по анализам, симптомам больного. Как и тогда, так и сейчас существенное значение в происхождении заболеваний придается образу жизни человека и роли окружающей среды, прежде всего климату. Современной медициной продолжено изучение болезней и методов их лечения с применением тактики индивидуального подхода к больному.

Мне понравилась эта тема тем, что при помощи изучения соответствующей литературы мною были получены знания и представление о медицине древнего Востока, источниках, методах лечения и ее существенной роли и огромном значении для современной медицины.

Список использованной литературы и интернет-источников:

1. История Древнего Востока: учебник для вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. шк., 2003. – 473 с.
2. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. –М., 1979. – 195 с.

3. Шамякина Т. Культура Месопотамии // Родное слово, 1998. – № 1. – С. 118–129.
4. Лисицин Ю.П. История медицины. Учебник для медицинских вузов. – М.: Издательство Гэотар Мед, 2005. – 402 с.

В то время как в Западной Европе развитие медицины и фармации было в значительной степени заторможено католической церковью, не допускавшей никаких отклонений от догматов веры и рецензированных трудов Галена и Гиппократа, в странах мусульманского Востока имела место прямо противоположная картина. Осознавая роль науки, их правители содействовали ее прогрессу. Там возникли центры науки и образования, занимавшиеся вопросами медицины и фармации. К 10 веку на арабский язык была переведена практически вся мировая литература, представлявшая хоть какой-то интерес.

Крупнейший ученый, оказавший большое влияние на развитие средневековой медицины и фармации, таджикский ученый-энциклопедист (преуспевал в 12 науках), врач и философ Абу Али Ибн Сина (лат. Avicenna, 980-1037) (рис. 24).

Ибн Сина родился близ Бухары в селении Афшана. В 985 году его семья переехала в Бухару. В пять лет он поступил в начальную духовную школу, где изучал Коран, светские и гу­манитарные науки. В десять лет Ибн Сина не только свободно писал, читал, сочинял стихи, но и знал наизусть весь Коран, изучил в основном такие дис­циплины, как грамматика, стилистика, поэтика и другие. Уже в юношеском возрасте Ибн Сина изучил труды таких ученых-медиков Древней Греции, Рима, Египта, как Гиппократ, Гален и другие.

Благодаря своим блестящим способностям и прекрасному знанию медицины, Ибн Сина рано приобрел широкую известность замечательного врача. Успешно вылечив правителя Бухары, он в виде награды просил позволения пользоваться личной библио­текой эмира - одной из богатейших по собранию классической литературы тогдашнего Востока. Это имело огромное значение для формирования его как ученого - энциклопедиста.

После смерти отца Ибн Сина занял высокий административ­ный пост, однако вскоре после падения династии Самаидов, уче­ный был преследуем новым султаном и покинул Бухару.

В крупных городах Хорезма уже существовали больницы и ап­теки, а наличие специализированных отделений в них давало бо­гатейший опыт для наблюдений и выводов. У врачей появилась возможность наблюдать многообразие заболеваний и сопостав­лять их симптомы, выстраивать клиническую картину. В этот пе­риод Ибн Сина создал основы своих двух величайших трудов "Ка­нона врачебной науки" и "Книги исцеления". "Канон" состоит из 5 книг, охватывает вопросы анатомии, фи­зиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, дие­тики (рис. 26).

Две книги "Канона" посвящены лекарствоведению: вторая - простым лекарственным средствам, а пятая - сложным лекар­ственным формам. Вторая книга "Канона" делится на два трактата. Первый вклю­чает главы о системе простых лекарств, о признании свойств про­стых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне лекарств и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные рас­тения: анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка, лук, а так­же другие лекарственные средства: сурьма, бобровая струя и др.

Ибн Сина указывает, что с лечебной целью могут быть использо­ваны: тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа, кам­фары, ревеня.

Ибн Сина описал всего 811 лекарств, из них - 526 раститель­ного происхождения, 125 - животного и 78 - неорганического про­исхождения. Описанием простых и сложных лекарственных средств и их действий Ибн Сина создал новую фармацию.

Ибн Сина в своем "Каноне" дал также фармакогностическую и фармаколо­гическую характеристику лекарств растительного происхождения. Интересно, какИбн Сина определяет само понятие "лекарственные травы".По его словам, к "целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки, плоды, смолы, и цельные растения как они есть.

Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и оста­нутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изме­нят окраску и сломаются и раньше, чем они нач­нут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянис­тость. ". Таким образом, Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, отчего в пря­мой зависимости находится определение периода сбора и за­готовки растительного лекарственного сырья.

Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц и в большом количестве органы мле­копитающих, а также продукты выделений и отделений животных. Со времен Ибн Сина до наших дней дошел ряд препаратов неор­ганического происхождения.Впервые Авиценна применил в ка­честве лекарств такие вещества, как ртуть, мышьяк, сера, медь, серебро, олово, сода, поташ, гипс, бура, глина, квасцы и другие.

Авиценне принадлежит открытие "очищенной воды", которая сегодня известна под названием дистиллированной. Метод органолептического анализа у Ибн Сины достиг совершенства.По его определению, только один вкус лекарств имел 9 разновидно­стей. Так, сладкий, горький вкус или едкий вкус, а равно резкий и острый запах характеризует горячее вещество, вяжущий, терп­кий и кислый вкус - холодное вещество и т.д. Вкусовые свойства лекарств распространялись, по прежним представлениям, и на остальные органы: сладкое и горькое действовало на внутренно­сти аналогично их действию на орган вкуса.

Ученый пытался выяснить состояние наибольшей эффектив­ности того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях - "варки, сжигания огнем, промывания, остуживания" и т.п.Таким образом, еще 1000 лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в кото­рой был бы проявлен максимальный лечебный эффект действую­щего вещества. Авиценна обратил внимание, что есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекар­ствами, и есть такие лекарства, которые совершенно теряют ле­чебное действие от растирания и смешения.Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современ­ному учению о дисперсности лекарственных средств и повыше­нии их всасывающей способности в связи с увеличением поверх­ности.

Впервые у Ибн Сина мы сталкиваемся с понятием "коррегирования" лекарств. "Порой лекарство бывает противно натуре и желудку, больные питают к нему отвращение, извергают его, тог­да приходится добавлять того, что делает его приятным. " - пи­шет Ибн Сина в своем "Каноне".

Большое внимание он уделяет определению точности време­ни хранения лекарств. Справедливо считает, что длительное хра­нение снижает эффективность лечебного средства. Причем Ибн Сина отмечает, что "в жарком климате лекарства сохраняют свои свойства меньший срок, чем в холодном".

Пятая книга "Канона" посвящена сложным лекарствам. У Ибн Сины о каждом лекарстве имеется суждение по его простым со­ставным частям и суждение по их совокупности. Авиценна описы­вает различные лекарственные формы, технологию их изготовле­ния, а также применение. Так он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описыва­ет пять - шесть видов отваров из корней укропа, аниса, валериа­ны и др., которые употреблялись при затруднениях в мочеиспус­кании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует 15 видов мазей и семь видов пластырей. Он перечисляет 32 вида ле­карственных масел. Ему были известны наркотические и болеу­толяющие свойства лекарств. Обезболивающим средствам Ибн Сина требовал производить предварительную проверку на больных животных и только после этого на больном человеке.

Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым врачом, труды которого в течение нескольких веков служили тео­ретической и практической основой медицинской науки, а его "Ка­нон" вплоть до XVII века оставался непревзойденным руковод­ством в университетах Европы.

Современником Ибн Сины был великий хорезмский ученый Абу Райхан Беруни (973-1048), описавший в своем сочинении"Фармакогнозия" лекарственные средства, применявшиеся в медицине того времени. Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.

Увеличение количества применяемых лекарств, дальнейшее совершенствование медицины привели к возникновению аптек, что, в свою очередь, дало импульс к развитию фармации как науки.Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде. В Европе первые аптеки возникли в 11-12 веках.


Китайцы обладая одной их древнейших культур на Земле, начали свое бытоописание примерно за 4000 лет до н.э. Китайцы являются изобретателями фарфора и первыми шелководами. Древнейшая книга о лекарственных средствах относится к 2600 году до н.э.

В книге приводятся синонимы растений, ботаническое описание, время сбора, географическое распространение, макроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение. В книгу входило около 900 наименование лекарственных растений.


На смену медицине браминов вместе с возникновением в середине VI века буддизма приходит буддийская медицина. Она получает большое распространение в Тибете, откуда она и получила свое название.

Основным источником изучения медицины Тибета считается книга Жуд-ши, автором которой является индусский врач Цо-Жен-Шон-Ну, который жил в IV веке до н.э. Ламы и лекари тибета, считают автора книги самого Будду.


Развитие химии и медицины у всех народов прошло фазу алхимии и как массовое течение возникает всюду на одном и том же этапе развития тех или иных народов, а именно в определенный период развития феодального строя общества, в период развития городского ремесла, отделения города от деревни, отделения торговли от производства и возникновения купцов как класса.

история фармации, египет, греция, лекарства

С чего всё начиналось…
История фармации начинается задолго до нашей эры. Фармация пришла к своему современному состоянию в результате длительного и сложного пути развития. На протяжении многих тысячелетий человек накапливал опыт применения продуктов растительного, животного и минерального происхождений для лечения различных заболеваний. По мере развития медицины, химии, технологий менялись характер лекарственных средств и способы их производства (от простого измельчения и изготовления настоев до сложного синтеза и генной инженерии).

Изучение истории медицины и фармации представляет собой увлекательное путешествие по уникальным материалам Французской школы Дальнего Востока, Салернской школы медицины и т.д. В этой статье раскроем тему истории в рабовладельческом обществе.

Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошел в странах Древнего Востока. Изучение первых письменных источников ( папирусов, сочинений древнеиндийских и древнекитайских врачей) показывает характерные особенности фармацевтических знаний и методов врачевания этой эпохи. С возникновением письменности появляются первые медицинские тексты, содержащие описания лекарственных средств, способов их приготовления и применения.
В странах Древнего Востока формируются два направления врачевания:
1) народная медицина;
2) теургическое врачевание, основанное на религиозных представлениях.

История фармации Древнего Египта

папирус эберса, египет, история

Согласно историческим документам Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены накопленные в древнем мире знания в области медицины и фармации.Например, в настоящее время известны более 10 древнеегипетских папирусов, в той или иной мере посвященных медицине. От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самыми старыми являются:

  • Кахунский, посвященный женским болезням,
  • папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии,
  • папирус Эберса, найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела.

Важнейшим источником, откуда черпаем сведения о египетской фармации, служит папирус Эберса, название которого “ Книга приготовления лекарств для всех частей тела “. Это самый большой из папирусов, который датируется 1550 г. до н. э. и содержит около 900 рецептов лечения болезней желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, уха, зубов, суставов, в которых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел. В Египте были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки, а также фильтрации.

Непосредственно для лечения больных в Древнем Египте применялись такие лекарственные формы, как:

  • мази,
  • водные растворы,
  • промывания,
  • впрыскивания,
  • клизмы,
  • компрессы,
  • горчичники,
  • пластыри,
  • пилюли,
  • настойки,
  • отвары,
  • способ окуривания.

Многие историки считают Египет родиной дерматологии, т.к. именно там приобрели широкую известность средства против кожных болезней.

Форма рецепта у древних египтян была почти современной: часто лекарство состояло из вещества основного, вспомогательного и исправляющего вкус. Кроме того, давались обычно подробные пояснения относительно времени приема лекарств.

Методы лечения

египет, бальзамирование, методы лечения

Анатомия и физиология древних египтян весьма скудны. Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не вели к детальному изучению человеческого тела. Так, напри­мер, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или в раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие и т.п.

Болезнь египтяне рассмат­ривали как результат изменения различных частей тела и в особенности крови. Кроме того, здоровье, по их мнению, зави­сит от невидимого вещества, находящегося в воздухе — пневмы. Пневма вдыхается легкими и разносится по всему телу. Здоровье зависит от состояния крови и пневмы.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны:

  • кишечные болезни,
  • болезни дыхательных путей,
  • кровотечения,
  • кожные болезни,
  • слоновая болезнь,
  • глазные болезни,
  • тяжелые изнурительные лихорадки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

История фармации Индии

памятник, веды, индия, история

К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Источником для изучения истории медицины и фармации Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману.

сборник ману, индия, история

Согласно древнему учению Сушруты, существуют три органические жидкости: желчь — между пупком и сердцем; воздух — ниже пупка; слизь — выше сердца. Затем он определял пять основных космических элемента: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Из этих элементарных веществ образуется 7 органических продуктов, входящих в состав тела:

  • хилус,
  • кровь,
  • мясо,
  • жировая клетчатка,
  • кости,
  • мозг,
  • тело.

Распределение лекарств в Индии

В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах. При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

Лекарства в древней Индии разделялись на возбуждающие и прохлаждающие. Врач должен стараться содействовать усилиям природы и стремления ею извергнуть испорченные соки, а поэтому принимать лекарства больным следует лишь во время созревания в организме этих самых испорченных соков. Например, рвотные препараты следует употреблять раз в две недели, слабительные средства — один раз в месяц, кровопускания — 2 раза в год.

Перечень лекарственных средств весьма богат по ассортименту и включает различные препараты животного, растительного и минерального происхождения. Более всего почиталась вода Ганга. Самым священным цветком у индусов был Лотос — они считали его древним живым божеством на Земле. Драгоценные камни употребляли как укрепляющее средство. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, так же применялись свинец, олово, железо, ртуть, сурьма, мышьяк.

В качестве перевязочных материалов использовались:

  • хлопок,
  • камбий деревьев,
  • шелк,
  • волокна растений,
  • кишечник животных (специальным образом обработанный).

Методы лечения

Также, наравне с лечением лекарственными препаратами, в Древней Индии применялись различные оперативные методы лечения заболеваний, гигиенические мероприятия, прививки против оспы, так же использовалась изоляция больных при лечении заразных заболеваний. . Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций:

При переломах и вывихах суставов использовали методы вправления, растяжения, наложения специальных шин.

Медицина и фармация Древней Индии оказала огромное положительное влияние на дальнейшее развитие фармации в соседних странах, откуда пошло дальше по всему миру.

История фармации Китая

В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Пережитки родового строя в Китае переплетались с рабовладением. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов. Известное развитие получила медицина.

Основой традиционной китайской медицины являются древнекитайские философские учения о пяти “ первоэлементах ” (металл, вода, дерево, огонь, земля) и двух противоположных началах (инь и янь). Все процессы в организме сводились к их взаимодействию. Здоровье рассматривалось как результат их равновесия, болезнь – как нарушение правильного взаимодействия.

акупунктура, китай, история

Характерными особенностями древнекитайского врачевания является иглоукалывание (акупунктура), дыхательные упражнения, различные прижигания, массаж, мануальная терапия и многие другие методы. Как бы ни была богата своим разнообразием китайская медицина, но все ее методы направлены на развитие гармонии человека , сохранения внутренней энергии (энергии ци), слияния духовного и материального и установление равновесного баланса.

В качестве ведущего был принцип лечения противоположного противоположным (contraria contrariis curantur), то есть болезни “ горячей” этиологии лечились холодом и наоборот. Так, против слабости дается экстракт из крови тигра. Почти каждое животное доставляет подобное специфическое средство, в особенности его кровь и печень. Оспу лечат прививкой человеческой оспы — способ прививки, по уверению китайцев, был им известен уже а 1000 лет до н.э. В ноздри вкладывают вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении проказы, оспы и др.

Главные заботы направлены на очищение крови и соков, укрепление желудка и удаление газов.

Лекарственные средства растительного происхождения

нейцзин, китай, фармация

В основном, в древнекитайской медицине использовали лекарственные средства растительного происхождения. В самом распространённом источнике сведений о медицине Древнего Китая “Нейцзин” – “Трактате о внутреннем человеке “- приводится 900 названий лекарственных растений, которые назначались в соответствии со следующим принципом: Организм человека представляется в китайской медицине как единое целое, гармонично вплетенное в суть мира. Все органы взаимодействуют между собой, являются частью целого и работают в гармонии и согласии. Таким образом, необходимо лечить человека в целом, а не часть его.

Лекарственные средства животного происхождения

Лекарственные средства животного происхождения также были широко представлены. Почти каждое животное служило источником какого-либо лекарственного средства: во врачевании использовались кожа слона; кровь, печень, сердце, когти тигра; панты — рога молодого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; панцирь черепахи и т.д. Как кровоостанавливающее (при кровохарканье) применялся костный клей (желатин). Из средств минерального происхождения применяли сурьму, железо, серу, ртуть, соединение меди и серебра.

История фармации Древней Греции

Главным из стран античного Средиземноморья, оказавших огромное влияние на общее развитие человечества, были Греция и Древний Рим. В Древней Греции, наряду с храмовой (жреческой), существовала профессиональная медицина, которая имела медицинские лечебницы и школы при них. Лечебницы открывались разбогатевшими врачами.

Лечение в храмах в основном строилось на силе внушения. Большое значение придавалось применению таких лечебных процедур как водолечение, массаж, личная гигиена, закаливание и физические упражнения.

Врачи Древней Греции сыграли существенную роль в развитии медицины и фармации. Они выявили материальность происхождения болезней, связь болезней с внешней средой, влияние гигиены на человека. Также они выявили стадийность болезней.

Учения Гиппократа

  • крови — сангвинический,
  • слизи (флегме) — флегматический,
  • желтой желчи — холерический,
  • черной желчи — меланхолический.

Согласно этому учению, составные части во всех телах однородны, и различие между ними зависит лишь от взаимных отношений этих частей друг к другу.Так как все болезни приписывались изменению одного из вышепоимено­ванных соков, то полагали, что каждое лекарственное вещество должно обнаруживать свое действие преимущественно на одну из влаг.

В связи с учением о четырех качествах тел находится деление лекарст­венных веществ на холодные, влажные, теплые и сухие — деление, подробнее разработанное и развитое впоследствии Галеном.

Сборник Гиппократа

Врачи Древней Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. В форме порошков были известны средства растительного, животного и минерального происхождения. Готовили порошки путем измельчения, просеивания и смешения компонентов. Применялись порошки главным образом наружно. Для внутреннего и наружного употребления широко применялись лепешки — твердая дозированная форма, существовавшая потом еще долгие столетия в фармакопеях многих стран.

Из мягких лекарственных форм в Древней Греции для наружного применения готовили:

Для внутреннего — пилюли, лепешки, кашки.

Лекарствоведение

Гиппократ придавал большое значение лекарствоведению. Он утверждал, что в природе лекарства даны уже в готовом виде, оптимальном состоянии и сочетании. Лекарственные средства применялись им без смешения. Особое внимание Гиппократ уделял лечению травами, чётко определив способы и условия их хранения.

Среди лекарственных средств растительного происхождения, которые он использовал, встречаются:

  • белена,
  • бузина,
  • гранат,
  • дыня,
  • зверобой,
  • золототысячник,
  • ирис,
  • клещевина,
  • чемерица,
  • чилибуха,
  • чеснок,
  • шалфей и другие – всего 230 растений.

Из лекарственных средств животного происхождения были особенно популярны жиры: например,

  • жир барана,
  • быка,
  • гуся,
  • утки,
  • рыбий жир.

Наружно применялись металлы и драгоценные камни.

Таким образом, Гиппократ на многие века определил направление развития медицины. После Гиппократа древнегреческая медицина и фармация в целом приобретают иные черты.

ВЫВОД: Древнегреческая фармация, используя достижения фармации Египта, Индии, Месопотамии и других стран Древнего Востока, развила эмпирическую технику приготовления лекарств. Она оказала огромное влияние на развитие лекарствоведения в Древнем Риме, Византии, в Арабских халифатах и на Руси.


Более подробную информацию на тему история фармации и медицины в странах Древнего Востока Вы можете найти в документах, которые можете скачать бесплатно.

Читайте также: