Третья встреча гринева и пугачева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вторая встреча Гринева и Пугачева состоялась в Белгородской крепости куда Гринев приехал искать Машу. Там Пугачев призывал Гринева принять его сторону, на что Петр ответил отказом: он давал присягу императрице и будет верен ей.

Третья встреча так же состоялась в крепости, куда герои приехали за Машей, чтобы вызволить её от Шавбрина. По дороге туда Пугачев и Гринев разговаривали, как друзья. Гринев даже уговаривал его бросить бунт.

Последняя встреча героев состоялась на казни Пугачева. Емельян увидел Гринева и кивнул ему.

Глава 11. Мятежная слобода
3-я встреча Гринева с Аугачевым.
Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость,
но у Бердской слободы они схвачены мятежниками.
И снова провидение сводит Гринева и Пугачева.
Петр попадает в караул Пугачева и его ведут на допрос.
Гринев честно обо всем рассказывает о своих планах
смутьяну:
– Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту,
которую там обижают"
и говорит, что он волен сделать с ним, что угодно.
Советники-головорезы Пугачева предлагают казнить
офицера, но тот говорит," миловать, так уж миловать".
"– Я проучу Швабрина, – сказал грозно Пугачев.
– Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ.
Я его повешу".

Вместе с разбойничьим атаманом Петр едет в
Белгородскую крепость, в дороге они ведут беседу.
Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву.
Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость
государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно,
и говорит, будь что будет.
Пугачёв вспоминает притчу об орле, питающемся
свежим мясом и вороне, что ест мертвечину.
Сказка имеет иносказательный смысл, она о двух возможных
выборах жизненного пути.
Сокол питается кровью, но живёт недолго, а ворон
питается падалью, но живёт триста лет.
Пугачёв ассоциирует себя с Соколом:
лучше жить ярко, рискованно, но недолго, чем скучно,
осторожно, но долго.

Заячий тулупчик - символ их связи на протяжении всей книги. Пугачёв спасает Гринёва бескорыстно, что повышает его в наших глазах, если совсем кратко.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 8 классе[1]


УРОК 26
Третья встреча-испытание Гринёва и Пугачёва.
Кульминация сюжета. Гринёв и Швабрин

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:
ученики под руководством учителя обсуждают результаты работы с таблицей, кратко пересказывают содержание прочитанных дома глав, высказываются по поводу роли эпиграфов к ним (эта деятельность необходима для того, чтобы в сжатом виде представить обширное содержание глав, структурировать представленные в них события, которые из-за лаконичности пушкинской прозы не всегда представляются восьмиклассникам важными, а иногда вообще упускаются из виду).

II. Анализ текста в форме беседы.

Используя приём устного словесного рисования,
домысливаем картину встречи Гринёва с генералом.

Как учащиеся представляют себе этого военачальника?

Почему встреча Гринёва с ним происходит в саду? В какое время года происходит действие?

Предлагаем ученикам описать пейзаж и приходим к удивительному открытию: природа в реалистическом романе, как в сказке, меняет своё обличье в зависимости от обстоятельств. Дворянский мир соотносится с покоем осени, мир взбунтовавшегося народа — с бесприютными снегами, вихрем бурана.

Какова реакция Пугачёва на рассказ Гринёва о Машиной участи?

Становится понятным и то, что, используя приём сопоставления, Пушкин показывает, как милосердие оказывается выше закона, и побуждает читателя сочувствовать мятежнику.

Сбывается пророческий сон Гринёва: Пугачёв оказывается человеком, готовым подарить счастье Маше и Гринёву, он фактически берёт на себя роль их посажёного отца. Это ещё более укрепляет и углубляет взаимные симпатии двух героев, и Пугачёв в порыве доверия к Гринёву раскрывает ему самые свои сокровенные думы (вопрос 26).

Что чувствует Пугачёв? Отчуждение? Разочарование? Горечь? Боль от того, что Гринёв, к которому он испытывает искреннюю симпатию и абсолютное доверие, не может и не хочет его понять?

Невозможно прийти к однозначному ответу, важно понять: данный эпизод особенно ярко подчёркивает непримиримость конфликта двух мировоззрений, двух жизненных позиций (народа и дворянства), выявляет трагизм разобщённости, наличие двух правд, каждая из которых недостаточна:

Как понимают это высказывание учащиеся? К каким выводам приходят?

III. Чтение по ролям и анализ эпизода
вызволения Маши, встречи со Швабриным.

Чтение по ролям позволит не только понять, но и прочувствовать роль каждого в этой полной драматизма сцене.

Перед чтением разберёмся в следующих вопросах:

1. Как выглядит теперь Швабрин?

2. Как это характеризует его?

3. Почему его поведение придаёт особую напряжённость встрече?

4. Что в его поведении кажется вам наиболее отталкивающим?

5. Меняется ли настроение Пугачёва в течение этого эпизода и почему?

6. Какие качества характера Гринёва проявляются здесь наиболее ярко?

После чтения обратимся к учащимся с вопросом о том, какой фрагмент из прочитанного показался им наиболее напряжённым, драматичным. Конечно же, это момент предательства Швабриным Маши, которую он якобы любит:

Капитанская дочка и её любимый оказываются на волоске от смерти: не ожидавший обмана со стороны Гринёва, Пугачёв и страшен в своём гневе, и растерян от неожиданности происходящего. Как герою удаётся преодолеть возникшее недоверие Пугачёва?

Безмерная благодарность Гринёва Пугачёву неотделима от его неколебимого представления о чести и долге:

Пушкин выстраивает здесь очередные сюжетно-композиционные параллели, и, чтобы разобраться в них, надо ответить на ряд вопросов:

1. Как реагирует отец Гринёва на обвинения, предъявленные его сыну? (Индивидуальное задание 9.)

3. Почему Пушкин сближает суд над Гринёвым и казнь Пугачёва? (Вопрос 32.)

В финале этой главы упоминается казнь Пугачёва, и, хотя по делу мятежника работала следственная комиссия, автор не воспроизводит её работу в романе. Возможно, таким образом Пушкин косвенно выражает своё отношение к изображаемому: тень формального и бесчеловечного суда над Гринёвым витает и над Пугачёвым — самодержавная Россия готова уничтожить и того и другого.

VI. Отчёты о выполнении индивидуальных заданий 11, 12.

Используя в романе множество фольклорных элементов, обращаясь к традициям устного народного творчества, он возводит образ Пугачёва и события крестьянской войны под его предводительством в ранг предания. Постановка этой проблемы вынуждает нас задуматься о соотношении исторической правды и художественного вымысла в романе.

Материал по этому вопросу представлен выше (см. предыдущий урок), его рассмотрение позволит учителю завершить урок дискуссией по поводу парадоксального высказывания М. И. Цветаевой, взятого эпиграфом к пятому уроку (вопрос 33).

VII. Домашнее задание:

2) подобрать из текста романа детали, сцены и образы, отражающие ход народного бунта, его истоки и противоречия;

1. Источник: Уроки литературы. 8 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2017. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

Кароч, надо быть короче.
1 встреча - там где Гринев отдает Пугачеву заячий тулуп. Это тип раскрывает его состродание и т. п.
2 встреча - на казни, там тип Гринев проявляет свою смелость и храбрость и нежелание присоединиться к Пугачеву. за что ему респект и уважуха от меня и Пугачева, так же он не забыл и про тулуп. Ну и тип отпускает Петрушку.
3 встреча - где-то в жопе, а может и нет. Ну 2 пленение Гринева, его хотят повесить за сокрытие Капитанской Дочки, но Пугачев опять его отпускает и тут сама собой цитата - "Почему, мистер Пугачев, почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем продолжаете отпускать его? Неужели вы верите в какую-то миссию или Вам просто страшно погибнуть? Так в чем же миссия, может вы откроете? Это свобода, правда, может быть мир или вы отпускаете его к своей любви? Иллюзии, мистер Пугачев, причуды восприятия!
Ну хоре цитат, там еще 4 встреча - казнь пугачева, он тип там горд и все такое, ну тип смерти он не боится. Ну в общем все. Ставь лайк.

Читайте также: