Транспортная катастрофа это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Время от времени средства массовой информации сообщают о различных авариях на промышленных предприятиях, об индустриальных и транспортных катастрофах . Высочайшие достижения человеческой цивилизации, символы и гордость нашего века - прорыв человека в космос, победы над голодом и болезнями, овладение атомной энергией - оборачиваются гибелью Челенджера, трагедиями Бхопала и Базеля, бедой Чернобыля. [3]

Аварийные потери возникают в результате разрушения или повреждения резервуаров, трубопроводов и др. технических средств при пожарах, наводнениях, землетрясениях и др. стихийных бедствиях, повреждении или уничтожении средств перевозки нефтепродуктов при транспортных катастрофах и авариях, а также в других случаях, вызывающих разрушение оборудования. [4]

Утечки хлора из аппаратов, емкостей и трубопроводов происходят, как правило, вследствие нарушения герметичности арматуры, фланцевых и сварных соединений, поломки трубопроводов и арматуры, разрушения аппаратов и трубопроводов под воздействием коррозии и взрывного разрушения, вызванного отступлениями от технологического режима и правил техники безопасности. Причиной утечек хлора могут быть также транспортные катастрофы ( см. гл. [5]

Таким образом, существует необходимость развития местных и государственных планов действий в случае таких событий. Так как крупные транспортные катастрофы могут происходить в самых различных местах, план должен быть применим ко всем возможным случаям. Для того чтобы план работал эффективно в любое время, как в удаленных районах сельской местности, так и в густонаселенных городских районах, все ответственные организации должны иметь возможность соблюдать гибкость в отношении основных принципов общей стратегии. [6]

Известно, что около 5 % назначенных концертов отменяется. Несмотря на это, мы все же, взяв билет, обычно идем на концерт, будучи в общем уверены, что он состоится, хотя вероятность этого всего 0.95. Однако если бы в 5 % полетов терпели аварию пассажирские самолеты, вряд ли мы стали бы пользоваться воздушным транспортом. Приблизительно такова обычно вероятность оказаться жертвой транспортной катастрофы на улице большого города, но никто из-за этого не боится выходить из дома. [7]

Служащие, в обязанность которых входит оказание помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с применением или выбросом опасных веществ, либо при несчастном случае, могут быть, в общем, названы персоналом служб по преодолению чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации, связанные с применением или выбросом опасных веществ, либо несчастные случаи могут быть определены как неконтролируемое или внезапное высвобождение либо применение в целях угрозы опасного вещества или его опасных побочных продуктов. Чрезвычайные ситуации, связанные с применением или выбросом опасных веществ, могут иметь место в результате транспортной катастрофы или на стационарной площадке. Чрезвычайные ситуации в результате транспортной катастрофы могут быть на суше, воде или в воздухе. Стационарные площадки включают: промышленные предприятия, коммерческие офисные помещения, школы, фермы и другие стационарные объекты, где хранятся опасные материалы. [8]

Служащие, в обязанность которых входит оказание помощи при чрезвычайных ситуациях, связанных с применением или выбросом опасных веществ, либо при несчастном случае, могут быть, в общем, названы персоналом служб по преодолению чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации, связанные с применением или выбросом опасных веществ, либо несчастные случаи могут быть определены как неконтролируемое или внезапное высвобождение либо применение в целях угрозы опасного вещества или его опасных побочных продуктов. Чрезвычайные ситуации, связанные с применением или выбросом опасных веществ, могут иметь место в результате транспортной катастрофы или на стационарной площадке. Чрезвычайные ситуации в результате транспортной катастрофы могут быть на суше, воде или в воздухе. Стационарные площадки включают: промышленные предприятия, коммерческие офисные помещения, школы, фермы и другие стационарные объекты, где хранятся опасные материалы. [9]

Все опасные явления в среде обитания можно разделить на два класса: природные и антропогенные. Здесь вряд ли можно отдать явное предпочтение какому-либо из этих классов. Природное явление землетрясение может унести сотни тысяч человеческих жизней. Но столько же может унести взрыв одного атомного реактора. Сопоставимые потери вызывают сели, ураганы, смерчи и транспортные катастрофы , крупные аварии на предприятиях. И все же антропогенные опасные явления имеют одно свойство, делающее их менее опасными, точнее - менее неизбежными. Это - определенная их зависимость от действий человека, определенная управляемость. Действительно, антропогенные опасные явления можно рассматривать как исключения из правил, вызванные теми или иными ошибками в действиях человека. [10]

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.

Опасный груз – это опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузки могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнения окружающей природной среды, повреждение или уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества.

Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)

ДТП – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинения им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Различают следующие виды ДТП:

• наезды на людей и другие подвижные объекты, находящиеся в полосе движения автомобиля;

• наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

• столкновение автомобилей друг с другом и другими средствами;

• опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применением водителем резких или неправильных приемов управления.

Основными причинами ДТП являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность; беспечность и самонадеянность как водителей так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправности машины; плохие дороги; неблагоприятные метеорологические условия и др.

Аварии на железнодорожном транспорте

ЖД авария – авария на ЖД, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава ЖД до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время (Приложение В).

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф:

• первая категория – пострадали 1-5 человек

• вторая категория – пострадали 6-11 человек

• третья категория – пострадали 16-30 человек

• четвертая категория – пострадали 31-50 человек

• пятая категория- пострадали более 50 человек.

Основными причинами аварий и крушения поездов на ЖД являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников; нарушения правил переезда ЖД путей автомобильным транспортом и т.д.

Более 40% ж.д. аварий происходят по вине путейских рабочих.

Аварии на авиационном транспорте

Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропажи без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей (Приложение Г).

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.




Основные причины аварий: ошибки человека 50-60%, отказ техники 15-30%, воздействие внешней среды 10-20%, прочие 5-10%. По элементам полета они распределяются: взлет 30%, крейсерский полет 18%, заход на посадку 16%, посадка 36%.

Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете:

- разряжение воздуха в салоне;

- пожар в самолете;

- удар при падении или посадке самолета.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

• кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение;

• авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов);

Основный причиной аварий – является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах можно отнести пожары, взрывы, розлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.

Аварии на трубопроводном транспорте

Авария на трубопроводе - это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или взрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС. Аварии на трубопроводном транспорте могут представлять следующую опасность:

гибель людей; экологическое бедствие; нанесения вреда экономики.

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.

Опасный груз – это опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузки могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнения окружающей природной среды, повреждение или уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества.

Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)

ДТП – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинения им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Различают следующие виды ДТП:

• наезды на людей и другие подвижные объекты, находящиеся в полосе движения автомобиля;

• наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

• столкновение автомобилей друг с другом и другими средствами;

• опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применением водителем резких или неправильных приемов управления.

Основными причинами ДТП являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность; беспечность и самонадеянность как водителей так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправности машины; плохие дороги; неблагоприятные метеорологические условия и др.

Аварии на железнодорожном транспорте

ЖД авария – авария на ЖД, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава ЖД до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время (Приложение В).

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф:

• первая категория – пострадали 1-5 человек

• вторая категория – пострадали 6-11 человек

• третья категория – пострадали 16-30 человек

• четвертая категория – пострадали 31-50 человек

• пятая категория- пострадали более 50 человек.

Основными причинами аварий и крушения поездов на ЖД являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников; нарушения правил переезда ЖД путей автомобильным транспортом и т.д.

Более 40% ж.д. аварий происходят по вине путейских рабочих.

Аварии на авиационном транспорте

Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропажи без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей (Приложение Г).

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Основные причины аварий: ошибки человека 50-60%, отказ техники 15-30%, воздействие внешней среды 10-20%, прочие 5-10%. По элементам полета они распределяются: взлет 30%, крейсерский полет 18%, заход на посадку 16%, посадка 36%.

Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете:

- разряжение воздуха в салоне;

- пожар в самолете;

- удар при падении или посадке самолета.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

• кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение;

• авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов);

Основный причиной аварий – является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах можно отнести пожары, взрывы, розлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.

Аварии на трубопроводном транспорте

Авария на трубопроводе - это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или взрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС. Аварии на трубопроводном транспорте могут представлять следующую опасность:

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП)

Жертвами ДТП в мире ежегодно становятся свыше 300000 человек. В республике ежегодно происходит 7 - 8 тыс. ДТП, при этом погибают 1,5 – 2 тыс. человек, еще больше человек получают ранения, становятся инвалидами. В течение года наибольшее число ДТП приходится на июль-октябрь.

ДТП – это авария транспортного средства, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Автомобильный транспорт считается наиболее опасным среди других транспортных средств. Главными причинами аварий на дорогах являются: нарушение правил дорожного движения, низкий профессиональный уровень многих водителей, беспечность во время передвижения как водителей, так и пешеходов, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправность автомобиля и др.

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте

Белорусские железные дороги являются самыми грузонасыщенными среди стран СНГ, поэтому вероятность возникновения различных происшествий остается высокой. Опасные происшествия на железнодорожном транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.
Крушение поезда - это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, результатом которых является гибель и (или) ранение людей, разрушение локомотива и (или) вагонов.

Железнодорожная авария - авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

Железнодорожная катастрофа - железнодорожная авария, в большинстве случаев - с человеческими жертвами.

Основными причинами аварий и крушений поездов являются неисправность путей и подвижного состава, ошибки работников, отвечающих за безопасное движение поездов, нарушение правил движения через переезды нерельсовыми видами транспорта. Более 40 % железнодорожных аварий происходят по вине путейских рабочих.

Следствием аварий и катастроф являются взрывы и пожары опасных грузов, приводящие к разрушению путей, вагонов, локомотивов, разлив или выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ, поражение пассажиров и железнодорожных работников.

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

В Беларуси имеется 7 крупных аэропортов со статусом международных. В гражданской авиации случаи разрушения или повреждения воздушного судна, имеющего на своем борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в полете, так и на земле. В зависимости от тяжести последствий авиа происшествия подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиакатастрофа - опасное происшествие на воздушном судне, в полете или процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей. За послевоенную историю ГВФ Беларуси отмечено 5 крупных авиакатастроф (Тюмень, Сургут, Берлин и др.).

Основные причины авиа происшествий: ошибки экипажа и персонала аэродромных служб - 50 - 60 %, отказ техники - 15 - 30 %, воздействие внешней среды - 10 - 20 %, прочие причины - 5 - 10 %. Более половины авиа происшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории [5].

Аварии и катастрофы на водном транспорте

  • кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;
  • авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского - не менее 12 часов).

Основной причиной аварий на речном транспорте являются ошибки судоводителей. Их последствием являются пожары, взрывы, разлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.

Аварии на трубопроводном транспорте

Авария на трубопроводе - это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящих к возникновению техногенной ЧС.

Аварии на магистральных трубопроводах могут представлять серьезную опасность, в том числе нанесение значительного экономического ущерба, загрязнение окружающей среды, пожары.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

характеризуются неожиданным выводом из строя средств передвижения, технологического оборудования или производственных комплексов, вследствие чего возникают факторы, вызывающие гибель и поражения людей, а также наносящие вред окружающей среде.

Наряду с разрушением производственных объектов и транспортных средств при Т. и п. к. возможно полное или частичное разрушение лечебных учреждений, в т.ч. расположенных на значительном удалении от очагов бедствия, и гибель их работников, что при массовых поражениях населения определяет потребность в срочном привлечении дополнительных сил и средств медслужбы для оказания неотложной медпомощи пострадавшим.

Возможны следующие разновидности Т. и п. к.: транспортные катастрофы — автомобильные, железнодорожные, авиационные, на морских и речных судах; производственные (промышленные) катастрофы — пожары, взрывы, аварии с угрозой выброса или выбросом реактивных веществ, сильно действующих ядовитых или боевых отравляющих веществ, внезапное обрушение сооружений, аварии на электроэнергетических системах, на коммунальных системах жизнеобеспечения, на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Увеличение энерговооруженности, концентрация энергонасыщенных и использующих опасные для здоровья человека вещества объектов на небольшой территории, увеличение мощности оборудования и напряженности в основных промышленных агрегатах и транспортных коммуникациях, возрастание сложности инженерных систем и усиление инфраструктурной сопряженности всех звеньев технологической цепочки влекут за собой появление новых источников повышенного риска для здоровья и жизни людей, даже не причастных к производственным процессам. Во многих странах отмечаются факты снижения уровня контроля за хозяйственной деятельностью производителей, в результате чего наблюдаются серьезные просчеты в принятии решений о выборе наиболее рациональных технологий и повышается неустойчивость равновесия системы человек — производство. Т. и п. к. могут быть обусловлены также стихийными бедствиями (Стихийные бедствия).

Размеры потерь и количество погибших при Т. и п. к. колеблются в большом диапазоне и зависят от характера и интенсивности действия поражающих факторов, плотности размещения работников (числа пассажиров на транспортном средстве) и населения в зоне катастроф, характера застройки, степени защиты и подготовленности населения, времени суток, метеоусловий и др. Последствия некоторых технологических катастроф сопоставимы с последствиями военных операций. Только в нефтеперерабатывающей индустрии мира ежегодно происходит в среднем примерно 60 катастроф, каждая из которых сопровождается гибелью более 150 человек.

Ликвидация последствий крупных Т. и п. к. осуществляется с привлечением сил и средств службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (см. Медицина катастроф). Наиболее частыми видами поражения людей при Т. и п. к. являются механические повреждения, среди которых более 20% составляет черепно-мозговая травма и до 60% — множественные и сочетанные травмы, ожоги и отравления. Эти травмы часто осложняются шоком, кровотечением, нагноением, характеризуются синдромом взаимного отягощения, психическим стрессом. Ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния района катастрофы увеличивает опасность распространения инфекционных болезней.

Медицинские аспекты профилактики Т. и п. к. включают обеспечение санитарного надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией транспортных и производственных объектов, участие медиков в профессиональном отборе, медицинском контроле за состоянием здоровья лиц, ошибочные действия которых могут привести к Т. и п. к. (в частности, предрейсовые осмотры водителей), обучение населения правилам поведения при катастрофах и приемам само- и взаимопомощи, санитарно-просветительную работу.

При ликвидации последствий Т. и п. к. и оказании медпомощи пострадавшим в очаге бедствия условно различаются три периода: 1) изоляция, которая продолжается с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения спасательных работ; 2) спасение, продолжающееся от начала спасательных работ до завершения эвакуации пострадавших за пределы очага бедствия: 3) восстановление, которое продолжается до восстановления объекта, а с медицинских позиций определяется сроками стационарного лечения.

В период изоляции, когда люди, оказавшиеся в зоне бедствия, независимо от уровня организации экстренной медпомощи, остаются предоставленными сами себе, особую роль приобретает первая помощь. Она оказывается на месте повреждения самим пострадавшим (самопомощь) или другим лицом (взаимопомощь) с целью устранения последствий травм и поражения, угрожающих жизни пострадавшего, и предупреждения опасных для жизни осложнений с использованием в основном подручных средств. В этот период проводят следующие мероприятия: извлечение пострадавшего из-под завалов: тушение горящей одежды; устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови и возможных инородных тел; временную остановку наружного кровотечения; наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность: наложение окклюзионной повязки при открытом ранении груди с использованием прорезиненной оболочки ППИ; иммобилизацию поврежденных конечностей простейшими средствами; введение обезболивающих средств и дачу антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, противорвотных средств из индивидуальной аптечки (см. Аптечки). Объем доврачебной помощи расширяется в период спасения с прибытием в очаг бедствия команд спасателей, в состав которых входят бригады экстренной доврачебной медицинской помощи. Прибывшие в очаг производственных катастроф должны действовать с учетом возможной утечки сильнодействующих ядовитых веществ и возможности образования очага комбинированного поражения, других вредных для здоровья продуктов, при необходимости использовать противогазы, антидоты и другие средства защиты, делать частичную санитарную обработку. Медсестрой (санинструктором) указанных бригад проводится: туалет полости рта и носоглотки, при показаниях введение воздуховода и ингаляции кислорода; контроль за правильностью и целесообразностью наложения кровоостанавливающего жгута; наложение и замена неправильно наложенных защитных повязок; транспортная иммобилизация табельными средствами; введение антидотов, обезболивающих препаратов и симптоматических средств, стимулирующих сердечно-сосудистую деятельность и дыхание; подготовку пораженных к медицинской эвакуации в лечебные учреждения.

По прибытии врачебно-сестринских бригад пострадавшим срочно оказывают первую врачебную помощь. Она включает: окончательную остановку наружного кровотечения; противошоковые мероприятия (введение обезболивающих и сердечно-сосудистых средств, новокаиновые проводниковые блокады, транспортная иммобилизация, введение противошоковых жидкостей и кровезаменителей); восстановление проходимости дыхательных путей (трахеостомия, интубация трахеи, фиксация языка); наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе; искусственную вентиляцию легких ручным или аппаратным способами; закрытый массаж сердца; исправление повязок и транспортной иммобилизации; катетеризацию или пункцию мочевого пузыря; введение антибиотиков, антидотов и столбнячного анатоксина; купирование первичной реакции на внешнее облучение и другие мероприятия неотложной терапевтической помощи.

Объем врачебной помощи может варьировать в зависимости от многих условий: количества пострадавших и врачебных бригад, сроков доставки пострадавших из очага бедствия, обеспеченности транспортом для эвакуации пораженных, степени оснащенности врачебных бригад штатным имуществом и др.

При оказании первой врачебной помощи одновременно проводится медицинская сортировка пострадавших с выделением следующих групп: нуждающиеся в эвакуации в первую очередь (пострадавшие, находящиеся в шоке): нуждающиеся в эвакуации во вторую очередь (пострадавшие, которым транспортирование может быть отсрочено на ближайшее время — при наличии неосложненных травм или средней степени отравления).

Важнейшим условием снижения летальности среди пораженных при транспортных и промышленных катастрофах является срочная бережная эвакуация пострадавших в лечебные учреждения с использованием всех имеющихся видов транспорта.

Библиогр.: Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, под ред. В.В. Мешкова, М., 1991.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Читайте также: