Мировоззрение и его исторические типы кратко

Обновлено: 04.07.2024

На жизнь человека огромное влияние оказывает мировоззрение, во многом связанное с кругом общения и личным опытом. Мы стремимся развивать свой внутренний мир, познаем себя, учимся взаимодействовать с другими людьми и окружающей средой. Эти важные темы философского характера определяют наше миропонимание.

Что такое мировоззрение человека

У этого понятия существует множество синонимов - миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей и убежденный взгляд на жизнь. Все эти определения несколько отличаются в нюансах, но в целом выполняют одинаковые функции. Мировоззрение определяет представление об окружающем мире и систему моральных ценностей конкретной личности. Эта сложная структура психики объединяет мнение, поступки и этические нормы, допустимые для конкретного человека. Мировосприятие отражает отношение человека к миру в целом и показывает, насколько ему комфортно взаимодействовать с обществом и природой. У каждой личности в процессе жизни формируются свои принципы, моральные устои, табу и допустимые нормы поведения. Духовный мир, интерес к религии, вере, изучению неосязаемых материй мира также определяется мировоззрением.

Рис. 1. Основные мировоззрения

Рис. 1. Основные мировоззрения Характерной чертой любого мировоззрения является индивидуальность оценок и представлений о мире. Поэтому изучение этой темы всегда сопровождается сложностями и противоречиями. У двух людей, помещенных в одинаковые социальные, экономические и трудовые условия, могут кардинально отличаться взгляды на жизнь. Никогда нельзя точно предположить, какие представления о мире у нашего собеседника, что для него считается недопустимым. Существуют лишь общие усредненные правила этики и морали, которые для одних людей обязательны, а для других - несут теоретический характер.

Факторы, влияющие на формирование мировосприятия

Наше ощущение мира начинает формироваться еще в детстве. Обучаясь речи и мышлению, человек создает индивидуальное представление о мире и нормах морали. На формирование мировоззрения влияют следующие факторы

Окружение человека

Семья, образовательные учреждения и рабочий коллектив оказывают огромное влияние на личность, взаимодействующую с ними. Это - один из самых сильных факторов, который может весьма радикально изменить взгляды на поведение, саморазвитие человека и его этическое представление мира.

Страна и местность проживания

С детства ребенок перенимает обряды, предрассудки и традиции, которые сохраняет целый народ, живущий в конкретном субъекте государства или целой стране. Наше представление об успешности во многом зависит именно от национальных обычаев и взглядов.

Религия

Все мировые вероисповедания накладывают схожий отпечаток на мышление людей, обучая терпимости, вере, сохранению семейных ценностей и прочих элементов поведения, которые большинство людей назовут правильными.

Образование и наука

Изучение искусства, природы, сущности и свойств окружающих предметов определяет мировосприятие человека. Он начинает по-другому видеть мир, оценивая происходящее не только с точки зрения эмоций, но и опираясь на полученные достоверные знания.

Эпоха

В определенный временной промежуток в обществе могут формироваться традиции, нормы и представления о мире, уникальные именно для этого периода. Объем знаний, доступный для конкретной эпохи, также играет важную роль.

Работа

Профессиональная деятельность формирует у личности определенный характер, необходимый для продвижения по карьерной лестнице в конкретной сфере труда.

Рис. 2. Типы мировоззрения

Личный опыт

Представляет собой совокупность всех факторов, влияющих на человека в течение всей его жизни. Кроме того, особенности врожденного характера позволяют людям по-разному реагировать на происходящие события и делать различные выводы.

Важно! Позитивное мышление и пессимистичный взгляд на мир также можно отнести к мировоззрению. Во многом положительная и негативная оценка происходящего формируется не из-за врожденного характера и генотипа, а под влиянием окружающей среды, семейного воспитания и стремления человека познавать себя.

На мировосприятие в той или иной мере влияют все перечисленные факторы. В зависимости от возраста, социальных и трудовых условий какие-то способы воздействия на личность человека обретают более выраженную силу и сказываются на окончательном восприятии мира.

Особенности мировоззрения

Помимо того, что восприятие мира индивидуально и зависит от множества факторов, оно имеет отличительные признаки.

Целостность

Исторические признаки

Человек при формировании взглядов на жизнь учитывает историю своего народа, страны, семьи и пережитый ими опыт.

Связанность с убеждением

Любой человек в процессе жизни принимает определенные догмы, принципы. Стремление следовать своим убеждениям и достичь придуманного идеала отличает мировоззрение от простого изучения мира.

Зависимость от эмоций

Мировоззрение заставляет действовать так, чтобы получать необходимые эмоции. Источники хорошего настроения привлекают оптимистичных людей, в то время как люди, тянущиеся к страданиям и внутренним переживаниям, предпочтут более сложные и тяжелые пути.

Опора на знания

Чем больше индивидуум узнает о природе и протекающих в ней процессах, тем сильнее его мировоззрение зависит от науки. Изучение основ психологии также сильно меняет взаимодействие с другими людьми.

Активность или пассивность формирования

Под влиянием внешних факторов, телевидения и других легкодоступных источников информации человек подстраивается под окружающие условия, не пытаясь что-то изменить. Это называют пассивным (стихийным) мышлением. Поиск новых знаний, саморазвитие и пересмотр привычного образа жизни формирует осознанный, активный взгляд на себя и окружающий мир.

Рис. 3. Элементы мировоззрения

Изменчивость

Спорное и противоречивое свойство. Мировосприятие к моменту взросления человека, как правило, уже полностью сформировано. Но это не значит, что ощущение мира никогда не изменится. При смене круга общения, трудовой деятельности, изучении наук и других религий в мировоззрении иногда происходят весьма кардинальные перемены. Но убеждения, исходное воспитание и традиции могут накладывать отпечаток на мышление человека, независимо от окружающей среды.

Важно! Коррекция мироощущения зависит не только от внешних факторов, но и от гибкости психики конкретно взятого индивидуума, а также от желания человека подстроиться к изменившимся условиям жизни.

Убеждения, идеалы и мышление могут формироваться под воздействием стихийных эмоций либо подкрепляться проверенными практическими знаниями и опытом. Чем больше человек неудовлетворен своим характером, уровнем образования и кругом общения, тем более гибким может стать его мировоззрение. Осознание, что некоторые взгляды на жизнь мешают развитию личности и больше не соответствуют окружающей действительности, способно повлиять на формирование мировосприятия.

Классификация мировоззрения

В философии, обществознании и психологии выделяют несколько типов мировосприятия, в зависимости от рассматриваемых приоритетов. Обобщив различные классификации и сортировки, можно назвать основные виды мировоззрения.

Обыденное

Также называется житейским, поскольку опирается на жизненный опыт. В процессе работы, учебы и общения человек формирует личное отношение к жизни, используя различные знания и учет своих ошибок. Оно дает простые и понятные ответы на повседневные вопросы, упрощает быт и удовлетворяет базовые потребности в развитии и образовании.

Важно! Минус житейского восприятия в том, что люди нередко начинают опираться исключительно на личные знания. Нежелание использовать и другие типы мышления приводит к остановке духовного и интеллектуального развития.

Религиозное

В основу жизни ставится духовное развитие и вера в высшие силы. Религия ищет поддержки от Бога и позволяет более пристально изучать свой внутренний мир. Религиозное мировоззрение обеспечивает тесную связь человека с культурным наследием предков, воспитывает нравственное поведение.

Важно! Слабая сторона этого мировосприятия проявляется, когда люди полностью погружаются в веру, перестают интересоваться наукой и агрессивно избегают коммуникации с представителями других религий.

Философское

Обладает схожими чертами с религиозным мировосприятием, но при этом не всегда принимает теоцентризм - веру в одного Бога. Данное мировоззрение предпочитает обобщать знания о мире и выводить последовательные идеи. Философия допускает вольное трактование взглядов на жизнь, самостоятельное установление ценностей, но только при наличии систематизированных теорий и знаний. Главными объектами философского мира может являться человек (антропоцентризм), природа (природоцентристское видение мира), а также знания или социум.

Мифологическое

Крайне редко встречается в современном мире. В древние времена мифы во многом послужили становлению культуры. Отсутствие научных знаний и восприятие мира через эмоции создавало фантастические образы в умах людей и порождало красивые сказания и легенды. Зачастую предания, основанные на эмоциях, предрассудках и страхе перед неизвестным, не имели ничего общего с реальностью, сильно искажая научную картину современного мира.

Научное

Такое мировоззрение опирается на исследования, опыты и подтвержденные знания. Считается максимально объективным способом воспринимать этот мир без искажений и личных оценочных суждений. Научное мировоззрение отрицает высшие силы и стремится найти логичное объяснение всем процессам. Рациональная картина мира позволяет сделать человеческую жизнь более комфортной и продолжительной, благодаря использованию достоверных знаний.

Важно! Слабой стороной иногда становится жестокое отношение к таким понятиям, как душа человека, моральные принципы и духовное развитие. Наука интересуется только фактами и опытами, а все, что выходит за рамки, высмеивается или игнорируется.

Гуманистическое

Называет счастье человека и возможность сохранения его уникальных качеств самой главной ценностью мира. Это мировоззрение развивает в человеке чувство справедливости, милосердие, уважение к жизни других людей. Оно призывает к отказу от насилия, убийств, учит не осуждать мнение других людей, а наивысшей целью существования ставит достижение счастья.

Важно! Вопросы гуманности вызывают много споров и конфликтов, особенно когда во внимание принимаются научное и религиозное мировоззрение собеседников. Страх ущемить чужое мнение может обернуться потерей личности гуманиста, а восприятие личного счастья может кардинально отличаться у разных людей.

Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также на убеждения, идеалы, принципы знания и действия и ценностные ориентиры, формирующиеся на основе этих взглядов. Современное общество характеризуется глобальными кризисами, которые требуют срочных изменений в мировоззрении. Давайте посмотрим на некоторые из глобальных кризисов:


1) Мораль. Деградация человека, разрушение его сознания, распад нравственности — все это моральный кризис, который приведет к разрушению мира.


2) Экологический. Уничтожение озонового слоя на Земле уже оказывает влияние на климат планеты. Будет нарушено естественное экологическое равновесие. Глобальное потепление сначала вызовет глобальную засуху, а когда солнце растопит льды в Антарктике и Арктике, вся цивилизация исчезнет под водой, которая также исчезнет под палящим эффектом солнца, унося с собой последние формы жизни.


3) Демографический. К 2100 году население планеты составит 10-12 миллиардов человек, поэтому перенаселенность планеты приведет к тому, что людям просто негде будет жить, и начнется глобальная мировая война за место под солнцем.


Мы достигли той точки, когда наши собственные достижения убьют нас как цивилизацию. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала мировоззрение, несовместимое с существованием самой цивилизации. Либо мы все пойдем другим, гуманным путем для мира, либо наша цивилизация исчезнет навсегда.


В основе всех философских проблем лежат вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понимать этот мир и действовать в нем рационально.


Мировоззрение является основой человеческого сознания. Полученные знания, сформированные убеждения, мысли, чувства, установки, обобщенные в мировоззрении, составляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека — это особое видение, взгляд на мир и место в нем. Мировоззрение — это целостная структура, обобщающая слои человеческого опыта.


Таким образом, мировоззрение — это совокупность общих тем о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. Это понятие включает в себя: жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы знания и реальности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентиры. Есть индивидуальное, общественное и групповое мировоззрение. В мировоззрении есть два уровня: сенсорно-эмоциональный и теоретический. Сенсорно-эмоциональное мировоззрение — это целостное восприятие реальности в форме ощущений, эмоций. Теоретический уровень — это интеллектуальный аспект мировоззрения — реальность через призму законов.

Исторические типы философии - исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения

Исторические типы мировоззрения: 1) мифологические, 2) религиозные и 3) философские.
Исторически первым было мифологическое мировоззрение (миф — легенда, сага; логотипы — слово, учение, понятие, закон), продукт воображения, попытка человека объяснить мир, происхождение земли, реки, озера, тайны рождения и смерти и так далее. Человеческой психике нужен миф. Это основной способ понимания мира в первобытном обществе — мировоззрение.


В мифологическом мировоззрении неразличимо размытое разделение субъекта и объекта, неспособность человека отличить себя от окружающего мира. В процессе познания неведомое осмысляется через известное; то, что человек знает, — это его собственное существование и существование расы, от которой он изначально неотличим.


Главный принцип решения вопросов мировоззрения в мифе — генетический, то есть происхождение мира, природа объяснялась тем, кто кого породил (книга Бытия). Миф сочетает в себе 2 аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронный (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связано с будущим, что создает связь между поколениями. Люди верили в реальность мифа; миф определял поведенческие нормы общества, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком.

Это возрождение мифа выражается в примитивных формах религии — фетишизме, тотемизме, анимизме, примитивной магии. Развитие представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе природных явлений, принимает классическую форму религии. Наряду с мифологией, существовала и религия.
Религия (от латинского religio — благочестие, святость) — это форма мировоззрения, основой которой является вера в существование неких сверхъестественных сил, играющих ведущую роль в окружающем нас мире и в судьбе каждого из нас.

На ранних стадиях развития общества мифология и религия формировали единое целое. Соответственно, основными элементами религии были Мировоззрение (в виде мифов), религиозные чувства (в виде мистических установок) и культовые ритуалы. Религия — это вера в сверхъестественное, основанное на вере.


Главная функция религии — помочь человеку преодолеть трудности бытия и вознести его к вечности. Религия придает смысл и стабильность человеческому существованию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость и связывает их со священным, сверхъестественным). Духовное начало мира, его центр, его особая точка отсчета на фоне относительности и текучести разнообразия мира — это Бог. Бог дает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает моральное наказание за человеческие поступки.


Проблема Бога, переведенная на язык философии, — это проблема существования Абсолюта, рационального начала, актуального и бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало не абстрактное и безличное, а личное, выраженное в Боге.


Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовный и практический характер и было связано с низким уровнем овладения реальностью, с зависимостью человека от природы. Позднее, с развитием цивилизации, люди стали приходить к теоретическому пониманию проблем мировоззрения. Это привело к созданию философских систем.

Само понятие мудрости носило возвышенный смысл; мудрость понималась как научное понимание мира, основанное на бескорыстном служении. 4] Мудрость — это не что-то готовое, что-то, чему можно научиться и что можно применить.
В результате этого появление философии означало оторванность от мифологии и религии, трансцендентность обычного сознания.
Философия и религия, как мировоззрение, часто имеют сходные задачи по объяснению мира и влиянию на человеческое сознание и поведение.

Структура мировоззрения

Их фундаментальное отличие состоит в том, что религия основана на вере в решение идеологических проблем, в то время как философия является отражением мира в теоретической, рационально понятной форме.
Структура мировоззрения включает в себя:

Такие моральные эмоции, как стыд, совесть, долг, милосердие дают мощный импульс мировоззрению. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение являются слова известного философа И. Канта: «Две вещи всегда наполняют душу все большим изумлением и почитанием, чем чаще и дольше мы думаем о них; это звездное небо над мной и нравственный закон внутри меня.

4) Воля — это способность выбирать цель деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее выполнения. Это придает особый характер всей композиции мировоззрения, позволяет человеку реализовывать свое мировоззрение на практике.

5) Убеждения — это активно воспринимаемые людьми взгляды, которые соответствуют их жизненным интересам. Во имя убеждений люди иногда рискуют своей жизнью и даже идут на смерть, настолько велика их мотивационная сила. Вера — это знание в сочетании с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действий отдельных людей, социальных групп, наций, народов.

6) Вера — это степень уверенности человека в содержании своих знаний. Диапазон человеческих убеждений очень широк.

7) Сомнение — это критическое отношение к любым знаниям или ценностям. Сомнение — необходимый элемент независимого мировоззрения. Фанатичное и бесспорное принятие любых взглядов без критического самоанализа называется догматизмом.

Но здесь нельзя выходить за определенные рамки, потому что можно впасть в другую крайность — скептицизм или нигилизм, т.е. неверие в ничто, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение — это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры и сомнений, которое позволяет человеку ориентироваться в окружающем его мире.

Знание — это ядро, основа мировоззрения. В зависимости от этого мировоззрение делится на повседневное, профессиональное и научное.

Предмет философии. Исторические изменения предмета философии

Философия функционирует как система представлений о мире в целом и об отношении человека как целостного существа к этому целостному миру. И отношения между сторонами этой системы разделены на следующие аспекты: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
Объект философии — это то, с чем она имеет дело, что она изучает.

Философия в первую очередь занимается тем, что находится за ее пределами, с тем, что существует за ее пределами. Конечно, на определенном этапе развития сама философия может стать объектом особого внимания, относящегося к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. Уточнение объекта философии подкрепляется определением основных проблем философии, составляющих ее содержание. В чем проблема?

Проблема в философии понимается как логическая форма познания, которая действует в форме вопроса и способствует организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии — это те организационные вопросы, которые философия решает как специфическую область знаний. Отличие объекта философии от проблем философии состоит, главным образом, в том, что проблемы философии отражают объект философии, но не полностью и не напрямую, а постепенно в виде вопросов.

Можно выделить две группы проблем философии, которые тесно связаны, но не сводятся друг к другу. К первому относятся вопросы, связанные с пониманием его объекта: мира, человека, отношений между ними, а также вопросы, уточняющие их на других уровнях исследования. Второй включает вопросы о происхождении философии и формах ее бытия, о природе философских знаний и методах исследования, об особенностях ее исторического развития.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. М. имеет огромное практическое значение, т.к. оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия. Научное М., раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Реакционное, античное М. служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение. Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское М., философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное М., т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

1)Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.

2) Религия - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы.

3) Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс отделения наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.

Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. М. имеет огромное практическое значение, т.к. оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия. Научное М., раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Реакционное, античное М. служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение. Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское М., философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное М., т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

1)Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.

2) Религия - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы.

3) Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс отделения наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.

Читайте также: