Культура и быт советского народа в военное лихолетье кратко

Обновлено: 30.06.2024

В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Художественная культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

Киноискусство

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Графика и живопись

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко. " (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).

В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945).

Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.

Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и отпусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.

В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в патриотическое движение.

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для связи с церковью создается Совет по делам Русской православной церкви. Впоследствии были урегулированы отношения государства и с другими религиозными конфессиями.

Разумеется, с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения военно-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

Наука. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении нового военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов местным сырьем. Основной акцент в научных исследованиях делался, на разработку новых видов вооружения. Создавались все более совершенные образцы орудий, танков, стрелкового автоматического оружия, бронебойных снарядов, бомб, средств связи, кораблей, самолетов.

Под руководством П.Л. Капицы велась напряженная работа по монтажу оборудования для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов.

Мощь советских вооруженных сил во многом определила новая авиация. Прославились конструкторы А. Микулин, А. Яковлев, С. Ильюшин, В. Петляков, С. Лавочкин. Особое место в отечественном авиастроении занимает А.Н. Туполев. ТУ–2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщиком второй мировой войны.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым.

Литература. Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества.

Литература времен войны приобретает яркий публицистический характер.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда.

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник.

Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами с реалистическими и героическими сюжетами.

Любимыми лентами оставались кинокомедии и лирика.

Театр. На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ соответствующих действительности. Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.


Такой неизвестный… быт

Начнем с того, что историей быта, тем более, быта советского, начали заниматься совсем недавно, и подобные исследования имеют точечный характер. Я знаю, что есть работы по истории советской моды, в том числе серьезные монографии. Есть работы по истории открытки или игрушки, но общей истории быта, хронологически последовательной и охватывающей все его стороны, нет, и в ближайшее время я такой работы не ожидаю.

Какие изменения происходят в быту и повседневности после Второй мировой войны? Официально Финская война и конфликты на Дальнем Востоке в нее не включаются, но и они повлияли на советский быт. А еще была война с Японией 1945 года. Но, конечно, самой важной составляющей мировой войны была Великая Отечественная война советского народа 1941–1945 годов, которая включала в себя и поход в Европу.

Менее известно то, что дарили нам не только фильмы, но довольно много пластинок или книг. Разумеется, книги эти, изданные в Америке и в Англии, были на английском языке.

Когда я был студентом и начал серьезно изучать английский язык, то отправился в иностранный отдел областной библиотеки и с изумлением обнаружил там несколько стеллажей, забитых книгами, подаренными в годы войны, с соответствующими штампиками и надписями. Это были книги самых разных жанров — и приключения, и детективы, и любовные романы — то, что называют массовой литературой.

Это не лежало в спецхране, другое дело, что до этих книг практически никто не добирался. Основная масса населения, во-первых, не знала, что они там есть. Во-вторых, язык настолько свободно, чтобы читать художественную литературу, знали сравнительно немногие.

Наш город входил в число пятнадцати старинных русских городов, наиболее пострадавших от войны. По этим городам была принята специальная программа восстановления. Не исключено, что именно в её рамках после освобождения города в 1943 году сюда попало множество таких книг. Все они были выпуска 30-х — начала 40-х годов, но штампики на них датированы, в основном, 1943 и 1944 годами.

Автомобили

064

Надо сказать, что в серьезных масштабах техника стала прибывать где-то с лета-осени 1942 года, причем с перерывами. И только в 1943–1944 годах на фронте ее стало действительно много.

Но интересно, что уже с августа—сентября 1941 года люди в тылу рассказывали друг другу об огромном количестве западной техники. И победу под Москвой уже приписывали тому, что союзники прислали нам технику. Хотя на самом деле она еще только начинала поступать небольшими партиями и до фронта практически не доходила. В 1941 году, пожалуй, только на Севере было некоторое количество самолетов, но, опять же, речь шла о нескольких десятках. Картину войны это никак не меняло.

Одновременно и в тылу, и на фронте появилось большое количество продовольствия, которое поставляла, прежде всего, та же самая Америка, в меньшей степени Англия.

0_eca81_8119cc6b_XL

Причем в художественной литературе и воспоминаниях мне встречались упоминания о многочисленных мифах, относительно этой тушенки. Говорили, например, что ее делали чуть не из слоновьего мяса… Вкус был непривычный. Я ее не ел, поэтому судить не берусь, но слухов, шуток и анекдотов про нее ходило много.

Вызывал удивление и яичный порошок, из которого можно было сделать омлет; у нас ничего подобного в то время не делали.

Одежда, обувь, отрезы ткани — все это попадало, в том числе, и в тыл. Если читать воспоминания людей, детство которых пришлось на годы войны и первые послевоенные годы — везде вспоминают американские ботинки, какое-то английское сукно, и все это тоже списывают на ленд-лиз. На самом деле, опять-таки, значительная часть таких вещей попала в СССР как гуманитарная помощь от союзников.

Трофеи и сувениры

Следующее изменение предметной среды связано с освободительным походом 1944–1945 года. Тут речь идет уже действительно о трофеях.

Я думаю, что в 50-е — 60-е годы не встречалось семьи, за исключением разве тех, где никто не воевал или никто не вернулся, где не было бы вещей, привезенных из Германии или из каких-то других стран.

Речь идет не о каких-то серьезных ценностях, драгоценных вещах, антиквариате и так далее, нет. Это могли быть, например, столовые приборы из мельхиора, подобранные на память в каком-то разрушенном доме. У нас дома были две или три елочные игрушки, про которые мне в детстве тоже говорили, что они привезены из Германии. Два маленьких сказочных домика, из очень тонкого стекла, совершенно западноевропейского вида. У нас таких игрушек не делали.

Иногда в Советский Союз привозились вещи, которых здесь просто не было. Патефонные пластинки, женские комбинации, бельё… но тут я могу судить опять же только по литературе.

Конечно, известны случаи, когда старшие офицеры, генералы, вывозили добро чуть ли не вагонами. Понятно, что подобные случаи меняли предметную среду, но исследований, сколько-нибудь подробной статистики, нет, либо я их не знаю. Единственное, было несколько работ общего характера по проблемам реституции — заводы, оборудование, сырье, военную технику, суда и так далее, которые забирало государство.

Про генералов и маршалов в этой связи в последнее время писали много, и часто преувеличенно. Но что касается вещей, которые попадали в руки рядовых, младших офицеров, если брать массовую армию, тут важно было еще и другое. Помимо сувениров они привезли впечатления о другой жизни.

Европейские впечатления

Приведу пример из более раннего периода. При изучении деревни 1920-х годов я неоднократно сталкивался с феноменом: люди, особенно побывавшие в немецком плену, у себя в деревне быстро становились самыми культурными хозяевами. В немецких селах, в крестьянских хозяйствах они работали в качестве батраков, и очень многое из того, что там было, перенимали, внедряли у себя, и это их выделяло.

Вообще о плене в Первую мировую войну и на Западе, и у нас вышли в последние годы серьезные исследования. Но я не знаю обобщающих работ, которые были бы посвящены проблеме бывших военнопленных в советском обществе, прежде всего в деревне 1920-х годов. А ведь это были сотни тысяч людей. Военнопленных у нас было только в Германии полтора миллиона, и основную массу составляли, безусловно, крестьяне. После этого кто-то погиб в гражданскую войну, умер, просто затерялся, но значительная часть их вернулась домой.

У плена есть еще одна сторона. В лагерях, на военных заводах, даже в рабстве у немецких бауэров, происходило действительно неформальное общение с иностранцами — и немцами, и союзниками, и представителями других стран.

Те несколько миллионов советских людей — и военнопленных, и гражданских, — которые оказались в концлагерях или были увезены в Германию и работали там на заводах, часто и жили, и работали вместе с французами, чехами, югославами. Военнопленных англичан и американцев было немного, но встречались и они. И браки там заключались — сколько-то женщин, которые нашли в плену мужей-иностранцев, не вернулись потом в СССР. Но кто-то и вернулся…

Я здесь не говорю о перемещенных, которые не вернулись по другим соображениям. Кто-то с немцами сотрудничал, кто-то просто испугался, кто-то решил поискать лучшей жизни. Это уже отдельный разговор — они влияния на ситуацию в нашей стране не оказали. А вот те, кто вернулись, как и фронтовики, привезли с собой, если не вещи, то воспоминания

Что построили пленные немцы?

Скажем, в Москве в районе Сухаревской площади есть несколько подобных домов, и о том, что их строили немцы, встречаются упоминания в путеводителях и краеведческой литературе. Однако возникает естественный вопрос.

То, что немцы строили какие-то здания, общеизвестно. Но архитектурные отличия предполагают, что они же были и авторами архитектурных проектов, да еще к тому же каким-то образом изготавливали по немецкому образцу материалы, которых у нас не было. Или для этих домов специально привозили материалы из Германии, что тоже крайне маловероятно. В общем, я очень сильно сомневаюсь, что эти легенды справедливы.

Немцев использовали на тяжелых физических работах: они разбирали руины, могли класть стены, копать котлованы под фундаменты. Стройка, особенно в те годы, в значительной степени — ручной труд. Конечно, если там были квалифицированные мастера, и они заявляли о себе, их могли использовать по специальности. Но в целом это была рабочая масса. Жили они в лагерях, по городам не гуляли и с населением особо вольно не общались. Поэтому их влияние на нашу действительность было невелико, хотя сами они многое увидели, многое оценили и позитивно, и негативно.

Попадалась мне книга — воспоминания бывших немецких военнопленных о жизни в СССР — очень разные воспоминания, очень разные оценки: от достаточно позитивных и доброжелательных до очень злобных, и все, что между этими полюсами.

Приключения союзников в СССР, или откуда взялись стиляги

Встреча на Эльбе, личные контакты с союзниками — это отдельный сюжет, которым я занимался, правда, только относительно военных лет. После войны эти контакты очень быстро прерываются.

1182526-231815-16x186147

На самом деле встречу на Эльбе трудно назвать серьезным контактом. Это был праздник, застолья, официальные банкеты, какие-то дружбы, там завязавшиеся и там же исчезнувшие.

Переписки после этих мероприятий тоже не возникало. Уж не говоря о цензуре, как мог русский крестьянин переписываться с американским фермером? На каком языке, на эсперанто? Одно дело, когда люди встречаются сразу после боя, где-нибудь на взорванном мосту, тут языковой барьер слетает напрочь, особенно, когда извлекаются фляги. Но для серьезного знакомства, серьезного общения этого мало.

Где, помимо Германии, советские люди могли общаться с союзниками? Обычно сразу же вспоминают о северных конвоях. Каковы масштабы этих контактов? Например, в августе 1942 года в Архангельске находилось сорок английских и американских судов, команды которых составляли примерно восемь тысяч человек. Все население Архангельска в 1939 году составляло около двухсот восьмидесяти тысяч человек. А в войну часть жителей была эвакуирована, многие были на фронте. Вот и получалось такое соотношение — один иностранец на 25–30 жителей.

Жительница Мурманска убирает могилу на кладбище американских и английских моряков, погибших во время Великой Отечественной войны Фото: В. Козлов

Жительница Мурманска убирает могилу на кладбище американских и английских моряков, погибших во время Великой Отечественной войны
Фото: В. Козлов

Но в культурном плане — помимо частных воспоминаний — от таких контактов не осталось практически ничего. Например, иностранцев водили в интерклубы. Такие клубы возникли еще в 30-е годы в портовых городах для иностранных моряков. Там им читали лекции о международном положении, показывали комсомольскую самодеятельность. По откликам, которые дошли до нас от союзников, правда, в небольшом количестве, для них это все было совершенно неинтересно, в лучшем случае — малопонятная экзотика. Еще очевидцы вспоминают футбольные матчи между союзниками и советскими моряками, особенно если наши выигрывали. Пожалуй, к этому и сводилось культурное взаимовлияние.

Наверно, помимо плена. самые многочисленные контакты были в Иране, где стояли и наши войска, и английские, и американские. Но и там большая часть личного состава с союзниками не пересекалась.

И, конечно, на территории Германии и Австрии, там, где была и наша, и западная зоны оккупации, особенно в 1945 году, пока ещё не восстановились границы, было какое-то общение. Но, в основном, речь идет об офицерах, потому что солдат из расположения частей никто особо не отпускал.

Что касается стиляг, я не думаю, что это прямое следствие войны. В Америке в годы войны было очень небольшое количество советских граждан, да и в оккупированной Германии американцы большей частью носили форму. То, что присылали в СССР в качестве гуманитарной помощи, были, в основном, рядовые вещи для повседневной носки.

Понятно, что стиляги пытались подражать американцам, причем, как всегда это бывает, с преувеличением. Ориентироваться они могли на случайно попавшие в СССР журналы или фильмы. Но в целом стиляги — это уже послевоенная история.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Повседневная жизнь людей во время Великой Отечественной Войны. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Повседневная жизнь людей во время Великой Отечественной Войны Презентацию подготовил студент группы ИС11В Козлов Иван

Начало войны В начале войны в стране ширилось добровольческое движение, нередко люди сами являлись в военкоматы для отправки на фронт. Массовый характер приняла добровольная помощь фронту. При обороне Москвы тысячи горожан занимались строительством оборонительных укреплений. Люди отдавали имеющиеся у них личные сбережения. На эти средства строили самолёты, танки, боевые орудия.

Быт граждан Военное время диктовало свои условия жизни. С июня 1940 г. страна перешла на семидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днём. Но люди голодали. Наибольшая ценность военных лет - карточки на хлеб.

Одно из самых страшных бедствий – голод – свирепствовало в стране. Потеря хлебных карточек – верная смерть.

Жизнь в тылу Именно благодаря титаническим усилиям подростков, женщин и стариков, которые стояли у станков и пахали поля, армия продолжала воевать. Снаряды с трогательными надписями от малолетних рабочих или юных девчушек успешно громили фашистов.

Обучение во время войны Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу.

Проведение праздников Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники. Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”.

Читайте также: