Транспортно географическое положение китая кратко

Обновлено: 02.07.2024

Китай располагается в восточной части континента Евразия. Площадь территории Китая - 9,6 млн. кв. км. Это самая большая страна в Азии. Среди стран всего мира Китай уступает по площади лишь России и Канаде.

С востока на запад территория Китая простирается на 5500 км. Самая западная точка (73º40′ в.д.) лежит в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Крайняя восточная точка (135º5′ в.д.) находится в месте слияния Амура и Уссури. Северная оконечность страны (53º31′ с.ш.) расположена тоже на Амуре в районе города Мохэ. Южная точка (4º15′ с.ш.) – мыс Цзэнмуаньша в южной оконечности архипелага Наньша. Расстояние между южной и северной точкой – 5200 км.

Координаты крайних точек Китая:

Крайняя северная точкаКрайняя южная точкаКрайняя восточная точкаКрайняя западная точка
53º31′ с.ш.4º15′ с.ш.135º5′ в.д.73º40′ в.д.

Китай граничит на суше с 14 странами: с Кореей на северо-востоке, с Россией и Монголией — на севере, с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном - на западе, с Афганистаном, Пакистаном, Непалом, Бутаном и Индией — на юго-западе, с Бирмой, Лаосом и Вьетнамом — на юге. Суммарная длина сухопутных границ Китая составляет 22 117 км. На востоке и юго-востоке КНР имеет морские границы с Японией, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Индонезией.

Длина сухопутных границ Китая:

Россия - 40 км на северо-западе и 3605 км на северо-востокеСеверная Корея - 1416 кмБутан - 470 км
Монголия - 4677 кмВьетнам - 1281 кмЛаос - 423 км
Индия - 3903 кмНепал - 1236 кмТаджикистан - 414 км
Мьянма - 2185 км Киргизия - 858 кмАфганистан - 76 км
Казахстан -1533 км Пакистан - 523 км

Горы, реки и моря Китая

Географическое положение Китая на карте

Рельеф страны крайне разнообразен. Горные районы составляют 2/3 всей территории Китая. КНР расположена в пределах раздробленной Китайской докембрийской платформы и более молодых участков. Восточная часть в основном низменная, и западная — возвышенная и гористая. Территория Китая напоминает четырехступенчатую лестницу, спускающуюся с запада на восток. На западе находятся Гималаи и Тибетское нагорье (самое высокое в мире средняя высота около 4500 м). На северо-западе - высокие равнины и горы Восточного Тянь-Шаня, центральную часть составляет Лёссовое плато, далее на восток простерлись низменности Великой Китайской равнины. На северо-востоке Китая протянулись невысокие цепи Маньчжуро-Корейских гор и Хингана, а на юге - горы Наньлин и Юньнань-Гуйчжоуское нагорье. Каменистые пустыни Такла-Макан и Гоби занимают обширные участки на севере и западе страны, а субтропические леса - юго-восток Китая.


Горы и равнины Китая

Побережье континентальной части Китая на востоке и юге омывается водами Бохайского, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, относящихся к Тихому океану. Общая протяженность береговой линии Китая составляет 32 тыс. км, в том числе протяженность континентальной береговой линии составляет 18 тыс. км. В Китае много заливов и удобных гаваней, хотя большей частью и мелководных. В Китае насчитывается 6961 островов, из них 433 населены. Из них самыми большими являются Тайвань и Хайнань. Самыми восточными островами Китая являются Дяоюйдао и Чивэйюй, расположенные к северо-востоку от Тайваня. На юге - острова Спартли.

Географическое положение Китая достаточно выгодно. Приморское положение способствует развитию ее хозяйства и внешнеэкономических связей. Страна имеет доступ к морю от отдаленных внутренних районов через реку Янцзы. Морские суда поднимаются вверх по течению Янцзы более чем на 1000 км. Водные ресурсы КНР велики, наиболее обеспечена ими восточная, более заселенная и высокоразвитая часть страны. Воды рек широко используются для орошения. КНР занимает 1-е место в мире по потенциальным гидроэнергетическим ресурсам, но их использование пока очень мало.

Китай находится в трех климатических поясах. Северный и западный Китай находятся в зоне умеренного континентального климата. Средняя температура зимой составляет -7°C, летом +22°C. Для зимы и осени характерны сильные иссушающие ветры. Центральный Китай лежит в зоне субтропического климата. Температура зимой от 0 до -5°C, летом +20°C. Южный Китай и острова расположены в тропическом муссонном климате. Температура зимой от +6 до +15°C, летом +25°C. Для этой части страны характерны мощные тайфуны.

Еще о географическом положении Китая

На каком материке расположен Китай?
Китай расположен на востоке материка Евразия, часть света - Азия, относится к региону Восточной Азии.

Где находится Китай?
Китай находится на востоке континента, на побережье Тихого океана.

Китай по площади - какое место?
Китай занимает третье место по площади среди стран мира.


Китай с площадью 9572 тысячи кв. км занимает третье место в мире. Население — 1314 млн человек. Протяжённость с запада на восток составляет 5,7 тысячи км, с севера на юг — 3,7 тысячи км. Протяжённость сухопутных границ составляет 22 тыс. км. По этому показателю государство превосходит все страны мира. Рассмотрим экономико-географическое положение Китая, приведём характеристику страны по плану.

Экономико-географическое положение Китая

При характеристике ЭГП важный пункт — положение государства на карте мира. Китай расположен на материке Евразия, занимает восточную часть Азии. Соседями Китая являются:

  • КНДР, Россия и Монголия на северо-востоке и севере;
  • Казахстан на северо-западе;
  • Киргизия, Таджикистан, Афганистан на западе;
  • Пакистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос и Вьетнам на юго-западе и юге.

Политическая карта Китая

Рис. 1. Политическая карта Китая.

Из всех пограничных государств наиболее значимым соседом является Россия. В непосредственной близости находится морской сосед — Япония.

Сухопутные границы проходят по труднодоступным природным рубежам, поэтому, скорее, разделяют государства и не способствуют развитию экономических отношений.

Китай имеет выход в моря Тихого океана: Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское. Протяжённость морских границ составляет 14,5 тыс. км. Так как сухопутные границы труднодоступны, протяжённые морские границы позволяют осуществлять связи с государствами азиатско-тихоокеанского региона.

Китай расположен в трёх климатических поясах: умеренном, субтропическом и тропическом. Положение страны позволяет выращивать разные сельскохозяйственные культуры. Растениеводство получило развитие на востоке страны. В центральной части и на западе развито животноводство.

Транспорт и топливно-сырьевые ресурсы

Транспортная сеть страны развита достаточно хорошо. Железные дороги связывают Китай с самыми главными соседними странами: Казахстаном, Россией, Монголией. Наибольшее значение имеет морской транспорт, который связывает побережье с Японией, Кореей, США, другими государствами.

Транспорт Китая на карте

Рис. 2. Транспорт Китая на карте.

В 2010 году по дороге из Пекина в Монголию образовалась пробка. Её длина составила 100 км. Как уверяют очевидцы, рассосалась она только за 11 дней.

Территория Китая имеет богатые месторождения топливных и сырьевых ресурсов, что позволяет развивать различные отрасли хозяйства. Значительны запасы каменного угля, железных и марганцевых руд. Из других топливных ресурсов есть нефть и сланец.

ЭГП Китая выгодное, но имеет плюсы, и минусы, плюсов при этом больше. Это выход в моря, развитый транспорт, богатые сырьевые и топливные ресурсы, а также соседское положение. Из минусов можно отметить труднодоступность сухопутных границ.

Фрагмент экономической карты Китай

Рис. 3. Фрагмент экономической карты Китай.

Особенности ЭГП Китая и других государств школьники кратко изучают в 11 классе, для наглядности используются карты атласа.

Что мы узнали?

Китай имеет выгодное экономико-географическое положение за счёт выхода в моря Тихого океана, наличия минерально-сырьевых ресурсов, расположения в трёх климатических поясах. Это способствует развитию экономики и хозяйской деятельности страны.

Достижение таких внушительных темпов роста экономики Китая и внешнеэкономических отношений, было бы невозможно без модернизации и интенсивного развития транспортной системы страны. Ведущую роль в экономике играют три вида транспорта: железнодорожный, автомобильный и морской.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24% железнодорожных перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине железнодорожных путей Китай занимает 2 место в мире, уступая США, но опережая Россию. Протяжённость железнодорожной сети по данным 2009 г. составляла 86 тыс. км. На протяжении 2010 года продолжалось активное строительство новых линий и электрификация существующих. Китай обладает крупнейшей в мире сетью высокоскоростных железных дорог, протяженность которых составила 3,3 тыс. км (в 2009 гг.). В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки составила 4,2 млрд. долларов. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу железнодорожная сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана. В 2009 году были введены в строй самые совершенные на сегодня скоростные железнодорожные линии Ухань-Гуанчжоу и Чжэнчжоу-Сиань. При постройке использовалась безбалластная технология крепления путевой решетки (на бетонных шпалах), что позволило обеспечивать скорости более 350 км/ч. На момент пуска она являлась самой скоростной дорогой в мире.

На казахстанско-китайской границе в настоящее время объем погрузки и разгрузки на станции Достык (Казахстан) достиг 620 вагонов в сутки. До недавнего времени эта цифра колебалась в районе 500-550. Пропускная способность пограничной станции на сегодняшний день достигла 12 пар поездов в сутки по узкой (китайской) колее. Общий грузооборот составил 14 млн. тонн (в 2008 г.). На станции строятся новые погрузочные терминалы, на данный момент их уже восемь. Каждый терминал предназначен для погрузки и разгрузки различных грузов, тяжелых установок и механизмов, тарно-штучных, сыпучих грузов и контейнеров. В основном, грузы в контейнерах направляются в страны Балтии, СНГ и Европы. В общем объеме перевозок контейнерные перевозки через станцию составляют примерно 70%. Таким образом, в год пограничный переход должен пропускать свыше 300 тыс. контейнеров.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. Китай имеет наиболее развитую сеть автодорог в мире. Общий парк современного городского общественного транспорта КНР увеличивается по сравнению с 1949 г. в 21 раз, пассажирооборот - в 69 раз. Системы городских автодорог имеют сложную структуру и высокое качество дорожного покрытия рис. 1.


Рис. 1. Современная городская автодорога

В стране насчитывается более 45 тыс. автобусов, 4,5 тыс. троллейбусов, в четырех городах имеются трамваи, в Пекине и Тяньцзине - метро общей протяженностью 47 км. Самым распространенным видом городского транспорта в Китае остается велосипед (рис. 2).



Рис. 2. Велосипедные дорожки в Пекине

В стране 120 млн. велосипедов, что составляет 6 велосипедов на 10 горожан. Наибольшее их число сконцентрировано в Пекине (4 млн. штук), Тяньцзине (2,7 млн. штук). Велосипедный транспорт создает немалые сложности. Стоянки для велосипедов и специальные дорожки на транспортных магистралях значительно сужают ширину проезжей части дороги. До 1965 г. в Пекине имелся лишь один перекресток, где в часы пик количество велосипедов превышало 10000 штук, ныне таких перекрестков в столице около 50.

Местные и межрайонные грузоперевозки часто осуществляются речным транспортом. Общая протяженность рек в Китае составляет 226,8 тыс. км, протяженность судоходных маршрутов 136 тыс. км. Длина внутренних судоходных путей составляет 110 тыс. км, из них для судов водоизмещением свыше 100 т доступны более 20 тыс. км. Ежегодный грузооборот китайских портов превышает 370 млн. т.

На востоке Китай омывается морями: Бохайским, Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морем, что обеспечивает выход судов в Тихий океан. Между Шанхаем, Тяньцзинем, Далянем и японскими портами Кобе, Осака, Иокогама и портом Инчхон (Республика Корея) курсируют международные люксовые пассажирские лайнеры. Морские каботажные рейсы связывают между собой все морские порты Китая. В стране 116 современных, высокотехнологичных морских портов, открытых для внешнеторговых операций. Порты насчитывают более 1 тыс. причалов, в т.ч. 230 глубоководных для судов водоизмещением более 10 тыс. т, 20 - для судов-контейнеровозов. Главные морские порты Китая: Шанхай, Тяньцзинь-Синьган, Гуанчжоу-Хуанпу, Яньтай, Циндао, Циньхуандао, Далянь, Бэйхай, Сянган. Вообще в Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли.

В Китае насчитывается 980 линий внутренних воздушных перевозок, 130 международных линий и 24 линии региональных авиаперевозок. Наибольшей плотностью авиалиний отличаются Пекин, Шанхай и Гуанчжоу с прилегающим районом дельты реки Чжуцзян. Пекин является узловым пунктом в сети международных авиалиний. Внутренний авиационный транспорт в настоящее время бурно развивается и охватывает всю страну. Общее количество воздушных судов в континентальном Китае по данным 2010 г. оценивается в 1580 единиц, а в 2006 г. их было 863. К 2025 году данная цифра должна возрасти до 4000. Длина авиалиний КНР - 324 тыс. км. Самолеты китайской гражданской авиации совершают рейсы почти по 300 маршрутам. Протяженность 33 международных авиалиний составляют 108 тыс. км. Они связывают Китай с 28 государствами и районами мира.

За более чем 50 лет с момента сдачи в эксплуатацию первого в Китае нефтепровода для дальней транспортировки, Китай достиг больших успехов в строительстве нефте- и газопроводов. В общей сложности в эксплуатацию сдано более 60 тыс. километров нефте- и газопроводов, протяженность которых в полтора раза больше длины окружности экватора. В Китае уже сформирована схема сетей нефте- и газопроводов межрегионального снабжения. По статистическим данным, уже в 1978 г. объем производства сырой нефти превысил 100 млн. тонн и Китай стал крупной страной-производителем нефти. В 2006 году объем производства природного газа составил более 59 млрд. кубометров. Внутри страны проходят два крупных нефтепровода. Первый соединяет города: Лэхну - Яэрся - Юймынь - Синин - Ляньчжоу - Байинь. Второй: Нанкин - Шицзячжуан - Пекин - Шеньян - Аньда - Дацин - Харбин - Чанчунь - Аньшань - Далянь - Таншань.

Китай имеет очень удачное и выгодное географическое положение, что благоприятно влияет на развитие транспортной системы. Китай во всем старается идти вперед и не уступает многим лидерам мировой экономики.

Китай - государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии.

Площадь территории - 9561 тысяч кв. км (III место в мире).

Столица - г. Пекин.

Страна состоит из 21-ой провинции, 5-и автономных районов и 3-х городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

1) экономико-географическое положение:

Территория Китая имеет протяжение с востока на запад в центральной и восточной частях Азии - 5700 км, с севера на юг - 3650 км.

Государство граничит со многими странами: Россией, Монголией, КНДР, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом.

Некоторые границы проходят по высокогорью, и поэтому очень трудно доступны. Другие же горные границы имеют межгорные долины, удобные для налаживания межгосударственных экономических связей. Часть из границ проходит по равнинам.

Китай имеет обширную морскую границу - моря Тихого океана (Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское), которые позволяют круглогодично налаживать связи как со странами Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, так и с Россией, Северной и Южной Америкой и Австралией.

2) природные условия и ресурсы:

· рельеф: на западе и северо-западе страны - горный (Тибет, Гималаи, Тянь-Шань), на востоке - равнинный (Великая Китайская равнина);

· минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны; страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена и т.п.

· почвы: желтозёмы и краснозёмы, аллювиальные на речных долинах, коричневые, горно-луговые и т.д.; наибольшим плодородием обладают почвы на востоке страны, особенно в долинах рек;

· земельные ресурсы: на востоке государства большая часть земель занята под пашню, частично в центре и на западе - пастбищами; имеются малоиспользуемые земли;

· климат: умеренный, субтропический и тропический климатические пояса;

· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания риса, сои, хлопчатника, чая, пшеницы;

· воды: реки - Янцзы, Хуанхэ и др.;

· водные ресурсы: огромны, таят в себе самые крупные в мире запасы гидроэнергии, хотя обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения небольшая - 2.5 - 5 тыс. кубометров за год;

· природные зоны: переменно-влажные леса, лесостепи и степи, области высотной поясности, пустыни и полупустыни;

· лесные ресурсы: леса занимают не более 1/3 территории страны;

· ресурсы Мирового океана: моря вблизи берегов Китая достаточно богаты рыбой и морепродуктами, со дна океана идёт добыча каменного угля, нефти.

а) численность - 1160 млн. человек;

б) плотность населения: на востоке - до 600 человек/кв.км; в районе Тибета (на западе) - 1-2 чел./кв.км; средняя плотность по стране - 108 чел./кв.км;

в) тип воспроизводства - I ; рождаемость - 20-25 человек на 1000 жителей; смертность - 5-10 чел. на 1000 жителей; естественный прирост - 15 чел. на 1000 жителей.

г) преобладание мужского населения;

д) большое количество детей и молодёжи;

е) религии - конфуцианство, даосизм, буддизм;

ё) КНР - многонациональная страна, хотя более 90 % её жителей - это китайцы.

Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны (тибетцы, уйгуры и др.).

ж) уровень урбанизации - невысокий (около 30 % от общего числа населения).

з) трудовые ресурсы - огромны (почти 500 млн. человек) и избыточны.

4) экономическое хозяйство страны:

За последнее время Китай превратился в крупное индустриальное государство. Хотя среднедушевые показатели производства остаются невысокими, тем не менее, по темпам развития КНР лидирует среди великих держав.

- науки и техники.

По общему объёму промышленного производства Китай вышел на 4-5 место, а по количеству промышленных предприятий (750 тысяч !) и числу занятых в них - на первое место в мире.




· горнодобывающая: страна обладает всеми видами минеральных ресурсов, по добыче многих из них лидирует в мире (уголь, железная руда и т.д.);

· энергетика: в целом КНР по производству электроэнергии вышла на II место в мире (после США и России). Однако, она использует лишь 1/12 часть производимой в мире энергии, несмотря на то, что в этом государстве проживает 1/5 населения всего мира.

3/4 электроэнергии производится на ТЭС, идёт развитие ГЭС и АЭС.

· чёрная металлургия: имеет хорошую сырьевую базу. Основную продукцию дают крупные заводы полного металлургического цикла (в городах Аньшань, Пекин, Ухань).

· цветная металлургия: основу составляет выплавка алюминия, меди, свинца и цинка.

Но наблюдается диспропорция местоположения добычи руды, получения из неё концентратов (в глубинных, слабоиндустриализированных районах на юго-западе и в центре страны) и выплавки металлов, которая приурочена к экономически развитым районам на северо-востоке и востоке государства.

· машиностроение: выпускает широкий ассортимент продукции, но уровень используемой им техники и технологий пока недостаточно высок; имеется много изношенного оборудования, низка производительность труда.

В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, средств связи и т.п. (расположены в городах Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин).

· химическая промышленность: опирается на производство минеральных удобрений, конструкционных материалов и продукции бытовой химии.

· лёгкая промышленность: из её отраслей наиболее развита текстильная. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает I место в мире (г. Шанхай).

б) сельское хозяйство: важнейшая отрасль экономики КНР; в нём занято 400 млн. человек.

Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство; в нём резко преобладают зерновые, занимающие до 80 % всех посевов.

- рис на огромных площадях земли на юге страны и в долинах Янцзы;

- пшеницу на Великой Китайской равнине, в пойме реки Хуанхэ;

- картофель, батат, овощи, фрукты - повсеместно;

- хлопчатник - в районе бассейна рек Хуанхэ и Янцзы;

- чай на террасированных склонах гор на юге и востоке страны.

Животноводство: находится на 2-ом плане, однако, по поголовью скота КНР входит в число ведущих стран мира: более 2/5 мирового поголовья свиней, 1/5 рабочего скота, 1/6 овец и коз. Разводят лошадей, быков, волов, ослов, мулов, буйволов.

в) транспорт: примерно половина грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный вид перевозок, хотя его роль и уменьшается.

Увеличивается доля морского, автомобильного, трубопроводного, авиационного транспорта.

Присутствует гужевой, вьючный и особенно велосипедный транспорт.

5) внутренние различия, выделяют 3 района:

· Приморье: экономически высокоразвитое;

· Центральные провинции: среднеразвитые;

· Западные и Северо-Западные районы: слаборазвитые.

6) внешние экономические связи:

Налаживаются экономические связи не только со странами азиатско-тихоокеанского региона, но и с государствами Северной и Южной Америки, Африки, Европы и конечно с Россией.

На внешний рынок поставляются: продукция лёгкой промышленности (одежда, ткани, обувь, шёлковые и шерстяные изделия), полезные ископаемые (уголь, олово, ртуть, железная руда и т.п.), сталь, продукция машиностроительной и химической промышленности.

Китай - государство, расположенное в Центральной и Восточной Азии.

Площадь территории - 9561 тысяч кв. км (III место в мире).

Столица - г. Пекин.

Страна состоит из 21-ой провинции, 5-и автономных районов и 3-х городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай и Тяньцзинь).

1) экономико-географическое положение:

Территория Китая имеет протяжение с востока на запад в центральной и восточной частях Азии - 5700 км, с севера на юг - 3650 км.

Государство граничит со многими странами: Россией, Монголией, КНДР, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом.

Некоторые границы проходят по высокогорью, и поэтому очень трудно доступны. Другие же горные границы имеют межгорные долины, удобные для налаживания межгосударственных экономических связей. Часть из границ проходит по равнинам.

Китай имеет обширную морскую границу - моря Тихого океана (Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское), которые позволяют круглогодично налаживать связи как со странами Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии, так и с Россией, Северной и Южной Америкой и Австралией.

2) природные условия и ресурсы:

· рельеф: на западе и северо-западе страны - горный (Тибет, Гималаи, Тянь-Шань), на востоке - равнинный (Великая Китайская равнина);

· минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны; страна занимает одно из первых мест в мире по запасам каменного угля, железной и марганцевой руд, бокситов и цинка, олова, сурьмы, вольфрама, молибдена и т.п.

· почвы: желтозёмы и краснозёмы, аллювиальные на речных долинах, коричневые, горно-луговые и т.д.; наибольшим плодородием обладают почвы на востоке страны, особенно в долинах рек;

· земельные ресурсы: на востоке государства большая часть земель занята под пашню, частично в центре и на западе - пастбищами; имеются малоиспользуемые земли;

· климат: умеренный, субтропический и тропический климатические пояса;

· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания риса, сои, хлопчатника, чая, пшеницы;

· воды: реки - Янцзы, Хуанхэ и др.;

· водные ресурсы: огромны, таят в себе самые крупные в мире запасы гидроэнергии, хотя обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения небольшая - 2.5 - 5 тыс. кубометров за год;

· природные зоны: переменно-влажные леса, лесостепи и степи, области высотной поясности, пустыни и полупустыни;

· лесные ресурсы: леса занимают не более 1/3 территории страны;

· ресурсы Мирового океана: моря вблизи берегов Китая достаточно богаты рыбой и морепродуктами, со дна океана идёт добыча каменного угля, нефти.

а) численность - 1160 млн. человек;

б) плотность населения: на востоке - до 600 человек/кв.км; в районе Тибета (на западе) - 1-2 чел./кв.км; средняя плотность по стране - 108 чел./кв.км;

в) тип воспроизводства - I ; рождаемость - 20-25 человек на 1000 жителей; смертность - 5-10 чел. на 1000 жителей; естественный прирост - 15 чел. на 1000 жителей.

г) преобладание мужского населения;

д) большое количество детей и молодёжи;

е) религии - конфуцианство, даосизм, буддизм;

ё) КНР - многонациональная страна, хотя более 90 % её жителей - это китайцы.

Большая часть национальных меньшинств проживает во внутренних районах страны (тибетцы, уйгуры и др.).

ж) уровень урбанизации - невысокий (около 30 % от общего числа населения).

з) трудовые ресурсы - огромны (почти 500 млн. человек) и избыточны.

4) экономическое хозяйство страны:

За последнее время Китай превратился в крупное индустриальное государство. Хотя среднедушевые показатели производства остаются невысокими, тем не менее, по темпам развития КНР лидирует среди великих держав.

- науки и техники.

По общему объёму промышленного производства Китай вышел на 4-5 место, а по количеству промышленных предприятий (750 тысяч !) и числу занятых в них - на первое место в мире.

· горнодобывающая: страна обладает всеми видами минеральных ресурсов, по добыче многих из них лидирует в мире (уголь, железная руда и т.д.);

· энергетика: в целом КНР по производству электроэнергии вышла на II место в мире (после США и России). Однако, она использует лишь 1/12 часть производимой в мире энергии, несмотря на то, что в этом государстве проживает 1/5 населения всего мира.

3/4 электроэнергии производится на ТЭС, идёт развитие ГЭС и АЭС.

· чёрная металлургия: имеет хорошую сырьевую базу. Основную продукцию дают крупные заводы полного металлургического цикла (в городах Аньшань, Пекин, Ухань).

· цветная металлургия: основу составляет выплавка алюминия, меди, свинца и цинка.

Но наблюдается диспропорция местоположения добычи руды, получения из неё концентратов (в глубинных, слабоиндустриализированных районах на юго-западе и в центре страны) и выплавки металлов, которая приурочена к экономически развитым районам на северо-востоке и востоке государства.

· машиностроение: выпускает широкий ассортимент продукции, но уровень используемой им техники и технологий пока недостаточно высок; имеется много изношенного оборудования, низка производительность труда.

В последние годы КНР добилась заметных успехов в производстве бытовой электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, средств связи и т.п. (расположены в городах Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин).

· химическая промышленность: опирается на производство минеральных удобрений, конструкционных материалов и продукции бытовой химии.

· лёгкая промышленность: из её отраслей наиболее развита текстильная. По производству хлопчатобумажных тканей КНР занимает I место в мире (г. Шанхай).

б) сельское хозяйство: важнейшая отрасль экономики КНР; в нём занято 400 млн. человек.

Главная отрасль сельского хозяйства - растениеводство; в нём резко преобладают зерновые, занимающие до 80 % всех посевов.

- рис на огромных площадях земли на юге страны и в долинах Янцзы;

- пшеницу на Великой Китайской равнине, в пойме реки Хуанхэ;

- картофель, батат, овощи, фрукты - повсеместно;

- хлопчатник - в районе бассейна рек Хуанхэ и Янцзы;

- чай на террасированных склонах гор на юге и востоке страны.

Животноводство: находится на 2-ом плане, однако, по поголовью скота КНР входит в число ведущих стран мира: более 2/5 мирового поголовья свиней, 1/5 рабочего скота, 1/6 овец и коз. Разводят лошадей, быков, волов, ослов, мулов, буйволов.

в) транспорт: примерно половина грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный вид перевозок, хотя его роль и уменьшается.

Увеличивается доля морского, автомобильного, трубопроводного, авиационного транспорта.

Присутствует гужевой, вьючный и особенно велосипедный транспорт.

5) внутренние различия, выделяют 3 района:

· Приморье: экономически высокоразвитое;

· Центральные провинции: среднеразвитые;

· Западные и Северо-Западные районы: слаборазвитые.

6) внешние экономические связи:

Налаживаются экономические связи не только со странами азиатско-тихоокеанского региона, но и с государствами Северной и Южной Америки, Африки, Европы и конечно с Россией.

На внешний рынок поставляются: продукция лёгкой промышленности (одежда, ткани, обувь, шёлковые и шерстяные изделия), полезные ископаемые (уголь, олово, ртуть, железная руда и т.п.), сталь, продукция машиностроительной и химической промышленности.

Читайте также: