Транспорт волго вятского района кратко
Обновлено: 03.07.2024
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимает топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент.
Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России.
Основными магистральные железнодорожными линиями, проходящими через территорию района, являются: Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь; Москва - Арзамас - Казань; Нижний Новгород - Саранск - Пенза; Санкт-Петербург - Котельнич - Киров - Пермь. Имеется также ряд железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. На железные дороги приходится около 80% грузооборота района. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3, 3 тыс. км.
Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским регионами России.
Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлический лом, различные виды машин и оборудования.
Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва - Нижний Новгород. Однако их протяженность явно недостаточна, особенно в сельской местности, что сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо (сырая нефть, газ, каменный уголь), прокат черных и цветных металлов, пластмассы, шины, стройматериалы, зерно, мясо. Вывозятся же автомобили, бумага, оборудование, станки, продукция химических предприятий.
По своим показателям Волго-Вятский экономический район занимает одну из лидирующих позиций среди остальных субъектов Российской Федерации. Благодаря богатым природным ресурсам местному населению удалось развить промышленность и сельское хозяйство, отстроить красивые города, куда сегодня приезжают туристы со всех уголков страны. Но есть у региона и некоторые проблемы развития.
- Географическое положение
- Природные ресурсы
- Отрасли промышленности
- Народные промыслы
- Крупные города
- Проблемы развития
Географическое положение
Все богатство природы территории зависит от того, каковы особенности географического положения Волго-Вятского района. Он состоит из нескольких регионов:
- Чувашская Республика;
- Марий Эл;
- Мордовия;
- Нижегородская область;
- Киров и его окрестности.
Район подчиняется Приволжскому федеральному округу. На западе его границы совпадают с Центральным районом, на востоке — с Уральским. Сосед с севера — Северный регион, с юга — Поволжский. Зона занимает территорию Центральной России, ее площадь достигает 263,3 тысячи квадратных километров.
Район образовался в 1922 году, но современного вида он достиг во второй половине двадцатого века. Из всех крупных городов региона невозможно выделить один культурно-административный центр, все они имеют свои достопримечательности.
Численность населения региона — около 8,5 млн человек, плотность составляет 33 человека на 1 квадратный километр. Природный прирост достигает 735 000 человек в год. По сравнению с Центрально-Черноземным районом Волго-Вятский более заселенный, но плотность у него меньше. Благоприятное ЭГП и технологический прогресс поспособствовали росту урбанизации — в городах проживает около 72% жителей. Остальные люди предпочитают сельские местности, где воздух более чистый.
Природные ресурсы
Местная экономика зависит от природных ресурсов региона. Внешние и внутренние водные объекты обеспечивают быстрые грузоперевозки, лесные массивы позволяют изготавливать строительные материалы, а по добыче минеральных полезных ископаемых район входит в десять самых богатых областей страны.
Климат на этой территории умеренно континентальный, циклонов практически нет. Минимальная температура в январе опускается до -15 градусов, в июле максимальная составляет +20. В зимнее время почва практически не покрывается снегом. Природные условия подходят для развития сельского хозяйства.
Отличается в разных областях рельеф Волго-Вятского района. В Заволжье преобладают степи и леса, Правобережье покрыто возвышенностями. Вся территория испещрена многочисленными реками, среди которых самыми крупными являются Волга, Вятка и Ока. Воды питают землю, население использует их в целях добычи энергии. Плодородная почва (торфяники, подзолистые структуры) подходит для многих растений. Район считается лидером по добыче полезных ископаемых:
- торфа;
- цементного порошка;
- строительных камней;
- фосфоритов;
- железа.
Гипс, песок, строительный камень и глина распространены по всей территории региона. Крупные места добычи торфа находятся в Кировской области, фосфориты сосредоточены в Нижегородском округе, здесь же есть месторождения железа, редкоземельных металлов и рудных ископаемых.
Отрасли промышленности
Почти половина населения района считается трудоспособной. Каждый второй взрослый житель занят в сельском хозяйстве. Остальная рабочая сила развивает промышленность:
- пищевую;
- легкую;
- нефтехимическую;
- производство строительных материалов.
Но главными отраслями специализации Волго-Вятского района являются машиностроение и металлургия. В составе всех сфер промышленности занято более 65% природных ресурсов зоны. Есть крупные предприятия по строительству автомобилей, они расположены в Нижнем Новгороде, Канаше, Кирове, Заволжье, Саранске, Павловске.
Старейшая отрасль промышленности — судостроение. Химическое производство основывается на привозном сырье. Заводы выпускают полупродукты для органической и полимерной химии, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты. Лесной комплекс развит благодаря естественным ресурсам, поскольку район находится в окружении посадок деревьев. На местных предприятиях изготавливают строительные материалы, бумагу, мебель.
Топливо поставляется из других регионов. Уголь привозят из Кузнецкого, Печорского, Подмосковного бассейнов, нефть и газ поступают по магистральной связи из Западно-Сибирского и Поволжского районов. Горьковская АСТ, Чебоксарская и Нижегородская гидроэлектростанции обеспечивают население энергией.
Легкий производственный комплекс представлен швейными, льняными, кожевенными, меховыми, хлопчатобумажными предприятиями. Большинство сырья есть в самом районе, некоторые виды завозят из тех областей, которые с ним граничат. Пищевые заводы производят мясные, грибные, молочные и масляные продукты. Основа региона — развитое сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.
Выращивают зерновые культуры — рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, гречиху. Среди технических растений выделяют лен-долгунец, сахарную свеклу, хмель, коноплю, картофель. Население разводит крупный рогатый скот, свиней, овец, пчел, кроликов, птицу.
Район обеспечен всеми видами транспорта, у него развитая сеть железных дорог, шоссе, трубопроводов. Такие схемы позволяют обеспечивать быструю перевозку грузов и пассажиров. Внешние и внутренние связи обеспечивают судоходные реки — Волга, Ветлуга, Ока, Вятка. Новгород и Чебоксары — города, в которых расположены крупные порты.
Народные промыслы
Экономический регион считается многонациональным. За всю историю его существования доля русских не превысила 75% от общего количества проживающих здесь людей. В состав местного населения входят:
Разговаривают они одинаково хорошо на русском и чувашском языках. Преобладающая часть населения исповедует православное христианство, но есть представители других религий.
Народ в этом регионе очень хозяйственный. Те, кто не занят в промышленности, занимаются другими промыслами — рыболовством, пчеловодством. Целые семьи работают на местных лесных фабриках и лесопилках. Женщины и дети заняты в сфере народного искусства. Они изготавливают кружева, металлические ножи, дымковские игрушки, украшают изделия городецкой и хохломской росписью. Мастерицы производят ковры, ткут и шьют одежду вручную, сапожники делают эксклюзивную обувь из натуральной кожи.
Известны на всю страну плетеные корзины, резные шкатулки, деревянная и глиняная посуда, которые производятся в Волго-Вятском районе. Регулярно в селах и городах проводятся ярмарки, что улучшает экономико-социальные отношения региона с соседними территориями.
Крупные города
Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:
- Саранск;
- Йошкар-Ола;
- Нижний Новгород.
В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости. Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.
Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.
Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно. Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.
Проблемы развития
Несмотря на положительную характеристику района, у него существуют некоторые экологические проблемы. Перспективы развития у Волго-Вятского региона есть, но практически нет внешних экономических связей с другими территориями. Это отрицательно сказывается на состоянии сельского хозяйства и промышленности зоны.
Земельные, водные и лесные ресурсы используются нерационально. В некоторых местах их катастрофически не хватает, другие могут похвастаться их изобилием. Гидроэлектростанции в отдельных областях работают настолько мощно, что вызывают наводнения. Мелкие поселения, расположенные вблизи рек, затапливает.
Нижний Новгород и его окрестности известны загрязненным воздухом. Здесь действует слишком много предприятий, ездит большое количество автомобилей. Еще один негативный фактор — это последствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Радиация дошла и до этого района, от нее пострадали некоторые поселения.
Местные депутаты уже работают над развитием Волго-Вятской территории. Они пытаются изменить финансовую политику, структуру промышленного производства, хотят перейти на использование чистых технологий.
Несмотря на все проблемы, район остается в тройке лидеров России по экономическому состоянию. Его природные ресурсы позволяют развивать все отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города выделяются старинными архитектурными памятниками и другими достопримечательностями.
Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.
Содержание работы
Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………. 7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…. 11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са………………………………………………………………………. 18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са………………………………………………………………. 22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса…………………………………………………………………. 22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на). 27
3.1. Общая характеристика транспортной системы. ………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт. …………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт. ……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок. ……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…. 38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1. …….………………………………………………………………41
Приложение 2. …….………………………………………………………………42
Файлы: 1 файл
Контрольная работа_регионалистика.doc
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение. [4, с.76]
Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 1990-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.
Вывод: Район специализируется на машиностроении. Ведущую роль играют автомобиле- и судостроение, станкостроение, приборостроение, электротехническое машиностроение. Чтобы преодолеть барьеры на пути выхода многих видов машиностроительной продукции на мировой рынок, необходимо повысить их качество. Большое значение имеют химическая и нефтехимическая промышленность, отрасли лесного комплекса. Направления специализации обусловлены имеющимися водными, лесными и трудовыми ресурсами, исторически сложившейся промышленной базой Нижнего Новгорода.
Благодаря соседству с Поволжским, Уральским, Северным и Центральным экономическими районами дает возможность доставлять нефть, газ, металлы, сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, а также сбывать готовую продукцию
3. Характеристика транспортной системы экономического района (региона
3.1. Общая характеристика транспортной системы
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта - железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. [1, с.131]
3.2. Железнодорожный транспорт
Наибольшее значение для перевозок грузов в районе имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 2/3 всех межрайонных перевозок. В 2010 г. всеми станциями, расположенными на железнодорожной сети региона, было отправлено 25 млн.т. грузов.
Горьковская железная дорога занимает ведущее положение в обслуживании потребностей промышленности, сельского хозяйства и населения ВВЭР.
Эксплуатационная длинна железнодорожных путей ВВЭР составляет 3,5 тыс. км (4% от эксплуатационной дины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. км 2 территории - 133 км (средняя по РФ- 51 км).
Эксплуатационная длина ж.д. путей, км
Волго-Вятский экономический район, всего
Две широтные магистрали (Пермский и Казанский хода), входящие в состав железнодорожной сети района, обеспечивают грузообмен между восточными и западными регионами страны (приложение 2).
Горьковская железная дорога в границах Волго-Вятского экономического района имеет две магистрали: (Владимир) - Ильино - Нижний Новгород - Котельнич - Киров - Яр - (Пермь) с ответвлением от Котельнич на Свечу (Вологда) и Муром - Арзамас - Канаш - Свияжск - (Казань), которые соединены меридиональной линией Нижний Новгород - Арзамас - Красный Узел. По территории района проходят также тупиковые линии: Зеленый Дол - Йошкар-Ола - Яранск, Канаш-Чебоксары (имеющие важное значение для экономики республик Марий Эл и Чувашской) и Яр - Лесная, обслуживающая лесную промышленность и добычу фосфоритов. Линия Киров - Сусоловка (Котлас) связывает Горьковскую дорогу с Воркутинским направлением Северной железной дороги.
Кроме того, Республику Мордовия обслуживают железнодорожные линии Куйбышевской дороги: широтная Инза - Рузаевка - Кустаревка и соединяющая Куйбышевскую и Горьковскую дороги Рузаевка - Красный узел.
В 2011 г. запроектировано расширение железнодорожной сети России и, в частности, Волго-Вятского района, после предполагаемого строительства магистрали Архангельск - Сыктывкар - Пермь, которая соединит между собой существующие и подлежащие строительству новые линии (на территории Республики Коми и Кировской области новая линия Сыктывкар - Черная) и пройдет по территории трех экономических районов: Северного, Волго-Вятского и Уральского.
В 1994 г. на Критской конференции министров транспорта Европы, названы приоритетные коридоры в Центральную и Восточную Европу. Система включает в себя 9 коридоров с 13-ю ответвлениями. Непосредственно Россию затрагивают коридор № 2 Берлин - Варшава - Минск - Москва и № 9 Хельсинки-Москва - Киев - Одесса.
Продолжение Критского коридора № 2 от Москвы до Урала имеет исключительно важное значение в реализации транспортно-экономических связей широтного направления и в экспортно-импортных перевозках развитых в экономическом отношении российских регионов со странами Западной и Восточной Европы.
Общая российская территория, обслуживаемая Критским коридором № 2, при продлении его до Урала составит 1152 тыс.км 2 (примерно 7% от общей территории России), а население 17-ти субъектов РФ, проживающих в этом регионе, - 51,4 млн. человек (почти 35% от общего населения России).
По мнению российских специалистов, а также экспертов Европейской комиссии, вопрос продления Критского коридора № 2 на восток может решиться поэтапно, и в качестве первого этапа выбрано направление Москва - Нижний Новгород [6, с. 390].
3.3. Речной транспорт
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно - транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо - Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.
В районе Нижнего Новгорода намечается построить международный грузовой транспортный узел. Проект предусматривает устройство перегрузочного комплекса мощностью до 20 млн.т в год, включая контейнерный терминал с оборотом в 5 млн.т контейнеров в год.
Проект прошел предварительную экспертизу и одобрен Минтрансом, региональным представительством МВЭС, транспортной дирекцией ЕС и администрацией Нижнего Новгорода.
3.4. Морской транспорт
В Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско - Балтийского, Волго-Вятского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщённость внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Протяжённость единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей её протяжённости составляет 4 м.
Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.
Балтийский бассейн - к нему тяготеют Северо-западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.
3.5. Автомобильный транспорт
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирайонных перевозок. К крупнейшим автодорогам относятся: магистраль федерального значения Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань; федеральная дорога Чебоксары – Ульяновск; дороги республиканского и областного назначения: Казань - Йошкар-Ола - Яранск - Котельнич -Киров; Нижний Новгород - Арзамас - Саранск, Саранск - Ульяновск и т.д.
Протяженность автодорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Волго-Вятскому району с распределением по субъектам Федерации, входящим в его состав, приведены в таблице 6.
Таблица 6. Протяженность автодорог с твердым покрытием по Волго-Вятскому району [6, с. 381]
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Состав района Йошкар-Ола Саранск Чебоксары Киров Нижний Новгород
ФГП Площадь- 265тыс.кв.км (1,5%) Население - 8,5 млн.чел (5,7% от населения РФ) Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки, чем и объясняется его название. р.Волга
Границы района Поволжье Урал Европейский Север
Природа Район расположен в центре Восточно-Европейской равнины. Равнинность его рельефа нарушают возвышенности: Приволжская, Камская, Северные Увалы. Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. Территория Волго-Вятского района расположена в умеренно-континентальном климате В целом почвенно-климатические условия района благоприятны для сельского хозяйства.
Большое развитие в регионе получила и другая отрасль рыночной специализации –электротехническая промышленность. Ведущее предприятием страны в этой специализации саранский завод “Электровыпрямитель” Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов. Черная металлургия – старейшая отрасль района. Металлургические заводы небольшие. Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.
Военно-промышленный комплекс. В городе Саров находится Российский федеральный центр ядерных исследований – ВНИИ экспериментальной физики, где производится изготовление опытных образцов и сборка ядерных боеприпасов (с использованием высокообогащенного урана-235 и плутония). Второй мощный центр военно-промышленного комплекса Нижний Новгород. Здесь получили развитие такие отрасли, как авиационная, производство артиллерийских систем, военное судостроение. Стрелковое оружие выпускается в Вятских Полянах.
Сельское хозяйство Среди продовольственных культур преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Наибольший зерновой клин находится в Кировской области – свыше половины и Республике Мордовия – почти 3/5 всей посевной площади республики.
Транспорт. Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.
Проблемы района. Сильно загрязненная атмосфера. Большинство водоёмов Волго-Вятского района сильно загрязнены отходами промышленных предприятий. Безработица в средних и малых городах.
Промышленные узлы района Дайте краткую характеристику промышленных узлов В-В района Нижний Новгород Чебоксары Йошкар –Ола Саранск Киров План работы: 1. Определите по карте ГП города. 1) В каком экономическом районе он находится? 2) На какой реке? 3) На какой ж/д? 4) Проходит ли нефте-, газопроводы? 2. Какие природные ресурсы имеются в окрестности города? 3. Назовите отрасли специализации города 4. Какую продукцию город может предложить для продажи? 5. Какие проблемы имеет город? 6. Дополнительная информация: герб города, достопримечательности Можно использовать карты атласа, материал учебника, интернет
Ответы 1. Нижний Новгород - 1,3,9 2. Чебоксары – 5, 10, 12 3. Саранск - 4 4. Йошкар-Ола – 6, 8 5. Киров- 7
Читайте также: