Транспорт республики коми кратко

Обновлено: 28.06.2024

Авторы: М. Л. Тентюков (Природа), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), И. О. Гавритухин (Исторический очерк: археология), С. В. Кузьминых (Исторический очерк: археология), П. П. Котов (Исторический очерк: история), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), О. И. Бирюкова (Литература), П. С. Павлинов (Архитектура и изобразительное искусство: архитектура) /2009/. М. Л. Тентюков (Физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, хозяйство), Ю. Б. Коряков (Этничность), И. О. Гавритухин (Исторический очерк: археология), С. В. Кузьминых (Исторический очерк: археология), П. П. Котов (Исторический очерк: история), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), В. В. Селевёрстов (Средства массовой информации), О. И. Бирюкова (Литература), П. С. Павлинов (Архитектура и изобразительное искусство: архитектура) /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: М. Л. Тентюков (Природа), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), И. О. Гавритухин (Исторический очерк: археология), С. В. Кузьминых (Исторический очерк: археология); >>


Транспортный комплекс Республики Коми является составной частью транспортно-коммуникационной системы Российской Федерации и представлен сетью железнодорожных, автомобильных дорог, внутренних водных судоходных путей общего пользования, магистральных газопроводов и нефтепроводов.

Транспортные коммуникации Республики Коми по размещению и структуре в целом отвечают внутриреспубликанским и внешним связям. Вместе с тем, в соответствии с Основными направлениями развития транспортной системы Республики Коми до 2020 года, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

В Республике Коми низкая степень развитости и плотности транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Транспортную сеть в Республике Коми составляют:

- 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования);

- 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в т. ч. 3,1 тыс. км общего пользования);

- 10,5 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 7,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).

Выявление источников и резервов экономического роста в Республике Коми, а также определение механизмов повышения эффективности использования ресурсов и развития производственной и транспортной инфраструктуры относятся к основным стратегическим задачам региона.

Железнодорожный транспорт

Плотность железнодорожной сети общего пользования в Республике Коми составляет 4,1 км на 1 тыс. кв.км территории.

Сохранение эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий Сосногорск – Троицко-Печорск, Микунь – Кослан – Вендинга является стратегической задачей Республики Коми.

В процессе структурного реформирования железнодорожного транспорта, в рамках действующей Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на рынке перевозок улучшены условия для развития компаний-операторов, владеющих собственным парком грузовых вагонов.

Автомобильный транспорт

По состоянию на 2019 г. общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Коми составила 7595,3 км, в том числе с твердым покрытием - 6468,9 км. Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет 84,2%; удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, составляет 68,2%.

На территории Республики Коми осуществляют деятельность 4399 хозяйствующих субъектов в сфере автомобильного пассажирского транспорта, в том числе 615 юридических лиц и 3784 индивидуальных предпринимателя. Из числа юридических лиц крупными и средними являются 38 предприятий, 67 - малые предприятия, 505 - микропредприятия.

Водный транспорт

В основе развития речных перевозок лежит принцип сохранения внутренних водных путей, а также создание условий для обновления речного флота.

Водный транспорт безальтернативно развивается на территории республики в районах, где водные пути являются единственными коммуникациями, и конкурирует с железнодорожным транспортом в секторе перевозок грузов на средние расстояния.

Основным направлением развития системы управления внутренних водных путей является создание структуры их управления, отвечающей действующему законодательству, адекватной реальным бюджетным возможностям и сложившимся на водном транспорте экономическим условиям.

Важнейшим требованием к системе управления внутренними водными путями является сохранение единого технологического комплекса обеспечения безопасности и эффективности судоходства.

Основные ожидаемые результаты при реализации стратегических целей развития транспортного комплекса Республики Коми до 2020 года:

- обеспечение постоянной круглогодичной связи всех сельских населенных пунктов, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования;

- обеспечение стимулирования интенсивного развития смежных отраслей в экономике республики за счет координации со стратегиями и программами развития смежных отраслей - поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта;

- повышение производительности транспортных систем;

- создание опорной сети автомобильных дорог общего пользования;

- развитие конкурентной среды, государственно-частного партнерства, целенаправленное формирование условий для инвестирования.

Транспортная сеть Республики Коми включает 4,1 тыс. км внутренних водных путей, при этом густота внутренних водных судоходных путей составляет 9,8 км на 1000 кв.км территории (в России - соответственно 102 тыс. км и 5,9 км на 1000 кв.км территории).

По количеству рек и их многоводности республика занимает одно из первых мест в стране. Общая протяженность рек длиной более 10 км составляет 84 тыс. км, количество рек - около 3,5 тыс.

Роль водного транспорта Республики Коми определяется географическим расположением водных путей. Водный транспорт имеет большое значение, а в условиях слабой развитости железных и автомобильных дорог, является жизнеобеспечивающим. В настоящее время, действующая на реках Печора и Вычегда судоходная обстановка позволяет в муниципальных районах (Троицко-Печорский, Вуктыльский, Ижемский, Усть-Цилемский, Корткеросский, Усть-Вымьский, Сыктывдинский, Усть-Куломский) и городах (Печора, Усинск, Сыктывкар) Республики Коми осуществлять перевозки водным транспортом.

Основные реки: Ижма, Мезень, Печора, Сысола, Уса, Вашка, Вычегда, Вымь.

Содержание водных путей Печорского и Вычегодского бассейнов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными проблемами развития водного транспорта в Республике Коми являются:

- пополнение и обновление транспортного флота (проблема старения флота);

- обеспечение габаритов судоходных ходов водных путей.

На участках рек Вычегодского и Печорского бассейнов функционирует 61 судовладелец, имеющий лицензии на перевозку грузов (из них 27 физические лица) и 3 организации, имеющие лицензии на погрузочно-разгрузочные работы. Рабочий парк железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) составляет 3,1 тыс. единиц, самоходных судов, осуществляющих пассажиро- и грузоперевозки около 150 единиц, несамоходных – около 100 единиц.

Транспортный комплекс Республики Коми является составной частью транспортно-коммуникационной системы Российской Федерации и представлен сетью железнодорожных, автомобильных дорог, внутренних водных судоходных путей общего пользования, магистральных газопроводов и нефтепроводов.

Транспортные коммуникации Республики Коми по размещению и структуре в целом отвечают внутриреспубликанским и внешним связям. Вместе с тем, в соответствии с Основными направлениями развития транспортной системы Республики Коми до 2020 года, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

В Республике Коми низкая степень развитости и плотности транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Транспортную сеть в Республике Коми составляют:

- 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования);

- 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в т. ч. 3,1 тыс. км общего пользования);

- 10,5 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 7,5 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).

Выявление источников и резервов экономического роста в Республике Коми, а также определение механизмов повышения эффективности использования ресурсов и развития производственной и транспортной инфраструктуры относятся к основным стратегическим задачам региона.

Железнодорожный транспорт

Плотность железнодорожной сети общего пользования в Республике Коми составляет 4,1 км на 1 тыс. кв.км территории.

Сохранение эксплуатации малоинтенсивных железнодорожных линий Сосногорск – Троицко-Печорск, Микунь – Кослан – Вендинга является стратегической задачей Республики Коми.

В процессе структурного реформирования железнодорожного транспорта, в рамках действующей Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на рынке перевозок улучшены условия для развития компаний-операторов, владеющих собственным парком грузовых вагонов.

Автомобильный транспорт

По состоянию на 2019 г. общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Коми составила 7595,3 км, в том числе с твердым покрытием - 6468,9 км. Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет 84,2%; удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, составляет 68,2%.

На территории Республики Коми осуществляют деятельность 4399 хозяйствующих субъектов в сфере автомобильного пассажирского транспорта, в том числе 615 юридических лиц и 3784 индивидуальных предпринимателя. Из числа юридических лиц крупными и средними являются 38 предприятий, 67 - малые предприятия, 505 - микропредприятия.

Водный транспорт

В основе развития речных перевозок лежит принцип сохранения внутренних водных путей, а также создание условий для обновления речного флота.

Водный транспорт безальтернативно развивается на территории республики в районах, где водные пути являются единственными коммуникациями, и конкурирует с железнодорожным транспортом в секторе перевозок грузов на средние расстояния.

Основным направлением развития системы управления внутренних водных путей является создание структуры их управления, отвечающей действующему законодательству, адекватной реальным бюджетным возможностям и сложившимся на водном транспорте экономическим условиям.

Важнейшим требованием к системе управления внутренними водными путями является сохранение единого технологического комплекса обеспечения безопасности и эффективности судоходства.

Основные ожидаемые результаты при реализации стратегических целей развития транспортного комплекса Республики Коми до 2020 года:

- обеспечение постоянной круглогодичной связи всех сельских населенных пунктов, по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования;

- обеспечение стимулирования интенсивного развития смежных отраслей в экономике республики за счет координации со стратегиями и программами развития смежных отраслей - поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта;

- повышение производительности транспортных систем;

- создание опорной сети автомобильных дорог общего пользования;

- развитие конкурентной среды, государственно-частного партнерства, целенаправленное формирование условий для инвестирования.

Транспортная сеть Республики Коми включает 4,1 тыс. км внутренних водных путей, при этом густота внутренних водных судоходных путей составляет 9,8 км на 1000 кв.км территории (в России - соответственно 102 тыс. км и 5,9 км на 1000 кв.км территории).

По количеству рек и их многоводности республика занимает одно из первых мест в стране. Общая протяженность рек длиной более 10 км составляет 84 тыс. км, количество рек - около 3,5 тыс.

Роль водного транспорта Республики Коми определяется географическим расположением водных путей. Водный транспорт имеет большое значение, а в условиях слабой развитости железных и автомобильных дорог, является жизнеобеспечивающим. В настоящее время, действующая на реках Печора и Вычегда судоходная обстановка позволяет в муниципальных районах (Троицко-Печорский, Вуктыльский, Ижемский, Усть-Цилемский, Корткеросский, Усть-Вымьский, Сыктывдинский, Усть-Куломский) и городах (Печора, Усинск, Сыктывкар) Республики Коми осуществлять перевозки водным транспортом.

Основные реки: Ижма, Мезень, Печора, Сысола, Уса, Вашка, Вычегда, Вымь.

Содержание водных путей Печорского и Вычегодского бассейнов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Основными проблемами развития водного транспорта в Республике Коми являются:

- пополнение и обновление транспортного флота (проблема старения флота);

- обеспечение габаритов судоходных ходов водных путей.

На участках рек Вычегодского и Печорского бассейнов функционирует 61 судовладелец, имеющий лицензии на перевозку грузов (из них 27 физические лица) и 3 организации, имеющие лицензии на погрузочно-разгрузочные работы. Рабочий парк железнодорожных вагонов (в среднем в сутки) составляет 3,1 тыс. единиц, самоходных судов, осуществляющих пассажиро- и грузоперевозки около 150 единиц, несамоходных – около 100 единиц.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.




Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Транспортную сеть в Республике Коми составляют 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования), 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в том числе 3,1 тыс. км общего пользования, из них водные пути Печорского бассейна – 2,5 тыс. км, Вычегодского бассейна – 0,6 тыс. км), 11,8 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 6,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).

Железнодорожный транспорт

На территории республики функционируют два основных предприятия железнодорожного транспорта со своими структурными подразделениями:

На территории республики курсируют 16 пар поездов дальнего следования, из них 8 пар поездов формирования Северной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров.

В 2009 году в целом по республике отправлено 3,1 млн. пассажиров.

Авиационный транспорт

Внутримуниципальные пассажирские перевозки вертолетами Ми-8 в труднодоступные населенные пункты организованы в пяти районах: Интинском, Печорском, Ухтинском, Усинском и Усть-Цилемском. В 2009 году из республиканского бюджета Республики Коми на эти цели были выделены субсидии в объеме 18,2 млн. рублей.

По итогам 2009 года предприятиями воздушного транспорта было отправлено из аэропортов республики 203,4 тыс. пассажиров, отправлено грузов и почты - 1,7 тыс. тонн.

Автомобильный транспорт

На территории Республики Коми осуществляют хозяйственную деятельность 62 предприятия автомобильного пассажирского транспорта различных форм собственности, на балансе которых учтено 1014 автомобилей. Кроме того, в сфере автотранспортных услуг осуществляют перевозки пассажиров 358 индивидуальных предпринимателей, в собственности которых находится 866 автомобилей.

На конец 2009 года перевозка пассажиров выполнялась по 51 регулярному межмуниципальному автобусному маршруту, обслуживаемому перевозчиками, право на предоставление услуг которыми определялось по итогам проведения конкурса.

В 2009 году автомобильным пассажирским транспортом перевезено 98,5 млн. человек, грузовым автомобильным транспортом перевезено 23 млн. тонн грузов.

Речной транспорт

Деятельность по обеспечению услуг речного транспорта на территории Республики Коми осуществляет Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства и Сыктывкарский район водных путей – филиал Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства.

На территории муниципальных образований республики (Усть-Цилемский, Ижемский, Вуктыльский и Усинский районы) осуществляются внутримуниципальные пассажирские речные перевозки.

В 2009 году речным транспортом перевезено 58 тыс. человек и 891 тыс. тонн грузов.

Магистральный транспорт

Система магистрального транспорта газа по территории Республики Коми состоит из четырех очередей магистральных газопроводов (протяженностью 7300 км), газопроводов-отводов (1200 км) и конденсатопроводов (545 км). Основной объем газа поставляется с месторождений Тюменской области.

Протяженность системы магистральных газопроводов в однониточном исполнении по территории Республики Коми составляет 4000 км.

Доля трубопроводного транспорта в общем объеме грузоперевозок составляет порядка 75%.

Дорожное хозяйство

Дорожная сеть Республики Коми на 1 января 2010 года оснащена 533 мостами и путепроводами.

В зимний период транспортную связь в сельской местности обеспечивают 25 ледовых переправ общей протяженностью 12 км.

Расписание транспорта в России


Вы здесь: Home Республика Коми

Центральный округ

Республика Коми (коми Коми Республика) — республика в составе Российской Федерации [3] , субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа .

Столица — город Сыктывкар.

  • Образована республика Коми была 22 августа 1921 года как автономная область — АО Коми (Зырян) ;
  • 5 декабря 1936 года была преобразована в автономную республику в составе РСФСР — Коми АССР ;
  • 23 ноября 1990 года была преобразована в автономную республику — Коми ССР ;
  • 26 мая 1992 года была преобразована в республику в составе России — Республика Коми.

Граничит с Тюменской областью (а именно с входящими в её состав Ямало-Ненецким автономным округом (северо-восток, восток), Ханты-Мансийским автономным округом (юго-восток, юг)), Свердловской областью (юг), Пермским краем (юг), Кировской областью (юг, юго-запад, запад), Архангельской областью (включая Ненецкий автономный округ) (северо-запад, север, северо-восток).

Республика расположена на северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).

Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (между 59°12' и 68°25' северной широты), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби , проходящего по Уральскому хребту на востоке (между 45°25' и 66°10' восточной долготы).

Леса занимают более 70 % территории, болота — около 15 %.

Читайте также: